Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации от 2 марта 2008 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
 выборов Президента Российской Федерации

На основании приглашения Российской Федерации международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств осуществляли мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, состоявшихся 2 марта 2008 года.

Организация мониторинга

Наблюдение было организовано в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ, признавшего необходимым продолжить практику направления наблюдателей на выборы и референдумы в государства – участники СНГ, и другими документами, действующими в рамках Содружества: Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ.

Миссия наблюдателей от СНГ на выборах Президента Российской Федерации сформирована по предложениям государств и органов Содружества и с учетом рекомендаций российской стороны по ее численному составу. Аккредитованы 110 международных наблюдателей от СНГ, представляющих государства – участники СНГ, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Наблюдение за ходом избирательного процесса велось с 18 февраля 2008 года, в городе Москве был открыт Штаб Миссии, который провел комплекс необходимых мероприятий по организации мониторинга выборов, координировал деятельность наблюдателей от СНГ.

Условия для осуществления международного наблюдения

Международным наблюдателям от Содружества было предоставлено право общения с членами избирательных комиссий всех уровней, руководством органов государственной власти, содействующих в рамках законодательства подготовке и проведению избирательной кампании, с представителями избирательных штабов кандидатов на должность Президента, избирателями, другими участниками избирательного процесса.

Избирательные комиссии всех уровней, органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица оказывали необходимое содействие наблюдателям в выполнении ими своих функций.

Члены Миссии наблюдателей от СНГ имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс. Им были созданы правовые и организационно-технические условия для наблюдения за президентскими выборами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Состоялись встречи руководства Миссии и ее Штаба с руководством избирательных штабов всех кандидатов на должность Президента. Проведены встречи в Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуре по различным аспектам избирательной кампании. Международные наблюдатели от СНГ ознакомились с ходом подготовки президентских выборов в городах Москве, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, других субъектах Российской Федерации.

Была продолжена практика встреч с руководством Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества. По мнению международных наблюдателей от СНГ, обмен мнениями о ходе избирательного процесса и результатах мониторинга выборов между представителями различных международных организаций, участвующих в наблюдении, содействует выработке объективных оценок избирательной кампании, создает предпосылки для конкретизации и унификации подходов к организации международного наблюдения.

При выполнении своих функций наблюдатели от СНГ соблюдали избирательное законодательство Российской Федерации, руководствовались принципами нейтральности, беспристрастности, невмешательства в избирательный процесс, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к кандидатам на должность Президента, другим участникам избирательного процесса.

Наблюдение осуществлялось независимо, основывалось на принципах открытости и гласности. Международные наблюдатели от Содружества через средства массовой информации информировали общественность о своей деятельности. В период мониторинга избирательной кампании Штаб Миссии подготовил три информационных сообщения о ходе наблюдения. Эффективному взаимодействию международных наблюдателей со средствами массовой информации содействовал впервые созданный неправительственными организациями – Общественной палатой, Торгово-промышленной палатой, Медиасоюзом при участии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – Международный информационный центр “Выборы – 2008”.

Законодательная база проведения президентских выборов

Выборы Президента Российской Федерации проводились на основе положений Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию избирательного процесса, федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, иных законодательных актов, постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ провел сравнительный анализ соответствия Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ. Наблюдатели от СНГ констатируют, что Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” учитывает положения данной Конвенции. В текст Федерального закона включены такие стандарты демократических выборов, как право гражданина избирать и быть избранным; свобода выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина; общественное и международное наблюдение за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

В ходе мониторинга выборов Штаб Миссии наблюдателей от СНГ взаимодействовал с представителями Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан, образованного Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ. Это позволило Миссии наблюдателей от СНГ полнее оценивать ход избирательной кампании. Указанным Институтом проведен анализ соответствия законодательства о выборах Президента Российской Федерации международным избирательным стандартам и сделан вывод, что российское избирательное законодательство соответствует договорным обязательствам Российской Федерации в сфере демократических выборов.

Вместе с тем, Миссия наблюдателей от СНГ считает возможным дальнейшее совершенствование отдельных норм избирательного законодательства, регулирующего выборы Президента Российской Федерации.

