Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Итоги работы Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции Кыргызской Республики

 

ИТОГИ РАБОТЫ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции Кыргызской Республики

По приглашению кыргызской стороны Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции Кыргызской Республики (далее – референдум), который проводился 27 июня 2010 года. Миссия была сформирована в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

В составе Миссии аккредитованы 60 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Украину, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Миссия выполняла свои функции независимо и самостоятельно, не вмешиваясь во внутренние дела государства и избирательный процесс.

В ходе наблюдения за подготовкой и проведением Референдума Штаб Миссии взаимодействовал с Международным институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ.

В рамках мониторинга референдума Миссия конструктивно взаимодействовала с Миссией БДИПЧ/ОБСЕ. Глава Миссии наблюдателей от СНГ трижды встречался с Главой Миссии БДИПЧ/ОБСЕ Б. Фрлецем. В ходе встреч было достигнуто понимание, что референдум может стать важным шагом на пути к стабилизации в обществе.

В соответствии с Временным порядком проведения референдума (всенародного голосования) Кыргызской Республики, назначенного на 27 июня 2010 года, утвержденным Декретом Временного Правительства Кыргызской Республики от 21 апреля 2010 года (далее – Временный порядок), комиссии референдума при его проведении  руководствовались нормами Конституционного Закона от 23 октября 2007 года № 159 «О референдуме Кыргызской Республики», Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики» в части, не противоречащей декретам Временного Правительства Кыргызской Республики, а также Временному порядку.

Организацию и проведение референдума осуществляли Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, 56 городских и районных, а также 2281 участковая комиссия референдума (далее – комиссии референдума).

Декретом Временного Правительства от 19 мая 2010 года сформирован новый состав Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная комиссия), в состав которой вошли представители восьми политических партий и семи неправительственных организаций. Еще шесть мест было выделено членам с правом совещательного голоса от международных организаций.

По решению Центральной комиссии нижестоящие комиссии формировались из представителей политических партий и групп избирателей, причем представительство политических партий должно было  составлять не более 50 % от общего числа членов.

В целях обеспечения гарантий права на участие в референдуме граждан, в условиях большой внутренней и внешней миграции, участникам референдума, не имеющим возможности прибыть в помещение для голосования того участка, где они включены в список участников референдума, Декретом Временного Правительства, была предоставлена возможность голосовать на том участке, на котором они будут находиться в день голосования, даже если они не включены в список участников референдума и не имеют открепительного удостоверения.

Для предотвращения возможного многократного голосования введена маркировка пальца участников референдума.

Центральная комиссия стремилась работать гласно и открыто. На ее заседаниях присутствовали международные наблюдатели, представители средств массовой информации. Принятые решения доводились до общественности через средства массовой информации, размещались на Интернет-сайте Центральной комиссии.

В связи с предстоящим референдумом в Кыргызской Республике были приняты меры для просвещения и обучения участников референдума. В этих целях использовались возможности печатных СМИ и телевидения.

Среди населения членами участковых комиссий референдума и местными органами власти были распространены полтора миллиона экземпляров проекта Конституции  напечатанные на кыргызском, русском и узбекском языках. 

В регионах страны члены Временного Правительства проводили встречи с населением по вопросам предстоящего референдума.

Местные органы власти разместили на улицах баннеры, плакаты и другие средства наружной рекламы, содержащие призывы к населению проявить гражданскую ответственность и принять участие в референдуме.

В помощь комиссиям референдума были изданы методические пособия, сборники документов, касающихся проведения референдума, проведены семинары и тренинги.

Для обеспечения в период подготовки и проведения референдума общественной безопасности Министерство внутренних дел Кыргызской Республики приняло дополнительные меры к усилению охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, в том числе в помещениях комиссий референдума.

За всеми избирательными участками во время проведения референдума были закреплены наряды милиции из числа руководящего инспекторского состава органов внутренних дел.

В день Референдума представители Миссии посетили 237 участков референдума в городе Бишкеке, Чуйской и Иссык-кульской областях.

Наряду с Миссией, мониторинг референдума осуществляли Миссии ШОС и БДИПЧ/ОБСЕ. Всего Центральная комиссия аккредитовала 189 международных наблюдателей.

На участках, которые посетили наблюдатели от СНГ,  были приняты меры для организации нормального процесса голосования.

Голосование проходило в спокойной обстановке и при достаточно высокой активности граждан. Такие оценки базируются только на основании собственного наблюдения.

В целом по стране, согласно официальным данным Центральной  комиссии  явка участников референдума составила 72,24 % (1 962804 из общего количества 2 716687 зарегистрированных участников референдума). За новую редакцию Конституции Кыргызской  Республики проголосовали 90,5% избирателей,пришедших на референдум.

Итоги мониторинга референдума Глава Миссии наблюдателей от СНГ Е. Слобода изложил Председателю Центральной комиссии  А.Сариеву, Национальному координатору Временного Правительства по делам ЕврАзЭС и СНГ Б.Мамбетову и руководству Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.

Миссия полагает, что итоги Референдума будут способствовать стабилизации обстановки в стране и надеется, что население Кыргызской Республики проявит гражданскую зрелость и будет содействовать мерам по установлению мира, стабильности и спокойствия.

Свои оценки Миссия делает после опубликования официальных результатов референдума, анализа и обобщения материалов, поступивших от наблюдателей от СНГ, а также на основе изучения заявлений других международных организаций, которые проводили наблюдение за референдумом в Кыргызской Республике.

Версия для печати