Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Украины 26 декабря 2004 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
международных наблюдателей от Содружества
Независимых Государств по результатам наблюдения
за подготовкой и проведением повторного голосования
на выборах Президента Украины 26 декабря 2004 года

По приглашению Министерства иностранных дел Украины от 8 декабря 2004 года международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств приняли участие в мониторинге подготовки и проведения повторного голосования на президентских выборах 26 декабря 2004 года.

Общественно-политическая обстановка
после второго тура голосования

характеризовалась заметным повышением напряжения в обществе и резким обострением политической борьбы двух противоборствующих сторон, участвовавших в президентских выборах.

Центральная избирательная комиссия постановлениями “О результатах выборов Президента Украины 21 ноября 2004 года и избрании Президента Украины” и “Об обнародовании результатов выборов Президента Украины” признала, что Президентом Украины избран В. Ф. Янукович, и утвердила текст сообщения о результатах выборов.

Итоги повторного голосования вызвали весьма негативную реакцию сторонников В. А. Ющенко, которые потребовали не признавать и аннулировать результаты второго тура голосования, призвали поддержавшую их часть населения к противоправным действиям, вплоть до силового захвата власти. С 21 ноября 2004 года в городе Киеве проходили масштабные акции, были блокированы государственные учреждения, звучали призывы к гражданскому неповиновению.

Спустя три дня после проведения повторного голосования кандидат на пост главы государства В. А. Ющенко без официального обнародования Центризбиркомом Украины итогов голосования неправомерно провозгласил себя избранным Президентом.

Многие заявления и оценки второго тура выборов, прозвучавшие со стороны ряда зарубежных структур, по нашему мнению, тоже оказывали дестабилизирующее воздействие на ситуацию, стимулировали оппозиционные силы к противоправным силовым действиям.

Все это еще больше осложнило и обострило общественно-политическую обстановку в стране.

Ситуация перед проведением повторного голосования

в Украине потребовала принятия практических мер для достижения политического согласия, обеспечения общественной безопасности, защиты прав человека и гражданских свобод. При участии международных посредников дважды проводились заседания “круглого стола”, ставшие определенным положительным фактором в процессе достижения компромисса между политическими силами страны. Была создана рабочая группа по урегулированию политического кризиса в государстве, содействовавшая уменьшению противостояния в украинском обществе.

Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины вынесла решение, которым отменила постановления Центризбиркома от 24 ноября 2004 года “О результатах выборов Президента Украины 21 ноября 2004 года и избрании Президента Украины” и “Об обнародовании результатов выборов Президента Украины”, при этом обязала ЦИК назначить повторное голосование.

Свое решение Судебная палата обосновала тем, что ЦИК допустила ряд нарушений законов “О Центральной избирательной комиссии” и “О выборах Президента Украины”. Было установлено, что Центральная избирательная комиссия не в коллегиальном составе исследовала протоколы территориальных избирательных комиссий, до установления результатов повторного голосования не рассмотрела жалобы о нарушении территориальными комиссиями порядка установления итогов голосования. На момент принятия постановлений ЦИК в судах не было завершено рассмотрение жалоб, связанных с избирательным процессом. Суд констатировал нарушения при составлении списков избирателей, использовании открепительных удостоверений, образовании избирательных комиссий и другие. Был сделан вывод, что в результате таких нарушений была исключена возможность достоверно установить результаты действительного волеизъявления избирателей на повторном голосовании 21 ноября 2004 года. При этом было учтено, что проведенное повторное голосование не изменило статуса кандидатов на пост Президента. Судебная палата проинформировала Верховную Раду, Президента и Генерального прокурора о выявленных нарушениях для принятия установленных законом мер реагирования.

С учетом сложившейся ситуации Верховная Рада Украины приняла постановления о досрочном прекращении полномочий членов Центральной избирательной комиссии и о назначении на должности новых членов Центризбиркома. Были приняты также законы “О внесении изменений в Конституцию Украины” и “Об особенностях применения Закона “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года”.

Миссия наблюдателей от СНГ считает, что решение Верховного Суда Украины, обязавшее Центральную избирательную комиссию вновь назначить повторное голосование на выборах Президента Украины, не предусмотрено действующим избирательным законодательством страны, а является стремлением выйти из ситуации легитимным путем.

В то же время международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств подтверждают свои предыдущие оценки и выводы, изложенные в Заявлении по результатам наблюдения за подготовкой и проведением повторного голосования на выборах Президента Украины 21 ноября 2004 года.

