Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о ходе реализации Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ (по состоянию на декабрь 2011 года)

Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года утвержден Комплексный план первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ (далее – Комплексный план).

В Исполнительном комитете СНГ разработан и реализуется Рабочий план Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана.

За прошедшие почти два года государства – участники и отраслевые органы СНГ проделали определенную работу по выполнению мероприятий Комплексного плана.

Комплексным планом предусмотрена реализация 25 мероприятий, в том числе 13 – в 2009–2010 годах. По состоянию на декабрь 2011 года из 13 мероприятий выполнены 8 (61 %) и 5 (39 %) находятся в стадии выполнения.

По абсолютному большинству из 10 мероприятий со сроком исполнения «постоянно» ведется систематическая работа.

Важная роль в обеспечении координации взаимодействия и решении вопросов в области миграционной политики и реализации Комплексного плана отводится отраслевому органу – Совету руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (далее – СРМО), созданному 5 октября 2007 года. Советом проведены 10 заседаний, на которых рассмотрено около 100 вопросов.

В прямой постановке вопрос о ходе реализации Комплексного плана был рассмотрен 29 сентября 2010 года на 8-м заседании СРМО.

На 5-м заседании СРМО 14 мая 2009 года одобрен проект модельного Протокола о координации взаимодействия в области миграционной политики между СРМО и органами отраслевого сотрудничества СНГ. В 2009 году подписаны протоколы о взаимодействии между Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ и Советом министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств (СМВД), Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), Советом командующих Пограничными войсками (СКПВ). На заседаниях органов отраслевого сотрудничества СНГ рассматривались и другие меры для проведения согласованной миграционной политики.

На заседании Совета глав государств СНГ 10 декабря 2010 года подписан Протокол о внесении изменения в Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ от 5 октября 2007 года.

Протокол устанавливает координирующую роль СРМО в сфере осуществления миграционной политики государств Содружества.

В соответствии с Комплексным планом на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ регулярно рассматривались вопросы миграции. Так, подготовлены и приняты следующие документы:

модельный закон «О деятельности частных агентств занятости»;

рекомендации по гармонизации национальных законодательств государств – участников СНГ в сфере борьбы с незаконной миграцией.

В соответствии с положениями Комплексного плана реализован ряд мероприятий по противодействию незаконной миграции.

Осуществлялся ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009–2011 годы. Подготовлены справки и доклады Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе выполнения Программы
за 2009 и 2009–2010 годы. На заседании Совета глав государств СНГ 3 сентября 2011 года принята новая Программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы.

Совершенствовались взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, по выявлению и пресечению деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции.

Продолжалась работа по проведению переговоров с сопредельными государствами и государствами – участниками СНГ о заключении международных договоров о приеме и передаче лиц через государственную границу (реадмиссии).

Осуществлялось прогнозирование, в том числе с учетом международной обстановки, миграционных процессов для выявления новых каналов незаконной миграции из третьих государств. На каждом заседании СРМО и Совместной комиссии государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией рассматриваются вопросы миграционной ситуации.

В соответствии с Комплексным планом реализованы следующие важные мероприятия по регулированию трудовой миграции.

Исследована структура и основные направления внешней трудовой миграции государств – участников СНГ в целях повышения эффективности регулирования процессов внешней трудовой миграции.

Создана система обмена информацией о потребности в трудовых ресурсах на национальных рынках труда.

Введены унифицированные статистические показатели в сфере трудовой миграции на территориях государств – участников СНГ. На 6-м заседании СРМО 1 октября 2009 года подписан Протокол об обмене информацией между миграционными органами государств – участников СНГ. Для реализации положений вышеназванного Протокола на официальном сайте ФМС России создан ресурс для обмена информацией об основных статистических показателях в сфере миграции.

На 6-м заседании СРМО также утверждены Общие принципы и механизмы организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Совершенствуется договорно-правовая база СНГ, регламентирующая вопросы внешней трудовой миграции.

Доработаны и согласованы проекты: Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ, Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2011–2015 гг., Соглашения о принципах сближения законодательства в области занятости населения и трудовой миграции государств – участников Содружества Независимых Государств, Предложений по созданию системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест.

Указанные документы направлены в правительства государств – участников СНГ для внутригосударственного согласования.

Осуществлялись меры для интеграции беженцев в гражданское общество, в том числе оказывалось содействие в изучении языка, трудоустройстве и расселении.

Совершенствуется сотрудничество с национальными диаспорами и общественными организациями в целях оказания поддержки гражданам государств – участников СНГ в их адаптации к социокультурным условиям страны пребывания.

В соответствии с Комплексным планом в 2009–2011 гг. осуществлялась работа по созданию единой системы учета иностранных граждан, въезжающих на территории государств – участников СНГ.

Решением Совета глав правительств СНГ 22 мая 2009 года утвержден План совместных работ по созданию Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ (ЕСУ СНГ).

Для реализации указанного Плана подготовлен проект Соглашения о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, который принят на заседании Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года.

Продолжается обмен опытом введения биометрических параметров в документы, удостоверяющие личность граждан государств – участников СНГ.

В соответствии с Комплексным планом государства – участники и органы СНГ принимали участие в работе различных международных конференций и семинаров по вопросам миграции, проводимых под эгидой и при содействии международных организаций (Управление Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Международная организация по миграции и др.).

Осуществлялось взаимодействие с международными организациями. 26 января 2010 года подписан План по реализации Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Администрацией Международной организации по миграции на 2010–2011 годы.

14 декабря 2011 года подписан аналогичный План на 2012–2014 годы.

Продолжалось взаимодействие компетентных органов государств – участников СНГ в вопросах переподготовки и повышения квалификации сотрудников, занимающихся проблемами миграции, в соответствии с принятым 29 января 2008 года на 1-м заседании СРМО решением о базовых организациях государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции.

На заседании Совета глав правительств СНГ 23 мая 2008 года принято Решение о придании Академии МВД Республики Беларусь статуса базовой организации по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

В настоящее время прорабатывается вопрос о придании Всесоюзному институту повышения квалификации МВД Российской Федерации статуса базовой организации по повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере противодействия незаконной миграции и иммиграционного контроля.

Разрабатываются методические пособия по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений в сфере миграции.

Продолжается освещение в средствах массовой информации вопросов миграции, формирования общего рынка труда и его влияния на упорядочение и регулирование миграционных процессов в государствах – участниках СНГ.

Вместе с тем, 5 мероприятий Комплексного плана пока не выполнены в полном объеме, хотя работа по их реализации ведется.

На заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества 26 апреля 2011 года рассмотрена Информация о ходе выполнения Комплексного плана и принято решение предложить Совету руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ, органам отраслевого сотрудничества СНГ и компетентным органам государств – участников СНГ продолжить работу по выполнению Комплексного плана, обратив особое внимание на реализацию мероприятий, не выполненных в установленные сроки.