Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Международно-правовое сотрудничество государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров относится к категории наиболее опасных видов преступлений международного характера. Общепризнанной является связь транснациональной организованной преступности с незаконным оборотом наркотических средств. Так, по данным Департамента общественной информации Организации Объединенных Наций (далее – ООН), данный вид преступлений приносит прибыль, объем которой ежегодно составляет около 500 миллиардов долларов США, что эквивалентно общей сумме валового национального продукта двух третей государств – членов ООН [2, 3].

Комплексное исследование проблем международно-правового предотвращения незаконного оборота наркотических средств, относящегося к наиболее серьезным угрозам и вызовам, является актуальным и для государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).

Так, в Российской Федерации удельный вес этих преступлений составляет свыше 70 % от общего числа зарегистрированных на пространстве Содружества. За последние десять лет наметилась возрастающая их тенденция в Азербайджанской Республике, Республике Армения. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. значительный рост преступлений данного вида зарегистрирован в Кыргызской Республике (23,1 %) и Республике Таджикистан (14,4 %).

Единственным государством на пространстве бывшего СССР, в котором снижается количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является Республика Казахстан, где в 2000 г. было зарегистрировано свыше 23 тысяч преступлений данного вида, тогда как в истекшем году их количество составило 4359 [7].

В то же время, учитывая ярко выраженный латентный характер данного вида преступлений, можно с уверенностью констатировать, что масштабы незаконного распространения наркотических средств представляют серьезную угрозу безопасности и здоровью людей государств – участников СНГ.

Увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков, взаимосвязь между незаконным оборотом наркотических средств и организованной преступностью, в частности, с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, и коррупцией, требуют эффективного решения данной проблемы на межгосударственном уровне.

Необходимость международного сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии этому виду преступлений обусловливается также значительным ростом числа неконтролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с территории приграничного Афганистана.

Это государство остается главным производителем опия – 3 600 т, или 74 % общемирового объема производства. На мировые рынки в 2009 году поступило 365 метрических тонн афганского героина. Больше всего получили его соседние страны – Пакистан (160 т), Иран (115 т) и республики Средней Азии (90 т). Афганский героин попадает в среднеазиатский регион главным образом через границу с Таджикистаном и частично – с Узбекистаном. После этого он следует в Узбекистан и Кыргызстан, а затем через Казахстан попадает в Россию. Таким образом, Среднюю Азию можно назвать воротами, через которые афганский героин попадает в Российскую Федерацию и Восточную Европу. Этот канал известен как "Северный маршрут". Героин остается самым проблемным незаконным наркотическим препаратом в Средней Азии и Закавказье. В Кыргызстане 47 % официально зарегистрированных наркоманов – героиновые наркоманы, в Таджикистане этот показатель составляет 82 % [1].

Как отметил Исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов на пятой сессии Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (18–22 октября 2010 г., г. Вена), незаконный оборот наркотиков по-прежнему является наиболее прибыльным направлением преступного бизнеса – ежегодные доходы от героина, ввозимого в Европу из Афганистана, достигают 33 миллиарда долларов США [3].

 Эффективность противодействия незаконному обороту наркотиков с учетом его транснационального характера находится в прямой зависимости от полноты и масштабности сотрудничества государств на региональном и универсальном уровнях. Его основой являются международно-правовые механизмы глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотическим средствам. Принципы и нормы, регулирующие сотрудничество различных субъектов международного права в противодействии незаконному обороту наркотиков, в основном сконцентрированы в трех конвенциях, принятых в рамках ООН: Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах, а также Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В марте 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах с изменениями и дополнениями, в редакции 1972 года, которая учредила Международный комитет по контролю за наркотиками [5, 8–81].

В Приложении к Конвенции приведен Перечень наркосодержащих средств, находящихся под международным контролем (Желтый список). В Конвенции предусмотрен перечень 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе: культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз.

Согласно Конвенции государства-участники принимают на себя обязательство осуждать к тюремному заключению или другим видам лишения свободы виновных за совершение указанных преступлений в рамках национального законодательства.