Предвыборная ситуация в Украине перед нынешним голосованием также характеризовалась повышением интереса к президентским выборам со стороны мировой общественности. Число аккредитованных Центризбиркомом иностранных наблюдателей увеличилось более чем в два раза и превысило 12 тысяч человек. От Содружества Независимых Государств аккредитовано 959 наблюдателей.

Изменение избирательного законодательства

Украины потребовало активизации деятельности вновь назначенной Центральной избирательной комиссии. Она приняла ряд постановлений, касающихся формирования территориальных избирательных комиссий, порядка проведения теледебатов между кандидатами на пост Президента, регистрации международных наблюдателей, количества избирательных бюллетеней и числа открепительных удостоверений, форм избирательной документации и других вопросов. В весьма сжатые сроки Центризбиркому удалось организовать формирование новых составов избирательных комиссий в соответствии с уточненными нормами избирательного законодательства, изготовить номерные пломбы для опечатывания избирательных урн, применить тринадцать степеней защиты избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений. ЦИК также задействовала системы правительственной, электронной и телеграфно-телетайпной связи для параллельной передачи территориальными комиссиями сведений о результатах голосования.

В измененном законодательстве закреплено право официальных наблюдателей осуществлять свои полномочия на заграничных избирательных участках, уточнены их обязанности при выполнении функций наблюдения.

Закон “Об особенностях применения Закона “О выборах Президента Украины” при повторном голосовании 26 декабря 2004 года” носит временный характер: как следует из его содержания, он теряет силу в день, следующий за днем вступления на пост новоизбранного Президента Украины. Представляется однако, что некоторые сыгравшие положительную роль при проведении переголосования нововведения могли бы быть использованы при дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства Украины.

В то же время ряд его норм не соответствует общепризнанным нормам международного права и Конституции Украины. В частности, применение ограничений по использованию открепительных удостоверений, по количеству избирательных бюллетеней, которые необходимо было изготовить для повторного голосования, существенно осложнило, а во многих случаях сделало практически невозможной реализацию конституционного избирательного права значительного количества граждан Украины.

Конституционный Суд за 15 часов до выборов отменил как не отвечающую Конституции Украины часть первую статьи 6 Закона. По нашему мнению, эта норма Закона являлась дискриминационной, поскольку ограничивала возможность голосовать за пределами помещения для голосования лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок.

Однако ЦИК не приняла надлежащих мер для реализации решения Конституционного Суда. Оно было доведено до территориальных и участковых избирательных комиссий с большим опозданием, в связи с чем многие избиратели, которые на тех же основаниях, что и инвалиды первой группы, получили право проголосовать за пределами помещений для голосования, не смогли в установленные законодательством сроки оформить необходимые документы о болезни, подать в избирательную комиссию соответствующие заявления.

Тем самым, по экспертным оценкам, полтора-два миллиона граждан Украины с ограниченными физическими возможностями были ущемлены в правовом отношении и не смогли реализовать свое конституционное избирательное право.

Обновление составов избирательных комиссий

было осуществлено в соответствии с измененным избирательным законодательством. Оно устанавливает, что составы территориальных и участковых избирательных комиссий формируются из равного числа кандидатур, представленных от каждого из кандидатов на пост Президента Украины. При создании территориальных и участковых избирательных комиссий должно было обеспечиваться равное количество должностей председателя и секретаря этих комиссий (с возможным отклонением от равного количества не больше, чем на одну должность соответственно председателя и секретаря). При этом председатель и секретарь должны были быть представителями разных кандидатов.

Территориальные избирательные комиссии в установленные законодательством сроки были обязаны обеспечить изготовление двух экземпляров списков избирателей для повторного голосования на каждом обычном избирательном участке, передачу одного из них участковым комиссиям для безотлагательного предоставления его для общего ознакомления.

Председателю и секретарю участковой комиссии было дано право в день голосования исправлять технические неточности в списке избирателей с удостоверением таких исправлений подписями председателя и секретаря.

В избирательном законодательстве также определен новый порядок выдачи избирательными комиссиями открепительных удостоверений избирателям, включения их на основании этих удостоверений в список для повторного голосования.

Вместе с тем, в обновленном избирательном законодательстве не предусмотрен механизм сохранения дееспособности избирательной комиссии в случае бойкотирования ее работы представителями одного из кандидатов, входящими в состав этой комиссии.

