Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Мы обречены быть вместе. К 25-летию СНГ

Совместный проект журнала «Международная жизнь» МИА «Россия сегодня», радио «Спутник», 22.11.2016 г.

Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»: В этом году исполняется 25 лет СНГ. Есть мнение, что СНГ помогло цивилизованному разводу Советского Союза. Как вы к этому относитесь?

Сергей Лебедев: Действительно, я много раз слышал фразу, что СНГ послужило важным инструментом цивилизованного развода. Здесь можно согласиться, потому что центробежные тенденции на первом этапе существования СНГ, конечно, преобладали. Государства отринулись друг от друга, хотели избавиться от центра, и, к сожалению, это привело к тому, что в ходе выяснения спорных вопросов относительно территорий и границ возникали конфликты. Примеры тому - Таджикистан, Южный Кавказ, Приднестровье.

Каким-то образом надо было эти конфликты погасить, найти мирные решения спорных проблем. И СНГ на первых этапах своего существования смогло решить эти проблемы: прекратить гражданскую войну в Таджикистане, кровопролитие в Нагорном Карабахе и Приднестровье. Но когда конфликты были приглушены, на первый план выдвинулись многие другие проблемы, связанные с цивилизованным разводом бывших советских государств. Это взаиморасчеты, прежде всего в экономической сфере, урегулирование транспортных проблем, вопросов энергоснабжения, связи, многих социальных проблем, например выдача и погашение пенсий гражданам бывшего СССР, обеспечение в сфере здравоохранения, признание дипломов и т. д.

Было много дискуссий о том, сохранять ли единую валюту или вводить свои собственные денежные знаки. Не все надежды и планы, которые вынашивались на этапе создания СНГ, осуществились. В частности, тогда предполагалось, что будут общие вооруженные силы и общая внешняя политика, никто тогда не думал о самостоятельных валютах. Но центробежные тенденции, к сожалению, привели к тому, что мы слишком далеко разошлись. Это принесло многие проблемы и в экономику. Вы знаете, что разрыв кооперационных связей между предприятиями в различных республиках СНГ привел к негативным последствиям для экономик наших стран. Многие предприятия до сих пор не оправились от того удара, который был нанесен в 1990-х годах. Надо было эти проблемы решать. Тогда-то главы государств и правительств, эксперты стран Содружества собирались на очередные саммиты, встречи. В 1990-х годах их проводилось очень много.

В итоге пришли к выводу, что надо детально заниматься выстраиванием новых отношений между республиками СНГ в экономике, гуманитарной сфере. Оглядываясь назад, сейчас можно констатировать, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов в Содружестве приступили уже к созиданию. От цивилизованного развода перешли к построению новых отношений, продиктованных прагматизмом. Сейчас многие признают, и это естественно, что мы обречены быть вместе, потому что мы соседи. Можно поменять квартиру или дачный участок, если тебе не нравится сосед, но страну поменять невозможно, мы же живем рядом, поэтому сам Бог велел нам выстраивать добрососедские отношения. Это отвечает интересам каждого государства Содружества. Я как участник многих встреч на самом высоком уровне могу подтвердить, что осознание этой реальности присутствует и оно диктует дальнейшие шаги в интеграции.

А.Оганесян: Как, с вашей точки зрения, можно сегодня оценить события, произошедшие в Беловежской пуще?

С.Лебедев: В настоящее время происходит переоценка событий, которые произошли в декабре 1991 года, и именно по этой причине 8 декабря, когда было подписано известное Беловежское соглашение тремя лидерами советских республик, меньше воспринимается как дата создания Содружества. Более близкой по духу и содержанию является дата 21 декабря, когда в Алма-Ате собрались главы уже 11 государств и подписали Алма-Атинскую декларацию. Грузия присоединилась к ней двумя годами позже. На пространстве СНГ сегодня 8 декабря рассматривается преимущественно как дата разрушения Советского Союза, а 21 декабря - как дата создания Содружества независимых государств в том виде, в котором оно продолжает существовать.

А.Оганесян: Давайте поговорим о совместных проектах, которые способствуют стабильному развитию государств - членов СНГ.

