Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

2.1. Регулирование импорта

2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Регулирование импорта

Требования к регистрации, документации и таможенные процедуры

В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Республики Беларусь все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен этого права или ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть перемещены через таможенную границу, а заинтересованные в таком перемещении лица допущены к пользованию ими при условии таможенного оформления таких товаров, которое производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, в том числе нормативными актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Обязанность предъявления товаров к таможенному оформлению возлагается на лиц, в собственности или во владении которых находятся товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозимые за ее пределы.

Таможенное оформление товаров производится должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь и заключается в выдаче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа Республики Беларусь на перемещение находящихся под таможенным контролем товаров через таможенную границу либо на совершение с такими товарами иных действий, определенных одним из таможенных режимов в Таможенном кодексе Республики Беларусь.

Таможенное оформление производится в определенном для этого месте в зоне деятельности таможенного органа Республики Беларусь, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Республики Беларусь, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

По просьбе заинтересованного лица за его счет и с согласия таможенного органа Республики Беларусь таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа Республики Беларусь.

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь и при их вывозе с этой территории в таможенные органы Республики Беларусь для целей таможенного оформления представляются следующие документы:

– договор (контракт);

– таможенная декларация, оформленная в виде формуляров грузовой таможенной декларации;

– платежные документы, свидетельствующие об уплате причитающихся таможенных платежей;

– разрешения (лицензии) органов экспортно-импортного контроля в определенных законодательством случаях;

– таможенная декларация типа “Паспорт сделки” в случаях, установленных законодательством;

– товарно-транспортные документы;

– счет-фактура (инвойс, счет-проформа, проформа-инвойс);

– сертификат происхождения товара;

– иные документы.

Данный перечень и порядок заполнения документов в целях таможенного контроля определены приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 246-ОД от 9 июля 1998 года “Об утверждении “Положения о таможенном документе “Грузовая таможенная декларация” и “Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров”.

Таможенные тарифы

Порядок формирования и применения таможенного тарифа в Республике Беларусь, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь “О таможенном тарифе”. В соответствии с данным Законом таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее – ТН ВЭД Республики Беларусь).

Международной основой введенной в действие с 1 июля 2002 года
ТН ВЭД Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 791 от 17 июня 2002 года “О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности”, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

В отличие от ТН ВЭД СНГ, в соответствии с которой код товара детализируется по 9 знакам, ТН ВЭД Республики Беларусь позволяет детализировать код товара по 10 знакам путем присвоения отдельного кода товарам с одинаковыми наименованиями, но различающимся по техническим или потребительским характеристикам. Это, в свою очередь, позволяет сделать более гибким таможенный тариф, поскольку в зависимости от экономических интересов Республики Беларусь на определенные товары, выделенные на уровне
10-разрядной подсубпозиции, могут устанавливаться как повышенные, так и пониженные ставки таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ставки таможенных пошлин, за исключением утвержденных Президентом Республики Беларусь, устанавливаются (изменяются) Советом Министров Республики Беларусь в целях выполнения международных договоров Республики Беларусь, в иных случаях – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин в размере 0 (ноль) процентов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений Закона Республики Беларусь “О таможенном тарифе”.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 865 от 28 июня 2002 года “Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин” с 1 июля 2002 года установлены ставки ввозных таможенных пошлин. В отличие от ранее действовавшего в республике импортного таможенного тарифа на товары, имеющие индивидуальный код, установлены конкретные ставки таможенной пошлины.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются правительством Республики Беларусь и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 864
от 28 июня 2002 года “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин” определен перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами при их вывозе с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государств – членов ЕврАзЭС и установлены размеры таких ставок.