Накануне дня голосования зафиксированы многочисленные факты невыполнения своих обязанностей членами участковых и территориальных избирательных комиссий - представителями кандидата В. А. Ющенко. Так, секретарь территориальной избирательной комиссии округа № 51 (Донецкая область) по неизвестным причинам не являлся на заседания комиссии по передаче бюллетеней для голосования участковым комиссиям. По этой же причине за два дня до голосования не работали 150 участковых комиссий в Луганской области, срывалась работа многих комиссий в Донецкой, Ивано-Франковской областях, в городах Севастополе, Мариуполе и в других регионах.

Предвыборная агитация

проводилась, по мнению наблюдателей от СНГ, в обстановке острой конкуренции претендентов на высший государственный пост Украины. Средства массовой информации, как и накануне второго тура голосования, сбалансированно подходили к освещению хода избирательных кампаний обоих кандидатов. Однако в целом формы и методы борьбы за голоса избирателей не всегда укладывались в этические рамки.

Регулярно проводившиеся встречи кандидатов с избирателями содействовали лучшему осмыслению сложившейся обстановки и политической ситуации в стране, более осознанному выбору в день голосования. Однако на проводившихся массовых митингах и манифестациях нередко создавалась ощутимая напряженность, звучали несдержанные заявления отдельных представителей предвыборных штабов.

Позитивную роль в подготовке переголосования второго тура выборов сыграли прошедшие в корректной форме 20 декабря теледебаты между двумя кандидатами на пост Президента Украины. Их диалог засвидетельствовал обоюдную заинтересованность в проведении честных и транспарентных выборов, а также в том, чтобы результаты голосования содействовали объединению общества.

С 20 декабря 2004 года Миссия наблюдателей от СНГ осуществляла мониторинг главных выпусков новостей шести украинских телевизионных каналов и публикаций в ряде ежедневных газет. В соответствии с избирательным законодательством, средства массовой информации обязаны освещать избирательный процесс объективно, не отдавать предпочтений одному из кандидатов. Телеканалы “Е”, “Київ”, 5-й канал, УТ-1 явным образом нарушали это требование: в их новостных выпусках от 60 до 90 процентов времени отводилось освещению избирательной кампании кандидата В. А. Ющенко. Эти же каналы активно пропагандировали его положительный образ, нередко критикуя действующую власть и негативно характеризуя избирательную кампанию кандидата
В. Ф. Януковича.

Наблюдение за подготовкой и проведением
голосования, подсчетом голосов избирателей

осуществляли во всех 225 избирательных округах Украины международные наблюдатели от государств - участников Содружества, от Межпарламентской Ассамблеи и центральных избирательных комиссий стран СНГ, а также от Парламентского Собрания Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества. Нам были созданы необходимые правовые и организационно-технические условия для наблюдения за президентскими выборами.

Мы привержены принципам невмешательства в избирательный процесс и политической нейтральности, а также беспристрастности и отказа от выражения предпочтений по отношению к обоим кандидатам на пост Президента Украины. Наши наблюдатели строили свои отношения с участниками избирательного процесса на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

В своей деятельности мы уделяли главное внимание сбору и анализу фактического материала, руководствуясь при этом избирательным законодательством Украины, положениями действующих в рамках СНГ документов относительно наблюдения за президентскими и парламентскими выборами в государствах Содружества.

В день повторного голосования мы посетили 5012 избирательных участков, в том числе шесть заграничных. Нам была предоставлена возможность присутствовать при их открытии, наблюдать процессы голосования избирателей, закрытия участков, подсчета голосов и составления участковыми комиссиями протоколов о результатах голосования.

В процессе мониторинга мы конструктивно взаимодействовали с представителями других международных организаций и местными наблюдателями, Центризбиркомом, территориальными и участковыми избирательными комиссиями. Особое внимание уделялось встречам с руководителями предвыборных штабов кандидатов. К сожалению, несмотря на неоднократные обращения встретиться с руководителем Штаба В. А. Ющенко не удалось. В связи с этим Миссия СНГ обратилась в Штаб с просьбой предоставить имеющуюся в его распоряжении информацию о нарушениях, допущенных членами штабов кандидата в Президенты
В. Ф. Януковича, однако запрашиваемых материалов не получила.

Миссия наблюдателей от СНГ отмечает увеличение числа нарушений в день выборов, допущенных по сравнению с предыдущим голосованием. Некоторые из них носили системный характер.

На избирательном участке № 215 округа 83 (Приморский район Запорожской области) был спровоцирован инцидент с применением огнестрельного оружия.

