Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва

Организация наблюдения

 

По приглашению Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва, состоявшихся 28 сентября 2008 года.

Миссия сформирована на основании предложений государств – участников СНГ. В ее состав вошли представители Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России, депутаты национальных парламентов и представители дипкорпуса стран СНГ.

Мониторинг выборов осуществляли 410 наблюдателей, в том числе 40 – на долгосрочной основе.

Миссия и ее Штаб приступили к наблюдению за избирательным процессом 29 июля 2008 года. Во всех областных центрах Республики Беларусь и в городе Минске работали отделения Штаба, координировавшие деятельность наблюдателей от Содружества в регионах республики.

В основу деятельности Миссии были положены принципы политической нейтральности, объективности, невмешательства в избирательный процесс, строгого соблюдения избирательного законодательства Республики Беларусь. Наблюдатели руководствовались принятыми в рамках СНГ документами, касающимися организации наблюдения за парламентскими и президентскими выборами в странах Содружества.

Условия для осуществления мониторинга

 

Миссия отмечает, что в Республике Беларусь были созданы необходимые правовые и организационно-технические условия для наблюдения как за подготовкой к выборам, так и за процессом голосования. Наблюдатели от СНГ имели возможность свободно знакомиться с работой избирательных комиссий всех уровней, получали от них необходимую информацию.

Участники избирательного процесса, представители государственных органов были открыты для общения. Наблюдатели от СНГ встречались с кандидатами в депутаты, избирателями, руководством Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, исполнительных органов, а также представителями политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ в период выполнения своих функций проанализировали избирательное законодательство.

Им было предоставлено право наблюдать за:

деятельностью Центральной, окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

уточнением списков граждан, имеющих право участвовать в парламентских выборах;

выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты;

проведением предвыборной агитации кандидатами в депутаты;

подготовкой помещений для голосования;

организацией и проведением досрочного голосования и голосования  в день выборов;

подсчетом голосов на участках для голосования.

Долгосрочные наблюдатели посетили все 110 избирательных округов.

Миссия работала открыто и гласно: подготовлены пресс-релизы, промежуточные отчеты о ходе наблюдения, проведены брифинги и даны интервью представителям средств массовой информации, в том числе в регионах республики. Деятельность Миссии широко освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах.

Была продолжена практика встреч с наблюдателями от других международных организаций. Состоялись встречи с Руководителем Миссии наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ Гертом Аренсом, заместителем Председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Анн-Мари Лизен, экспертами и долгосрочными наблюдателями Миссии ОБСЕ.

Законодательная база для проведения парламентских выборов

 

Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва проводились на основе положений Конституции, Избирательного кодекса и ряда законов Республики Беларусь, а также принятых в развитие отдельных положений Избирательного кодекса постановлений Центральной комиссии.

Миссия совместно с Международным институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников СНГ (Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ) проанализировала избирательное законодательство Республики Беларусь и констатирует, что в нем нашли отражение принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов.

Миссия позитивно оценивает тот факт, что Республикой Беларусь начаты процедуры по присоединению к принятой в рамках СНГ Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ.

В этой связи, по мнению наблюдателей от СНГ, желательны дальнейшее уточнение отдельных норм Избирательного кодекса Республики Беларусь.

В частности, право принимать участие в голосовании могло бы быть предоставлено лицам, в отношении которых до вынесения приговора судом избрана мера пресечения – содержание под стражей.

За скорейшее присоединение Республики Беларусь к вышеназванной Конвенции выступают и политические партии.

Организация избирательной кампании

 

Подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивали Центральная комиссия, 110 окружных и 6525 участковых избирательных комиссий, в том числе 40 участков были образованы за пределами страны в 31 государстве мира.

Миссия положительно оценивает меры, предпринятые избирательными комиссиями, государственными органами Беларуси, для создания условий проведения свободных и демократических выборов.

В соответствии с международными обязательствами Республика Беларусь заблаговременно и без ограничений пригласила международных наблюдателей для мониторинга парламентских выборов.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на совещаниях по вопросам проведения выборов потребовал от избирательных и исполнительных органов обеспечить проведение в стране открытых, демократических и прозрачных парламентских выборов.

В целях обеспечения открытости и транспарентности в работе избирательных комиссий, более полной реализации конституционного права политических партий по участию в выборах депутатов Палаты представителей Глава государства подписал Декрет № 13 от 24 июня 2008 года, в соответствии с которым политические партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты, получили право направить по одному представителю в состав Центральной комиссии с правом совещательного голоса.

Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь была сформирована Рабочая группа по надзору за исполнением законодательства в период избирательной кампании. Аналогичные группы созданы в прокуратурах областей и города Минска.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь дал указание областным и Минскому городскому судам поручать рассмотрение дел о нарушениях избирательного законодательства наиболее подготовленным судьям.

Для обеспечения правопорядка в период подготовки к проведению выборов Министр внутренних дел Республики Беларусь подписал распоряжение об организации работы по недопущению нарушений Избирательного кодекса и Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации». Правоохранительным органам было поручено оказывать необходимую помощь избирательным комиссиям, исполнительным, распорядительным и государственным органам власти в пресечении нарушений избирательного законодательства.

Для информирования избирателей о выборах депутатов Палаты представителей использовались баннеры, билборды, объявления в общественном транспорте, регулярно демонстрировались видеоролики по телевидению.

Окружные избирательные комиссии образованы в максимальном (согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь) составе – по 13 человек. В этих комиссиях работали 1430 человек. Среди них: 40,8 % – граждане, выдвинутые путем подачи заявлений, 24,9 – представители общественных организаций, 15,5 – трудовых коллективов, 10,6 – политических партий, 8,3 % – органов, образующих комиссии.

В составе участковых избирательных комиссий: 51,6 % – граждане, выдвинутые путем сбора подписей избирателей, 31,3 – представители трудовых коллективов, 12,9 – общественных организаций, 3,9 – органов, образующих комиссии, и лишь 0,2 % – представители политических партий.

Миссия констатирует, что формирование избирательных комиссий в целом прошло в соответствии с требованиями Избирательного кодекса. Отдельные нарушения, допущенные при формировании участковых избирательных комиссий, по представлению органов прокуратуры были устранены.

Миссия отмечает целенаправленную работу Центральной комиссии по подготовке избирательной кампании.

Центральная комиссия определила правила голосования на парламентских выборах граждан, осужденных к аресту, приняла меры, направленные на исключение двойного голосования граждан, разъяснила порядок выдачи избирателям бюллетеней для голосования.

Деятельность Центральной комиссии характеризовалась открытостью и гласностью. Ее заседания проходили с участием международных наблюдателей, представителей общественных организаций, журналистов. Принятые решения оперативно доводились до сведения общественности через средства массовой информации. Открытость была присуща работе и других избирательных комиссий.

Проведена большая работа по обучению членов окружных и участковых избирательных комиссий. В столице и областных центрах республики состоялись обучающие семинары для председателей, их заместителей и секретарей окружных избирательных комиссий, подготовлены методические материалы для окружных и участковых избирательных комиссий.

В день выборов в Информационном центре Центральной комиссии в режиме реального времени наблюдателям и представителям средств массовой информации была предоставлена возможность получать сведения о ходе голосования.

 

Обеспечение полноты и достоверности списков избирателей

 

По мнению наблюдателей от СНГ, списки избирателей составлены в соответствии с требованиями Избирательного кодекса. Исполнительные органы, обеспечивающие учет избирателей, в установленный срок передали участковым комиссиям списки граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах и проживающих на территориях соответствующих участков для голосования.

Гражданам была обеспечена возможность проверить наличие и правильность своих данных в списках.

Члены участковых избирательных комиссий с использованием разнообразных форм работы проверяли полноту и достоверность списков граждан. Избирателям были направлены приглашения принять участие в выборах с указанием сроков, места и времени голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

 

Согласно избирательному законодательству Республики Беларусь право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что процедуры данного этапа избирательной кампании проводились в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь, выполнялись с соблюдением принципов альтернативности и конкурентности, в обстановке политического плюрализма.

В окружные избирательные комиссии подали документы на регистрацию в качестве кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 365 граждан. К предельному сроку подачи заявок на регистрацию – 28 августа 2008 года – избирательные комиссии зарегистрировали в качестве кандидатов в депутаты 276, или 75,6 %, претендентов, в том числе от политических партий – 92 из 117 заявленных граждан. Наблюдатели от СНГ считают, что это свидетельствует о лояльном подходе окружных избирательных комиссий к процедуре регистрации кандидатов.

Долгосрочные наблюдатели в ходе мониторинга присутствовали на заседаниях 32 окружных избирательных комиссий при регистрации кандидатов в депутаты. По мнению наблюдателей, всем претендентам были созданы одинаковые правовые условия, единообразные требования применялись к регистрации.