В феврале 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах. В документе представлен перечень веществ, обладающих наркотическими свойствами и представляющих собой искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека (Зеленый список) [6, 361–367].

Конвенция предписывает государствам-участникам устанавливать в качестве санкций в отношении виновных за незаконный оборот этих веществ тюремное заключение в виде лишения свободы, а также конфискацию психотропных веществ.

Названные правовые акты предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которого совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выдачи, если виновный не был наказан за совершенное преступление.

В декабре 1988 г. принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [5, 151–207].

Принятие этого важного для мирового сообщества документа было продиктовано необходимостью дальнейшего совершенствования мер контроля, предусмотренных двумя предыдущими конвенциями ООН. При этом основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного сотрудничества. Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Отличительной особенностью принятой Конвенции является то, что она впервые в международной практике внедрила метод контролируемой поставки наркотиков. Данный метод представляет собой тесное взаимодействие правоохранительных и других компетентных органов, при котором допускается ввоз (вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных служб, в целях выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.

Важным положением Конвенции является установление международного контроля за прекурсорами, то есть веществами, используемыми при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ.

Государства – участники Конвенции взяли на себя обязательства модернизировать свои национальные законы в сторону повышения уголовной ответственности за квалифицирующие составы незаконного оборота наркотиков, в частности, если речь идет об организованной преступной группе, участии в других видах международной преступной деятельности, применении насилия или оружия, вовлечении и использовании несовершеннолетних, совершении правонарушения в исправительном учреждении, учебном заведении, общественном учреждении или в непосредственной близости от них либо в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения спортивных и общественных мероприятий.

Кроме этого, предусмотрены меры контроля в отношении различных веществ – прекурсоров (Красный список), часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция расширила перечень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, перечисленных в Единой конвенции 1961 года. К указанной категории преступлений добавлены такие составы, как конверсия или перевод собственности, полученной в результате прибыли от незаконного оборота наркотических средств, сокрытие или утаивание подлинного характера и источника происхождения такой собственности, приобретение, владение или пользование ею, владение оборудованием, материалами, веществами, предназначенными для незаконных операций с наркотиками, и др.

Безусловно, сотрудничество государств в борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности, в том числе с незаконным оборотом наркотических средств, в рамках универсальных конвенций нацелено на вовлечение в эту деятельность как можно большего числа государств – членов ООН. Вместе с тем международно-правовая практика свидетельствует, что выработанные универсальные правила поведения требуют детализации и учета геополитических особенностей, и в этой связи важной составляющей является региональное сотрудничество в противодействии угрозам и вызовам.

Объективно необходимым является сотрудничество государств – участников СНГ в силу исторической общности населения, проживающего на их территориях, а также сложившихся схожих правовых систем, что позволяет комплексно и масштабно решать задачи борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Одним из первых правовых актов, регулирующих межгосударственное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков в рамках СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписанное 30 ноября 2000 года главами правительств государств – участников Содружества.

В его основу были заложены положения действующих универсальных конвенций, рекомендации, принятые в рамках ООН, решения и другие документы, касающиеся сотрудничества стран Содружества в этой области. Участники Соглашения приняли на себя обязательства в соответствии с национальным законодательством:

сотрудничать в деле выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

координировать свою деятельность в этом направлении в рамках СНГ;

объединять усилия всех государственных органов, общественных и иных организаций, граждан, а также использовать возможности средств массовой информации в целях противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;

выступать с согласованных позиций на международных форумах по вопросам контроля над наркотиками, а также взаимодействовать при выполнении обязательств, вытекающих из настоящего Соглашения, с международными организациями, действующими в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.

В Соглашении закреплены основные принципы, направления и формы сотрудничества, определены компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия. Документ допускает возможность осуществлять непосредственное сотрудничество между правоохранительными органами приграничных регионов по согласованию со своими центральными компетентными органами.

Кроме этого, государства – участники Соглашения приняли обязательство принимать в рамках национального законодательства необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование на основе взаимоприемлемых договоренностей метода контролируемой поставки наркотиков и прекурсоров для своевременного выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, и их уголовного преследования.

Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 г. была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Впервые в международно-правовой практике Содружества Концепция расширяет межгосударственное сотрудничество в противодействии этому наиболее опасному виду преступлений международного характера. Она определяет принципы, задачи, основные направления, формы, систему обеспечения сотрудничества и согласованную стратегию совместных мер не только в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, но и злоупотреблению наркотиками. В Концепции предусмотрены: разработка и принятие согласованных мер профилактики злоупотребления наркотиками; формулирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, методики и тактики сотрудничества с ними в вопросах профилактики злоупотребления наркотиками; развитие системы реабилитационных центров, осуществление совместных разработок и производств новых лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования для лечения больных наркоманией.

В перечне основных направлений, заложенных в Концепции, особое внимание уделяется разработке и реализации совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, которые утверждаются на уровне глав государств Содружества.

В рамках реализации Концепции начиная с 2002 г. по настоящее время в рамках Содружества были приняты четыре программы в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (2002–2004, 2005–2007, 2008–2010, 2011–2013 гг.).

Программы носят типовой характер и предусматривают меры по развитию правовых механизмов межгосударственного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств, совершенствованию и сближению национального законодательства.

В отдельных разделах планируется проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных профилактических оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества и т. д.

18 октября 2011 г. главами правительств государств – участников СНГ было подписано Соглашение о передаче образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Основными целями передачи образцов наркотиков и их прекурсоров являются обеспечение возможности проведения их сравнительных исследований для последующего определения места и способа производства, принадлежности к одной партии, возможных способов и путей их транспортировки, а также обмен новыми образцами изымаемых наркотиков и их прекурсоров, находящихся в незаконном обороте.

Государства – участники Соглашения приняли на себя обязательство не осуществлять таможенный досмотр перемещаемых образцов наркотиков и их прекурсоров при соблюдении Порядка передачи, являющегося неотъемлемой частью подписанного нормативного правового акта.

Государства – участники СНГ уделяют значительное внимание развитию и совершенствованию организационной базы сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. Не в последнюю очередь это связано с возрастающей угрозой распространения наркотиков с территории Афганистана.

Так, Решением Совета глав государств от 16 сентября 2004 года в составе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ созданы структурное подразделение по координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и его региональная оперативная группа в Центрально-Азиатском регионе.

В международных соглашениях, регламентирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью, закреплено положение о том, что условием предоставления взаимной правовой помощи, а также выдачи преступников является обоюдное признание соответствующего деяния преступлением.

Такой же правовой практики в целом придерживаются государства – участники СНГ, в уголовном законодательстве которых криминализируется аналогичный круг общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

В частности, в уголовных кодексах (далее – УК) всех государств – участников СНГ, кроме Республики Молдова, устанавливается дифференцированная ответственность в зависимости от наличия или отсутствия цели сбыта.

По нестандартному пути при определении преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, пошел российский законодатель. Так, в статье 228 УК Российской Федерации установлена ответственность только за приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических средств, совершенные без цели сбыта. Совершение тех же действий с целью сбыта выведено из сферы действия Уголовного кодекса Федеральным законом от 8 декабря 2003 года, согласно которому статья 228-1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность только за оконченный сбыт наркотических средств. В свою очередь приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотиков, совершенные с целью сбыта, образуют приготовление к сбыту, то есть покушение на эти преступления.

Диспозиции норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, в большинстве уголовных законах государств – участников СНГ имеют сходную конструкцию. В них криминализируются аналогичные деяния, предметом которых являются наркотические средства, а именно их изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт. Однако в законодательстве ряда государств имеются и некоторые различия. Например, уголовные кодексы Азербайджанской Республики (статья 234), Республики Молдова (статья 217), Республики Таджикистан (статьи 200, 201), Российской Федерации (статья 228-1) и Украины (статьи 307, 309) устанавливают ответственность не только за изготовление наркотических средств и психотропных веществ с целью или без цели сбыта, но и за их производство. В законодательстве же других государств – участников СНГ производство как действие, направленное на серийное получение указанных веществ, охватывается понятием «изготовление». Представляется, что, являясь разновидностью изготовления, производство наркотических средств, тем не менее, обладает большей общественной опасностью, поскольку под производством подразумевается серийное, массовое и систематическое изготовление наркотических средств, связанное с их распространением в крупных масштабах и получением значительной прибыли. В связи с этим производство наркотических средств с использованием промышленного оборудования было бы целесообразно рассматривать в качестве самостоятельного деяния, отразив в уголовном законодательстве повышенную степень его общественной опасности.

