Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление международных наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 16 декабря 2007 года

З А Я В Л Е Н И Е

международных наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой
и проведением досрочных выборов депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
от 16 декабря 2007 года.

 

На основании приглашения Кыргызской Республики международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств принимали участие в мониторинге подготовки и проведения досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, состоявшихся 16 декабря 2007 года.

Правовая основа мониторинга

Наблюдение было организовано в соответствии с решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств о продолжении практики направления наблюдателей на выборы и референдумы в государства - участники СНГ и с документами, действующими в рамках Содружества: Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества.

В своей деятельности наблюдатели от СНГ руководствовались избирательным законодательством Кыргызской Республики, учитывали Рекомендации для международных наблюдателей Содружества по наблюдению за выборами и референдумами, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

Организация мониторинга

Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики аккредитовано 145 международных наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Международные наблюдатели от СНГ представляют законодательные, исполнительные, избирательные органы 7 государств - участников СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

В число наблюдателей от СНГ входят представители Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и органов Содружества - Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Координировал деятельность наблюдателей от Содружества Штаб Миссии наблюдателей от СНГ в городе Бишкеке, который приступил к работе 22 ноября 2007 года.

Международные наблюдатели от СНГ выполняли свои функции в соответствии с положениями Конституции и законов Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, самостоятельно, независимо и гласно.

При этом наблюдатели руководствовались принципами политической нейтральности и беспристрастности, невмешательства в ход избирательного процесса, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений или оценок в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, избирательных комиссий и других участников избирательного процесса.

Условия для осуществления международного наблюдения

Международные наблюдатели от СНГ отмечают, что в Кыргызской Республике были созданы необходимые правовые и организационно-технические условия для осуществления наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов.

Наблюдатели имели доступ ко всем документам, регулирующим избирательный процесс, получили возможность встречаться с представителями политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов, присутствовать на избирательных участках, включая помещения для голосования, информировать представителей избирательных комиссий о результатах своих наблюдений.

Избирательные комиссии всех уровней, органы государственной власти и местного самоуправления оказывали необходимое содействие наблюдателям в выполнении ими своих функций.

В целях формирования всесторонней оценки избирательной кампании и подготовки объективного заключения о результатах мониторинга выборов Штаб Миссии наблюдателей от СНГ осуществлял взаимодействие с государственными органами Кыргызской Республики и получал от них информацию о ходе избирательного процесса и выявленных правонарушениях, поступивших жалобах, заявлениях, связанных с нарушениями избирательного законодательства, и результатах их рассмотрения.

Состоялись встречи представителей Миссии с членами избирательных комиссий и представителями ряда политических партий, а также с журналистами и местными наблюдателями. Члены Миссии встречались с представителями Миссии БДИПЧ/ОБСЕ. Для средств массовой информации готовились соответствующие информационные сообщения о деятельности Миссии наблюдателей от СНГ.

Законодательная база для проведения выборов

Наблюдатели от СНГ отмечают, что досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проводились на основе положений Конституции, регулирующих организацию избирательного процесса, Закона “О новой редакции Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике”, принятого референдумом 21 октября 2007 года.

В ходе мониторинга избирательного процесса наблюдатели провели сравнительный анализ соответствия норм избирательного законодательства Кыргызской Республики нормам Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества.

Эксперты Миссии констатируют, что в законодательстве учтены стандарты названной Конвенции, избирательное законодательство является сбалансированной основой, обеспечивающей необходимую правовую базу для проведения свободных и справедливых выборов.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Кодекс о выборах в Кыргызской Республике, избиратели впервые голосовали не за кандидатов, а за политические партии. Введен порядок формирования Жогорку Кенеша на пропорциональной основе. Закреплен принцип обеспечения женщинам, лицам не старше 35 лет, представителям различных национальностей равных возможностей реализации права быть избранным в законодательный орган республики. Избирателям, находящимся в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха, в местах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства разрешено голосовать в порядке, предусмотренном для голосования вне помещения, без образования для данной категории избирателей самостоятельных избирательных участков.

Вместе с тем, по мнению наблюдателей от СНГ, желательно конкретизировать нормы избирательного законодательства в отношении международных наблюдателей, которые закреплены в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.

Организация избирательного процесса

Прошедшие выборы проводили:

- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

7 областных (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская) и 2 городские избирательные комиссии (г. Бишкек и г. Ош);

- 56 районных избирательных комиссий;

- 2274 участковых избирательных комиссий, в том числе 38 за рубежом.

Наблюдатели от СНГ позитивно оценивают тот факт, что политические партии получили право назначить своих представителей в каждую из названных избирательных комиссий в качестве членов комиссий с правом совещательного голоса.

