Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Исполком СНГ: деловая неделя (18–22 января 2016 года)

В Исполнительном комитете СНГ в городе Минске 20–21 января прошло заседание экспертной группы по согласованию проектов Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017–2019 годы и Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о ней.

В заседании приняли участие полномочные представители и эксперты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Совета командующих Пограничными войсками, Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ, Антитеррористического центра государств – участников СНГ, Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ.

С учетом поступивших замечаний и предложений Республики Армения, Республики Казахстан, Российской Федерации, Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Секретариата Совета министров обороны государств – участников СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ эксперты доработали и согласовали проекты Программы и соответствующего Решения.

В связи с неготовностью Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ выступить в качестве организатора большинством голосов из пункта 2.10 проекта Программы исключен подпункт, предусматривающий проведение тактико-специальных учений правоохранительных подразделений и подразделений силового обеспечения таможенных органов совместно с подразделениями пограничных ведомств государств – участников СНГ в целях отработки вопросов взаимодействия в предотвращении и пресечении актов терроризма на объектах таможенной и пограничной инфраструктуры.

По итогам заседания предложено Исполнительному комитету СНГ внести в установленном порядке проекты вышеназванных документов на рассмотрение Совета глав государств Содружества и направить материалы заседания экспертной группы в страны СНГ для внутригосударственного согласования проектов Программы и Решения о ней.

В проекте Программы определено, что главной ее целью является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников и органов СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

К основным задачам Программы отнесены подготовка предложений Совету глав государств, Совету глав правительств, другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма; развитие нормативной правовой базы сотрудничества, совершенствование и гармонизация национального законодательства; проведение согласованных и/или совместных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций; осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в области борьбы с терроризмом, информационное обеспечение сотрудничества и др.

Проектом также предусмотрено ежегодное предоставление Исполнительным комитетом СНГ Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества доклада о ходе выполнения Программы.

 


 

В городе Москве в Отделении Исполнительного комитета СНГ 18 января проведено заседание экспертной группы по проекту Решения Экономического совета СНГ об актуализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В заседании приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, члены Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, Россотрудничества, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Российского университета дружбы народов, Финансово-банковского Совета СНГ, а также Исполнительного комитета СНГ.

Открыл заседание экспертной группы заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Сергей Иванов.

Участники заседания отметили, что вопросы функционирования и финансирования Головного контактного центра при Операторе Программы должны быть учтены при обсуждении актуализации Положения об Операторе Программы.

По итогам заседания экспертной группы решено одобрить проект изменений в Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, уточненный с учетом поступивших замечаний и предложений государств – участников СНГ и состоявшегося обсуждения, а также внести указанный проект документа на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке в марте 2016 года.

Отметим, что на заседании Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, которое состоялось в Минске 24–25 сентября 2015 года, был обсужден ход выполнения в 2015 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2015–2016 годы по ее реализации.

На этом заседании также были рассмотрены вопросы реализации и состояния финансирования пилотных межгосударственных инновационных проектов Программы, подготовки проектов Комплекса мероприятий на 2017–2020 годы по реализации Программы, Перечня межгосударственных инновационных проектов Программы (второй очереди) и Порядка распределения собственности, созданной в результате реализации проектов Программы.

Обращает на себя внимание, что в Концепции председательства Кыргызской Республики в СНГ в 2016 году также поддерживается идея развития научных и инновационных технологий, что является одним из необходимых условий устойчивого экономического роста, обеспечения безопасности и повышения качества жизни граждан СНГ.

 


 

В штаб-квартире СНГ в городе Минске 19 января состоялось первое в 2016 году заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

В заседании приняли участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, первый заместитель Председателя Владимир Гаркун, Председатель Экономического Суда СНГ Людмила Каменкова, руководители структурных подразделений и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.

Председательствующий в Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества Кубанычбек Омуралиев проинформировал участников заседания о Концепции председательства Кыргызской Республики в Содружестве Независимых Государств в 2016 году.

В Концепции подчеркивается, что председательство Кыргызстана в СНГ будет исходить из принципа преемственности в целях дальнейшего развития Содружества и наращивания многостороннего сотрудничества государств-участников на современном этапе.

Кыргызская Республика занимает неизменную позицию, нацеленную на укрепление интеграции государств-участников, и считает, что СНГ остается основной диалоговой площадкой для взаимодействия стран на постсоветском пространстве. При этом Кыргызская Республика поддерживает предложения о необходимости трансформации Организации, оптимизации и реформирования органов отраслевого сотрудничества СНГ.

Председательство Кыргызской Республики в СНГ будет направлено на дальнейшее углубление экономического развития на основе принятых концептуальных и стратегических документов, поддержание мира, безопасности и межнационального согласия.