Таможенные сборы

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 443
от 13 июля 2006 года “О таможенных сборах” таможенными органами Республики Беларусь взимаются таможенные сборы за:

– таможенное оформление;

– таможенное сопровождение товаров;

– осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и продление срока осуществления этих мер;

– выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

– принятие таможенными органами предварительного решения;

– выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

– включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Данным Указом Президента Республики Беларусь также определены категории товаров, за таможенное оформление которых таможенные сборы не взимаются. Сборы за таможенное оформление не уплачиваются при таможенном оформлении:

– транспортных средств, перемещение которых через таможенную границу Республики Беларусь связано с осуществлением международных перевозок грузов, пассажиров и багажа;

– товаров, помещаемых под таможенные режимы транзита и отказа в пользу государства;

– товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами либо личного пользования дипломатических и (или) административно-технических работников этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), если они не являются гражданами Республики Беларусь;

– бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков и Международным союзом автомобильного транспорта;

– карнетов АТА или их частей, ввозимых в Республику Беларусь либо вывозимых из нее;

– товаров, ввозимых в Республику Беларусь с применением карнета АТА, при условии их полного освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами;

– товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 100 евро, и в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики;

– товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– акцизных марок и контрольных (идентификационных) знаков, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

– иных товаров в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Таможенные сборы исчисляются в белорусских рублях. Для их исчисления применяются ставки таможенных сборов и официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком, действующие при исчислении:

– сборов за таможенное оформление – на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

– иных таможенных сборов – на день их уплаты.

При исчислении таможенных сборов за таможенное оформление применяется наибольшая ставка сборов за таможенное оформление из установленных в отношении нескольких товаров, оформленных по таможенному разрешению. Таможенные сборы уплачиваются по выбору плательщика как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля по отношению к которой устанавливается Национальным банком.

Пересчет белорусских рублей в иностранную валюту для уплаты таможенных сборов, исчисленных в белорусских рублях, производится по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком, действующему при исчислении:

– сборов за таможенное оформление – на день принятия таможенной декларации таможенным органом;

– иных таможенных сборов – на день их уплаты.

Нетарифные меры

В настоящее время в Республике Беларусь создана система нетарифного регулирования внешней торговли, основанная на следующих нормативных правовых актах:

1. Указ Президента Республики Беларусь № 108 от 19 марта 1996 года
“О совершенствовании внешнеэкономической деятельности”;

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 218 от
18 марта 1997 года “Об установлении запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь”;

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1091 от
10 июля 1998 года “О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь”;

4. Указ Президента Республики Беларусь № 298 от 13 июня 2002 года
“О вывозе из республики лома и отходов черных и цветных металлов”;

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1548 от
6 ноября 2002 года “Об экспорте плит древесно-волокнистых в Украину”;

6. Декрет Президента Республики Беларусь № 28 от 17 декабря 2002 года “О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий”;

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1652
от 18 декабря 2003 года “О некоторых мерах по упорядочению экспорта волокна льняного”;

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1207 от
27 сентября 2004 года “О некоторых мерах по упорядочению экспорта зерна и продуктов его переработки”;

9. Закон Республики Беларусь № 347-З от 25 ноября 2004 года “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”;

10. Декрет Президента Республики Беларусь № 11 от 9 сентября 2005 года “О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта”;

11. Указ Президента Республики Беларусь № 210 от 10 апреля 2006 года “О специальной импортной квоте на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь нити текстурированные полиэфирные”;

12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 593 от
6 мая 2006 года “О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь № 210 от 10 апреля 2006 года”;

13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1267 от
27 сентября 2006 года “О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров”;

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1658 от
11 декабря 2006 года “Об утверждении квот на импорт алкогольной продукции, непищевого этилового спирта, антисептических лекарственных, ветеринарных и дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции, на 2007 год и размеров платы за них”;

15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1763 от
29 декабря 2006 года “О поставках потребителям республики минеральных удобрений и реализации их на экспорт в 2007 году”.

Перечни товаров, в отношении которых применяются лицензирование и количественные ограничения экспорта (импорта), определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1267 от 27 сентября 2007года
“О лицензировании внешней торговли отдельными товарами”.

Перечни товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по причинам неэкономического характера, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь
№ 218 от 18 марта 1997 года “Об установлении запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь”.

Добровольные ограничения экспорта в Республике Беларусь применяются в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об условиях поставок сахара в
2007 – 2008 годах и Соглашением между Республикой Беларусь и Европейским экономическим сообществом о торговле текстильными изделиями (1993 год).

Экспортный контроль

Основой законодательства в области экспортного контроля является Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года “Об экспортном контроле”, который определяет правовые основы, ответственность и полномочия государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля, а также цели, основные принципы и понятия системы экспортного контроля и специфических товаров (работ, услуг).