Международные наблюдатели от СНГ, в частности, считают, что введение в отчетные формы Государственной автоматизированной системы ГАС “Выборы”, заполняемые избирательными комиссиями всех уровней, сведений о поступивших в день выборов жалобах способствовало бы повышению информированности участников избирательного процесса о ходе голосования и подсчете голосов избирателей.

Миссия наблюдателей от СНГ полагает возможным также законодательно уточнить право международных наблюдателей присутствовать на заседаниях Центральной и других избирательных комиссий.

Приветствуя стремление избирательных органов Российской Федерации обеспечить возможность участия в выборах граждан, находящихся в день голосования в пути, Миссия наблюдателей от СНГ полагает возможным законодательно закрепить порядок образования избирательных участков на железнодорожных вокзалах, в аэропортах и других пунктах временного пребывания избирателей, процедуру голосования на них.

Система избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляли: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;  86 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; 2 748 территориальных избирательных комиссий;  96 652 участковые избирательные комиссии, в том числе 364 образованные за пределами территории Российской Федерации в 142 странах.

Кандидатам на должность Президента была предоставлена возможность назначить по одному представителю в качестве членов Центральной и других избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Наблюдатели от СНГ расценивают данный факт как стремление обеспечить открытость избирательной кампании.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организовала обучение руководителей и членов нижестоящих избирательных комиссий на основе специально разработанной программы учебного курса “Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации”.

Впервые в качестве приложения к учебной программе для членов участковых избирательных комиссий было разработано методическое пособие, включающее тестовые задачи, сценарии деловых игр, практические занятия.

На региональном уровне основной формой профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий стали обучающие семинары.

Активно проводилась информационно-разъяснительная работа среди населения. В целях информирования избирателей о предстоящих президентских выборах, разъяснения порядка избирательных процедур на общероссийских телевизионных каналах транслировались 17 видеороликов и в радиоэфире – 3 аудиоролика. Были изготовлены и размещены на рекламных конструкциях 14 миллионов экземпляров наглядных информационных материалов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации издала серию брошюр, касающихся действующего избирательного законодательства, инструкции и положения по организации работы избирательных комиссий, национальных и международных наблюдателей. Эти материалы были размещены на ее сайте в Интернете.

Избирательные комиссии заблаговременно направили избирателям извещения с указанием времени и места проведения голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента

Миссия наблюдателей от СНГ считает, что процедуры данного этапа президентских выборов осуществлялись на основании избирательного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.

По мнению наблюдателей от СНГ, процедура выдвижения проходила в условиях состязательности и альтернативности.

В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подали документы 15 кандидатов на должность Президента страны. Из них 4 были выдвинуты политическими партиями, 11 – в порядке самовыдвижения. Девяти группам избирателей, созданным в поддержку самовыдвижения кандидатов, Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации в связи с тем, что они не предоставили необходимые документы. Один претендент снял свою кандидатуру. Одному кандидату было отказано в регистрации по причине значительного числа недостоверных и недействительных подписей.

Таким образом, в бюллетень для голосования были включены четыре зарегистрированных кандидата, что предоставило избирателям возможность выбора.

Информационное обеспечение президентских выборов и предвыборная агитация

Избирательные комиссии всех уровней информировали избирателей о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, сроках и порядке совершения избирательных действий, процедуре голосования.

На заседаниях избирательных комиссий присутствовали представители кандидатов на должность Президента, журналисты. Принятые решения через средства массовой информации незамедлительно доводились до сведения широкой общественности. На Интернет-сайте Центральной избирательной комиссии регулярно обновлялась информация о подготовке к выборам Президента. Члены Центральной избирательной комиссии проводили брифинги, пресс-конференции, давали интервью представителям национальных и зарубежных средств массовой информации.

Предвыборная агитация, которая осуществлялась открыто и гласно, отличалась разнообразием используемых форм. Государственные и местные органы обеспечивали осуществление предвыборной агитации, создавали возможности кандидатам для свободного проведения агитационной кампании, встреч с избирателями, выступлений в средствах массовой информации. Местные органы исполнительной власти с соблюдением равных прав и одинаковых условий для кандидатов на должность Президента предоставляли помещения для проведения их встреч с избирателями, определяли места для размещения предвыборных агитационных материалов.