С.Лебедев: Я пришел на пост председателя Исполкома СНГ в 2007 году. Именно в том году главами государств была подписана Концепция дальнейшего развития СНГ. Это очень важный документ. До 2007 года у нас такого документа не было. Мы плыли по течению, а заглянуть вперед, наметить стратегические задачи не удавалось. Принятая концепция действует и, более того, реализуется в конкретных делах. Кроме того, реализуются многие другие подписанные документы, в частности Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Кстати, в подготовке этого документа нам помогали эксперты Европейской экономической комиссии ООН. Тогдашний глава Европейской экономической комиссии Марек Белька, бывший премьер Польши, приезжал к нам в страны СНГ, и я с ним встречался неоднократно. Считаю, что это очень хороший, добротный документ.

Стратегия экономического развития СНГ предполагала три этапа. Два ее этапа уже реализованы, сейчас мы находимся на заключительном этапе. Анализируя ход ее выполнения, хочу заметить, что немало было сделано. Удалось подписать такой важный документ, как Основные направления развития и сотрудничества в сфере транспорта, который регулирует наши отношения в транспортной сфере. Мы все связаны транспортными магистралями, большинство из наших стран являются транзитными государствами. Очень важно также сотрудничество в энергетике, в области связи. Могу с удовлетворением сказать, что три отраслевых совета, которые действуют в сфере транспорта, энергетики и связи, являются наиболее эффективными. Есть еще Совет руководителей, ведающих железнодорожными структурами, который координирует взаимодействие в сфере железнодорожного сообщения. Он тоже работает достаточно эффективно. И что примечательно, в нем участвуют не только страны Содружества, но и близлежащие государства, в частности прибалтийские страны, Венгрия, Финляндия.

Сама жизнь заставляет нас находить какие-то точки соприкосновения для сотрудничества, решать задачи вплоть до размеров колеи, использования вагонов и т. д. Неплохие проекты в сфере мирного использования атомной энергетики. Существует Комиссия по совместному использованию атомной энергии в мирных целях, она тоже достаточно эффективно работает. Успешно реализуются проекты в гуманитарной сфере. Был создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, который базируется в Москве. Под эгидой и при поддержке этого фонда был реализован такой интересный проект, как Молодежный симфонический оркестр СНГ, - прекрасный проект, когда молодые музыканты стран Содружества собираются на месяц, как правило, в Москве и под руководством известных дирижеров (например, Фуата Мансурова, Владимира Спивакова, Марка Горенштейна и др.) готовятся к совместному выступлению на сцене, репетируют исполнение как классических произведений, так и популярных песен, в том числе советского периода. Гастроли оркестра по странам СНГ всегда проходят с аншлагом. Кроме того, в гуманитарной сфере с помощью этого фонда были учреждены такие премии, как «Звезды Содружества», «Содружество дебютов» и т. д.

Что касается сферы обеспечения безопасности, то это сегодня очень важная сфера в силу взаимодействия тех угроз, которые мы ощущаем не только в странах СНГ. Европа подвержена угрозам национальной безопасности, в первую очередь террористическим. У нас в этой сфере есть немало совместных проектов: объединенные информационные системы правоохранительных структур, совместные профилактические операции по предотвращению сделок в сфере наркобизнеса, организованной преступности и т. д. Говоря об итогах сотрудничества за прошедшие 25 лет, хочу подчеркнуть, что их вполне можно охарактеризовать как позитивные.

А.Оганесян: Есть ли в настоящее время прогресс в решении вопроса о совместном водопользовании стран СНГ?

С.Лебедев: Проблема, безусловно, очень актуальная. Она остается в повестке дня. Но хочу подчеркнуть, что сохраняется желание сообща решить данную проблему. Свидетельством тому являются многочисленные контакты, переговоры, конференции по этой тематике, которые проводятся как в рамках Содружества, так и под эгидой ООН. Я сам был участником подобных конференций, которые проводились в Душанбе, Ташкенте, Ашхабаде. Разумеется, наибольшую заинтересованность в решении этой проблемы проявляют центральноазиатские государства, для которых вопрос совместного водопользования и водосбережения стоит очень остро. И исполнительные структуры СНГ, конечно, оказывают содействие в поисках решения этой проблемы. Пару лет назад пять центральноазиатских государств на высоком уровне подписали важное соглашение, направленное на решение проблемы совместного водопользования. Я знаю также, что осуществляются двусторонние контакты между государствами Центральной Азии. Российская Федерация и другие страны СНГ активно поддерживают этот диалог, помогают и на экспертном, и на организационном уровнях решать эти проблемы.

