РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2010 года город Москва
о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Программу сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми
на 2011–2013 годы (прилагается).
2. Финансирование совместных мероприятий указанной Программы осуществляется заинтересованными государствами – участниками Содружества Независимых Государств по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах соответствующим государственным органам на выполнение их функций.
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
о Программе сотрудничества государств –
участников Содружества Независимых
Государств в борьбе с торговлей людьми
на 2011–2013 годы
от 10 декабря 2010 года
ПРОГРАММА
сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств
в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы (далее – Программа) | ||
Орган, принявший решение | Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – КСГП) | ||
Основные разработчики | Секретариат КСГП, научно-методический центр КСГП | ||
Основные исполнители | Государства – участники, их компетентные органы, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ | ||
Цель и задачи | Цель Программы – совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на основе имплементации в национальное законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и реализации последних достижений практики противодействия торговле людьми. | ||
Основные задачи Программы: | |||
расширение международно-правовой базы сотрудничества; | |||
совершенствование и гармонизация национального законодательства, в том числе на основе принятых Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельных законодательных актов в сфере противодействия торговле людьми; | |||
обеспечение надлежащих условий оказания гарантированной комплексной государственной помощи жертвам торговли людьми; | |||
последовательная реализация основополагающих документов ООН, Совета Европы, ОБСЕ в данной сфере, перечисленных в приложении к данной Программе; | |||
проведение согласованных организационно-правовых, процессуальных действий, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций; | |||
информационное и научное обеспечение сотрудничества; | |||
| сотрудничество в подготовке и переподготовке кадров, повышении квалификации специалистов; | ||
развитие сотрудничества с международными и неправительственными организациями, другими институтами гражданского общества в сфере противодействия торговле людьми | |||
Срок реализации | 2011–2013 годы | ||
Перечень основных мероприятий, их исполнители, срок реализации | Нормотворческая работа по гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Организационно-практические мероприятия по противодействию торговле людьми | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Организационно-практические мероприятия по оказанию помощи жертвам торговли людьми | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Сотрудничество компетентных органов государств – участников СНГ между собой, с международными и неправительственными организациями | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Профилактические меры противодействия торговле людьми | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Информационное и научно-методическое обеспечение | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ | 2011–2013 гг. |
| Кадровое обеспечение | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Финансовое обеспечение | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, МПА | 2011–2013 гг. |
| Механизм контроля | Государства – участники СНГ, уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, Исполком СНГ | 2011–2013 гг. |
Объемы и основные источники финансирования, направления расходования финансовых средств | Финансирование совместных мероприятий Программы осуществляется заинтересованными государствами – участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах для обеспечения деятельности соответствующих государственных органов | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации | Совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, оптимизация результатов проводимых согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций, реальное повышение качества оказания помощи жертвам торговли людьми | ||
Система организации контроля за исполнением | Информирование Исполкома СНГ о ходе реализации настоящей Программы. Ежегодное рассмотрение уставными органами и органами отраслевого сотрудничества СНГ хода выполнения Программы. Ежегодное предоставление Исполнительным комитетом СНГ Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ доклада о ходе выполнения Программы. |
Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы разработана Секретариатом и Научно-методическим центром КСГП.
Принятие Программы обусловлено необходимостью совершенствования сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности человека.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на: принципах и нормах международного права, в том числе реализованных в модельном законодательстве государств – участников СНГ; анализе криминогенной ситуации и прогнозе ее развития в государствах – участниках СНГ; результатах научных исследований практики борьбы с торговлей людьми, в том числе опыта совместных действий; предложениях экспертов и представителей компетентных органов государств – участников СНГ, поступивших в адрес разработчиков.
Целью Программы является совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, деятельности уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми.
Основные задачи Программы: дальнейшее расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ, гармонизация их национального законодательства в сфере противодействия торговле людьми и оказания помощи ее жертвам; совершенствование сотрудничества компетентных органов государств с международными и неправительственными организациями в данной сфере; проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством государств – участников СНГ.
В ходе реализации мероприятий Программы указанные в качестве исполнителей (соисполнителей) органы отраслевого сотрудничества СНГ тесно взаимодействуют в запланированной работе с национальными компетентными органами.