Под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.

В целях практической реализации норм указанного Закона принят Указ Президента Республики Беларусь № 460 от 17 июля 2006 года “О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)”. В соответствии с данным Указом вывоз (экспорт, реэкспорт, вывоз на переработку, временный вывоз, в том числе в случае сдачи в аренду (без предоставления арендатору права на выкуп арендованного имущества) с территории Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг) и ввоз (импорт, реимпорт, ввоз на переработку, временный ввоз) на территорию Республики Беларусь продукции военного назначения, шифровальных и специальных технических средств осуществляются по лицензиям, выдаваемым Государственным военно-промышленным комитетом на основании решения Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Соглашением между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года стороны обязались проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения, в том числе и в области косвенного налогообложения.

В рамках СНГ подписаны Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками СНГ от 25 ноября 1998 года и Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.

Республика Беларусь является участником названных международных правовых актов, которыми закреплен принцип страны назначения при взимании косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы) во взаимной торговле государств – участников СНГ.

Переход на взимание налога на добавленную стоимость и акцизов по принципу страны назначения в торговле с Российской Федерацией осуществлен Республикой Беларусь с 1 января 2005 года в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В рамках проводимой унификации налогового законодательства по аналогии с другими государствами – участниками СНГ с 1 января 2000 года Республика Беларусь перешла на применение зачетного метода взимания налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ (услуг), согласно которому налогоплательщикам подлежат зачету (возмещению) суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении или ввозе на таможенную территорию необходимых товарно-материальных ресурсов.

Основная ставка НДС установлена в размере 18%, на отдельные товары для детей и продовольственные товары действует пониженная ставка налога 10%. Экспорт товаров облагается налогом по ставке 0%.

При ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь налог исчисляется исходя из их таможенной стоимости, увеличенной на таможенную пошлину и акцизы (для подакцизных товаров), при реализации товаров – исходя из стоимости реализованных товаров.

В Республике Беларусь установлены акцизы на ограниченный круг товаров согласно Базовому перечню и минимальным ставкам на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств – членов Евразийского экономического сообщества, утвержденным Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 193 от 21 сентября 2004 года “О ходе реализации Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 28 от 14 сентября 2001 года “О дальнейшей гармонизации акцизной политики государств – членов ЕврАзЭС”. Таким образом, в перечень подакцизных товаров включены алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, автомобильные бензины, дизельное топливо.

Правила определения страны происхождения товаров

В Республике Беларусь основные принципы определения страны происхождения товаров, основанные на существующей международной практике, закреплены Законом Республики Беларусь “О таможенном тарифе”. Страна происхождения товара определяется в целях осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товара с этой территории.

Для удостоверения страны происхождения товаров из данной страны таможенный орган Республики Беларусь вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.

При ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

на товары, происходящие из стран, которым Республика Беларусь предоставляет преференции по Таможенному тарифу;

на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является Республика Беларусь, а также законодательством Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав белорусских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов Республики Беларусь;

в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа Республики Беларусь есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Порядок определения страны происхождения товара устанавливается Советом Министров Республики Беларусь на основании положений Закона Республики Беларусь “О Таможенном тарифе”.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1743 от 16 декабря 2002 года “Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь” в случае, если Республика Беларусь является участницей международных договоров в области торгово-экономических отношений, положения которых устанавливают для государств-участников правила определения страны происхождения товаров, порядок оформления и удостоверения сертификата о происхождении товаров, то при определении страны происхождения товаров, оформлении и удостоверении сертификата о происхождении товаров применяются нормы данных международных договоров.

В отношении товаров, происходящих из государств – участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, применяются Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий), применяются правила определения страны происхождения товаров, порядок оформления и удостоверения сертификата о происхождении товаров, установленные Соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года.

Таможенная оценка

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров (таможенная оценка) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь
“О таможенном тарифе” путем применения методов, установленных в статье 13 Закона:

по цене сделки с ввозимым товаром (метод 1);

по цене сделки с идентичным товаром (метод 2);

по цене сделки с однородным товаром (метод 3);

на основе вычитания стоимости (метод 4);

на основе сложения стоимости (метод 5);

резервным методом (метод 6).

Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 474 от 31 июля 2006 года “О порядке определения таможенной стоимости товаров”.

