Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о деятельности Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств в 2010 году

 

Введение

 Совет министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств создан Решением Совета глав государств СНГ о Совете министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года.

Решение о создании Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет) подписали пять государств – Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Задачами Совета в соответствии с Положением о Совете министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств являются:

подготовка и обеспечение реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам компетенции Совета;

содействие гармонизации законодательства государств – участников СНГ;

содействие развитию дружественных связей между министерствами юстиции государств – участников СНГ;

содействие обмену информацией о формировании и реализации правовой политики, а также о законодательстве государств – участников Совета;

участие в формировании информационно-правовой базы государств – участников СНГ.

В целях выполнения возложенных на него задач Совет должен осуществлять следующие функции:

принимать меры для формирования согласованной в рамках СНГ правовой политики по вопросам, отнесенным к компетенции министерств юстиции государств – участников СНГ;

оказывать содействие органам Содружества в пределах своей компетенции;

рассматривать вопросы повышения эффективности исполнения действующих в рамках СНГ международных договоров в сфере правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

разрабатывать предложения об укреплении сотрудничества в вопросах, входящих в компетенцию министерств юстиции, и вносить их в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ;

рассматривать ход выполнения решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, относящихся к компетенции Совета, а также документов, принятых на заседаниях Совета;

содействовать сотрудничеству в разработке и осуществлении мер для подготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений юстиции государств – участников СНГ;

осуществлять взаимодействие с другими органами Содружества в вопросах правового обеспечения функционирования СНГ;

проводить анализ состояния интеграционного взаимодействия государств – участников СНГ в правовой сфере и готовить рекомендации по его совершенствованию;

принимать участие в реализации межгосударственных проектов, программ и других совместных мероприятий государств – участников СНГ в правовой сфере;

поддерживать и развивать контакты с соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами государств – участников СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

 

Организация работы Совета

 Совет является органом Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам, входящим в его компетенцию.

С момента создания Совета проведено пять заседаний:

12 апреля 2006 года в г. Москве под председательством Российской Федерации;

12 октября 2007 года в г. Ереване под председательством Республики Армения;

28 мая 2008 года в г. Минске под председательством Республики Беларусь;

23 октября 2009 года в г. Чолпон-Ате под председательством Кыргызской Республики;

3 ноября 2010 года в г. Казани под председательством Российской Федерации.

На пятом заседании Совета председателем избран Министр юстиции Республики Таджикистан  Худояров Бахтиёр Таварович.

Шестое заседание Совета планируется провести во второй половине 2011 года в Республике Таджикистан.

Членами Совета являются министры юстиции государств – участников СНГ, главами которых было подписано Решение о создании Совета. Члены Совета обладают равными правами. При принятии решений действует принцип: одно государство – один голос.

Председательствует на заседании Совета министр юстиции государства, на территории которого проводится заседание.

Организацию работы Совета осуществляет ответственный секретарь.

Ответственный секретарь избирается Советом по согласованию с Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ из числа работников правового департамента Исполнительного комитета СНГ.

На первом заседании Совета ответственным секретарем Совета был избран  советник правового департамента Гимер В. В.

За время своей деятельности Советом принято 37 решений, в том числе утвержден Регламент работы Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств.

На заседаниях члены Совета  обмениваются опытом по различным направлениям сотрудничества.

 

Основные результаты работы Совета

На заседаниях члены Совета обмениваются опытом работы по различным направлениям сотрудничества.

 

1. О сравнительно-правовом анализе уголовно-исполнительного законодательства государств – участников СНГ

Сравнительно-правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства государств – участников СНГ подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации.

В рамках проведенного анализа констатировано, что распад ранее единого правового пространства делает актуальным решение проблемы унификации уголовно-исполнительного законодательства бывших союзных республик.

Заключаемые в пределах СНГ соглашения затрагивали преимущественно оперативно-разыскные и информационные аспекты сотрудничества и не содержали попыток унификации уголовно-исполнительного законодательства.

Сейчас открылись перспективы для работы, которая должна вестись в двух направлениях, охватывая унификацию национального законодательства государств – участников СНГ и приведение его в соответствие с признанными мировыми стандартами.

Не следует слепо копировать модели уголовно-исполнительной политики других стран, однако анализ мирового опыта в этой области может быть весьма полезен.

Важная роль в обеспечении прав заключенных как одной из наименее защищенных групп населения принадлежит международным соглашениям и рекомендациям ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

В Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными 1955 года определены основные направления социальной политики в отношении осужденных.

В этом документе указывается, что в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. Обязательным требованием является проведение социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях для оказания социальной помощи, способствующей воспитательному процессу.

В большинстве европейских стран весьма осторожно применяют такой вид наказания, как лишение свободы за преступления средней тяжести или малозначительные, справедливо полагая, что в большинстве случаев изоляция человека от общества не способствует его перевоспитанию или исправлению.

Вместе с тем при работе с международными правовыми актами необходимо учитывать, что они по большей части не являются актами прямого действия и должны быть соответствующим образом трансформированы в национальном законодательстве.

Развитие уголовно-исполнительной системы невозможно без реформы уголовно-исполнительного законодательства, в том числе норм, касающихся общения осужденных к лишению свободы с внешним миром. Как показывает практика, если осужденному удается поддерживать контакты с внешним миром, то это помогает ему найти себе место в обществе после освобождения.

Следует отметить, что Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 2 ноября 1996 года был принят Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

2. О правовом регулировании отношений в области семейного законодательства и образования

Заслушивалась работа Министерства юстиции Российской Федерации в сфере правового регулирования отношений в области семейного законодательства и образования.

В связи с нарастающими интеграционными процессами прилагаются усилия к более тесному взаимодействию национального и международного права в области семейного законодательства и образования.

Активно обновляется и законодательство о семье и браке.

Кроме воспроизведения устоявшихся семейных отношений, в новый Семейный кодекс Российской Федерации были включены новые для российского законодательства нормы: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, права детей в семье; банк данных о детях, оставшихся без родительского попечения; приемная семья и др.

Не оставлена без внимания проблема правового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Отдавая приоритет семейному воспитанию, Семейный кодекс подробно регламентирует различные формы воспитания: опека и попечительство, приемная семья и усыновление как основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Российское законодательство допускает усыновление детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Усыновление российских детей иностранцами выявило много проблем. Так, в связи с расширившейся деятельностью коммерческих посредников, содействующих усыновлению детей, возникла объективная необходимость регламентировать их деятельность, допуская к этой работе только аккредитованных лиц.