Самое главное, что есть общее желание найти пути решения совместного водопользования, потому что экологическая ситуация ухудшается. Вы знаете, что происходит таяние ледников, высыхание Аральского моря с одновременным увеличением количества используемой воды. Расширяются поля, растет население, растут города, что требует, безусловно, большего потребления воды. Эти тенденции побуждают активизировать работу по поиску решения совместного водопользования. Решение обязательно будет найдено. Последние контакты на уровне ответственных лиц Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана говорят о том, что поиск решения продолжается. Россия, конечно, в этом процессе участвует.

А.Оганесян: Сергей Николаевич, как, по вашему мнению, изменится ситуация в Узбекистане после смерти Президента республики Ислама Каримова? Как эта ситуация отразится на российско-узбекских отношениях?

С.Лебедев: Нынешнее руководство Узбекистана в лице временно исполняющего обязанности      главы государства Шавката Мирзиёева подтвердило курс преемственности на сохранение добрых отношений со своими соседями, на членство в Содружестве независимых государств. Во время траурных мероприятий в Самарканде я встречался с Шавкатом Мирзиёевым. Кроме того, на многих международных форумах последних месяцев мне удалось переговорить вкратце с министром иностранных дел Узбекистана. Приятно было констатировать, что нынешнее руководство настроено на сохранение и развитие добрых отношений со своими соседями, на поддержание курса, который бы способствовал обеспечению мира и стабильности в Центральной Азии.

Выборы состоятся 4 декабря. Знаю, что выдвинуто несколько кандидатов в президенты Узбекистана. Уже сформирована и приступила к работе миссия СНГ по наблюдению за выборами президента Узбекистана. Также приедут наблюдатели из ОБСЕ, ШОС. Судя по публикациям и сведениям, которые приходят из Узбекистана, ведущим кандидатом остается нынешний премьер-министр, исполняющий обязанности президента, - человек весьма грамотный и опытный, пользующийся уважением в стране. Если он будет избран, думаю, что Узбекистан предпримет все шаги на сохранение добрых отношений со своими соседями и урегулирование тех проблем, которые, к сожалению, еще остаются. Мы очень надеемся, что Узбекистан - это мощное государство с населением более 30 млн. человек, с развитой промышленностью - во-первых, останется активным членом Содружества, во-вторых, будет содействовать тому, чтобы сообща обеспечивать мир и стабильность в Центрально-Азиатском регионе и на всем пространстве СНГ.

А.Оганесян: Очень печально, горько наблюдать конфликты между вчерашними братскими народами бывшего Советского Союза. Примером тому служат непростые российско-украинские отношения. Может ли СНГ стать для его государств-членов союзником и судьей?

С.Лебедев: Страны СНГ приложили в 1990-х годах огромные усилия для погашения конфликтов в Таджикистане, Приднестровье и на Южном Кавказе. В Абхазии, например, долго стоял миротворческий контингент СНГ, вплоть до 2008 года. Только после известных событий он прекратил свою миссию. Тем не менее страны СНГ, хочу подчеркнуть, предпринимают шаги для решения политических проблем, которые остаются на постсоветском пространстве. В частности, можно назвать известную Минскую группу ОБСЕ по урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе. Туда входят три страны Содружества.

Конкретным подтверждением того, что СНГ не остается в стороне, является Минский процесс по урегулированию ситуации на Украине. Почти еженедельно проходят рабочие встречи именно в Минске, неформальной столице СНГ. Наиболее результативная встреча знаменитой «нормандской четверки» прошла в Минске при посредничестве Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Активнейшую роль в этом миротворческом процессе играет Россия и лично Президент РФ В.В.Путин, который регулярно проводит и телефонные разговоры, и личные встречи с лидерами стран СНГ и ведущих европейских государств. Кроме того, как участник заседаний на высоком уровне в рамках СНГ хочу подтвердить, что не проходит ни одной встречи глав государств или правительств, где бы ни затрагивались эти болезненные вопросы о ситуации в Украине.

16 сентября в Бишкеке прошла очередная встреча президентов стран СНГ. Наряду с обсуждением проблематики, связанной с 25-летием Содружества, состоялся откровенный разговор и по ситуации в Украине. Некоторые выступавшие говорили также о необходимости более действенного участия СНГ в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе, особенно в связи с событиями, которые произошли в апреле этого года. Так что Содружество не остается в стороне. Хотя откровенно следует признать, что оно могло бы сыграть большую роль в урегулировании этих конфликтов. Очень надеюсь, что эта роль действительно будет более значимой и эффективной.