Центральная избирательная комиссия утвердила перечень средств массовой информации, предоставляющих в соответствии с законодательством эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам за счет государственных средств. Таким образом, всем зарегистрированным кандидатам в Президенты Российской Федерации был предоставлен доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, в том числе для изложения своих предвыборных программ.

Бесплатное эфирное время предоставили три общероссийских телеканала: “Первый канал”, ВГТРК, ТВ-Центр и три общероссийских радиоканала: “Радио России”, “Маяк”, “Голос России”. Кандидаты на должность Президента имели возможность размещать свои агитационные материалы на бесплатной основе и в телекомпаниях, осуществляющих вещание в субъектах Российской Федерации.

На федеральных телеканалах были организованы дебаты, в которых приняли участие три кандидата на должность Президента. Однако они не стали основной формой информирования избирателей.

Наблюдатели от Содружества с 18 по 29 февраля 2008 года проводили мониторинг новостных программ телеканалов ВГТРК, “Первый канал”, НТВ, материалов газет “Известия”, “Коммерсант”, “Независимая газета”, “Российская газета” по освещению деятельности кандидатов на должность Президента.

Средства массовой информации освещали предвыборные кампании всех кандидатов на должность Президента в целом в нейтральной или положительной тональности.

Миссия наблюдателей от СНГ позитивно оценивает деятельность Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. В ее состав вошли члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, ученые и специалисты. Решения, принятые Рабочей группой, рассматривались на заседаниях Центральной избирательной комиссии. По мнению наблюдателей от СНГ, деятельность названной Рабочей группы содействовала обеспечению реализации и защиты избирательных прав граждан.

Наблюдатели от СНГ отмечают продуктивное взаимодействие организаторов выборов с общественными организациями. Так, общественная “горячая линия” связи с избирателями Российского фонда свободных выборов, созданная при содействии Общественной палаты Российской Федерации, позволила организовать долгосрочное информационно-консультационное взаимодействие с избирателями, давать им разъяснения избирательного законодательства и практические рекомендации по его применению, своевременно выявлять и устранять факты нарушений избирательных прав граждан.

Открытости избирательного процесса способствовала и организация мобильного портала, позволяющего гражданам получать информацию из Государственной автоматизированной системы “Выборы” об итогах голосования вплоть до каждого конкретного избирательного участка.

Миссия наблюдателей от СНГ считает, что информационное обеспечение президентских выборов и предвыборная агитация проходили в рамках правового поля. Избиратели имели возможность сравнить предвыборные программы кандидатов в Президенты и в день голосования сделать обоснованный самостоятельный выбор.

Работа с жалобами и заявлениями

В рамках мониторинга избирательной кампании Штаб Миссии наблюдателей от СНГ осуществлял взаимодействие с государственными органами Российской Федерации, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства, – Центральной избирательной комиссией, Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Штаб получал от них информацию о ходе избирательного процесса и выявленных правонарушениях, поступивших обращениях, касающихся нарушений избирательного законодательства, и результатах их рассмотрения. В то же время от Верховного Суда Российской Федерации аналогичные сведения не были получены.

По сведениям Центральной избирательной комиссии, по состоянию на 27 февраля 2008 года ею получены 149 обращений. Все они были рассмотрены в установленные законодательством сроки, и только 2 из них подтвердились.

В адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 29 февраля 2008 года поступили 10 обращений о нарушениях, связанных с проведением предвыборной агитации в средствах массовой информации, порядком выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Два из них рассмотрены, и в их удовлетворении заявителям отказано. Проведение проверок по остальным обращениям поручено прокурорам субъектов Российской Федерации. В органы прокуратуры поступили 57 обращений о нарушении законодательства о выборах, из которых 8 удовлетворены.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что рассмотрение жалоб и заявлений осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день президентских выборов наблюдатели от СНГ осуществляли наблюдение в 37 субъектах всех федеральных округов Российской Федерации. Члены Миссии присутствовали при открытии участков, наблюдали за организацией и ходом голосования.

