Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Итоги заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (20 октября 2015 года)

В Минске в Исполнительном комитете СНГ 20 октября состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (далее – Совет). В заседании Совета приняли участие представители всех государств – участников СНГ, за исключением Туркменистана, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев, руководители департаментов и других структурных подразделений Исполкома СНГ, заместитель Председателя Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ, начальник Главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Республики Армения Р. Х. Галоян.

 


Председательствовал на заседании К. К. Омуралиев – Постоянный полномочный представитель Кыргызской Республики при уставных и других органах Содружества Независимых Государств, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Беларусь.

На заседании Совета рассмотрены вопросы повестки дня:

1. Об итогах заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и задачах Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов.

2. Об Информации о проекте Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

3. Об Информации о деятельности Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств.

4. О проекте повестки дня очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

Информацию по первому вопросу повестки дня предоставил Председательствующий на заседании Постоянный полномочный представитель Кыргызской Республики при уставных и других органах Содружества Независимых Государств, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Беларусь К. К. Омуралиев.

В своем выступлении он отметил, что, по мнению участников, заседания СМИД и СГГ прошли на высоком уровне и весьма плодотворно.

В указанных заседаниях приняли участие делегации всех государств – участников Содружества. Практически все вопросы, включенные в проекты повесток дня, были рассмотрены и по ним приняты соответствующие решения.

На заседаниях СМИД и СГГ обсужден широкий круг вопросов взаимодействия государств – участников СНГ в международной сфере, состоялся продуктивный обмен мнениями о состоянии и перспективах развития сотрудничества в различных сферах, подписан ряд важных документов.

На заседании СГГ приняты заявления глав государств Содружества по случаю 70-летия создания Организации Объединенных Наций, о борьбе с международным терроризмом и Обращение в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС.

Подписан также ряд документов, которые, несомненно, будут способствовать развитию и укреплению сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с преступностью. Среди них:

Концепция военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года;

Программа сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы;

Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников СНГ;

Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По инициативе Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ Совет глав государств Содружества принял Решение о правовом обеспечении миграционных процессов в СНГ.

Совет глав государств СНГ принял также Решение о реализации в 2016 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Туркменистане, объявив город Дашогуз культурной столицей СНГ в 2016 году.

Решением СГГ СНГ установлено, что председательство в СНГ в 2016 году будет осуществляться Кыргызской Республикой, а сопредседательство – Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Очередные заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств состоятся соответственно 8 апреля в Москве и 16 сентября 2016 года в Бишкеке.

Члены Совета приняли предоставленную информацию к сведению. Постоянным полномочным представителям государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительному комитету СНГ предложено содействовать реализации документов, принятых на заседаниях Совета министров иностранных дел СНГ и Совета глав государств СНГ 15–16 октября 2015 года в Республике Казахстан.

Информацию по второму вопросу повестки дня предоставил заместитель директора департамента экономического сотрудничества – начальник отдела стратегии экономического развития Исполнительного комитета СНГ Е. Е. Киларь.

В своем выступлении докладчик отметил, что проект Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее – проект Плана) подготовлен рабочей группой по разработке указанного проекта документа совместно с Исполнительным комитетом СНГ в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 20 июня 2014 года «О ходе выполнения Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года».

В работе над этим документом приняли активное участие практически все государства – участники СНГ, около 30 органов отраслевого сотрудничества СНГ и базовые организации в различных сферах экономики.

План охватывает более 20 направлений сотрудничества и взаимодействия государств – участников СНГ и насчитывает 290 мероприятий.

К наиболее значимым направлениям Плана относится, прежде всего, развитие межгосударственного инновационного пространства. Усилия государств Содружества будут направлены на совместную реализацию Межгосударственной программы инновационного сотрудничества до 2020 года, утвержденных инновационных проектов, подготовку Порядка разработки и финансирования проектов и мероприятий в рамках Программы, а также разработку мер по экономическому стимулированию инновационной деятельности.

Второе важное направление в Плане – это развитие межгосударственного торгово-экономического сотрудничества.