Уголовные кодексы всех государств – участников СНГ содержат помимо основных квалифицирующие составы преступлений, связанных со сбытом наркотических средств. Аналогичные составы преступлений, сопряженные с наркотиками без цели сбыта, также включены в большинстве уголовных законодательств государств – участников СНГ, кроме Азербайджанской Республики. При этом отягчающие обстоятельства не дифференцируются в зависимости от того, совершено преступление с целью или без цели сбыта.

Анализируемая норма в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики (часть 1 статьи 234) сконструирована так, что не позволяет учитывать отягчающие обстоятельства при квалификации приобретения и хранения наркотических средств без цели сбыта. Подобная ситуация, на наш взгляд, может повлечь судебные ошибки при применении уголовного закона.

Представляется, что для дифференциации ответственности в зависимости от тяжести совершенного деяния целесообразно выделение этих действий без цели сбыта в отдельную статью, что и было сделано в законодательстве России в 2003 году.

В уголовном законодательстве государств – участников СНГ квалифицирующими обстоятельствами признаются преступления, как правило, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в крупном размере; совершенные группой лиц по предварительному сговору; повторно; лицом, ранее совершавшим преступление данного вида. В качестве особо отягчающих обстоятельств чаще всего предусматриваются: совершение преступления в отношении особо крупного размера наркотического средства или организованной группой. Перечисленные обстоятельства содержатся в уголовном законодательстве всех государств – участников СНГ. Лишь в уголовном законе Республики Таджикистан предусмотрены такие особо квалифицирующие обстоятельства, как совершение преступления без цели или с целью сбыта, опасным или особо опасным рецидивистом либо в местах отбывания наказания в виде лишения свободы. Уголовный кодекс Республики Армения рассматривает в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления с целью сбыта или сбыт в местах отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста либо в местах содержания заключенных под стражу. Уголовный кодекс Украины предусматривает еще одно особо отягчающее обстоятельство: совершение незаконных действий с наркотическими средствами с привлечением несовершеннолетнего. Некоторое отличие имеет законодательная конструкция подобной нормы в Российской Федерации: сбыт или пересылка наркотиков лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Аналогичным образом квалифицируются действия виновного лица в отношении несовершеннолетнего в Уголовном кодексе Украины, где эти же действия с привлечением малолетнего или в отношении малолетнего рассматриваются как особо отягчающие.

Для квалификации этих деяний, совершенных с целью сбыта, уголовное законодательство Украины вводит признак, не предусмотренный в законодательстве других государств – участников СНГ, а именно сбыт наркотиков в местах, используемых для проведения учебных, спортивных и культурных мероприятий, а также в других местах массового пребывания граждан. Несколько иначе это квалифицирующее обстоятельство сформулировано в уголовном кодексе Республики Узбекистан: незаконные изготовление, приобретение, хранение, провоз или пересылка с целью сбыта наркотических средств в учебных заведениях или в других местах, которые используются школьниками, студентами для проведения учебных, спортивных или общественных мероприятий. В Уголовном кодексе Республики Армения предусмотрено ужесточение ответственности за совершение преступления, связанного со сбытом наркотических средств, в учебно-воспитательных учреждениях.

На наш взгляд, наличие этих квалифицирующих обстоятельств в национальных законодательствах соответствует требованиям статьи 5 пункта «g» Конвенции Организации Объединенных Наций 1988 г.