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, определяется декларантом в соответствии с Законом Республики Беларусь “О таможенном тарифе” и заявляется (декларируется) таможенному органу Республики Беларусь. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом Республики Беларусь.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представляются следующие основные документы (если они должны быть в соответствии с условиями сделки):

учредительные документы лица, перемещающего товары;

договор (контракт), на основании которого осуществляется поставка товаров, действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

счет-фактура (инвойс);

банковские платежные документы;

бухгалтерские документы, отражающие стоимость компонентов, подлежащих включению в таможенную стоимость оцениваемого товара;

транспортные (перевозочные) документы;

страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;

счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки;

другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Предотгрузочная инспекция

Предотгрузочная инспекция импортируемых в Республику Беларусь товаров не осуществляется.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры

В целях защиты экономических интересов товаропроизводителей от импорта товаров, который наносит или может нанести ущерб отечественному производству, в Республике Беларусь сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, включающая:

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года “О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами”;

постановление Совета Министров Республики Беларусь № 612 от 9 июня 2005 года, которым утверждено положение о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.

Указанные меры могут применяться только после проведения соответствующих расследований, начатых на основании заявлений, поданных в Министерство иностранных дел Республики Беларусь от отечественных товаропроизводителей и/или заинтересованных республиканских органов государственного управления с указанием ущерба или угрозы причинения ущерба в связи с возросшим субсидируемым либо демпинговым импортом.

С 2001 года Республикой Беларусь проведены одно антидемпинговое и девять спецзащитных расследований, по результатам которых введены две специальные меры: специальная пошлина на мясо и пищевые субпродукты домашней птицы и специальная импортная квота на нити текстурированные полиэфирные.

В настоящее время проводятся два расследования:

– в целях применения антидемпинговых мер в отношении импорта на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции происхождением из Украины;

– предшествующее введению ответных мер в отношении импорта на таможенную территорию Республики Беларусь товаров происхождением из Украины.

Ветеринарный и фитосанитарный контроль

Действующее в Республике Беларусь законодательство в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер включает несколько законов и ряд нормативных правовых актов.

Основным является Закон Республики Беларусь от 23 мая 2000 года
“О санитарно-эпидемическом благополучии населения”.

Другими правовыми актами в области санитарных и фитосанитарных мер являются:

– Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений стран СНГ от 13 ноября 1992 года;

– Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года “О ветеринарном деле”;

– Ветеринарный устав Республики Беларусь, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 475 от 30 августа 1995 года;

– Закон Республики Беларусь № 14-3 от 14 февраля 1997 года “О семенах”;

– постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 54/19 от 5 июля 2002 года “Об условиях помещения под таможенные режимы товаров, подконтрольных Государственного учреждения “Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений”;

– ветеринарно-санитарные правила осуществления импорта в Республику Беларусь грузов животного происхождения и кормов для животных, утвержденные постановлением Минсельхозпрода № 22 от 31 июля 2002 года;

– Закон Республики Беларусь № 217-З от 29 июня 2003 года “О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека”;

– постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1628 от 15 декабря 2003 года “О совершенствовании системы контроля за содержанием вредных веществ в живых животных и продукции животного происхождения”;

– Закон Республики Беларусь от 5 января 2004года “О техническом нормировании и стандартизации”;

– приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 4 от
13 января 2004 года “О присвоении экспортных ветеринарных номеров перерабатывающим предприятиям Республики Беларусь”;

– постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь № 91/13 от 14 декабря 2004 года “Об утверждении Инструкции о порядке пропуска через государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска”;

– Закон Республики Беларусь № 77-З от 25 декабря 2005 года “О защите растений”;

– Указ Президента Республики Беларусь № 313 от 10 мая 2006 года
“О пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них”;

– постановление Совета Министров Республики Беларусь № 881 от
14 июля 2006 года “О реализации положений Закона Республики Беларусь
“О защите растений”:

– Положение о порядке определения и обозначения границ карантинной фитосанитарной зоны, наложения и снятия карантина растений, установления и обеспечения карантинного режима,

– Положение о порядке осуществления государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения,

– Положение о порядке осуществления государственного контроля в области защиты растений,

– Положение о порядке и условиях оплаты юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями мероприятий по защите растений;

– постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 59 от 13 сентября 2006 года “Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения подкарантинной продукции”:

– Инструкция о порядке уничтожения подкарантинной продукции;

– постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 57 от 27 сентября 2006 года “Об утверждении некоторых нормативных правовых актов в области защиты растений”:

– Инструкция о порядке проведения аттестации юридических лиц, проводящих карантинную экспертизу подкарантинной продукции,

– Инструкция о порядке проведения карантинной экспертизы подкарантинной продукции,

– Инструкция о порядке обеззараживания и очистке подкарантинных объектов,

– Инструкция о порядке выдачи фитосанитарных сертификатов,

– Перечень карантинных объектов, имеющих карантинное значение для Республики Беларусь;

– постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 84 от 5 декабря 2006 года “Об утверждении Инструкции о порядке присвоения индивидуального регистрационного номера юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку и маркировку древесного упаковочного материала, применяемого при экспорте товаров”:

– Инструкция о порядке присвоения индивидуального регистрационного номера юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку и маркировку древесного упаковочного материала, применяемого при экспорте товаров;

– постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 4 от 15 января 2007 года “Об утверждении некоторых нормативных правовых актов в области защиты растений”:

– Инструкция о порядке участия представителей государственного учреждения “Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений” в проведении досмотра подкарантинной продукции,

– Инструкция о порядке изъятия, возврата в страну-экспортер подкарантинной продукции;

– ГОСТ 12430-66 “Сельскохозяйственная продукция. Методы отбора образцов при контрольном досмотре и экспертизе”.

Фитосанитарный контроль

Ввоз в Республику Беларусь подкарантинной продукции допускается при наличии:

– импортных карантинных разрешений, выдаваемых государственным учреждением “Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений” и его территориальными организациями, в которых определяются условия ввоза и использования этой продукции на территории Республики Беларусь;

– фитосанитарных сертификатов, выдаваемых государственным органом по карантину растений страны-экспортера, удостоверяющих фитосанитарное состояние ввозимой подкарантинной продукции, а также соответствие ее условиям, указанным в импортных карантинных разрешениях.

Для получения импортного карантинного разрешения юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшие в установленном порядке свою деятельность в Республике Беларусь и имеющие необходимые условия для проведения карантинных мероприятий, не менее чем за 15 дней до ввоза в Республику Беларусь подкарантинной продукции представляют в Государственное учреждение "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" или его территориальные организации заявку с указанием:

– наименования подкарантинной продукции и ее количества (отдельно по каждому виду, сорту);

– государства, в котором предполагается закупка подкарантинной продукции;

– предполагаемых сроков поставки;

– пунктов пропуска через государственную границу Республики Беларусь, через которые будет ввозиться подкарантинная продукция и где осуществляется фитосанитарный контроль.

Одновременно представляется копия договора (контракта) на ввоз в Республику Беларусь подкарантинной продукции и ее использование.

В заявке на получение импортного карантинного разрешения на ввоз в Республику Беларусь подкарантинной продукции заявитель гарантирует проведение необходимых карантинных мероприятий, установленных Государственным учреждением “Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений” или его областными территориальными организациями.

Импортное карантинное разрешение оформляется для каждого государства, из которого будет ввозиться подкарантинная продукция, сроком на
3 месяца со дня его выдачи.

Первый экземпляр этого документа выдается заявителю для уведомления отправителя о существующих требованиях при ввозе и последующем использовании на территории Республики Беларусь подкарантинной продукции, второй – направляется на соответствующий пункт пропуска через государственную границу Республики Беларусь, третий – остается у государственного инспектора по карантину растений.

Равенство прав и обязанностей иностранных граждан и резидентов Республики Беларусь в области санитарных и фитосанитарных мер также гарантируется Законом Республики Беларусь от 23 мая 2000 года “О санитарно-эпидемическом благополучии населения”.

Кроме того, Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 года “О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека” был принят в целях приведения белорусского законодательства в соответствие со статьями II, III и V Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, положения которого предусматривают требование о научном обосновании оценки рисков для жизни или здоровья человека, животных, растений при определении необходимого уровня защиты в области СФС. Новые положения основываются на принципах и нормах, затрагивающих производство, хранение, транспортировку, продажу, потребление пищевых продуктов и продовольствия, в том числе такие вопросы, как классификация продовольственных компонентов, фальсификация продовольствия, упаковка, маркировка, хранение, сроки годности, транспортировка, а также определение этих понятий.