В некоторых регионах отмечены факты вмешательства в работу участковых комиссий и в организацию процесса голосования со стороны местных и иностранных наблюдателей (участок № 15 округа 224 - г. Севастополь, 5 участков 186 округа - г. Херсон, участок 6 округа 172 - г. Харьков).

С избирательного участка № 2 округа 182 (г. Херсон) была удалена член комиссии - представитель В. Ф. Януковича за отказ ставить свои подписи на выданных избирательных бюллетенях.

Отдельные участки открылись несвоевременно (участок № 9 округа 130 - г. Одесса). Некоторые участковые избирательные комиссии работали не в полном составе из-за отказа ряда членов этих комиссий участвовать в их работе (округ 61 - г. Донецк). В западных областях Украины из-за угроз физической расправы многие члены избирательных комиссий - представители кандидата В.Ф. Януковича не участвовали в их работе. Председатель участковой избирательной комиссии № 47 (с. Жужуляны Львовской области) была подвергнута физическому воздействию и насильственно вывезена за пределы участка.

Участковая избирательная комиссия № 11 округа 46 (г. Артемовск Донецкой области) состояла из шести представителей кандидата В. Ф. Януковича и четырех - от кандидата В. А. Ющенко.

При решении вопроса о голосовании больных избирателей на дому отдельные лечебные учреждения отказывали им в выдаче необходимых документов о болезни (участок 66 округа 178 - г. Богодухов Харьковской области).

На избирательном участке № 1 округа 60 города Симферополя в 17.40 были прекращены голосование и работа комиссии из-за нехватки около 900 избирательных бюллетеней.

В ряде мест помещения для голосования не соответствовали нормам избирательного законодательства (участок 4 округа 166 - г. Тернополь, в округе 189 - г. Херсон).

В соответствии с измененным законодательством списки избирателей для повторного голосования были составлены на основе использовавшихся во время голосования 31 октября 2004 года списков, по которым всеми наблюдателями отмечались массовые недостатки и нарушения. Они не были устранены в ряде мест и в ходе голосования 26 декабря (7 участок округа № 117 - г. Львов, участки 1, 13, 15, 51 округа 222 - г. Киев, в округе 139 - Котовский район).

Как и в ходе предыдущего голосования, мы наблюдали проведение так называемых “экзит-полов”. Наша оценка их прежняя: такие опросы превращаются в инструмент воздействия на сознание избирателей в пользу того или иного кандидата и к ним следует относиться критически.

Наличие в день голосования у некоторых членов участковых избирательных комиссий символики, свидетельствующей о принадлежности к штабу того или иного кандидата, а также в ряде мест палаток с агитационными лозунгами мы расцениванием как противоречащее избирательному законодательству ведение агитации в день голосования.

Предварительные выводы

относительно проведенных в Украине президентских выборов мы, международные наблюдатели от СНГ, делаем на основе официальных документов и только собственного наблюдения, а также анализа фактического материала и сведений, собранных нами при посещении избирательных комиссий и участков.

Мы отмечаем, что прошедшие выборы Президента Украины показали высокую заинтересованность граждан страны в их успешном завершении.

Миссия международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что повторное голосование на выборах Президента Украины 26 декабря 2004 года проводилось избирательными комиссиями на основании действующего избирательного законодательства Украины. Избиратели активно использовали предоставленные им возможности для осознанного выбора.

Однако изменения и дополнения, внесенные в законодательство в ходе избирательного процесса, во многом ущемили интересы значительного количества избирателей.

Мы впервые столкнулись с нарушением законодательства в день голосования, выразившимся в массовом ведении агитации, наличии атрибутики, оказывавшей воздействие на свободное волеизъявление избирателей.

Наблюдатели от СНГ надеются, что прошедшие президентские выборы будут содействовать стабилизации общественно-политической ситуации в Украине. В то же время Миссия наблюдателей от СНГ однозначно выступает за решение всех вопросов, связанных с политическим кризисом в
Украине, в правовом поле, в рамках Конституции страны и
национального законодательства, считает необходимым обеспечить сохранение единства государства, находить политическое решение выхода из кризиса на основе переговорного процесса.

Призываем присоединиться к нашему Заявлению всех других международных наблюдателей, разделяющих содержащиеся в нем выводы и оценки.

 

Наши предварительные заключения подготовлены до окончательного утверждения результатов выборов. Подробный отчет о работе Миссии наблюдателей от СНГ на выборах Президента Украины будет представлен главам государств-участников Содружества в соответствии с принятыми в Содружестве Независимых Государств правилами процедуры.