Информация о деятельности базовых организаций государств – участников СНГ по сотрудничеству в области образования

Информация о деятельности базовых организаций государств – участников СНГ по сотрудничеству в области образования

Решениями Совета глав правительств Содружества в 2000–2012 годах статус базовых организаций (по сотрудничеству в области образования) придан 16 высшим учебным заведениям и одному образовательному центру. Первым вузом, получившим такой статус, стал Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) – базовая организация по языкам и культуре государств – участников СНГ (Решение СГП от 30 ноября 2000 года).

Первоначальным проектом документа, одобренным Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ и внесенным на рассмотрение Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств, предусматривалось создание на базе МГЛУ Международного центра по языкам и культуре государств – участников СНГ. В ходе обсуждения на заседании Совета (24 июня 1999 года) был согласован проект Положения о базовой организации по языкам и культуре государств – участников СНГ.

В дальнейшем статус базовых организаций был придан по инициативе Совета:

Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова (МГУ) – по подготовке кадров в области фундаментальных естественных наук и Санкт-Петербургскому государственному университету – по подготовке кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук;

в соответствии с Межгосударственной программой реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и по предложению Совета: Российскому университету дружбы народов – в области информационного обеспечения образовательных систем государств – участников СНГ; Центру сравнительной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации – по исследованиям в области образовательной политики; Государственному технологическому университету «Московский институт стали и сплавов» – по вопросам стандартизации в образовании;

по предложению Республики Беларусь: Белорусскому государственному университету – в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; Белорусскому национальному техническому университету – по высшему техническому образованию; Белорусскому государственному университету информатики и радиоэлектроники – по образованию в области информатики и радиоэлектроники; Международному государственному экологическому университету имени А. Д. Сахарова – по экологическому образованию;

по инициативе Совета: Государственному институту по повышению квалификации и переподготовке кадров по информатике Республики Армения – в области образования лиц с ограниченными физическими возможностями и безработных; Московскому государственному техническому университету им. Н. Э. Баумана – по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий; Государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» – по сотрудничеству в области образования взрослых и просветительской деятельности;

по инициативе Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству: учреждению образования «Белорусский государственный технологический университет» – по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности;

по инициативе Межправительственного совета по вопросам агропромышленного комплекса СНГ: федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева» – по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.

Советом поддержаны предложения о придании статуса базовых  организаций:

Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» – в области дистанционного и электронного обучения;

Республиканскому институту профессионального образования Республики Беларусь – по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического образования и системе среднего специального образования.

На основании Решения СГП от 20 ноября 2009 года прекратили деятельность в качестве базовых: Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации (в связи с реорганизацией и присоединением к Российскому университету дружбы народов) и Государственный институт по повышению квалификации и переподготовке кадров по информатике Республики Армения (в связи с ликвидацией).

В соответствии с утвержденными положениями о базовых организациях их деятельность направлена на подготовку специалистов; разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; осуществление научных исследований; повышение квалификации и переподготовку специалистов; подготовку научно-педагогических кадров; развитие и углубление сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций; разработку, апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов; создание и реализацию проектов, сфокусированных на проведении междисциплинарных исследований; организацию международных конференций и иных мероприятий.

Исходя из этого, большинство базовых организаций принимают участие в формировании единого (общего) образовательного пространства, в том числе в разработке и реализации планов мероприятий, утвержденных решениями СГП, в работе Совета, конференций министров образования, в подготовке заседаний Совета, проведении конференций, семинаров, выставок.

В частности, базовые организации активно участвовали в подготовке проекта Плана мероприятий по дальнейшему развитию общего образовательного пространства и сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на период до 2010 года. В его реализации успешно взаимодействовали с Советом базовые организации по языкам и культуре, в области информационного обеспечения образовательных систем, по вопросам стандартизации в образовании, по образованию взрослых и просветительской деятельности.

Институтом образования взрослых Российской академии образования –базовой организацией по образованию взрослых и просветительской деятельности разработаны проекты Концепции развития образования взрослых в государствах – участниках Содружества Независимых Государств и Плана мероприятий по ее реализации, которые утверждены Советом глав правительств.