Законом устанавливаются основные требования в отношении экспорта и импорта, принципов сертификации и государственной гигиенической экспертизы. Более того, Закон “О техническом нормировании и стандартизации” предусматривает равные права национальных и иностранных поставщиков (отсутствие дискриминации), а в отношении технических регламентов, в том числе фитосанитарных мер, – их разработку с использованием международных стандартов и принципов.

Ветеринарный контроль

Сложившаяся структура ветеринарной службы и схема контроля продукции животного происхождения позволяют обеспечить соответствующее ветеринарно-санитарное качество производимой продукции. В целях исключения негативного влияния последствий аварии на Чернобыльской АЭС в республике разработана и реализуется система радиационного контроля. Действует установленный порядок использования ветеринарных лекарственных средств, позволяющий исключить их поступление в продукцию животного происхождения. Все применяемые лекарственные средства подлежат обязательной государственной регистрации.

Регулярно поступает в ГУВ Минсельхозпрода информация Международного эпизоотического бюро (далее – МЭБ) по эпизоотической ситуации в мире. Сложившаяся система сотрудничества и обмена информацией позволяют реально оценивать эпизоотическую ситуацию по заразным болезням в мире и в первую очередь в странах-экспортерах и импортерах с Республикой Беларусь, тем самым не допускать на территорию страны занос инфекционных, инвазионных болезней, поступление некачественных продуктов животного происхождения и животноводческого сырья для перерабатывающей промышленности. В отчете МЭБ за 2005 год, в состав которого входит Республика Беларусь, подтверждены результаты эффективности работы ветеринарной службы, а также в конце мая 2006 года получен сертификат МЭБ о признании благополучия Республики Беларусь по ящуру.

Охрана территории республики от заноса заразных болезней обеспечивается Государственной ветеринарной службой на госгранице и транспорте. В Республике Беларусь ветеринарный контроль за импортируемыми, экспортируемыми и проходящими транзитом через республику животными, продуктами питания и другими подконтрольными государственному ветеринарному надзору грузами осуществляет ГУ “Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте”, в состав которого входят 13 пограничных контрольных ветеринарных пунктов (ПКВП) и
7 транспортных ветеринарно-санитарных участков (ТВСУ).

Сегодня для того, чтобы экспортировать животных и продукцию животного происхождения необходимо соблюдать требования Кодекса алиментариус, Санитарного кодекса наземных животных Международного эпизоотического бюро и директив ЕС относительно выполнения ветеринарно-санитарных норм и правил при их выращивании, производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации.

В этих целях проведен ряд мероприятий, разработаны и приняты необходимые нормативные документы. План мероприятий по приведению ветеринарного дела Республики Беларусь в соответствие международным требованиям при экспорте живых животных и продукции животного происхождения в страны ВТО принят 21 декабря 2006 года.

Разработана и реализуется программа контроля вредных веществ, установлены контакты с соответствующими службами МЭБ и ЕС.

Необходимые документы направлены в 2005 году для экспертного заключения в Генеральный директорат по охране здоровья и защите потребителей Европейской комиссии в Брюссель.

В целях приведения в соответствие с международными требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь по кормам, здоровью животных, идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения Минсельхозпродом издан соответствующий приказ № 94 от 5 марта 2007 года по созданию трех рабочих групп специалистов.

Как результат проводимой ветеринарной службой работы соответствующими службами ЕС с 14 марта 2007 года разрешено 5 предприятиям республики, в том числе 2 рыбхозам, беспрепятственно осуществлять экспорт своей продукции во все 27 государств – членов ЕС. Кроме этого, Республика Беларусь внесена в списки третьих стран для рассмотрения возможности экспорта в ЕС молочных и мясных продуктов. Положительное решение в этом направлении, вероятно, будет принято в Евросоюзе уже в 2007 году.

Импорт продукции животного происхождения в Республике Беларусь регламентирован постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 22 от 31 июля 2002 года, где изложены необходимые процедуры для получения согласования по эпизоотической ситуации импорта живых животных и продуктов животного происхождения.