Все мероприятия, касающиеся этапов избирательной кампании и предшествующие дню голосования, по мнению наблюдателей от СНГ, избирательные комиссии осуществили в сроки, установленные избирательным законодательством.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов в соответствии с утвержденным ею планом организовала обучение основных категорий кадров избирательных комиссий в зависимости от их функциональных обязанностей.

Реализация практических мер, разработанных Центральной и другими избирательными комиссиями и касавшихся всех этапов избирательной кампании, по мнению наблюдателей от СНГ, содействовала качественной подготовке и проведению выборов.

Вместе с тем, наблюдатели от Содружества выявили некоторые недостатки в организации работы участковых избирательных комиссий. Так, за день до выборов не были надлежащим образом оснащены помещения для голосования ряда избирательных участков. В день голосования помещения не были оборудованы стендами с информационными материалами о политических партиях, зарегистрировавших списки кандидатов.

Выдвижение и регистрация списков кандидатов в депутаты

Одной из особенностей прошедших выборов является то, что они проводились по пропорциональной избирательной системе.

В установленные избирательным законодательством сроки политические партии представили в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов на регистрацию выдвинутые ими списки кандидатов, а также другие необходимые документы и материалы.

Были зарегистрированы списки кандидатов 12 политических партий: Социалистическая партия “Ата-Мекен”, Политическая партия “Эркиндик”, Политическая партия “Демократическая партия женщин и молодежи “Новая сила”, Политическая партия “Демократическая партия “Туран”, Политическая партия “Ар-Намыс”, Социал-демократическая партия Кыргызстана, Политическая партия “Эркин Кыргызстан” (ЭрК), Политическая партия “Глас Народа”, Политическая партия “Партия беспартийных “Аалам”, Политическая партия “Партия национального возрождения “Асаба”, Политическая партия “Народная партия “Ак Жол”, Партия коммунистов Кыргызстана.

По сведению Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, общее число кандидатов в зарегистрированных списках превысило более 1080 человек, претендовавших на 90 депутатских мест.

Это свидетельствует о том, что выборы проходили в условиях высокой конкурентности и состязательности, а избиратели имели возможность широкого выбора.

Информационное обеспечение выборов

Избирательные комиссии всех уровней информировали избирателей о подготовке и проведении выборов депутатов, сроках и порядке совершения избирательных действий, о политических партиях, выдвинувших списки кандидатов.

В этих целях широко задействовались средства массовой информации. Использовались информационные и разъяснительные видеоролики, а также информационные аудиоролики.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов своевременно обеспечила нижестоящие избирательные комиссии необходимыми методическими и другими печатными изданиями, подготовленными к выборам.

Предвыборная агитация

Агитационные мероприятия проведены в установленные законодательством сроки. Наблюдатели от СНГ положительно оценивают предпринятые меры для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации всем политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов, и для их доступа к средствам массовой информации.

Были соблюдены предусмотренные избирательным законодательством порядок и общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого государственными организациями телерадиовещания политическим партиям, участвовавшим в выборах. В печатных средствах массовой информации опубликованы их предвыборные программы.

Формы и методы борьбы политических партий за голоса избирателей отличались разнообразием и в основном находились в рамках законодательства и этических норм.

Руководители политических партий широко использовали собрания и встречи с избирателями, обращение непосредственно к электорату в регионах Кыргызской Республики.

Представители политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов, участвовали в проведении на телерадиоканалах дебатов и дискуссий.

Распределение бесплатного времени выступлений представителей партий в телеэфире было осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

Миссия наблюдателей от СНГ считает, что в целом агитационная кампания проходила в рамках правового поля и за сутки до голосования была прекращена. Средства массовой информации предложили электорату широкий диапазон политических мнений. Избиратели имели возможность сравнить предвыборные программы и заявления политических партий и в день голосования сделать обоснованный самостоятельный выбор.

В целях анализа соблюдения избирательного законодательства при проведении досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Штаб Миссии наблюдателей от СНГ направил письма в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики с просьбой предоставить информацию о количестве поступивших жалоб и заявлений при проведении выборов, их характере и результатах рассмотрения.

На 13 декабря 2007 года по сведениям ЦИК за период подготовки к досрочным выборам поступило более 370 обращений от политических партий. Среди них 42 с просьбой дать разъяснения норм Кодекса о выборах в Кыргызской Республики, 6 – о пересмотре решений об отказе в регистрации политической партии, 12 – о возврате избирательного долга, 9 – о допущенных нарушениях при проведении предвыборной агитации. Остальные заявления были информационного характера.