Претенденты, которым отказали в регистрации, имели возможность обратиться в соответствующие органы с жалобами, которые тщательным образом рассматривались.

На заседаниях Центральной комиссии были рассмотрены 52 жалобы на решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов в депутаты. Центральная комиссия сочла возможным удовлетворить 8 жалоб.

В Верховный Суд Республики Беларусь поступили 19 жалоб на постановления Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатами в депутаты. Две жалобы признаны обоснованными и удовлетворены, по одной производство по делу прекращено ввиду отказа от жалобы, по пятнадцати решениями Верховного Суда в удовлетворении отказано, по одной в возбуждении дела отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.

Наблюдатели от СНГ присутствовали при рассмотрении данных жалоб в Центральной комиссии и Верховном Суде Республики Беларусь.

После завершения процедуры рассмотрения жалоб на отказ в регистрации право на участие в парламентских выборах имели 279 кандидатов в депутаты, однако 16 из них отказались от дальнейшего участия в избирательной кампании.

Таким образом, на 110 депутатских мест в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва претендовали 263 кандидата, 16 из них избирались на безальтернативной основе.

В рамках мониторинга избирательной кампании Штаб Миссии взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства.

По сведениям Центральной комиссии, по состоянию на 25 сентября ею получены 345 обращений, связанных с подготовкой и проведением выборов; 286 обращений поступили в окружные избирательные комиссии. Все они рассмотрены в установленные законодательством сроки, заявителям даны ответы.

По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в органы прокуратуры поступили 120 обращений, связанных с избирательным процессом. Обращения граждан органами прокуратуры рассмотрены в установленном законодательством Беларуси порядке. Уголовные дела, связанные с проведением избирательной кампании, не возбуждались.

Верховный Суд Республики Беларусь сообщил, что в суды республики поступили 25 жалоб, касающихся избирательного процесса, 2 жалобы удовлетворены, в 17 случаях в удовлетворении жалоб отказано, в 5-ти отказано в возбуждении производства по делу в связи с их неподведомственности судам, производство по одной жалобе прекращено ввиду отказа заявителя от жалобы.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь проинформировало, что органы внутренних дел не выявили нарушений законодательства, связанных с проведением выборов депутатов Палаты представителей.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что процесс рассмотрения жалоб о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Предвыборная агитация

 

С момента регистрации кандидатов в депутаты начался этап их предвыборной агитации, которая продолжалась до дня выборов. По мнению наблюдателей от СНГ, в республике были предприняты меры, направленные на обеспечение равных условий ведения предвыборной агитации для всех кандидатов, что является важным элементом, обеспечивающим демократичность выборов. Местными исполнительными органами по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определены помещения для встреч кандидатов в депутаты с избирателями, а также выделены места для размещения агитационных печатных материалов и проведения общественно-массовых мероприятий при осуществлении предвыборной агитации кандидатов в депутаты. Все эти сведения были опубликованы на страницах местной печати.

Центральная комиссия для обеспечения равного доступа всех кандидатов к средствам массовой информации установила порядок использования государственных средств массовой информации при подготовке и проведении выборов, образовала Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.

Кандидаты в депутаты на равных условиях получили право бесплатно опубликовать свои предвыборные программы в одной из республиканских газет – «Звязда», «Рэспублiка», «Народная газета», «Белорусская нива» – или в соответствующих областных или районных (городских) газетах, которые выходят на территориях избирательных округов кандидатов.

Каждому кандидату в депутаты также предоставлено право в течение пяти минут бесплатно выступить по радио и телевидению. Время выступлений определено путем жеребьевки. Кандидатам в депутаты, зарегистрированным в избирательных округах города Минска и Минской области, эфирное время предоставлено радиостанцией «Столица», телеканалами «Лад» и СТВ, остальным кандидатам – областными телерадиокомпаниями.

Телерадиокомпании заранее проинформировали телезрителей и радиослушателей о предстоящих выступлениях кандидатов.

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают разрешение на повторную трансляцию выступлений кандидатов в депутаты, что позволило большему числу избирателей ознакомиться с их предвыборными программами.

Кандидаты в депутаты использовали и другие формы предвыборной агитации: проведение встреч с избирателями, распространение листовок.

В ходе предвыборной агитации отдельные кандидаты в депутаты, представители оппозиционных политических партий призывали граждан к бойкоту парламентских выборов. Наблюдатели от СНГ расценивают такие действия как безответственные, не имеющие ничего общего с позитивным отношением к выборам большинства граждан Беларуси.