Наблюдатели от СНГ осуществляли мониторинг избирательной кампании без вмешательства в процесс выборов и установления итогов голосования, соблюдая принципы политической нейтральности.

Отведенные для голосования помещения, которые посетили наблюдатели от СНГ, были оборудованы и оснащены всем необходимым для проведения выборов. Избирателям были созданы условия, позволяющие максимально удобно получать, заполнять избирательные бюллетени и голосовать, а членам избирательных комиссий и наблюдателям – выполнять свои функции. На избирательных участках имелись предусмотренные законодательством информационные материалы, в том числе биографические данные кандидатов на должность Президента в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией.

В течение 2 марта наблюдатели от СНГ общались с членами избирательных комиссий, избирателями, представителями кандидатов на должность Президента, другими международными наблюдателями.

По мнению наблюдателей от СНГ, выборы проходили в соответствии с нормами избирательного законодательства Российской Федерации и в спокойной обстановке.

Вместе с тем, Миссией наблюдателей от СНГ были зафиксированы некоторые недостатки и упущения:

- на избирательном участке № 20 города Москвы международным наблюдателям от СНГ отказали в предоставлении информации о ходе голосования;

- на избирательных участках № 11 города Москвы, № 150, 152 города Казани ящики для голосования находились вне поля зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей;

- на избирательном участке № 1096 города Тулы на бюллетенях, выдаваемых избирателям, отсутствовали подписи членов участковой избирательной комиссии;

- на избирательных участках № 4003 города Москвы, № 1097, 1146 города Тулы в помещении для голосования отсутствовала увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления;

- на избирательных участках № 544, 534 Челябинской области, № 85 города Ярославля, № 797 города Тутаева Ярославской области, № 218, 287 города Калуги отмечались факты, когда в кабине для голосования находилось по два человека;

- на избирательном участке № 56 города Казани отсутствовали рабочие блокноты членов участковой избирательной комиссии;

- на избирательном участке № 20 города Москвы кабины для голосования не были оборудованы системой освещения, что затрудняло заполнение бюллетеней избирателями;

- на избирательном участке № 800 города Тутаева Ярославской области избиратели заполняли бюллетени вне кабин для голосования.

Однако эти факты были единичными, имели технический характер и, по мнению наблюдателей от СНГ, не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования.

После закрытия участков члены Миссии наблюдателей от СНГ осуществляли наблюдение за подсчетом голосов избирателей, составлением участковыми комиссиями протоколов голосования, передачей итоговых документов в вышестоящие избирательные комиссии и подведением ими результатов голосования.

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают создание информационного центра “Выборы - 2008” Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Он способствовал открытости процесса голосования, предоставил возможность гражданам, наблюдателям, представителям кандидатов на должность Президента, политических партий и средств массовой информации наблюдать за ходом голосования и подведением итогов выборов.

Выводы

Свои выводы и оценки наблюдатели от СНГ делают на основании только собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе мониторинга избирательной кампании, а также информации, полученной в результате конструктивного взаимодействия с избирательными комиссиями и наблюдателями от других международных организаций.

По мнению наблюдателей от Содружества, выборы Президента Российской Федерации прошли организованно, в спокойной обстановке, с соблюдением норм национального законодательства.

На избирательных участках, которые посетили наблюдатели, избирательные комиссии, органы государственного управления обеспечили защиту и реализацию избирательных прав граждан.

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

считает, что выборы Президента Российской Федерации, состоявшиеся 2 марта 2008 года, проведены в соответствии с действующим в государстве избирательным законодательством и общепризнанными нормами проведения демократических выборов;

отмечает, что состоявшиеся президентские выборы были обеспечены комплексом мер, демонстрирующих открытость избирательного процесса;

констатирует, что данные выборы явились важным фактором дальнейшей демократизации общественной жизни в Российской Федерации;

признает прошедшие президентские выборы свободными, открытыми и транспарентными;

предлагает другим международным наблюдателям, разделяющим выводы и оценки Миссии наблюдателей от СНГ, присоединиться к данному Заявлению.