Теперь, Минюст России осуществляет проверку представленных на аккредитацию документов на предмет их соответствия установленным требованиям, а также наличия в законодательных актах иностранного государства норм по признанию актов усыновления, произведенного в Российской Федерации, и иных положений, ограничивающих права и законные интересы усыновленных детей.

Законодателями предпринимается ряд мер, направленных на правовую защиту семьи.

При участии Минюста России были подготовлены заключения на ряд изменений федеральных законов, разработка которых обусловлена необходимостью усиления государственной поддержки материнства, отцовства и детства и направлена на увеличение размеров государственных пособий.

Минюст России также принял участие в нормативном сопровождении реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, способствующих улучшению демографической ситуации в России.

Ежегодно в Российской Федерации подготавливается государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, в проект которого Минюстом России представляются сведения о необходимых правовых мерах по обеспечению выживания, защиты и развития детей.

Дальнейшая работа Минюста России  в этой области будет способствовать полноценному развитию ребенка, а также позволит реализовать принципы приоритета семейного воспитания и устройства на воспитание в семью российских граждан.

За последние 10 лет как качественное, так и количественное развитие получило также законодательство об образовании.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Следует отметить, что государство также обеспечивает право граждан на образование путем создания системы соответствующих социально-экономических условий для его получения: выплата стипендий, предоставление учебных отпусков, обеспечение местами в общежитиях и интернатах.

Также государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, посредством предоставления специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации и стипендии Президента Российской Федерации, включая стипендии для обучения за рубежом.

Оценивая состояние образовательного законодательства, необходимо отметить, что в основном оно соответствует общепризнанным нормам международного права, ориентируясь на прогрессивные тенденции его развития.

Вместе с тем актуальной остается задача укрепления основ единого образовательного пространства в рамках СНГ.

Особенность нормативных правовых актов СНГ по вопросам образования состоит в том, что они не имеют прямого действия на территориях государств – участников  СНГ. Чтобы стать составной частью законодательства отдельных государств, акты СНГ должны быть приняты компетентными органами этих государств в качестве собственных национальных правовых актов.

Советом было принято решение провести научно - практическую конференцию на тему: «Состояние и пути сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере правового регулирования отношений в области семейного законодательства и образования».

Научно - практическая конференция на эту тему была проведена в       г. Москве 19-20 июня 2007 года.

 

3. О состоянии правовой реформы и перспективах развития правовой системы в государствах – участниках СНГ

Министерство юстиции Республики Армения, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство юстиции Российской Федерации приняли активное участие в изучении вопроса о состоянии правовой реформы и перспективах развития правовой системы в государствах – участниках СНГ.

 

Республика Армения

Республика Армения, будучи членом различных международных организаций, и особенно Совета Европы, взяла на себя ряд обязательств, в которых имели важную роль и значение судебно-правовые реформы. Возникла надобность заменить советскую судебную систему и судебный процесс принципиально новыми подходами, тем самым способствуя увеличению роли прав и основных свобод человека. С принятием 5 июля 1995 года Конституции Республики Армения была положена основа собственного процесса судебно-правовых реформ. За основу были взяты такие демократические принципы, как равенство сторон процесса, соперничество между ними, а также презумция невиновности, независимость, беспрестрастность, неизменность судьи, и т.д. После принятия Конституции проводились целенаправленные работы по формированию нормативной базы для осуществления судебно-правовых реформ. С 1998 года принят ряд законов, которые закрепили принципы создания и деятельности новой судебной системы Армении.

Таковыми были Уголовно-процессуальный и Гражданско- процесуальный кодексы, законы Республики Армения, «О Судебной системе» , «О статусе судьи», «Об адвокатуре», «О службе, обеспечивающей принудительное исполнение судебных актов».

Министерство юстиции Республики Армения в рамках своих полномочий осуществляет ряд важных функции в отношениях с судебной властью, играет активную роль в организации и направлении процесса судебно-правовых реформ. В рамках этих функций были разработаны некоторые проекты законодательных актов, некоторые из которых уже вступили в силу.

В частности, таковыми являются:

Судебный кодекс Республики Армения, который регулирует отношения, связанные с оранизацией и деятельностью судебной власти;

Закон Республики Армения «Об уголовно-исполнительной службе», регулирующий основные принципы уголовно-исполнительной службы в уполномоченном государственном органе. Он определяет уголовно-исполнительные функции, систему органов и учреждений уголовно-исполнительной службы, основы их деятельности, права, обязанности и ответственность служащих, правовые и социальные гарантии, а также другие отношения, связанные со службой;

Закон Республики Армения «О судебной службе», в соответствии с которым была создана судебная служба, являющаяся частью государственной службы Республики Армения. Тем же Законом был создан Судебный департамент, являющийся государственным управленческим учреждением и обеспечивающий полноценное и эффективное осуществление полномочий, предоставленных судам, Общему собранию судей, Совету председателей судов и Совету юстиции;

Закон Республики Армения «О прокуратуре», в соответствии с которым предварительное следствие согласно статье 103 Конституции Республики Армения отделено от прокуратуры;

Закон Республики Армения «Об адвокатуре», который предусматривает порядок организации и осуществления адвокатской деятельности в Республике Армения;

Закон Республики Армения «Об основах администрирования и административном производстве», предусматривающий основы администрирования, регулирующий отношения между административными органами, физическими и юридическими лицами, связанные с принятием административного акта, обжалованием административных актов, действием и бездействием административных органов, исполнением административного акта, административными затратами, а также отношения, связанные с возмещением ущерба, нанесенного в результате администрирования;

Закон Республики Армения «О службе, обеспечивающей принудительное исполнение судебных актов», которым регулируются основные принципы службы в уполномоченном государственном органе, обеспечивающим принудительное исполнение судебных актов, обязанности и ответственность служащих, правовые и социальные гарантии и многое другое.

Были внесены также  важные дополнения и изменения в Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы и во многие другие правовые акты.

В системе прововых реформ важное место занимают реформы уголовно-исполнительной системы. До 1 октября 2001 года Уголовно- исполнительная служба Республики Армения действовала в подчинении Министерства внутренних дел Республики Армения.

Реформы процесса гуманизации по большей части связаны с переводом уголовно-исполнительной системы из компетенции Министерства внутренних дел Республики Армения в компетенцию Министерства юстиции Республики Армения. Одним из основных составляющих реформ явилось осуществление законодательных изменений.