Досрочное голосование

 

Согласно Избирательному кодексу досрочное голосование осуществлялось с 23 по 27 сентября включительно в установленное законодательством время.

В целях обеспечения гарантии свободного волеизъявления граждан Центральная комиссия 18 сентября приняла решение об усовершенствовании порядка опечатывания урн в период досрочного голосования и в день выборов.

Наблюдатели от СНГ, присутствовавшие на избирательных участках при досрочном голосовании, отмечали четкость и слаженность в работе членов участковых избирательных комиссий, выполнение ими необходимых процедур в соответствии с требованиями Избирательного кодекса.

Тем не менее на отдельных избирательных участках были отмечены нарушения. На участке № 2 округа № 67 находился только один член участковой избирательной комиссии. В здании, где размещены помещения для голосования, отсутствовали указатели (участок № 40 округа № 71; участок № 5 округа № 67). На информационном стенде в помещении избирательной комиссии размещены агитационные материалы кандидатов (участок № 58 округа № 18). Избиратели указывали на пассивное ведение кандидатами предвыборной агитации.

По сведениям Центральной комиссии, правом досрочного голосования воспользовались 26,3 % избирателей.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

 

В день выборов наблюдатели от СНГ посетили 3 327 избирательных участков во всех избирательных округах, вели наблюдение за их открытием и процессом голосования.

По мнению наблюдателей, голосование проходило в соответствии с нормами избирательного законодательства Республики Беларусь и общепризнанными нормами проведения демократических выборов. Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оборудованы и оснащены всем необходимым. В ряде избирательных округов (№ 17, 19, 96, 104, 110 и других) использовались прозрачные урны.

На многих избирательных участках было организовано чествование молодых избирателей, голосовавших впервые.

В течение дня наблюдатели от СНГ общались с членами избирательных комиссий, избирателями, представителями политических партий, журналистами, местными наблюдателями.

В мониторинге голосования в Республике Беларусь наряду с наблюдателями от СНГ принимали участие свыше 500 представителей других международных организаций, а также более 21 тысячи национальных наблюдателей. Ход выборов освещали свыше 600 иностранных журналистов.

Конструктивное сотрудничество Миссии с международными и национальными наблюдателями, обмен впечатлениями о подготовке и проведении выборов содействовали формированию объективного мнения об избирательном процессе.

Вместе с тем отмечены факты одновременного нахождения в кабине для тайного голосования членов одной семьи (избирательные участки № 3, 9 округа № 13; участок № 44 округа № 92);

в помещении для голосования отсутствовали информационные материалы о кандидатах в депутаты (участки № 3, 4 округа № 79).

Эти факты не были массовыми и, по мнению наблюдателей от СНГ, не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования.

Члены Миссии наблюдали за процедурой подсчета участковыми избирательными комиссиями голосов избирателей. По оценкам наблюдателей, на тех участках для голосования, где они присутствовали, прозрачность данной процедуры была обеспечена.

 

ВЫВОДЫ

 

Свои выводы и оценки Миссия делает на основании анализа результатов только собственного мониторинга, фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного наблюдения, а также информации, полученной в результате конструктивного взаимодействия с избирательными комиссиями, органами исполнительной власти, наблюдателями других международных организаций.

На встречах представители Белорусской аграрной партии, Коммунистической партии Беларуси, Либерально-демократической партии, других общественных объединений отмечали позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Это, по их мнению, уменьшило протестный потенциал и сузило поле деятельности оппозиции.

Наблюдатели от СНГ считают, что избирательные комиссии, государственные и исполнительные органы Республики Беларусь создали условия для вовлечения в избирательный процесс максимально большего числа политических сил, действующих в стране, обеспечили защиту и реализацию избирательных прав граждан при проведении парламентских выборов в соответствии с национальным законодательством.

Миссия не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность и демократичность состоявшихся выборов.

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

 

считает, что выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва, состоявшиеся 28 сентября 2008 года, проведены на высоком организационном уровне, в соответствии с действующим в стране избирательным законодательством и общепризнанными международными нормами проведения демократических выборов;

признает прошедшие парламентские выборы свободными, открытыми и гласными;

констатирует, что данные выборы явились важным фактором дальнейшей демократизации общественной жизни в Республике Беларусь;

предлагает другим международным наблюдателям, разделяющим выводы и оценки Миссии наблюдателей от СНГ, присоединиться к данному Заявлению.

Версия для печати