Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Международных наблюдателей от Исполнительного комитета СНГ по результатам наблюдения за досрочными выборами Президента Чеченской Республики, Российская Федерация от 29 августа 2004 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
международных наблюдателей от Исполнительного комитета
Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за досрочными выборами
Президента Чеченской Республики, Российская Федерация
от 29 августа 2004 года

На основании приглашения российской стороны, с учетом Решения Совета глав государств СНГ от 30 мая 2003 года мы, международные наблюдатели от Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, приняли участие в наблюдении за досрочными выборами Президента Чеченской Республики.

Свои оценки мы делаем на основе анализа всей совокупности известных нам факторов и материалов о ходе избирательной кампании в Чеченской Республике, на основании только собственного наблюдения, конструктивного сотрудничества с наблюдателями других международных организаций. Полагаем, что проведенный нами анализ соответствующей правовой базы, мониторинг сообщений средств массовой информации, контакты с организаторами выборов, наши личные наблюдения за ходом голосования позволяют нам сделать конкретные выводы о подготовке и проведении данной избирательной кампании.

Международные наблюдатели от Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств отмечают, что для осуществления наблюдения в день голосования были созданы достаточные организационно-технические и правовые условия. Мы имели возможность заранее изучить документы, регламентирующие избирательный процесс, получать от органов, занимающихся подготовкой и проведением выборов, необходимую информацию, осуществлять контакты с официальными лицами, представителями кандидатов в президенты, старейшинами, рядовыми избирателями. 29 августа 2004 года нам было обеспечено право беспрепятственного доступа и свободного посещения избирательных участков с момента их открытия и до подведения итогов голосования на всей территории Чеченской Республики.

Мы констатируем, что выборы проходили на альтернативной основе, в обстановке достаточно высокой конкуренции. 21 претендент заявил о намерении участвовать в избирательной кампании, 13 претендентов подали заявления в Избирательную комиссию Чеченской Республики о регистрации в качестве кандидата в президенты. Трем претендентам было отказано в регистрации из-за признания недействительными большого количества подписей, собранных в их поддержку, одному – в связи с тем, что в представленных им документах выявлены существенные нарушения. Двое претендентов сами отозвали свои заявления. Мы отмечаем, что каждому претенденту были предоставлены равные права для обжалования решений об отказе в регистрации, а сам механизм обжалования дает возможность оперативного восстановления нарушенных прав. На заключительном этапе выборов участвовали 7 кандидатов на пост Президента Чеченской Республики.

По нашему мнению, положительное влияние на ход избирательной кампании оказало соглашение о методах ведения предвыборной борьбы, которым устанавливался приоритет закона над политическими, личными и партийными интересами. Его подписали лично четыре кандидата в президенты, за остальных подписи поставили их доверенные лица. Агитационный период избирательной кампании в основном проходил в духе конструктивного соперничества кандидатов. Учитывая, что это третья миссия наблюдения, организованная Исполнительным комитетом СНГ, мы отмечаем позитивную динамику развития избирательного процесса в Чеченской Республике.

По нашему мнению, кандидаты в президенты и их представители имели сбалансировано равные права на ведение агитации в свою пользу, но проявляли неодинаковую активность. Освещение хода избирательной кампании в средствах массовой информации Российской Федерации и Чеченской Республики было достаточным и разнообразным. Избиратели, заинтересованные в получении информации о кандидатах в президенты и их программах, имели возможность доступа к необходимым сведениям.

Мы констатируем, что досрочные выборы Президента Чеченской Республики проводились на основании положений Конституции Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, а также Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Закона Чеченской Республики “О выборах Президента Чеченской Республики”, регулирующих организацию избирательного процесса. По нашему мнению, избирательное законодательство Российской Федерации и Чеченской Республики создает необходимое правовое поле для реализации гражданами республики своих избирательных прав.

Международные наблюдатели отмечают, что выборы проходили в условиях угроз сторонников дестабилизации социально-политической ситуации в Чеченской Республике. Для обеспечения спокойной обстановки в республике в день выборов и для создания избирателям нормальных условий для свободного волеизъявления власти приняли необходимые меры безопасности. Возле избирательных участков находились представители правоохранительных органов. Однако их присутствие не было избыточным, и они не вмешивались в избирательный процесс. По нашему мнению, граждане Чеченской Республики имели возможность для осуществления свободного, самостоятельного выбора.

В день голосования мы посетили совместно с другими международными наблюдателями избирательные участки в четырех районах республики и городе Грозном. Мы отмечаем, что процесс голосования проходил достаточно организованно, при высокой активности избирателей и в целом соответствовал требованиям избирательного законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики.

Наши многочисленные личные контакты с избирателями показали заинтересованность подавляющего большинства населения республики в проведении этих выборов. Данная избирательная кампания рассматривается ими как важнейший фактор стабилизации обстановки в республике.

В ходе наблюдения нами были зафиксированы отдельные недостатки и нарушения избирательного законодательства. Однако в основном они имели технический характер, не могли оказать существенного влияния на ход и результаты выборов и могут быть устранены в процессе дальнейшего совершенствования практики проведения выборов в Чеченской Республике.

Международные наблюдатели от Исполнительного комитета СНГ, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений или оценок по отношению к кандидатам в президенты, делают следующие выводы о результатах наблюдения за досрочными выборами Президента Чеченской Республики.

Мы констатируем, что выборы Президента Чеченской Республики прошли достаточно организованно, при высокой активности избирателей. Считаем, что избирательная кампания в основном соответствовала требованиям законодательства и, основываясь на личном наблюдении за избирательным процессом в рамках имевшихся возможностей, признаем досрочные выборы Президента Чеченской Республики легитимными.

Призываем присоединиться к настоящему Заявлению других наблюдателей, разделяющих его положения.

29.08.2004
г. Грозный