А.Оганесян: Вы давно работаете в Исполкоме СНГ. Миссия ваша непростая. 31 декабря истекает срок назначения вас исполнительным секретарем СНГ. Какие ваши дальнейшие планы?

С.Лебедев: Хочу сообщить, что 16 сентября этого года в Бишкеке мне продлили срок пребывания в этой должности до 31 декабря следующего года. Я настроен на работу и на выполнение задач, которые мне положено решать, и на то, чтобы делать это эффективно. При моем переназначении 16 сентября на эту должность, поблагодарив за высокое доверие, я выразил надежду на дальнейшую активную поддержку со стороны глав государств и глав правительств в выполнении моих функций, потому что исполнительный секретарь только исполнитель, а все важные решения принимают и тон задают, конечно, главы государств. Главным органом Содружества является Совет глав государств СНГ.

А.Оганесян: Как Содружество занимается охраной памятников культурного и научного наследия в странах-членах?

С.Лебедев: Эта проблема решается, и достаточно заинтересованно. У нас на этот счет имеются соответствующие соглашения и договоренности. Конкретным примером тесного взаимодействия в этой области служит, например, совместное решение о сохранении и реставрации памятников, связанных с историей Великой Отечественной войны. Такое решение было принято, например, в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Была проделана огромнейшая работа по приведению в должное состояние захоронений воинов, памятников.

А.Оганесян: Сергей Николаевич, пришло ли время реформировать СНГ? Или вы считаете, что этот тип интеграции вполне устраивает всех его участников?

С.Лебедев: СНГ постоянно реформируется. Особой радикальной реформы совсем не требуется, потому что идти в ногу со временем - это объективная необходимость для любой структуры. Вы знаете, что в ООН, ОБСЕ, Евросоюзе не прекращаются дискуссии о необходимости реформирования. Такие голоса и призывы звучат и на пространстве СНГ. Мы стараемся привносить какие-то новации в деятельность Содружества, адаптировать его к имеющимся реалиям. Особенно выпукло это прозвучало в прошлом году на встрече глав государств СНГ. С такой инициативой выступил, в частности, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев. В развитие его инициативы было принято соответствующее решение. В течение года эксперты стран СНГ неоднократно встречались, разработали конкретные меры по адаптации деятельности Содружества к современным реалиям.

В частности, предусматривается с учетом известных финансово-экономических проблем несколько сократить расходы, оптимизировать и кадровый состав, провести ревизию деятельности наших отраслевых советов (их больше 70), с тем чтобы неэффективные советы ликвидировать, что мы и делаем, честно говоря. На последнем заседании глав правительств было принято решение о прекращении деятельности одного из советов. Но в то же время жизнь нам подсказывает необходимость создания других отраслевых советов, например был создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки стран СНГ, потому что сейчас весьма актуален более строгий финансовый контроль за перемещением финансовых средств. В первую очередь контроль за тем, чтобы финансовые потоки не использовались какими-либо преступными организациями. Мы считаем, что радикальное реформирование и структурные революции в СНГ ни к чему, потому что механизмы, которые существуют и действуют в рамках Содружества, достаточно эффективны, но постепенные эволюционные изменения, привнесение инноваций - это необходимость каждого дня.

А.Оганесян: Вы говорили, что СНГ в ходе реализации Стратегии экономического развития на период до 2020 года прошло два этапа. Сейчас Содружество находится на заключительном, третьем этапе. В чем его специфика? Появятся ли новые конкретные проекты?

С.Лебедев: Новое здесь - это интенсивность, более глубокая интеграция. Потому что мы от решения общих вопросов на первых этапах сейчас переходим к более глубокому взаимодействию. Идет подготовка и подписание документов, которые  более детально будут регулировать наши взаимоотношения в самых различных областях. Должен признать, что в интеграционном взаимодействии СНГ немного конкретных проектов. Содружество в силу и своих уставных документов и общей ориентации деятельности больше задает направления сотрудничества, а детально эти проекты разрабатываются уже заинтересованными государствами. Вообще, особенность сотрудничества СНГ состоит в том, что решения принимаются в формате заинтересованных сторон. Готовится какое-то соглашение или договор, и заинтересованные государства принимают участие в нем. Нас за это нередко критикуют. Что же это у вас за организация, в которой в одном случае договор подписывают восемь государств, в другом - семь? Но, с другой стороны, такая «либеральная» форма взаимодействия позволяет нам сохранять сотрудничество.