Первым шагом в этом направлении послужил Закон Республики Армения «О содержании задержанных и арестованных лиц», где определены общие принципы, условия и порядок содержания арестованных и задержанных лиц под стражей, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения, права арестованных и задержанных лиц, гарантии их обеспечения, обязательства вышеуказанных лиц, а также порядок освобождения из под стражи и задержания.

С принятием Национальным Собранием Республики Армения  18 августа 2003 года нового Уголовного кодекса  был установлен ряд принципиально новых видов наказаний: штраф, общественные работы, лишение специального или воинского звания, разряда, чина или квалификационного класса, арест и пожизненное лишение свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения является логическим продолжением Уголовного кодекса, так как этим документом регулируются порядок и условия исполнения вышеуказанных наказаний, которые не регулировались прежним Исправително-трудовым кодексом. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения также предусматривает порядок и условия применения и несения наказания, принудительных мер медицинского характера, сопровождающих исполнение наказания, обеспечивает необходимие условия для исправления осужденного, защишает права и свободы последнего.

В центральном органе Уголовно-исполнительной службы было создано новое структурное подразделение по исполнению альтернативных мер наказаний, которое имеет региональные отделения в общинах города Еревана и в регионах республики. Это подразделение создано для исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и осуществлением надзора над отсрочкой отбывания наказания, над условно- досрочно освобожденными лицами.

В рамках будущих правовых реформ важную роль имеет и внедрение института оценки влияния в нацинальную правовую систему.

Совместно с международными организациями осуществляются поиски возможных способов и путей внедрения данного института, проводится работа по подготовке проектов правовых актов.

Функционирование этого института будет способствовать эффективному развитию национального законодательства, что, в свою очередь, приведет к гармоничному развитию всех ветвей экономики страны.

 

Республика Беларусь

Республика Беларусь, приняв Конституцию суверенного государства, определила свое содержание как демократическое, правовое, светское, унитарное государство и определила осуществление государственной власти по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что и положило начало большим демократическим преобразованиям и реформированию всей правовой системы.

Основу этих преобразований составила прежде всего разработка комплекса мер, направленных на усиление охраны прав личности, расширение возможностей судебной защиты интересов граждан, установление в обществе социальной справедливости, означающей равенство всех перед законом и судом, а также другие меры социального характера.

Одной из важнейших задач было найти пути решения вновь возникших непростых проблем, сохранить накопленный ранее потенциал и приступить к построению демократического правового и социального государства с сильной экономикой.

В 1999 году в республике вступил в силу новый Гражданский кодекс, отвечающий реалиям экономической жизни и содержащий кардинально новые положения, ранее отсутствовавшие в гражданском законодательстве.

В акте, являющимся экономической конституцией страны, были закреплены основные принципы гражданского законодательства, такие, как равенство субъектов гражданского права, свобода заключения договора, недопустимость вмешательства в частные дела и др. Новеллами в принятом кодексе стали такие гражданско-правовые институты, как договоры факторинга, финансовой аренды (лизинга), франчайзинга. Комплексно были решены вопросы интеллектуальной собственности, международного частного права. Новый подход был закреплен и в отношении вопросов регулирования правового статуса юридических лиц – введено деление на коммерческие и некоммерческие организации, четко прописана сущность каждой из возможных организационно-правовых форм.

Важнейшие вопросы, связанные с земельными отношениями, были комплексно решены в Кодексе о земле. Данный законодательный акт установил исчерпывающий перечень целей, для которых граждане могут приобретать в собственность земельные участки, четко определил полномочия государственных органов в области регулирования земельных отношений. С учетом того, что земля является основным и ограниченным ресурсом любого государства, Кодексом о земле были установлены и некоторые ограничения по использованию и распоряжению землей, в частности, определен перечень земель, не подлежащих передаче в частную собственность, а также установлены конкретные случаи, при которых земли могут быть переданы в собственность юридических лиц.

Для обеспечения конституционного права на труд в законодательстве сформирована целостная система нормативных правовых актов, основой которых является Трудовой кодекс.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего кодекса новый Трудовой кодекс более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Принятый Трудовой кодекс решает задачу создания работникам благоприятных условий для проявления ими своих способностей к труду и обеспечения социальной защиты тех, кто в ней особенно нуждается. Для него характерно расширение договорного метода регулирования трудовых отношений, направленного на сбалансирование интересов работодателей и работников.

К числу законов, принятых в Республике Беларусь и имеющих особо важное значение для каждого человека, относится Жилищный кодекс.

Жилищный кодекс является систематизированным нормативным правовым актом, который базируется на статье 48 Конституции Республики Беларусь, определяющей, что право граждан республики на жилье обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. В полном соответствии с формами и субъектами права собственности, предусмотренными Гражданским кодексом, Жилищный кодекс дал новую классификацию жилищных фондов, ввел новый для Республики Беларусь институт найма жилого помещения социального пользования, дал достаточно полное регулирование правоотношений в частном жилищном фонде.

Необходимость детализации конституционных норм повлекла создание соответствующей нормативной базы и в сфере государственного управления. Среди принятых в развитие Конституции Республики Беларусь основополагающих законов Республики Беларусь можно назвать такие, как Избирательный кодекс, законы «О Совете Министров Республики Беларусь», «О Президенте Республики Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

С 1 марта 2007 года вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

Новый КоАП является значительным продвижением вперед в развитии республиканского законодательства охранительного блока.

Идея единого закона об административной ответственности повлекла включение в КоАП норм об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Новый кодекс более широко в сравнении с КоАП 1984 года использует принцип диспозитивности. Если раньше только по четырем административным правонарушениям ответственность наступала по жалобе потерпевшего, то в новом кодексе их число возросло до девяти.

В новом КоАП значительно увеличено число видов взысканий, которые могут налагаться только судом. Существенно сужена сфера применения такого вида взыскания, как исправительные работы, которое может применяться только к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном Уголовным кодексом.

Кроме того, новый КоАП включает только материальные нормы, определяющие, какие деяния являются административными правонарушениями и какие административные взыскания могут быть применены за их совершение. Вопросы, относящиеся к возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, исполнению решений о наложении административных взысканий, впервые урегулированы в едином законодательном акте – Процессуально- исполнительном кодексе об административных правонарушениях. Теперь каждое судебное постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий суд (ранее указанные постановления в кассационном порядке обжалованию не подлежали).

Разработан ряд законов в сфере, касающейся защиты прав и свобод граждан.