| Наименование мероприятия | Срок | Исполнитель* | Орган СНГ, |
1. Нормотворческая работа по гармонизации законодательства государств – участников СНГ | ||||
1.1. | В целях совершенствования борьбы с торговлей людьми рекомендовать при необходимости на основе общепризнанных принципов и норм международного права: | 2011–2013 гг. | МПА СНГ, Государства – участники СНГ |
|
| а) законодательно урегулировать борьбу с торговлей людьми; |
|
|
|
| б) принять нормативные правовые акты, предусматривающие: |
|
|
|
| принятие Национальной программы (Плана) по борьбе с торговлей людьми и защите ее жертв; |
|
|
|
| создание Государственного фонда для оказания помощи жертвам преступлений, в том числе социальной реабилитации жертв торговли людьми, возмещения причиненного им вреда, финансирования мер государственной защиты лиц, участвующих в уголовном преследовании торговцев людьми; |
|
|
|
| введение и организацию деятельности института Национального координатора по вопросам противодействия торговле людьми; |
|
|
|
| оптимизацию оснований и процедур безопасного возвращения жертв торговли людьми и гарантий обеспечения их прав |
|
|
|
1.2. | Разработать изменения и дополнения в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств – участников СНГ по вопросам борьбы с торговлей людьми |
| Государства – |
|
1.3. | Предложить разработать Концепцию предупреждения преступлений, связанных с торговлей людьми, с учетом общих принципов формирования и реализации социальной, информационной, образовательной и лицензионной политики государств – участников СНГ, направленной на противодействие торговле людьми | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
1.4. | Рекомендовать при необходимости генеральным прокурорам государств – участников СНГ обращаться в национальные высшие судебные органы с запросом о даче разъяснений и толкований по наиболее сложным и спорным вопросам правоприменительной практики по делам о торговле людьми | 2011 г. | Государства – |
|
1.5. | Рекомендовать: а) ускорить осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года; |
2011–2013 гг.
| Государства – |
|
| б) рассмотреть вопрос о присоединении государств – участников СНГ к: Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года; Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера от 12 июля 2007 года; Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 года; Гаагской Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей Гаагской Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года; |
|
|
|
| в) разработать Комментарий к модельному законодательству государств – участников СНГ в сфере противодействия торговле людьми | 2011 г. | МПА СНГ, |
|
2. Организационно-практические мероприятия по противодействию торговле людьми | ||||
2.1. | Рекомендовать принять меры по имплементации в национальное законодательство и реализации на практике положений международных правовых актов, регламентирующих противодействие торговле людьми, в том числе модельного законодательства СНГ | 2011 г. | Государства – |
|
2.2. | Реализовать согласованные меры по выявлению, пресечению и расследованию фактов незаконного оборота органов и тканей человека для трансплантации | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
2.3. | Рекомендовать реализовать практические меры, предусматривающие: |
|
|
|
| а) выделение в правоохранительных органах и органах прокуратур государств – участников СНГ специализированных подразделений (включающих женщин) или отдельных сотрудников по противодействию торговле людьми; | 2011–2012 гг. | Государства – |
|
| б) приоритетное использование оперативно-разыскных методов и технических средств фиксации преступных действий торговцев людьми в целях формирования надежной доказательственной базы в ходе их уголовного преследования | 2012–2013 гг. | Государства – |
|
2.4. | Предложить разработать на межгосударственном и национальном уровнях конкретные мероприятия, направленные на выявление, отслеживание, изъятие и конфискацию у торговцев людьми преступных доходов, в том числе перемещаемых через государственные границы | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
3. Организационно-практические мероприятия по оказанию помощи | ||||
3.1. | Рассмотреть вопрос о государственной финансовой и иной помощи некоммерческим (неправительственным) общественным организациям, реально оказывающим повседневную помощь жертвам торговли людьми | 2011 г. | Государства – |
|
3.2. | Разработать государственные стандарты и практические механизмы оказания гарантированной бесплатной медицинской, психологической и иной неотложной помощи жертвам торговли людьми и контроля за эффективностью этой работы | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
3.3. | Предусмотреть создание и обеспечение надлежащей работы специализированных учреждений, предназначенных для оказания неотложной помощи жертвам торговли людьми и их социальной реабилитации | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
3.4. | Предложить активизировать работу дипломатических представительств и консульских учреждений государств – участников СНГ по выявлению и оказанию своевременной и надлежащей помощи оказавшимся за рубежом жертвам торговли людьми, обеспечению их безопасности, прав и законных интересов | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
4. Сотрудничество компетентных органов государств – участников СНГ между собой, с международными и | ||||
4.1. | Проработать вопрос о повышении координирующей роли органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми, а также создании единого межгосударственного координационного органа по проблемам противодействия торговле людьми, состоящего из национальных координаторов государств – участников СНГ по данным вопросам | 2011 г. | Органы отраслевого сотрудничества (по компетенции), ИК СНГ |
|
4.2. | Рекомендовать проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с торговлей людьми, в первую очередь: а) по пресечению незаконной деятельности агентств трудоустройства за рубежом и туризма; б) по выявлению и ликвидации каналов торговли людьми; в) по выявлению и пресечению деятельности по производству и сбыту поддельных документов; г) по выявлению и пресечению деятельности притонов или помещений для занятий проституцией; д) по выявлению и ликвидации порнографических сайтов в сети Интернет; е) по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми; ж) по пресечению незаконных действий по передаче детей на усыновление иностранным гражданам. На постоянной основе осуществлять обмен информацией, связанной с раскрытием и расследованием преступлений в сфере торговли людьми, а также рабочие контакты руководителей и сотрудников правоохранительных органов |
|
|
|
4.3. | Предложить компетентным органам государств – участников СНГ осуществлять контроль за своевременностью и законностью рассмотрения обращений жертв торговли людьми, а также соблюдением оснований и порядка выполнения процедур добровольного и безопасного их направления в государства происхождения либо иного законного решения вопроса о месте, сроках и условиях пребывания таких лиц | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
4.4. | В целях совершенствования сотрудничества компетентных органов государств – участников СНГ с международными и неправительственными организациями, оказывающими содействие в противодействии торговле людьми, обеспечить: | 2011–2013 гг.