К моему великому сожалению, не все государства готовы к более тесному, углубленному взаимодействию, поэтому приходится работать в таком формате. Тем не менее мы работаем достаточно эффективно. Например, подписана Межгосударственная программа инновационного сотрудничества. В ее рамках утвердили 11 совместных инновационных проектов, которые последовательно реализуются. Не буду их сейчас перечислять. Они все выставлены на сайте Исполкома СНГ. У нас работает достаточно эффективно Ассоциация онкологов стран СНГ, взаимодействуют кардиологи, урологи стран Содружества.

А.Оганесян: Украина - больная тема. Какое ощущение внутри стран Содружества в связи с заявлением Украины о выходе из СНГ? И как это претворилось из декларации во что-то конкретное? Судя по всему, Украина де-факто не вышла из СНГ.

С.Лебедев: Украина остается в составе СНГ. Она не член, а участница СНГ. Украина - государство-учредитель СНГ - подписала Алма-Атинскую декларацию, не говоря уже о Беловежском соглашении. Поскольку она не ратифицировала Устав, Украина является участницей СНГ. Она не раз председательствовала в органах Содружества и в свое время активно участвовала в его работе. К сожалению, в последние годы она практически свернула свою деятельность в рамках СНГ. Не только я, но и другие представители стран Содружества очень надеемся на то, что это период временный и Украина вернется к более активному взаимодействию в рамках СНГ, потому что это отвечает интересам самой Украины.

А.Оганесян: В этом году исполнилось также 30 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС. С какими проблемами приходится сталкиваться на пространстве СНГ в связи с последствиями этой аварии?

С.Лебедев: Действительно, 30-летие аварии на Чернобыльской АЭС - это дата, которая была отмечена Содружеством. Она не забыта. Было принято совместное заявление глав государств СНГ в связи с этой датой. В заявлении высказаны намерения и далее сообща предпринимать усилия по ликвидации последствий этой страшной аварии, оказывать помощь жертвам и участникам ликвидации последствий чернобыльской аварии. Самое главное, что в этом заявлении выражена также готовность сделать все для того, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторились. Такое желание есть, взаимодействие есть. До недавнего времени тесно сотрудничали Россия, Белоруссия и Украина, однако последние события привели к ослаблению участия Украины в совместных мероприятиях, но в целом работа продолжается. Надеюсь, что эта тема не останется забытой.

А.Оганесян: Как вы считаете, не утратило ли СНГ своего значения с созданием Евразийского экономического союза? 

С.Лебедев: Напомню, что когда мы перешли к периоду созидания в начале 2000-х годов, то выявились разные подходы - как и куда идти дальше? Ряд государств были настроены на более тесное взаимодействие, некоторые воздерживались. Это способствовало тому, что на площадке СНГ появились новые интеграционные объединения, куда вошли государства, желающие более плотно сотрудничать. В сфере безопасности это привело к созданию ОДКБ, в экономической области - к Таможенному союзу, а теперь возник Евразийский экономический союз, в котором уже тесно взаимодействуют пять государств, в ОДКБ - шесть стран. Я уже не говорю о Союзном государстве России и Беларуси, где наиболее глубокий уровень интеграции.

Но актуальность сохранения Содружества независимых государств, необходимость его существования и развития остаются. Об этом, кстати, говорили главы государств, которые не вошли в ОДКБ и ЕврАзЭС, в частности президенты Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана. Они решительно выступают за сохранение СНГ. Этот настрой поддерживают и страны, входящие ныне в более тесные интеграционные объединения, поэтому СНГ остается, оно решает свои задачи более широкого интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве. Глубоко убежден, что СНГ и далее останется востребованным. Например, те документы, которые мы приняли на последнем заседании глав правительств в октябре в Минске, рассчитаны на период до 2030 года. Мы смотрим вперед.

А.Оганесян: Насколько эффективно, на ваш взгляд, СНГ сотрудничает с другими международными и региональными объединениями? 