На всех стадиях уголовного судопроизводства остается актуальным вопрос о необходимости соблюдения гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод граждан, предупреждении нарушений законности, порядке применения к гражданам процессуальных мер принуждения, обеспечении условий для реализации их права на защиту.

Так, постоянно проводится работа по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства. Вносятся изменения в соответствующие кодексы – нормативные правовые акты, обеспечивающие полное регулирование в данных сферах правоотношений и имеющие в качестве основных задач охрану, защиту и формирование уважения к правам и свободам граждан.

В сфере внешнеэкономической деятельности приняты комплексные законы, регламентирующие порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, заключения и совершения внешнеэкономических сделок: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».

В августе 2006 года были внесены существенные изменения в брачно-семейное законодательство, которые затронули положения Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в части заключения брака, установления происхождения детей, регистрации актов гражданского состояния, усыновления детей, а также определяющие имущественные и личные неимущественные права и обязанности супругов. Введен новый правовой институт для белорусского брачно-семейного законодательства – институт суррогатного материнства.

Процесс совершенствования законодательства в данной сфере продолжается.

Важным направлением развития государства является совершенствование государственной системы управления. На данном этапе развития государства граждане хотят ощущать себя не просителями, а равноправными партнерами власти. Основной путь здесь – дебюрократизация государственного аппарата.

Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях» регламентирует введение принципа «одно окно» во всех государственных органах, иных государственных организациях, которые осуществляют выдачу юридически значимых для граждан справок, иных документов по их заявлениям.

Важнейшее направление социально-политической деятельности в Республике Беларусь – совершенствование сферы образования. Качественное обучение и воспитание подрастающего поколения определяется Президентом Республики Беларусь как стратегическая задача современной школы и государственной политики в целом, поскольку социально-экономическое будущее страны зависит от грамотности, квалифицированности, духовно-нравственных качеств сегодняшних школьников и студентов.

В настоящее время все ступени образовательной системы охвачены реформированием. Следует подчеркнуть, что ход реформы находится на постоянном контроле у главы государства, который призывает при осуществлении реформы внедрять мировой опыт осмотрительно и продуманно, сохраняя при этом национальные традиции и лучшее, что досталось нам в наследство от советской школы.

Принцип доступности – один из ведущих приоритетов социальной политики государства в области образования. Граждане Беларуси вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности и доступ к его получению. Вместе с тем существуют объективные препятствия в осуществлении данного принципа в отношении жителей белорусской деревни. Это связано с тем, что сельская школа, как правило, уступает городской по качеству образования. Соответственно, при поступлении в вуз абитуриент из глубинки имеет меньше шансов продолжить образование, нежели городской житель.

Осуществляемое реформирование системы образования в республике закреплено в целом комплексе нормативных правовых актов (законы Республики Беларусь «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь и правительства). Многообразие нормативных актов в данной сфере привело к необходимости их кодификации. В целях совершенствования порядка правового регулирования сферой образования главой государства 13 января 2011 года подписан принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Продолжается и реформирование законодательства, регулирующего экономический блок вопросов.

Развитие гражданского и хозяйственного законодательства идет прежде всего по пути его кодификации и систематизации. Наличие значительного количества отраслевых кодексов свидетельствует о положительных тенденциях в его развитии, направленных на обеспечение преобразований в соответствующих отраслях экономики, адекватных современным требованиям и перспективе.

Важно, что нормы кодексов и других законодательных актов совершенствуются исходя из практики их применения перспективных потребностей экономического развития.

Непосредственно Министерством юстиции Республики Беларусь была осуществлена разработка ряда проектов законов Республики Беларусь, направленных на упорядочение отношений в гражданско-правовой сфере (в частности, создание и деятельность государственных объединений, фондов, республиканских государственно-общественных объединений, ремесленная деятельность). В результате принятия данных законодательных актов соответствующей корректировке подвергался Гражданский кодекс Республики Беларусь, было обеспечено его приведение в соответствие с иными законодательными актами.

Обеспечена систематизация законодательства по важнейшим вопросам инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, произошло значительное обновление нормативного материала в области хозяйственной деятельности и о финансово-кредитной системе, а также приняты качественно новые законы, отвечающие современным требованиям и реалиям.

Данная работа благоприятно сказалась на улучшении инвестиционного климата в Республике Беларусь, упрощении прихода иностранных инвесторов на белорусский рынок и их деятельности.

Так, в 2004 – 2006 годах были внесены изменения в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, обеспечивающие предоставление равных условий деятельности национальным и иностранным инвесторам в Республике Беларусь.

В 2005 году вступили в силу законы Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», которые, соответственно, определили правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности, в том числе в целях стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Примером позитивного развития законодательства о финансово- кредитной системе Республики Беларусь явилась принятая в 2006 году новая редакция Банковского кодекса Республики Беларусь, более полно и четко регламентирующая деятельность субъектов банковских отношений.

За последние годы в Республике Беларусь проведена значительная работа по осуществлению кодификации и упорядочению законодательства в таких сферах, как налогообложение и таможенное регулирование.

19 декабря 2002 года был принят Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), определивший общие основополагающие принципы налогового законодательства и явившийся своеобразной вехой в процессе концентрации норм права о налогообложении в едином акте.

4 января 2007 года Республикой Беларусь принят новый Таможенный кодекс, который, помимо включения подзаконных норм, также предусматривает регулирование значительного количества вопросов таможенного дела не на ведомственном уровне, а на уровне Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

Кроме того, новый Таможенный кодекс разработан с учетом требований по унификации с таможенным законодательством Российской Федерации и во многом повторяет подходы, заложенные в Таможенном кодексе Российской Федерации.

В целом следует отметить, в Республике Беларусь проделана значительная работа и имеются существенные достижения в области развития и совершенствования хозяйственного законодательства.

В Республике Беларусь развита правовая система со всеми необходимыми атрибутами, присущими цивилизованным демократическим государствам, функционируют органы, которые непосредственно занимаются борьбой с преступностью и ее профилактикой, независимый суд, который выносит судебные акты на основании действующего законодательства и прежде всего Конституции, кодексов, законов, иных нормативных правовых актов, отвечающих в целом общепризнанным принципам международного права.

В законотворческой деятельности Республики Беларусь обозначилась тенденция кодификации действующего законодательства. Работа по разработке и принятию кодексов ведется все активнее и шире, даже по таким, аналогов которым в законодательстве Республики Беларусь ранее не было.

Можно констатировать, что законодательство Республики Беларусь является доступным, действенным и развивающимся, открытым для понимания и использования.