В целях реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года предусмотрены разработка и реализация таких важных документов, как Соглашение о свободной торговле услугами и Протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.

В этом разделе также нашли свое место мероприятия, направленные на развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая подготовку и проведение юбилейной выставки, посвященной 25-летию образования Содружества Независимых Государств.

Еще одним актуальным направлением Плана стало развитие рынка труда и регулирование миграционных процессов. Этот подраздел Плана значительно расширился и стал более конкретным. Его мероприятия направлены на поэтапное формирование общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы, противодействие незаконной миграции, а также создание условий для адаптации и интеграции трудящихся-мигрантов принимающей стороной, их довыездной подготовки.

Значительное внимание в Плане уделено взаимодействию государств – участников СНГ в валютно-финансовой сфере. Предусмотрены меры по расширению использования национальных валют государств во взаиморасчетах между ними, упрощению процедур трансграничных платежей и организации взаимного допуска национальных банков на валютные рынки для проведения межбанковских конверсионных операций в рамках Содружества. Государства будут стремиться к сближению норм регулирования и контроля в этой сфере с учетом наилучшей международной практики. Появился новый подраздел – развитие сотрудничества в сфере страхования.

Дальнейший импульс в Плане получит развитие сотрудничества в отдельных отраслях экономики.

Мероприятия Плана в важнейших областях экономического сотрудничества и взаимодействия государств Содружества будут направлены на развитие международных транспортных коридоров и высокоскоростного пассажирского сообщения на железных дорогах, формирование общего электроэнергетического рынка и совместное строительство электросетевых и генерирующих объектов, развитие сотрудничества в области производственной кооперации и внедрение новых технологий в промышленном производстве, развитие общего аграрного рынка государств – участников СНГ на базе межгосударственной кооперации и специализации в аграрной сфере, а также исследование и использование космического пространства в мирных целях.

Реализация мероприятий Плана позволит создать реальные условия для устойчивого развития экономики государств – участников СНГ, расширения и углубления сотрудничества между ними, осуществления структурных преобразований в различных сферах деятельности, минимизировать негативные последствия финансово-экономического кризиса, а также будет способствовать дальнейшему развитию интеграции в рамках Содружества.

Планируется, что План мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года будет утвержден на заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года.

Члены Совета, приняв предоставленную информацию к сведению, предложили Исполнительному комитету СНГ после утверждения указанного Плана на заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года направить письма в правительства государств – участников СНГ с просьбой поручить заинтересованным министерствам и ведомствам обеспечить выполнение Плана, а также в органы отраслевого сотрудничества СНГ с просьбой предусмотреть в перспективных планах советов начиная с 2016 года меры по реализации указанного документа.

Информацию по третьему вопросу повестки дня предоставил заместитель Председателя Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ, начальник Главного управления оперативного розыска и внутренней безопасности Министерства финансов Республики Армения Р. Х. Галоян.

В своем выступлении докладчик отметил, экономические и налоговые преступления в настоящее время вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные транснациональные преступные группы, наносящие значительный ущерб экономикам государств – участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям.

Учитывая это, Решением учредительного совещания руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ от 20 октября 1999 года был создан Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – КСОНР).

В состав КСОНР входят руководители органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ, за исключением Туркменистана и Узбекистана.

Помимо органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ, в заседаниях КСОНР принимают участие в качестве наблюдателей представители органов налоговых (финансовых) расследований Латвии, Литвы и Грузии.

Основными задачами КСОНР являются:

обеспечение взаимодействия, обмен информацией, взаимные консультации, выработка рекомендаций и предложений в целях эффективного решения задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением нарушений налогового (финансового) законодательства;

выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств – участников СНГ, развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с нарушениями налогового (финансового) законодательства.

Исходя из анализа складывающейся ситуации, КСОНР ежегодно на своих заседаниях определяет основные направления противодействия экономической преступности.

Одним из важнейших направлений деятельности органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ является борьба с лжепредпринимательством, а также криминальным банкротством. Вопрос противодействия этому виду экономической преступности был рассмотрен на заседании Совета в 2013 году. В результате рассмотрения было принято решение органам налоговых (финансовых) расследований активизировать деятельность в этом направлении.