С.Лебедев: У Исполкома СНГ есть подписанные меморандумы о взаимодействии с секретариатами других международных организаций - ОДКБ, ШОС, ЕАЭС. Более того, у нас даже есть договоренности о взаимодействии с ооновскими структурами, например с Европейской экономической комиссией (Женева), с Управлением ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (Вена) и др. Мы работаем достаточно эффективно и результативно с другими международными организациями. В 1994 году специальной резолюцией ГА ООН Содружеству был придан статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Сотрудничество со структурами ООН достаточно активное. Это подтверждает, например, резолюция «Сотрудничество между ООН и СНГ», принятая в ноябре 2014 года в ходе 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 28 октября 2016 года заместитель председателя Исполкома СНГ С.И.Иванов доложил на заседании Совета Безопасности в Нью-Йорке о взаимодействии СНГ с ООН. Считаю, и жизнь это подтверждает, очень важным взаимодействие с различными международными организациями. Мы будем и дальше такую линию проводить, теснейшим образом согласовывать наши действия, искать точки соприкосновения с другими международными организациями, потому что это приносит огромную пользу и нам, и, надеюсь, нашим партнерам.

А.Оганесян: Грузия вышла из СНГ, однако многие программы сотрудничества между Грузией и другими странами-участницами сохранились. Почему так произошло?

С.Лебедев: Сама жизнь продиктовала необходимость сохранения сотрудничества Грузии в экономических соглашениях, договорах в рамках СНГ. Помню те дни, когда 14 августа 2008 года Исполком СНГ получил ноту из Грузии о выходе из СНГ, а на другой день, 15 августа, мы получили следующую ноту, в которой Грузия попросила сохранить свое участие в экономических договорах и соглашениях. Государства Содружества согласились оставить Грузию участницей этих соглашений, и именно поэтому примерно через год на заседании Экономического совета СНГ в Кишиневе было принято решение, что Грузия остается в 75 соглашениях.

А.Оганесян: В связи с событиями на Украине не могли бы вы рассказать о том, как складываются отношения властей Киева в рамках СНГ?

С.Лебедев: Здесь мне трудно, честно говоря, вторгаться в сферу двусторонних отношений. Хотя знаю, что, кроме проблем в отношениях с Россией, не все просто складывается в отношениях Украины с Молдовой, Грузией, Беларусью. Мы в рамках Экономического совета Содружества пытаемся способствовать решению данных проблем. Несмотря на то что данные проблемы носят двусторонний характер, в рамках заседаний Экономического совета СНГ эта тема регулярно затрагивается. Мы пытаемся, по крайней мере, подсказать пути решения подобных проблем, придать какие-то импульсы.

А.Оганесян: Существует ли единый бюджет СНГ?

С.Лебедев: Да, такой бюджет есть. Он в настоящий момент составляет около 900 млн. российских рублей. Его де-юре формируют все государства Содружества и делают взнос в зависимости от внутреннего валового продукта и численности населения. Все государства вносят свою лепту в бюджет, за исключением Украины в последние три года. Хочу сказать, что около 70% вносит Российская Федерация. Расходуется единый бюджет в основном на содержание исполнительных органов Содружества и проведение заседаний высших органов СНГ.

А.Оганесян: Сколько человек работают в Исполкоме СНГ? Из каких они стран?

С.Лебедев: По штату в Исполкоме работают 220 человек. Сейчас в силу финансовых трудностей мы - надеюсь, временно - подсократили кадры. Сейчас штат на 10% меньше. У нас работают представители практически всех государств Содружества. Это интернациональный дружный коллектив - эксперты высокого уровня. Рабочий аппарат (эксперты) состоит преимущественно из граждан России и Белоруссии, а также представителей других стран, проживающих в Москве или Минске. Но в то же время 24 должности - руководящий состав Исполкома СНГ - это квотные должности, занимаемые людьми, которые были направлены из столиц государств СНГ.

А.Оганесян: Обладает ли СНГ своими СМИ?

С.Лебедев: Отраслевые советы выпускают достаточно много журналов и бюллетеней. Совет министров внутренних дел, например, издает журнал «Содружество». Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный статистический комитет, Координационный совет генеральных прокуроров выпускают свои вестники. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества выпускает журнал «Форум плюс». Весьма содержательно освещает проблематику СНГ Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», которая за последние годы расширила свое вещание, стала более популярной. Появился новый канал «Мир-24». Когда у меня есть время, я смотрю его и нахожу эти передачи очень интересными. Но, пожалуй, самую обширную и детальную информацию о нашей работе вы можете получить на интернет-портале СНГ (www.e-cis.info) и сайте Исполкома СНГ (www.cis.minsk.by).

 

Источник: Журнал «Международная жизнь»