Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление международных наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением повторного голосования на выборах в Жогорку Кенеш от 13 марта 2005 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
международных наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам  наблюдения за подготовкой и проведением повторного голосования
на выборах в Жогорку Кенеш
Кыргызской Республики
от 13 марта 2005 года

Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств после 27 февраля 2005 года продолжили мониторинг подготовки и проведения повторного голосования на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

Общественно-политическая обстановка после первого тура голосования характеризовалась некоторым обострением ситуации в ряде регионов республики, вызванным результатами выборов.

Согласно данным Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, депутаты в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики были избраны в тридцати двух избирательных округах. По Кочкорскому округу
№ 34 выборы признаны не состоявшимися, поскольку против всех кандидатов проголосовало более 60 процентов избирателей.

Несмотря на то, что результаты выборов в общем отражали реальные предпочтения избирателей, некоторые кандидаты, не получившие ожидаемой поддержки, оспорили решения окружных и участковых избирательных комиссий в Центризбиркоме и в судах.

После голосования 27 февраля в ЦИК поступило 160 жалоб и заявлений, в районные (городские) суды – 34.

Отдельные участники предвыборной борьбы организовали акции протеста граждан (митинги, пикеты). Митингующие требовали пересмотра итогов первого тура голосования.

Такие факты имели место в Джалалабадской, Ошской, Нарынской областях. В Узгенском районе Ошской области группа граждан заняла здание областной государственной администрации.

Органы внутренних дел республики зарегистрировали 42 жалобы и заявления о происшествиях, связанных с предвыборными процессами. По 17 фактам возбуждены уголовные дела.

Наблюдатели от СНГ, как и представители других международных организаций, выражают озабоченность противоправными действиями некоторых участников избирательного процесса. Они считают, что в случае разногласий следует руководствоваться законными процедурами, которые определены национальным избирательным законодательством. В то же время Миссия наблюдателей от СНГ одобряет действия властей Кыргызстана, продемонстрировавших выдержку, компетентность и стремление сделать все возможное для обеспечения избирательных прав и свобод граждан страны, создания надлежащих условий для осуществления ими свободного и честного выбора.

Деятельность избирательных комиссий по организации повторного голосования была направлена, прежде всего, на устранение недостатков, имевших место в первом туре, и на своевременную организационно-техническую подготовку выборов.

В списки избирателей были включены изменения и дополнения, внесенные при проведении голосования 27 февраля. Обновленные списки были своевременно, в установленном законом порядке переданы участковым и окружным избирательным комиссиям.

Были напечатаны на кыргызском и русском языках в необходимом количестве избирательные бюллетени, подготовлены открепительные удостоверения. Накануне дня повторного голосования они своевременно доставлены на избирательные участки. При передаче бюллетеней по акту участковым комиссиям присутствовали представители кандидатов в депутаты, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Подготовлены и доставлены в участковые и окружные избирательные комиссии бланки протоколов об итогах голосования в количестве, предусматривающем выдачу копий протоколов представителям кандидатов, наблюдателям.

Центризбиркомом были подготовлены для избирательных комиссий инструктивные письма о повышении уровня организации процесса голосования, о разрешении наблюдателям присутствовать при проведении маркировки избирателей.

В условиях некоторого обострения ситуации в стране перед повторным голосованием наблюдатели считают своевременными и правильными обращения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов с просьбами к избирателям - сохранять согласие и единство, а к правоохранительным органам - обеспечить при проведении голосования общественный порядок на избирательных участках с тем, чтобы провести выборы в строгом соответствии с законодательством страны.

Повторное голосование проводилось избирательными комиссиями в 39 избирательных округах. В нем принимали участие по два кандидата на один депутатский мандант, набравшие наибольшее количество голосов избирателей в первом туре. В числе кандидатов в депутаты – представители шести национальностей, однако заметно уменьшилось количество женщин: среди претендентов на депутатские мандаты их осталось только три.

По мнению наблюдателей от СНГ, избиратели не были в должной мере проинформированы о результатах первого тура парламентских выборов и о кандидатах, получивших право участвовать в дальнейшей предвыборной борьбе. В отличие от выборов 27 февраля избирателям не направлялись извещения о проведении повторного голосования. Это, на наш взгляд, явилось причиной некоторого снижения числа избирателей, принявших участие в повторном голосовании.

Предвыборная агитация кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша была возобновлена со времени опубликования в районных, городских и областных газетах решений окружных избирательных комиссий о назначении повторного голосования. В целом она осуществлялась в рамках избирательного законодательства Кыргызской Республики.

Вместе с тем, наблюдатели от СНГ отмечают, что по телевидению, в печати, и особенно – на проводившихся митингах появлялись выступления, унижающие честь и достоинство граждан, отдельных кандидатов в депутаты.

За нарушения порядка проведения агитации решениями окружных избирательных комиссий была отменена регистрация кандидатов в депутаты в территориальных избирательных округах № 33 и № 59.

Избирательное законодательство Кыргызской Республики в части проведения парламентских выборов в целом устанавливает основные избирательные действия и процедуры, необходимые для проведения демократических и свободных выборов. Его оценка была изложена наблюдателями от СНГ в предыдущем Заявлении по результатам мониторинга первого тура выборов в Жогорку Кенеш.

Отмечая несомненные достоинства Кодекса “О выборах в Кыргызской Республике”, наблюдатели от Содружества обратили внимание на некоторые его нормы, которые нуждаются в уточнении либо совершенствовании.