В качестве приоритетных целей председательства Кыргызстана в СНГ будут являться: дальнейшее укрепление всестороннего конструктивного взаимодействия между государствами – участниками Содружества, основанного на принципах равенства, доверия, взаимопонимания и добрососедства; расширение роли СНГ путем сопряжения и взаимного учета процессов интеграции в Содружестве и Евразийском экономическом союзе; поиск новых форм эффективного экономического и политического взаимодействия СНГ с ШОС, Европейским Союзом, государствами Юго-Восточной Азии и странами БРИКС.

В экономическом сотрудничестве основное внимание будет сосредоточено на выполнении Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, Плана мероприятий по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере, реализации положений Договора о зоне свободной торговли.

Кыргызстан целиком поддерживает идею развития научных и инновационных технологий, что является одним из необходимых условий устойчивого экономического роста, обеспечения безопасности и повышения качества жизни граждан СНГ. Основой для этой работы станет дальнейшая реализация Перечня пилотных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В вопросах гуманитарного сотрудничества в качестве первоочередной задачи станет выполнение Плана мероприятий, посвященных 25-летию СНГ, и принятие Заявления глав государств Содружества в связи с юбилейной датой.

Одновременно будут направлены усилия на реализацию Решения Совета глав государств СНГ об объявлении 2016 года Годом образования в Содружестве. Планируется уделить приоритетное внимание взаимодействию государств в сфере профессионального образования, в частности повышению конкурентоспособности квалифицированных рабочих кадров и специалистов, подготавливаемых в образовательных организациях начального и среднего профессионального образования.

Кыргызская Республика также акцентирует внимание на выполнении Плана мероприятий на 2016–2017 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, Плана мероприятий на 2016–2018 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников СНГ до 2020 года, а также продолжит оказывать содействие в осуществлении Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества».

Приоритетными направлениями председательства Кыргызстана в СНГ в 2016 году станут вопросы совместного противодействия террористическим угрозам, сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом во всех его формах и проявлениях, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, отмыванием денег и торговлей людьми.

Дальнейшее развитие получат сотрудничество и взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, устранении последствий и оказании гуманитарной помощи, обеспечении экологической безопасности.

В качестве важного инструмента стабильного развития и обеспечения безопасности в рамках Содружества Кыргызская Республика рассматривает укрепление всего спектра сотрудничества с государствами – участниками Содружества. Кыргызская Республика готова работать по всем направлениям многостороннего сотрудничества и взаимодействия в целях дальнейшего укрепления эффективности и авторитета Содружества Независимых Государств.

Говоря о Концепции председательства Кыргызской Республики в СНГ в 2016 году, Председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев отметил, что главным ее принципом является укрепление и дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках Содружества. «Концепция определяет понимание того, что Содружество Независимых Государств должно быть сохранено. В ней намечены взвешенные подходы к формам взаимного сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности Организации», – подчеркнул Сергей Лебедев.

Советом постпредов продолжена практика заслушивания отчетов о деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ. О работе Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ членов Совета проинформировала заместитель Министра труда и социальных вопросов Республики Армения Джема Багдасарян.

Отмечено, что данный Совет играет важную роль в вопросах сотрудничества в социально-трудовой сфере и в области миграции, которые приобретают особое значение и предполагают выход на новый, более высокий уровень взаимодействия между государствами – участниками СНГ, основанного на накопленном практическом опыте.

Консультативный Совет был создан в соответствии с Соглашением об образовании Консультативного Совета от 13 ноября 1992 года.

Советом проведено 28 заседаний и рассмотрено 345 вопросов.

По инициативе Совета принят ряд нормативно-правовых документов, которые позволили сохранить основные направления и укрепить межгосударственное взаимодействие в области социально-трудовой сферы и миграции. Так, в 1993–1994 годах Советом глав правительств Содружества в области социального обеспечения подписаны соглашения: о помощи беженцам и вынужденным переселенцам; о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним; о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих; о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов и др.

Начиная с 2000 года высшими органами Содружества по инициативе Совета принимаются межгосударственные документы, конкретизирующие механизмы взаимодействия министерств и ведомств государств – участников СНГ по глобальным проблемам сотрудничества в области формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ, в области нормирования труда и решении проблем демографической безопасности. Например, Решение Экономического совета СНГ о Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 15 декабря 2000 года.

Большую работу проводил Консультативный Совет по выполнению Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. В частности, разработанная Советом Концепция согласованной социальной и демографической политики государств – участников СНГ была принята 18 октября 2011 года Советом глав правительств Содружества. В настоящее время Советом подготовлен проект Плана мероприятий по ее реализации, который согласован экспертной группой и направлен в правительства государств – участников СНГ для рассмотрения и проведения внутригосударственного согласования.

Особое внимание Советом уделяется социальной составляющей, а именно совершенствованию межгосударственной нормативно-правовой базы в области предоставления дополнительных льгот и гарантий ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также приравненным к ним лицам.