 

Российская Федерация

 Одной из важнейших составляющих правовой реформы является реформа административного законодательства, приоритетным направлением которой является исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов. Правовое регулирование такого разграничения полномочий напрямую связано с вопросами административной ответственности.

Так, с учетом динамики российской законотворческой деятельности за последние пять лет был принят ряд федеральных законов, внесших значительные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные изменения были связаны, например, с принятием в 2006 году Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, в соответствии с которыми правовые режимы использования и охраны лесных и водных ресурсов существенно изменились.

Следующим элементом правовой реформы, заслуживающим отдельного упоминания, является судебная реформа, которая в настоящее время осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2007-2011 годы. Основные задачи программы – расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение национального законодательства в соответствие с современными международными стандартами. При решении данных задач российская сторона исходит из того, что квалифицированное и беспристрастное рассмотрение судами споров является одним из условий инвестиционной привлекательности государства, а наличие сильной судебной власти – залогом стабильности хозяйственного оборота и обеспечивает конкурентоспособность ее экономики.

Особое внимание в российском законодательстве уделяется правовой защищенности наиболее уязвимых категорий граждан.

В частности, в рамках осуществления возложенных на Минюст России функций проводится активная нормотворческая деятельность, направленная на гуманизацию процесса исполнения наказаний, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, лишенных свободы, включая улучшение условий их содержания. В этой области особое внимание уделяется соответствию российских норм общеевропейским стандартам в области прав человека и международным обязательствам Российской Федерации, в том числе в русле рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Большое значение имеет также оказание юридической помощи малоимущим гражданам. Для решения этой задачи в порядке эксперимента в 10 субъектах Российской Федерации созданы государственные юридические бюро. Они оказывают бесплатную юридическую помощь представителям малоимущих слоев населения – консультируют, составляют заявления, жалобы и иные документы правового характера, обеспечивают представительство в гражданском судопроизводстве, исполнительном судопроизводстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. И, как показывает практика, такие бюро вполне доказали свою эффективность, поскольку число обращающихся к их услугам граждан непрерывно растет.

Останавливаясь на законотворческой деятельности в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, легализацией преступных доходов, следует подчеркнуть, что Российская Федерация ратифицировала большинство международных договоров по борьбе с этими явлениями, включая 13 универсальных антитеррористических конвенций, которые устанавливают общепризнанные принципы и нормы международного права в деле ликвидации и предупреждения новых вызовов и угроз современности. Кроме того, Россия принимает активное участие в работе международной специализированной организации «Группа государств против коррупции».

 

4.  О деятельности органов ЗАГС

 Заслушана работа министерств юстиции Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан по вопросам деятельности органов ЗАГС.

 

Республика Беларусь

 Органы регистрации актов гражданского состояния являются составной частью правовой инфраструктуры государства, обеспечивая права граждан в сфере брачно-семейных отношений путем регистрации юридически значимых событий.

В Республике Беларусь акты гражданского состояния регистрируют отделы ЗАГС городских и районных исполкомов, Дома (Дворцы) гражданских обрядов, поселковые и сельские исполкомы, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь. Эти органы обязаны обеспечить полную, достоверную и своевременную регистрацию актов гражданского состояния. Однако их различная ведомственная подчиненность являлась препятствием для осуществления надлежащего контроля в этой сфере их деятельности.

В этой связи в июне 2006 года по инициативе Министерства юстиции Республики Беларусь принят Указ Президента Республики Беларусь №385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния». В соответствии с Указом отделы загс и Дома (Дворцы) гражданских обрядов вошли в систему Министерства юстиции, оставаясь структурными подразделениями местных исполнительных органов.

Указом законодательно закреплены полномочия Министерства юстиции по руководству и контролю за регистрацией актов гражданского состояния.

В рамках осуществления контрольных функций Министерству юстиции предоставлено право в случае выявления нарушений законодательства при регистрации актов гражданского состояния вносить обязательные для исполнения письменные предписания об устранении нарушений, а также привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

В целях формирования высокопрофессионального кадрового состава сотрудников органов ЗАГС, для руководителей отделов ЗАГС и Домов гражданских обрядов Указом введен образовательный ценз. Теперь на эти должности может быть назначено только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Назначение производится местными органами с согласия Министерства юстиции. Также с согласия Министерства юстиции решаются вопросы заключения, продления и прекращения действия контрактов с этими руководителями. Кандидаты заслушиваются на коллегии Министерства юстиции после прохождения собеседования у курирующего эту сферу деятельности заместителя Министра юстиции.

Для совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов отделов ЗАГС ежегодно при участии Министерства юстиции проводится повышение их квалификации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета.

Министерство юстиции ежегодно организует республиканские совещания и семинары для руководителей органов ЗАГС, а также участвует в проводимых Министерством иностранных дел мероприятиях по обучению должностных лиц диппредставительств и консульских учреждений.

Поскольку работа органов ЗАГС направлена прежде всего на реализацию и защиту прав граждан, Министерством юстиции принимаются меры по совершенствованию ее организации для достижения высокого уровня обслуживания населения.

В частности, в отделах ЗАГС республики установлены режимы работы с учетом посещаемости граждан с началом приема в будние дни в 8.00 или окончанием приема в 20.00, организован прием граждан в субботние дни. Введена и активно используется предварительная запись на регистрацию заключения брака в торжественной обстановке. Теперь на желаемую дату вступающие в брак могут записаться в течение всего года, в том числе по телефону, а некоторых отделах ЗАГС – через Интернет.

По желанию граждан торжественная регистрация брака проводится и в воскресные дни. В целях популяризации института семьи, повышения ее роли в обществе отделами ЗАГС проводятся помолвки, свадебные юбилейные торжества, обряды имянаречения, одновременная регистрация брака детей и юбилейная свадьба родителей. Сотрудники отделов ЗАГС ежегодно участвуют в проведении мероприятий, посвященных Неделе матери и Дню семьи.

Для торжественной регистрации браков отделами ЗАГС активно используются помещения учреждений культуры.

Как в любой правоприменительной деятельности, в деятельности органов ЗАГС возникает немало спорных вопросов.

Для их разрешения при Министерстве юстиции Республики Беларусь создан и активно работает Методический совет органов ЗАГС, в состав которого входят наиболее опытные сотрудники отделов и архивов ЗАГС. При участии членов совета Министерством юстиции вносились предложения по изменению брачно-семейного законодательства, порядка регистрации актов гражданского состояния, в прошлом году проведено обобщение работы органов ЗАГС по использованию народных традиций при торжественной регистрации брака и рождения, а также внедрению новых форм организации проведения торжеств.