По их мнению, положительно отразилось бы на содержании Кодекса закрепление в его Главе 1 отдельными статьями таких стандартов демократических выборов, как открытые и гласные выборы, свободные выборы, подлинные выборы, справедливые выборы. Они содержатся в подписанной и ратифицированной Кыргызской Республикой Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.

В Кодексе установлено, что выборы откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов, если по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат (пункт 6 статьи 73 Кодекса). Таким образом, допускается возможность проведения безальтернативных выборов, что противоречит общепризнанным международно-правовым нормам.

Статья 69 Кодекса ограничивает пассивное избирательное право: кандидат в депутаты обязан проживать в стране в течение не менее пяти последних лет перед выдвижением. По этой причине было отказано в регистрации пяти бывшим дипломатам. По мнению наблюдателей от СНГ, данная норма нуждается в изменении, поскольку ущемляет права отдельных категорий граждан.

Правомочия наблюдателей в целом позволяют обеспечить общественный контроль за подготовкой и проведением выборов. В то же время Кодекс в некоторой степени ограничивает права национальных наблюдателей, что не соответствует международным стандартам демократических выборов.

На наш взгляд, было бы также целесообразным включить в Кодекс нормы о статусе и полномочиях иностранных (международных) наблюдателей.

Требуют законодательного разрешения и вопросы организации голосования граждан Кыргызской Республики за пределами страны во время выборов депутатов Жогорку Кенеша.

В Кодексе, по мнению наблюдателей от СНГ, можно было бы более четко сформулировать норму о включении граждан в список избирателей (пункт 3 статьи 21).

Деятельность международных наблюдателей от СНГ по обеспечению мониторинга подготовки и проведения повторного голосования на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики осуществлялась в соответствии с нормами избирательного законодательства страны пребывания, положениями Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

Наблюдатели от СНГ, в соответствии с перечисленными документами Содружества, соблюдали принципы политической нейтральности, беспристрастности, невмешательства в избирательный процесс, отказа от выражения предпочтений или оценок по отношению к кандидатам в депутаты.

Избирательными комиссиями и органами государственного управления, отвечающими за подготовку и проведение избирательной кампании, нам были созданы организационно-технические возможности и правовые гарантии для осуществления международного наблюдения за выборами.

В Бишкеке продолжал работу Штаб Миссии, а в городах Ош и Чолпон-Ата – его отделения.

При выполнении своих функций мы уделяли особое внимание сбору и анализу фактического материала. Наблюдатели от СНГ располагали информацией, предоставленной Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, избирательными комиссиями иных уровней.

Мы беспрепятственно посещали избирательные участки, встречались с избирателями, изучали правоприменительную деятельность Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, организацию работы окружных и участковых избирательных комиссий.

Все это позволяет нам сделать предварительные оценки хода избирательного процесса и повторного голосования на основе объективного подхода.

Наблюдение за повторным голосованием и подсчетом голосов избирателей осуществляли 108 наблюдателей из стран Содружества, от Межпарламентской Ассамблеи и Центральных избирательных комиссий государств-участников СНГ. Для наблюдения в Кыргызскую Республику направили своих представителей Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

Наблюдение велось в 36 из 40 избирательных округов. Участки, на которых присутствовали наблюдатели от СНГ, были открыты своевременно. Процесс голосования, по их мнению, был открытым, проходил в спокойной обстановке, с соблюдением тайны голосования, в присутствии местных наблюдателей и доверенных лиц кандидатов, соответствовал требованиям национального избирательного законодательства.

В день голосования наблюдатели от СНГ посетили 406 избирательных участков и имели рабочие контакты с членами Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, иных избирательных комиссий, национальными и международными наблюдателями.

В представленных наблюдателями от СНГ отчетах отмечается, что на некоторых участках были зафиксированы нарушения процедуры голосования.

Как и в первом туре, процедура маркировки затягивала в ряде мест процесс голосования, что приводило к образованию на участках очередей избирателей.

У наблюдателей от СНГ все еще остаются сомнения относительно точности обновленных списков избирателей.

На ряде участков в округах №№ 1, 24, 39, 60, 70, 75 и других отсутствовала информация о кандидатах в депутаты.

Данные недостатки, как правило, устранялись в ходе наблюдения.

После закрытия участков наблюдатели от СНГ присутствовали при подсчете голосов избирателей, составлении протоколов об итогах голосования. Нарушений процедуры подсчета голосов не отмечено.

Размещение результатов голосования на электронной странице Центризбиркома в сети Интернет, возможность получения копий протоколов участковых избирательных комиссий наблюдателями и доверенными лицами кандидатов свидетельствует, на наш взгляд, о стремлении организаторов выборов обеспечить высокий уровень прозрачности избирательных процедур и итогов голосования.

Предварительные выводы и оценки наблюдатели от Содружества делают исключительно на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных ими при посещении избирательных комиссий и участков, а также информации, получаемой в результате конструктивного взаимодействия с наблюдателями других международных организаций.

По мнению наблюдателей от СНГ, состоявшееся повторное голосование на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики прошло организованно и открыто.

Недостатки и упущения, выявленные в ходе подготовки и организации повторного голосования, не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей.

Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств считают, что состоявшееся 13 марта 2005 года повторное голосование на выборах в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проводилось избирательными комиссиями в соответствии с нормами национального избирательного законодательства, признают прошедшие выборы легитимными, свободными и транспарентными.

Призываем присоединиться к нашему Заявлению других международных наблюдателей, разделяющих содержащиеся в нем выводы и оценки.

Подробный отчет о работе Миссии наблюдателей от СНГ на парламентских выборах в Кыргызской Республике будет представлен главам государств Содружества Руководителем Миссии в соответствии с принятыми в Содружестве Независимых Государств правилами процедуры.