| Государства – |
|
| а) участие представителей международных и неправительственных организаций: |
|
|
|
| в профилактических мероприятиях правоохранительных органов по выявлению, идентификации жертв торговли людьми и оказанию им помощи; |
|
|
|
| в осуществлении психологической поддержки и бесплатной юридической помощи потерпевшим в период уголовного преследования торговцев людьми (включая представительство в суде); |
|
|
|
| в проведении мониторинга реального положения жертв торговли людьми в период их социальной реабилитации и реинтеграции в общество; |
|
|
|
| в организации семинаров, учебных занятий, тренингов для сотрудников компетентных органов, международных и неправительственных организаций по проблемам повышения эффективности психологического и гуманитарного сотрудничества с жертвами торговли людьми; |
|
|
|
| в проведении научных исследований, а также изучении общественного мнения по гуманитарным вопросам и эффективности противодействия торговле людьми; |
|
|
|
| б) совместные анализ и обсуждение выводов и оценок, сделанных представителями международных и неправительственных организаций и СМИ относительно состояния борьбы с торговлей людьми, и их предложений по совершенствованию этой деятельности; |
|
|
|
| в) направление в адрес международных и неправительственных организаций информации о реальной статистической картине и тенденциях правонарушений и преступлений в сфере торговли людьми и обсуждение с ними возникающих гуманитарных проблем; |
|
|
|
| г) разработку совместных мер совершенствования работы государственных структур по выявлению жертв торговли людьми, их идентификации и установлению необходимого психологического контакта, оказания им необходимой помощи |
|
|
|
5. Профилактические меры противодействия торговле людьми | ||||
5.1. | Рекомендовать разработать и реализовать конкретные мероприятия по подрыву нелегальной экономической деятельности, основанной на использовании принудительного труда жертв торговли людьми, а также устранению обстоятельств, способствующих спросу на товары и услуги, связанные с сексуальной или трудовой эксплуатацией людей | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.2. | Рекомендовать установить и активизировать лицензионный контроль, государственный надзор, а также мониторинг предпринимательской деятельности структур, занимающихся: а) международной брачной посреднической деятельностью и модельным бизнесом, трудоустройством граждан за рубежом, организацией отдыха и туризма; б) организацией обучения, оздоровления и трудоустройства несовершеннолетних, международного усыновления детей, а также выезда молодежи для участия в спортивных и культурно-массовых мероприятиях за рубежом | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.3. | Проработать вопрос о завершении разработки и внедрении биометрических и иных современных технологий защиты документов, используемых при пересечении государственных границ | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.4. | Осуществлять мониторинг и анализ рекламных материалов в СМИ и телекоммуникационных сетях, содержащих предложения товаров и услуг, связанных с торговлей людьми, а равно порождающих спрос на такие услуги | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.5. | Считать целесообразным реализовать конкретные профилактические меры, направленные на оказание своевременной социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях исключения возможности обращения их в потенциальных жертв сексуальной, трудовой или криминальной эксплуатации | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.6. | Использовать прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране прав детей в качестве приоритетного средства предупреждения фактов их вовлечения в различные виды и формы эксплуатации | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
5.7. | Организовать информирование населения о реальных угрозах при выезде за границу оказаться потенциальными жертвами торговли людьми, способах предотвращения такой опасности и конкретных адресатах оказания необходимой помощи | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
6. Информационное и научно-методическое обеспечение | ||||
6.1. | Рассмотреть вопрос о создании механизма обмена информацией в сфере противодействия торговле людьми | 2011 г. | Государства – |
|
6.2. | Регулярно обмениваться информацией о возникающих проблемах, связанных с возвращением и иными действиями в отношении жертв торговли людьми | 2011–2013 гг. | СМИД, СКПВ, СРМО, КСГП |
|
6.3. | Продолжить практику обмена опытом в области противодействия торговле людьми | 2011–2013 гг. | СМВД, СОРБ, СКПВ, КГПП СРТС, СРМО |
|
6.4. | Продолжить обмен законодательными и иными нормативными правовыми актами, методическими пособиями, статистической и иной информацией в сфере борьбы с торговлей людьми | 2011–2013 гг. | СМВД, КСГП |
|
6.5. | Осуществлять комплексные научные исследования, а также мониторинг практики и состояния противодействия торговле людьми, разрабатывать предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности | 2011–2013 гг. | СМВД, КСГП |
|
6.6. | Организовать совместно с Международной организацией по миграции проведение научно-практической конференции, посвященной проблемам повышения эффективности международного сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии торговле людьми | 2012 г. | Государства – |
|