Изучая правоприменительную практику, Министерство юстиции Республики Беларусь постоянно вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы регистрации актов гражданского состояния, а также брачно-семейных отношений.

Изменения коснулись порядка заключения брака. Установлена возможность регистрации брака в день подачи заявления, при наличии особых обстоятельств.

Также был введен новый правовой институт – установление материнства. Регистрация установления материнства проводится органами ЗАГС на основании решения суда.

Сокращены сроки рассмотрения заявлений граждан по регистрации отдельных видов актов гражданского состояния.

Изменения также коснулись и компетенции органов ЗАГС.

Диппредставительства и консульские учреждения теперь не только регистрируют акты, но и вносят в них изменения, выдают повторные свидетельства, а также хранят книги регистрации. Регистрация брака граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами исключена из компетенции сельских(поселковых) исполкомов.

Регистрация браков иностранных граждан между собой исключена из компетенции органов ЗАГС республики. Такие браки могут быть заключены только в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств, гражданами которых они являются.

С 2005 года органы ЗАГС работают в режиме «одного окна». Принцип работы таков, что теперь гражданин четко знает, какие документы он обязан представить в ЗАГС, а какие ЗАГС запрашивает самостоятельно. Внедрение данного принципа работы получило положительную оценку населения.

Таким образом, меры, принимаемые Министерством юстиции по совершенствованию деятельности органов ЗАГС, направлены на создание гарантий правовой защищенности граждан в сфере брачно-семейных отношений.

 

Кыргызская Республика

 Деятельность органов ЗАГС Кыргызской Республики регулируется нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, прежде всего Семейным кодексом Кыргызской Республики от 30 августа 2003 года, регулирующм брачно-семейные правоотношения, и Законом Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния» от 12 апреля 2005 года, определяющим виды актов гражданского состояния и порядок их государственной регистрации.

Закон «Об актах гражданского состояния» конкретизирует нормы Семейного кодекса Кыргызской Республики, определяет виды актов гражданского состояния и порядок их государственной регистрации, а также регламентирует действия граждан и должностных лиц на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, характеризующих правовое состояние граждан.

Действующее законодательство, регулирующее брачно-семейные отношения и регистрацию актов гражданского состояния Кыргызской Республики, схоже с законодательством Российской Федерации. Однако если российское законодательство для регулирования данных отношений ограничилось принятием Семейного кодекса и Закона «Об актах гражданского состояния», то кыргызское законодательство предусматривает еще подзаконный нормативный акт в виде Правил о порядке регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Министерством юстиции Кыргызской Республики от 13 июня 2001 года № 91.

В названном подзаконном акте подробно расписаны правила регистрации актов гражданского состояния, оговорены состав соответствующих документов, которые необходимо представлять заявителю по всем видам регистрации, и определены сроки их исполнения. В частности, какие документы необходимо представлять при регистрации усыновления, (удочерения) детей, установлении отцовства, регистрации перемены фамилии, имени, отчества, и внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния.

В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния» полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния наделены отделы ЗАГС города, области, района, в том числе органы местного самоуправления – айыл окмоту.

Всего в республике осуществляют регистрацию записи актов гражданского состояния 57 отделов ЗАГС и 437 айыл окмоту. Районные отделы ЗАГС республики являются структурными подразделениями региональных управлений юстиций.

Органы ЗАГС Кыргызской Республики в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики осуществляют семь видов регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены фамилии, имени, отчества и смерти. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления айыл окмоту наделены полномочиями на регистрацию четырех видов: регистрацию рождения, заключения брака, установления отцовства и регистрацию смерти.

Регистрация актов гражданского состояния представляет собой постоянную, непрерывную и сплошную запись демографических событий и их характеристик, которые относятся ко всему населению конкретной страны и производится в соответствии с законодательно принятыми правилами, предусматривающими обязательный характер регистрации.

В связи с обострением социально-экономических условий и нарастающими миграционными процессами, затрагивающих семейное положение граждан, выехавших за пределы государства, роль органов ЗАГС в Кыргызской Республике значительно возросла. Статистические данные по регистрации актов гражданского состояния органов ЗАГС Кыргызской Республики показывают ежегодный рост их показателей, в частности, регистрации перемены фамилии, имени, отчества и внесения исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния. Резкое увеличение вышеуказанных видов регистрации было связано с принятием Закона Кыргызской Республики «О государственном языке», согласно которому, регистрация рождения проводилась по национальным традициям с добавлением к имени слов «улуу», «кызы».

Необходимо отметить, что в настоящее время граждане Кыргызской Республики, имеющие свидетельства о рождении со словами «улуу», «кызы» сталкиваются с определенными трудностями при выезде в соседние государства – Республику Казахстан, Российскую Федерацию, страны дальнего зарубежья, поскольку при получении гражданства, паспорта и трудоустройстве свидетельства с написанием со словами «улуу», «кызы» данными государствами не принимаются.

Из-за огромного потока граждан, обращающихся с переменой фамилии на окончания «ов» и «ева», Министерством юстиции Кыргызской Республики рассматривается проект подзаконного нормативного акта «Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния Кыргызской Республики». По опыту законодательства Российской Федерации, который предусматривает перемену фамилии, по заявлению граждан, в данный подзаконный акт внесены ряд изменений и дополнений по упрощению порядка регистрации перемены фамилии, имени, отчества.

Кроме того, значительно возросло количество запросов по истребованию тех или иных документов (свидетельства о рождении, брака, расторжения брака, смерти и т.д), которые необходимы при получении гражданства, паспорта, при трудоустройстве, оформлении пособий и пенсий.

Очень много писем и запросов поступают в адрес органов ЗАГС от выехавших граждан о внесении исправлений, дополнений в записи актов гражданского состояния, из-за расхождений, имеющихся в свидетельствах о рождении, брака, записей фамилии, имени, отчества, с паспортными данными.

Данная процедура регистрации внесения исправления в запись акта в разных государствах сотрудниками органов ЗАГС исполняется в соответствии с нормами законодательства своей страны. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики производится районным отделом ЗАГС по месту жительства заявителя или по месту его первичной регистрации записи акта.

На основании представленных документов и результатов проверки отдел ЗАГС составляет заключение о внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта и направляет дело по месту первичной регистрации записи акта (в другой район, город, республику) для внесения соответствующих изменений и выдачи свидетельства о рождении заявителю.

