Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли – важный фактор устойчивого экономического развития стран СНГ

Начиная с середины 2000-х годов в СНГ заметно активизировалась работа по развитию и совершенствованию правовой и организационной базы сотрудничества в торгово-экономической сфере.

За сравнительно непродолжительный период времени принимаются базовые документы, определяющие стратегическую задачу по формированию и функционированию  зоны свободной торговли в рамках Содружества в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации.

Впервые эта стратегическая задача была обозначена в Концепции дальнейшего развития СНГ, закрепившей экономическую цель Содружества – завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

Этапы реализации этой цели были урегулированы Стратегией экономического развития Содружества до 2020 года, утвержденной 14 ноября 2008 года.

Основополагающим документом является Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, базирующийся на принципах и соглашениях ГАТТ/ВТО.

Договор содержит конкретный круг прав и обязательств по обеспечению свободной и взаимовыгодной торговли между его участниками.

Реализация положений Договора способствует положительной динамике взаимной торговли между государствами – участниками Содружества в 2017 году. Так, товарооборот в рамках СНГ за первое полугодие увеличился примерно на четверть.

Позитивная статистика отмечается и в отношении торговли с Узбекистаном.

В этой связи следует отметить, что в 2016–2017 годах до восьми увеличилось число участников Протокола от 31 мая 2013 года о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина).

Ход реализации Договора о зоне свободной торговли практически ежегодно является предметом рассмотрения главами  правительств СНГ на заседаниях СГП (решения от 20.11.2013, от 21.11.2014, от 30.10.2015, 28.10.2016).

На очередном заседании СГП, состоявшемся 3 ноября 2017 года в Ташкенте, было рассмотрено и принято 20 документов, более половины из которых нацелены на дальнейшее углубление и расширение сотрудничества в экономической сфере.

Среди них наиболее важным является принятое Решение о ходе реализации Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Рассматривая ход реализации документа, главы правительств СНГ отметили результативность действий его положений для всех участников Договора.

Было констатировано вступление его в силу для всех государств-участников, а также расширение круга его участников, завершивших ратификацию Протокола от 31 мая 2013 года о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.

Отмечено дальнейшее развитие правовых механизмов, заложенных в Договоре и нацеленных на продвижение в СНГ взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

В частности, подписание Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок, который вступил в силу для Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Были приняты также другие, не менее важные документы, в том числе Порядок определения размера вознаграждения членов и председателя комиссии экспертов, возмещаемых им расходов, обеспечения оплаты вознаграждения и расходов, а также Порядок открытия и использования целевого счета для расчетов с членами и председателем комиссии экспертов по разрешению споров.

Список экспертов для формирования комиссии по разрешению споров в соответствии с приложением 4 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года размещен на официальном сайте Исполнительного комитета СНГ. В настоящее время в список комиссии по разрешению споров входит 21 эксперт, представляющий государства – участники Договора (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина).

Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных Договором.

Подчеркнуто, что со вступлением в силу Договора количество изъятий при импорте существенно сократилось и в настоящее время составляет всего две товарные позиции: сахар белый и прочие сахара.

Республика Армения экспортные и импортные таможенные пошлины не применяет. Таким образом, Армения реализует режим свободной торговли в полном объеме.

В Республике Беларусь действует единственное изъятие по импортным пошлинам в части сахара, ввозимого из Украины.

В Республике Казахстан действует изъятие по импортным пошлинам в отношении импорта сахара из Украины.

В Кыргызской Республике импортные пошлины в торговле со Сторонами Договора не применяются.

Республика Молдова применяет изъятия из режима свободной торговли только по импорту сахара из Украины. Экспортные пошлины во взаимной торговле со Сторонами Договора Республика Молдова не применяет.

Российская Федерация применяет экспортные пошлины в части товаров, вывозимых с ее территории за пределы таможенной территории ЕАЭС, в случаях, предусмотренных приложением 1 к Договору, а также в соответствии со своими обязательствами в ВТО. Ставки экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, вывозимые из Российской Федерации, рассчитываются по специальной формуле в зависимости от цены нефти на мировом рынке.