В связи с многочисленными обращениями и в целях единообразного применения политическими партиями норм Кодекса о выборах, в частности статей 72 и 77, на заседаниях ЦИК были приняты постановления о разъяснении применения данных статей. По всем другим заявлениям и жалобам приняты соответствующие решения и направлены в избирательные комиссии и другие государственные органы и ведомства.

Верховный Суд Кыргызской Республики информировал, что районными судами рассмотрено 10 дел по спорам, заявленным участниками избирательного процесса. При этом 7 из них были рассмотрены Верховным Судом в порядке надзора.

Большинство споров касались принятых постановлений ЦИК об отказе в регистрации политический партий “Таза Коом”, “Замандаш”, “Партия зеленых Кыргызстана”, “Родина”, “Коммунистическая партия”, “Крестьянская (фермерская) партия Кыргызстана”.

В частности, рассмотрены дела:

по иску политической партии “Ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов” о признании неправомерными действий политсовета партии и отмене постановления ЦИК;

по иску “Партии зеленых Кыргызстана” об отмене постановления ЦИК о регистрации списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики политической партии “Народная партия Ак-Жол”;

по иску общественного объединения “Коалиция за демократию и гражданское общество” к ЦИК о признании незаконной части 3 Положения “Об организации участия граждан Кыргызской Республики, проживающих или находящихся за пределами ее территории, в выборах”;

по иску общественных объединений “Независимые ученые-юристы”, “Единение” к общественному объединению “Коалиция за демократию и гражданское общество” о признании допущенных ошибок в информационных листовках и их отзыве, приостановлении деятельности общественного объединения “Коалиция за демократию и гражданское общество”;

по иску Политической социалистической партии “Ата-Мекен” к Национальной телерадиовещательной корпорации, Рекламно-коммерческому агентству о защите избирательных прав участников избирательного процесса.

Из заявленных исков районными судами был удовлетворен только один – иск Политической социалистической партии “Ата-Мекен”. Частично удовлетворен иск общественных объединений “Независимые ученые- юристы”, “Единение”. Решения районных судов, обжалованные в Верховный Суд в порядке надзора, были признаны законными и оставлены в силе.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики международные наблюдатели от СНГ посетили 1230 избирательных участков в регионах и непосредственно вели наблюдение за их открытием, организацией процесса голосования и подведением его итогов.

По их мнению, в целом голосование проходило в спокойной обстановке, соответствовало требованиям избирательного законодательства.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оборудованы и оснащены всем необходимым для того, чтобы избирателям было максимально удобно получать, заполнять избирательные бюллетени и голосовать, а членам участковых избирательных комиссий и наблюдателям – выполнять свои функции.

Наблюдатели от СНГ общались с членами Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, областных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий, с избирателями, представителями политических партий, наблюдателями от БДИПЧ/ОБСЕ, местными наблюдателями. На ряде участков они осуществляли мониторинг процесса голосования совместно с наблюдателями от других международных организаций.

В представленных наблюдателями отчетах отмечены некоторые недостатки. Так, на избирательном участке № 3033 в Иссык-Кульской области помещение для голосования открылось с опозданием на 12 минут. На ряде избирательных участков отмечались случаи маркировки пальцев на правой руке. Зафиксированы факты не включения граждан в основные списки избирателей. Миссия наблюдателей от СНГ отмечает, что участковые избирательные комиссии разъясняли им возможность обращения в суд, однако на практике не все избиратели смогли этим воспользоваться.

 

Выводы

Свои выводы и оценки наблюдатели от СНГ сделали на основании только собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе мониторинга избирательной кампании, а также информации, полученной в результате взаимодействия с государственными органами и избирательными комиссиями. Все посещения избирательных участков оформлялись соответствующими анкетами наблюдателя от СНГ.

По мнению наблюдателей от Содружества, состоявшиеся досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прошли организованно. Избирательные комиссии, органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечили реализацию и защиту избирательных прав граждан в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств:

считают, что досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, состоявшиеся 16 декабря 2007 года, соответствуют нормам действующего в государстве избирательного законодательства, общепринятым подходам к проведению демократических выборов;

отмечают, что выявленные в ходе наблюдения избирательного процесса недостатки не носили системного характера и не повлияли на волеизъявление избирателей;

признают прошедшие выборы свободными и транспарентными;

предлагают другим международным наблюдателям, разделяющим выводы и оценки Миссии наблюдателей от СНГ, присоединиться к данному Заявлению.

Настоящее Заявление будет направлено главам государств – участников СНГ в соответствии со сложившейся в Содружестве Независимых Государств практикой.