Однако и по этому вопросу органы ЗАГС республики сталкиваются с противоречивыми требованиями органов ЗАГС России. Имеются случаи, когда отдельные органы ЗАГС России требуют представить сам материал дела о внесении изменения, другие органы ЗАГС - только сообщения и заключения о внесении изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния. Отсутствие единого требования субъектов Российской Федерации по исполнению внесения изменений, исправлений, дополнений, а также внесения изменений в запись акта, связанных с переменой фамилии, зачастую ведут к волоките и нарушает сроки регистрации.

Для упрощения данного вида регистрации в Кыргызской Республике рассматривается внесение изменений и дополнений в статью 71 и статью 60 Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния». Регистрацию внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния будет производиться без составления заключения органа ЗАГС, только на основании заявления заявителя.

Анализ процесса регистрации актов гражданского состояния разных государств и взаимодействие органов ЗАГС при этом показывает, что основная причина в сложности исполнения регистрации - это различие отдельных норм в законодательстве, связанных с уровнем правовой культуры, экономическим положением и менталитетом данных государств.

В целях эффективного сотрудничества государства в вопросах регулирования брачно-семейных отношений, процесса регистрации актов гражданского состояния в настоящее время большую роль играет принятие Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года, которые ратифицированы и Кыргызской Республикой.

Порядок сношений в соответствии со статьей 5 Конвенции о правовой помощи по гражданским, уголовным и семейным делам обязывает обращение органов ЗАГС через центральные, территориальные органы, что негативно сказывается на исполнении юридических действий в сфере регистрации актов гражданского состояния.

В государствах – участниках СНГ давно создана и успешно функционирует налаженная система сбора сведений, и в современных условиях значительное место при этом отводится внедрению новых технологий.

Компьютеризация системы регистрации актов гражданского состояния позволяет значительно облегчить хранение данных, поиск и изготовление дубликатов записей, ускорить передачу данных из отдела ЗАГС в органы статистики.

Создание такой системы также предполагает подготовку компьютеризованных файлов архивных сведений, что во многом экономит время, затрачиваемое на подготовку и выдачу дубликатов записей архивных книг.

В настоящее время в целях эффективной деятельности органов ЗАГС Кыргызской Республики Министерство юстиции Кыргызской Республики планирует внедрение автоматизированной системы органов ЗАГС и программное обеспечение по всем видам регистрации актов гражданского состояния.

 

Российская Федерация

 Рождение и смерть, заключение и расторжение брака, усыновление и установление отцовства, перемена имени – это акты гражданского состояния, которые являются не только значимыми событиями в жизни граждан, но также играют ключевую роль в формировании социально-экономической политики государства. Статистика усыновлений, разводов и браков, иных актов гражданского состояния – это не просто цифры, а наглядное свидетельство проводимых реформ, характеризующее работу органов государственной власти в целом.

Поэтому неслучайно государственная регистрация актов гражданского состояния согласно действующим в России, да и в большинстве государств – участников СНГ, законодательным актам является формой защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересов государства.

В Российской Федерации законодательство об актах гражданского состояния имеет межотраслевой характер, его нормы включены в Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации. Специальный Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» закрепляет полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, регламентирует деятельность органов ЗАГС, порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, изменения, аннулирования, восстановления и хранения актовых записей.

Регулирует эту сферу и ряд подзаконных актов. В их числе Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации и закрепившее функции Министерства в сфере регистрации актов гражданского состояния.

Так, Министерство юстиции Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» и Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российский Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, вырабатывает и реализует государственную политику в сфере государственной  регистрации актов гражданского состояния, осуществляет нормативно-правовое регулирование в этой сфере, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов ЗАГС и вносит предписания об устранении нарушений федерального законодательства.

Кроме того, Минюст России согласовывает назначения  руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «Об актах гражданского состояния» полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Вопросы образования органов ЗАГС относятся к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.

 В настоящее время на  территории Российской Федерации государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляют 2 652 органа ЗАГС и 6 634 органа местного самоуправления сельских поселений. В 2010 году было зарегистрировано 6 102 346 актов гражданского состояния (в том числе рождений -1 812 702, браков 1 216 107),   совершено 11 863 810  юридически значимых действий.

За 2010 год территориальными органами Минюста России  проведено 2 942 проверки деятельности органов ЗАГС,  по результатам выявленных нарушений внесено 352 предписания

 Как показывает практика, контроль и надзор, осуществляемый Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, позволяет вовремя реагировать на факты нарушений прав и законных интересов граждан при государственной регистрации актов гражданского состояния, а также позволяет обеспечить единообразное исполнение норм федерального законодательства на всей территории Российской федерации.

На Министерство юстиции также возложены полномочия по исполнению международных обязательств Российской Федерации в части истребования и пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния.

За 2010 год Минюстом России рассмотрено 30180 документов, касающихся оказания международной правовой помощи в сфере истребования документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

 

Республика Таджикистан

 Важная роль в реализации семейного законодательства предназначается органам ЗАГСа, производящим государственную регистрацию всех видов актов гражданского состояния и оказывающим правовые услуги. Органы ЗАГСа являются юридическими органами, обеспечивающими защиту прав и интересов граждан, составной частью сферы обслуживания населения. Начиная с момента рождения человека и до факта смерти все документы  оформляются этими органами.

Законодательство Республики Таджикистан о регистрации актов гражданского состояния,   основываясь на Конституции (Основного Закона) Республики Таджикистан, регулируется Семейным Кодексом Республики Таджикистан, Законом Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния», другими нормативно- правовыми актами Республики Таджикистан и международно-правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

В порядке установленным Законом Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния» в республике государственной регистрации подлежат 7 видов актов гражданского состояния: рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени,  отчества и фамилии.

 

Управление актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Таджикистан в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1.11.2006 года за №503 является органом координирующим и контролирующим деятельность органов ЗАГС городов и районов республики, осуществляет общее руководство  работой органов записи актов гражданского состояния Республики Таджикистан.

Основными задачами Управления являются  своевременное обеспечение полноты и правильности государственной регистрации актов гражданского состояния, организация контроля за деятельностью органов ЗАГС, обеспечение порядка и установленных сроков регистрации  актов гражданского состояния, правильность записи актов гражданского состояния, поступивших из органов ЗАГС в архив управления, обеспечение сохранности архивов органов ЗАГС и составление вторых экземпляров записи актов гражданского состояния, организует  и контролирует работу этих архивов. В соответствии с требованиями отраслевого  законодательства проводит документальные проверки в его подразделениях,  по результатам  которых составляет акты и вносит предложения по устранению  недостатков.