План взаимодействия государств – участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий практически полностью разрабатывался и реализуется базовыми организациями. Вся подготовительная работа проводилась при поддержке Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российского университета дружбы народов. МЭСИ (организация-координатор в Постоянной комиссии Совета по дистанционному обучению) и РУДН совместно с другими базовыми организациями проделали большую работу по подготовке проектов Соглашения о координации работ в области информатизации систем образования государств – участников Содружества Независимых Государств и Концепции развития дистанционного обучения в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, которые утверждены Советом глав правительств.

В разработке проекта Плана приоритетных мероприятий сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на среднесрочную перспективу, который планируется внести на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в 2013 году, приняли участие практически все базовые организации.

Большой вклад в формирование единого (общего) образовательного пространства вносит МГЛУ – базовая организация по языкам и культуре государств – участников СНГ. Одним из первых значимых проектов, реализованных в гуманитарной сфере, явилось создание на базе МГЛУ Международного института языков государств – участников СНГ. При базовой организации созданы Консорциум гуманитарных университетов государств – членов ШОС, межвузовский Совет по духовному образованию, центры по языкам и культуре государств – участников СНГ, разработаны и изданы учебно-методические комплексы по государственным языкам государств – участников СНГ. Деятельность МГЛУ – базовой организации отмечена решением Конференции министров образования, одобрена СМИД и Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Плодотворно взаимодействует с Советом РУДН – базовая организация в области информационного обеспечения образовательных систем государств – участников СНГ, принимая активное участие в подготовке материалов к его заседаниям и проведении конференций. При ее организационной поддержке проведена Международная научно-практическая конференция по обсуждению проблем и перспектив формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, в рамках которой был обсужден проект Программы сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на 2005–2010 годы, утвержденный Советом глав правительств СНГ.

Базовой организацией неоднократно издавались сборники документов, принятых на заседаниях Совета глав правительств и конференциях министров образования. По ее инициативе и при непосредственном участии с 2008 года реализуется проект Сетевого университета СНГ. Данный проект направлен на достижение следующих целей:

создание единого (общего) образовательного пространства вузов стран СНГ путем реализации совместных образовательных программ, организации новых форм межвузовского сотрудничества;

создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств;

содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов стран СНГ.

В 2009–2012 годах в состав СУ СНГ вошли 27 ведущих университета из 9 государств – участников Содружества Независимых Государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

На XVIII Конференции министров образования государств – участников СНГ в 2011 году было принято решение всемерно содействовать дальнейшему становлению СУ СНГ как новой формы академической мобильности СНГ и способствовать расширению подготовки по гуманитарным, социально-экономическим, техническим, естественно-научным направлениям в СУ СНГ.

Государственным технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов» – базовой организацией по вопросам стандартизации в образовании разработан макет образовательного стандарта высшего (профессионального) образования (по направлению/специальности) государств – участников СНГ, который утвержден Конференцией министров образования в качестве модельного образовательного стандарта высшего образования государств – участников СНГ.

Подготовлен и издан согласованный словарь терминов и определений систем образования государств – участников СНГ. Проведены сравнительные исследования систем и образовательных стандартов высшего профессионального образования стран СНГ, опубликованы многочисленные материалы.

Успешно работает в качестве базовой организации по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. Так, базовой организацией в целях повышения квалификации и стажировки преподавателей вузов и молодых ученых реализуется масштабный проект «Открытие «точек доступа» к программам инженерных специальностей в странах СНГ и проведение мастер-классов».

Имеются положительные примеры по выполнению ряда мероприятий и проектов Международным государственным экологическим университетом имени А. Д. Сахарова – базовой организацией по экологическому образованию, Белорусским государственным технологическим университетом – по образованию в области лесного хозяйства и лесной промышленности и другими организациями.

Тем не менее не все запланированные мероприятия выполняются базовыми организациями. Это в значительной мере является следствием отсутствия необходимых финансовых средств для осуществления их деятельности. В связи с данным обстоятельством руководители базовых организаций считают целесообразным предусмотреть в бюджете Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ статью расходов для базовых организаций.

 

Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем
Исполнительного комитета СНГ