Советом осуществляется целенаправленная работа по противодействию криминальным схемам, способствующим образованию у субъектов хозяйствования просроченной внешней дебиторской задолженности. В соответствии с решением Совета по этому вопросу в 2012 году членами КСОНР в своих государствах организован и проведен комплекс мероприятий, которые принесли положительные результаты по пресечению этой противоправной деятельности.

Актуальным для деятельности Совета продолжает оставаться возмещение налога на добавленную стоимость. Схемы незаконного возмещения НДС аналогичны в большинстве стран Содружества – бестоварные операции, использование фиктивных поставщиков, подделка инвойсов, псевдоэкспорт, ценовые манипуляции и т. п.

Вопрос консолидации усилий органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ в пресечении и выявлении фактов уклонения от уплаты (необоснованного возмещения) налога на добавленную стоимость, причиняющих наибольший ущерб бюджетам государств, был рассмотрен Советом в 2014 году.

Сотрудничество в противодействии вызовам и угрозам в экономической сфере осуществляется Советом с учетом опыта органов налоговых (финансовых) расследований каждого из государств Содружества. В повестку дня заседаний Совета ежегодно включаются вопросы, связанные со спецификой деятельности органа налоговых расследований государства, на территории которого проводится очередное заседание Совета. Так, в текущем году на заседании Совета в Астане была рассмотрена презентация Службы экономических расследований Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в борьбе с налоговыми (финансовыми) правонарушениями.

Базовый характер носит информационное обеспечение, создание систем, обеспечивающих реализацию этих функций управления. В связи с этим в органах налоговых (финансовых) расследований создаются информационные системы, которые охватывают все возможные базы данных госорганов, учитывают и позволяют анализировать собственные практические результаты, имеющиеся силы и средства, в том числе в сфере оперативно-разыскной деятельности.

Таким образом, в органы финансовых расследований поступает огромный массив информации, охватить который вручную сложно. В связи с этим в 2014 году разработаны база данных и программный продукт к ней, позволяющие присоединиться к Межгосударственному информационному банку. Работа в этом направлении продолжается.

В соответствии с Положением о Координационном совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ одной из новых функций в деятельности Совета является взаимодействие с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и рабочими (исполнительными) органами международных организаций в вопросах своей компетенции.

По состоянию на сегодняшний день соответствующие протоколы подписаны 5 органами отраслевого сотрудничества: Советом командующих Пограничными войсками, Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Координационным советом руководителей налоговых служб государств – участников СНГ, Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, Советом руководителей подразделений финансовой разведки.

Продолжается работа по согласованию текстов соглашений и протоколов с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.

Члены Координационного совета принимают активное участие в международных конференциях и семинарах по актуальным вопросам борьбы с налоговыми (финансовыми) правонарушениями. В частности, члены КСОНР в 2013–2015 годах участвовали в форумах руководителей налоговых расследований, организуемых Центром по налоговой политике и администрированию Организации Экономического Сотрудничества и Развития в Осло (Норвегия), Стамбуле (Турция), Амстердаме (Нидерланды).

Члены Совета, приняв предоставленную информацию к сведению, отметили деятельность КСОНР в деле предупреждения, выявления, расследования преступлений в экономической сфере, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, возвращения средств, полученных от незаконной деятельности.

Участники заседания рекомендовали КСОНР активизировать деятельность по выработке предложений по совершенствованию национального законодательства государств – участников СНГ, развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с нарушениями налогового (финансового) законодательства.

Очередное заседание Совета предполагается провести 17 ноября 2015 года, на котором рассмотреть вопросы: об итогах заседания Совета глав правительств СНГ и задачах Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов, об итогах выполнения Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, о ходе выполнения Графика отчетов о деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ на заседаниях Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета, Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в 2014–2015 годах и аналогичном Графике на 2016–2017 годы и другие.

 

Организационный департамент Исполнительного комитета СНГ