6.7. | Регулярно проводить при участии международных и неправительственных организаций научно-практические семинары, «круглые столы» и тренинги по актуальным проблемам борьбы с торговлей людьми и сотрудничества компетентных органов государств и институтов гражданского общества в противодействии торговле людьми | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
7. Кадровое обеспечение | ||||
7.1. | Продолжить на договорной основе: а) сотрудничество в подготовке, повышении квалификации, переподготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе на базе Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь», а также путем консультаций и стажировок в специализированных подразделениях по борьбе с торговлей людьми; |
|
|
|
| б) обмен инструктивными и учебно-методическими материалами по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации сотрудников компетентных органов |
|
|
|
7.2. | Предусмотреть возможность создания, в том числе во взаимодействии с международными и неправительственными организациями, на базе педагогических, медицинских и других учебных заведений курсов по подготовке и повышению квалификации специалистов по работе с жертвами торговли людьми, социальных работников, психологов, операторов «горячих линий», а также сотрудников служб занятости населения | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
8. Финансовое обеспечение | ||||
| Финансирование совместных мероприятий Программы осуществляется заинтересованными государствами – участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах для обеспечения деятельности соответствующих государственных органов | 2011–2013 гг. | Государства – |
|
9. Механизм контроля | ||||
9.1. | Принять планы по реализации положений настоящей Программы и определить формы контроля за ее выполнением | В течение | Государства – |
|
9.2. | Рассматривать ход выполнения настоящей Программы | Ежегодно | КСГП, СМВД, БКБОП, СОРБ, СКПВ, СМИД, СРМО, КГПП СРТС |
|
9.3. | Ежегодно информировать Исполнительный комитет СНГ о ходе выполнения настоящей Программы | Февраль | КСГП, СМВД, БКБОП, СОРБ, СКПВ, СМИД, СРМО, КГПП СРТС |
|
9.4. | Предоставлять доклад Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе выполнения настоящей Программы | Ежегодно | Исполком СНГ | СГГ, СГП |
Примечание: после слов «государства – участники СНГ» первым указывается орган, осуществляющий роль организатора
исполнения мероприятия.
Приложение к Программе сотрудничества
государств – участников Содружества
Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы
Основные международные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми
1. | Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г. (с изменениями, внесенными протоколом от 12 ноября 1947 г.). |
2. | Конвенция относительно рабства от 25 сентября 1926 г. (с изменениями, внесенными протоколом от 7 декабря 1953 г.). |
3. | Конвенция МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда от 28 июня 1930 г. |
4. | Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. |
5. | Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. |
6. | Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. |
7. | Дополнительная Конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г. |
8. | Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 г. |
9. | Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. |
10. | Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. |
11. | Гаагская Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. |
12. | Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда от 17 июня 1999 г. |
13. | Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской |
14. | Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. |
15. | Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г. |
16. | Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 г. |
17. | Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами |
18. | Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального |
19. | Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми от 29 июля 2010 г. |
* СГГ – Совет глав государств СНГ;
СГП – Совет глав правительств СНГ;
МПА – Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ;
ИК СНГ – Исполнительный комитет СНГ;
КСГП – Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ;
СМИД – Совет министров иностранных дел СНГ;
СМВД – Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ;
СОРБ – Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств – участников СНГ;
КСОНР – Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ;
КГПП СРТС – Комитет глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ;
СКПВ – Совет командующих Пограничными войсками;
CMЮ – Совет министров юстиции государств – участников СНГ;
СРМО – Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ;
СМПС – Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ;
БКБОП – Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ;
СРСС – Совет руководителей статистических служб государств – участников СНГ;
Статкомитет СНГ – Межгосударственный статистический комитет СНГ;
ССОЗ – Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ;
ССОО – Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ;
СРГИА – Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ;
СФКС – Совет по физической культуре и спорту государств – участников СНГ;
СКС – Совет по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ;
СГС – Совет по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ;
КССЗН – Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ;
МТРК – Межгосударственный Координационный Совет Межгосударственной телерадиокомпании (МТРК) «Мир»;
МО – международные организации;
НПО – неправительственные организации.