Республика Таджикистан таможенные пошлины при импорте и экспорте в торговле с государствами – участниками СНГ не применяет.

Республика Узбекистан не применяет таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта товаров, происходящих с таможенных территорий государств – участников Договора.

Украина применяет таможенные пошлины при импорте из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации сахара; из Республики Молдова – сахара и сахарных сиропов, а также в отношении ряда товаров, происходящих из Российской Федерации.

Взятые Сторонами Договора обязательства в части экспортных пошлин соблюдаются.

Возникающие во взаимной торговле проблемы связаны в основном с участием Сторон Договора в различных интеграционных объединениях и с резкими изменениями экономического положения Сторон.

В этом контексте главы правительств СНГ в своем решении особо отметили, что предусмотренные Договором механизмы разрешения торговых споров являются наиболее эффективным инструментом взаимовыгодного урегулирования разногласий между Сторонами по вопросу выполнения своих договорных  обязательств.

Мониторинг применения специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер показывает в целом сокращение количества применения защитных мер во взаимной торговле участниками Договора.

В соответствии с Договором его участники  не применяют во взаимной торговле количественные запреты и ограничения, а также в основном соблюдают договоренности о взаимном предоставлении национального режима.

Ряд важных шагов по соблюдению принципа национального режима и упрощению процедуры платежей во взаимной торговле предприняты Республикой Узбекистан.

Особое место в Договоре занимают нормы и положения, касающиеся применения мер технического регулирования, а также санитарных и фитосанитарных мер.

Отмечено, что участники Договора во взаимной торговле применяют технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, а также санитарные и фитосанитарные меры, руководствуясь правилами и принципами соглашений ВТО. При этом применяемые меры не являются инструментом дискриминации торговых партнеров и не создают излишние препятствия во взаимной торговле.

Наряду с позитивными результатами, отмеченными во взаимной торговле государств – участников Договора существуют проблемы, связанные с участием Сторон Договора в различных интеграционных объединениях.

В то же время совместные действия участников Договора  позволяют эффективнее преодолевать кризисные ситуации и ужесточающую конкуренцию за рынки и ресурсы.

Насущной является проблема скорейшей доработки и подписания Соглашения о зоне свободной торговли услугами, констатировали главы правительств СНГ.

Так, Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев заявил, что  для закрепления экономических успехов необходимо в полном объеме реализовать положения Договора о зоне свободной торговли. Необходима системная заинтересованная работа всех участников Договора по снятию барьеров, упрощению процедур, внедрению технологий. «Только так мы сможем добиться качественных изменений в действующем торговом режиме и создать на пространстве СНГ конкурентные условия для бизнеса и благоприятную деловую среду», – подчеркнул Д. Медведев.

Премьер-министр Республики Беларусь А. Кобяков заявил: «Оперативное завершение работы над Соглашением о ЗСТ услугами – своего рода гарантия построения на базе СНГ крупного регионального центра современных и высокотехнологичных услуг. Еще один вопрос – общий рынок государственных закупок. Это ключевой элемент зоны свободной торговли. Открытость и равноправие условий участия в данном сегменте несут в себе потенциал роста взаимной торговли между государствами Содружества. Поэтому крайне важно, чтобы достигнутые соглашения исполнялись в полном объеме и участниками этих соглашений являлись все государства Содружества».

Учитывая объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества, подписание этого Соглашения обеспечит реальную возможность устойчивого экономического развития Сторон. Кроме того, торговля услугами значительно менее чувствительна к воздействию внешних факторов, чем торговля товарами.

В своих выступлениях другие участники заседания также представили позиции своих стран по актуальным вопросам экономического взаимодействия и укрепления торгово-экономических отношений между государствами – участниками СНГ.

Завершая обсуждение вопроса о ходе реализации Договора о зоне свободной торговли, главы правительств СНГ констатировали, что дальнейшее устранение торговых барьеров между его участниками является необходимым условием для экономического роста государств – участников Договора и развития взаимной торговли в рамках Содружества.

 

Департамент
экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