В рамках правовой реформы в Таджикистане, начатой после принятия Конституции в 1994 году и продолжающейся по настоящее время, целью, которой  является именно  создание правовой основы для развития государства по демократическому пути, создания  благоприятных условий деятельности для каждого члена общества, гарантия его прав, свобод и интересов отрасль регистрации актов гражданского состояния также добилась заметных достижений.

По истечении четырех лет с момента принятия Основного Закона в Семейный Кодекс Республики Таджикистан, который регулировал регистрацию  актов гражданского состояния были внесены новые  нормы и институты, в числе которых  можно назвать брачный договор, порядок взыскания алиментов, наличие преимущественного права ребенка в семье, медицинское освидетельствовании вступающих в брак. Каждая из этих норм имеет глубокую социальную значимость и уверенно соответствует современной концепции прав  и свобод человека.

В 2006 году органы ЗАГС стали обладателями отраслевого Закона, т.е Закона Республики Таджикистан «О государственной регистрации актов гражданского состояния». В 2009, 2010 годах с целью дальнейшего усовершенствования в данный закон     внесены изменения и дополнения.

На основании требований данного Закона приняты два  постановления Правительства Республики Таджикистан: от 2.12.2009 года за № 657 «Об утверждении Положения «О квалификационной комиссии Управления актов гражданского состояния»» и от 27 февраля 2010 года за №77 «Об утверждении формы свидетельства, бланков строгой отчетности, книги записей, образцы штампов, заявления, извещения, справок и иных документаций, связанных с регистрацией  актов гражданского состояния».

Именно,  благодаря независимости страны и поддержки Правительства республики, в целях привлечения населения для своевременной регистрации  рождения, с марта месяца 2001 года стоимость свидетельства о рождении  была снижена с 3 долларов  на 1 доллар США. Эта стоимость с января 2007 года стала  равна 2 сомони 60 дирамов.

В марте 2004 года  в Закон Республики Таджикистан «О государственной пошлине» внесены изменения, отменяющие государственную пошлину при регистрации заключения брака между гражданами Республики Таджикистан,  вследствие чего повысилась динамика роста государственной регистрации заключения брака в республике.

Также, после вступления в силу Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» в 2007 году, принятие которого было непосредственной инициативой Президента страны, уважаемого Эмомали Рахмона число государственной регистрации браков в органах государственной регистрации актов гражданского состояния заметно увеличилось.

Так, в 2006 году – 56664, в 2007 – 97085, в 2008 – 106590 , в 2009 – 101392  и  в 2010 – 100440 браков прошли государственную регистрацию. 

Далее, в соответствии с международными рекомендациями и политической воли Президента республики в  июле месяце 2010 года в  Семейный Кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми брачный возраст установлен в 18 лет. В исключительных случаях суд вправе снизить брачный возраст по просьбе лиц, желающих вступить в брак для мужчин и женщин не более чем на один год. Право обращения в суд по этому вопросу возникает с 17 лет.

Возрастающая динамика заключения браков граждан РТ с иностраным гражданином привело к необходимости защиты интересов граждан Республики Таджикистан (преимущественно женщин и детей) в случае расторжения таких браков в будущем.

За период обретения независимости со стороны отделов ЗАГС республики  составлено 5 млн.779тыс.324  записей актов гражданского состояния:  в 1991 году – 339865, в 1992 году – 283615, в 1993 году – 308704, в 1994 году – 258446, в 1995 году – 257110, в 1996 году – 214892, в 1997 году – 189797, в 1998 году – 188461, в 1999 году – 188992, в 2000 году – 204294, в 2001 году – 242795, в 2002 году – 264942,  в 2003 году – 268768, в 2004 году – 279270, в 2005 году – 299261, в 2006 году – 316438, в 2007 году – 394500, в 2008 году – 414980, в 2009 году – 421459 и в 2010 году – 442795.

Для эффективного выполнения стоящих перед органами ЗАГС задач, а также в целях централизации и обеспечения полноты руководства,  контроля за деятельностью данных органов и исключения двойной подчиненности  в настоящее время разработан и  одобрен нижней Палатой Парламента страны проект Закона РТ «О внесении изменений и дополнений в Закон РТ «О государственной регистрации актов гражданского состояния»». В соответствии с внесенными изменениями руководящим органом в сфере регистрации актов гражданского состояния определено Министерство юстиции РТ. 

В настоящее время в деле совершенствования деятельности органов ЗАГС Министерство юстиции Республики Таджикистан осуществляет работу по следующим направлениям:

анализ законодательной базы, регулирующей деятельность органов ЗАГС на предмет ее совершенствования;

определение места и роли органов ЗАГС в системе органов исполнительной власти;

определение основных направлений совершенствования структуры органов ЗАГС.

 

5. О деятельности Совета в области совершенствования имплементации международного гуманитарного права в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

Совет министров юстиции государств – участников Содружества независимых Государств уделяет большое внимание вопросам имплементации международного гуманитарного права.

Указанные вопросы на регулярной основе рассматриваются в ходе заседаний Совета.

На четвертом заседании Совета Министерством юстиции Республики Беларусь был представлен опыт работы в области имплементации Факультативного Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 года. Данный опыт был принят к сведению членами Совета.

Была также отмечена важность участия государств в Дополнительном Протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося принятия дополнительной отличительной эмблемы от 8 декабря 2000 года.

На пятом заседании Совета состоялась презентация опыта Республики Беларусь в области имплементации указанного Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, а также Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года и Второго протокола к указанной конвенции 1999 года.

Белорусская сторона предложила заинтересованным сторонам оказывать техническое содействие в целях имплементации указанных международных договоров государствами-участниками СНГ.

Таким образом, Совет играет важную роль в деле обеспечения надлежащей и добросовестной имплементации гуманитарного права государствами-участниками СНГ.

 

О разрабатываемых проектах соглашений в рамках Совета

 На последнем, пятом заседании Совета в ходе обмена информацией между членами Совета о проблеме исполнения судебных решений, актов иных органов и должностных лиц в случае, когда должник (имущество должника) находится на территории другого государства, было решено создать  рабочую группу по подготовке проекта Соглашения о сотрудничестве по оказанию правовой помощи и обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Также завершается внутриведомственное согласование проекта Соглашения о сотрудничестве министерств юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств, которое планируется подписать на предстоящем заседании Совета в 2011 году.