В ходе долгих и многочисленных согласований в октябре 2015 года, Года ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в СНГ, был подписан главами правительств Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года.

Протокол включает ряд важных положений, согласно которым уточнены перечни льгот и гарантий для постоянно проживающих и временно пребывающих на территориях государств – участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, расширена категория лиц, на которые распространяется действие данного Соглашения, дополнено приложение 1 к этому документу перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан бывшего Союза ССР.

В деятельности Консультативного Совета находились вопросы по выполнению планов мероприятий по реализации первого (2009–2011 годы) и второго (2012–2015 годы) этапов Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. К ним можно отнести разработку предложений по сближению законодательства государств – участников СНГ в сфере занятости населения, трудовой миграции в целях создания общего рынка труда и борьбы с незаконной миграцией, разработку и согласование проектов Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ и Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы. На сегодняшний день эти документы в рамках Совета согласованы, осуществляется их правовая экспертиза и внутригосударственное согласование.

Консультативным Советом проведена целенаправленная работа по внесению согласованных предложений по определению базовых организаций государств – участников СНГ в сферах методического и организационно-технического обеспечения работ в области нормирования труда и подготовки и повышения квалификации кадров по нормированию труда.

Решением Совета глав правительств Содружества от 29 мая 2015 года статус базовой организации государств – участников СНГ в сфере методического и организационно-технического обеспечения работ в области нормирования труда был придан учреждению «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», а учреждению образования «Белорусский государственный экономический университет» – статус базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по нормированию труда.

В целях исключения дублирования вопросов миграции в работе Консультативного Совета и Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ и в соответствии с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества СНГ от 9 октября 2009 года экспертной группой разработаны проект Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Консультативного Совета и новая редакция Положения, в которых конкретизированы компетенция, состав Консультативного Совета, а также структура Секретариата и регламент его работы.

Консультативный Совет активно взаимодействует с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ, Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ и Всеобщей конфедерацией профсоюзов.

Совет также сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ), Международной организацией миграции (МОМ) и с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Под эгидой и с участием Совета проведен ряд значимых межгосударственных мероприятий. Например, научно-практическая конференция на тему «Правовые, методологические и практические аспекты нормирования труда в государствах – участниках СНГ» (Москва, 22 мая 2012 года); Международный семинар по вопросам организации нормирования труда и повышения производительности труда в организациях государств – участников СНГ (Астана, 6 ноября 2014 года); Международная конференция «Здоровая семья – здоровое общество» (Минск, 14–15 мая 2015 года) с участием представителя Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА).

Отдельным важнейшим направлением деятельности Консультативного Совета является обмен информацией между его членами и Секретариатом. На сегодняшний день информационно-телекоммуникационной площадкой взаимодействия в рамках Совета является страница «Социально-трудовая сфера» на Интернет-портале СНГ, содержащая Соглашение об образовании Консультативного Совета, Положение о нем, нормативно-правовую базу межгосударственного сотрудничества в сфере миграции и социально-трудовых отношений в рамках СНГ, информацию о проведенных заседаниях и информационно-аналитические материалы по направлениям деятельности.

В соответствии с Предложениями по созданию системы обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах на национальных рынках труда создана система обеспечения взаимного доступа к интернет-ресурсам о спросе и предложении на национальных рынках труда стран СНГ посредством размещения утвержденного Председателем Консультативного Совета баннера «Рынок труда в СНГ» на сайтах уполномоченных органов стран Содружества, ведающих вопросами занятости населения, а также Исполкома и МПА СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов.

Консультативный Совет оперативно реагирует на реалии современной жизни. В этой связи на регулярной основе осуществляются разработка и инвентаризация нормативно-правовой базы межгосударственного сотрудничества государств – участников СНГ в социально-трудовой сфере.

В целом деятельность Совета за весь период его функционирования положительно сказалась на развитии и укреплении взаимодействия стран Содружества в деле охраны труда и обеспечения социального благополучия населения, а также повышения уровня социальной защищенности населения в государствах – участниках СНГ.

Нормативные и правовые документы, подготовленные и рекомендованные Консультативным Советом к практическому применению, позволили в значительной мере минимизировать затраты министерств труда и социальной защиты государств – участников СНГ на разработку аналогичных документов в целях создания и совершенствования национальной нормативной базы социально-трудовой сферы. Вместе с тем деятельность Консультативного Совета, его рабочих групп и базовых организаций требует постоянного совершенствования с учетом реалий, складывающихся в рамках Содружества.

На заседании Совета постпредов также утвержден План работы на 2016 год, содержащий обсуждение и рассмотрение более 20 вопросов различной тематической направленности, включая проведение в апреле совместного заседания с Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в целях обсуждения хода реализации Плана совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

Советом постпредов рассмотрены некоторые другие вопросы, по которым приняты соответствующие решения.

 

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