Очевидно, что в целях гармонизации национальных законодательств и приведения их в соответствие с международно-правовыми нормами уголовные законы государств – участников СНГ целесообразно дополнить следующими квалифицирующими признаками: совершение преступления в исправительном учреждении или в учебном заведении, а также в местах, которые используются для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.

Определенные шаги в этом направлении уже сделала Российская Федерация. В начале марта 2012 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющий в качестве квалифицирующих обстоятельств сбыт наркотических средств и их аналогов, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательном учреждении, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга [8].

На ряде других новшеств, в том числе способствующих гармонизации национального законодательства Российской Федерации в рамках правового поля СНГ, мы остановимся ниже.

В уголовном законодательстве государств – участников СНГ существуют некоторые различия, касающиеся предмета преступлений, связанных с наркотиками, круга преступных деяний, а также видов и сроков устанавливаемых за них наказаний.

Так, законодательство Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Туркменистана и Республики Узбекистан относит к предмету этого вида наркотические средства и психотропные вещества, тогда как в законодательстве Республики Молдова, Российской Федерации и Украины установлена ответственность не только за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, но и с их аналогами. В Республике Беларусь, Республике Молдова и Республике Таджикистан в предмет данного вида преступлений дополнительно включены прекурсоры, т. е. вещества, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В ряде государств – участников СНГ прекурсоры включены в качестве предмета преступления лишь в отдельные нормы (УК Азербайджанской Республики – часть 3 статьи 243, России – статья 228-2, Республики Казахстан – статья 263, Украины – статья 311).

В свою очередь законодательство Республики Казахстан рассматривает в качестве предмета преступного посягательства не только прекурсоры, но и инструменты или оборудование, используемые в тех же целях.

Подобное различие в определении предмета преступлений рассматриваемого вида приводит к тому, что деяния, признаваемые преступными в одних государствах – участниках СНГ, не содержат признака общественной опасности в других. Так, незаконное приобретение и хранение прекурсоров является преступлением по уголовному законодательству Азербайджанской Республики (часть 3 статьи 234), тогда как совершение аналогичного действия, например, в России не влечет уголовной ответственности. Это является серьезным фактором, препятствующим эффективному сотрудничеству государств в этой области борьбы с преступностью. Тем более, что в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года одним из условий выдачи лица, совершившего преступление, для привлечения к уголовной ответственности и приведения приговора в исполнение является наказуемость деяния, за совершение которого производится выдача, по законам запрашиваемого и запрашивающего государств.

Видимо не случайно Российская Федерация вносит изменения в национальное уголовное законодательство, дополняя его новой нормой (статья 228-3 УК РФ), предусматривающей уголовную ответственность за незаконное приобретение, хранение и перевозку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ.

На наш взгляд, сложности при оказании правовой помощи могут возникать и в связи с тем, что уголовное законодательство государств –участников СНГ по-разному определяет количество наркотического средства, незаконные действия с которым могут повлечь уголовную ответственность.

Так, в ряде государств – участников СНГ установлена уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств вне зависимости от их размера (например, в УК Республики Молдова и УК Украины). Напротив же, действующее уголовное законодательство России криминализирует приобретение и хранение наркотических средств не менее чем в крупном размере, а в Республике Казахстан – в особо крупном размере.

Представляется обоснованной позиция В. Н. Курченко, который предлагает при определении степени тяжести совершенного правонарушения либо преступления установить единые правила определения количества наркотических средств и психотропных веществ [4, 5-6].

Такого же мнения об унификации Перечня контролируемых наркотических средств и необходимости дополнения  Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года положением, устанавливающим единые подходы к определению их крупного и особо крупного размера и соответственно к размерам и видам наказания за совершение этих преступлений, придерживается М. А. Дроздова [3, 6-8].

Следует также отметить отсутствие в уголовных законодательствах государств – участников СНГ единообразия при определении видов и сроков наказаний за незаконные действия с наркотическими средствами без цели сбыта.

Так, лишь уголовные кодексы Республики Беларусь (часть 1 статьи 328), Кыргызской Республики (часть 1 статья 246), Республика Молдова (часть 1 статья 217) и Республики Узбекистан (часть 1 статьи 276) предусматривают штраф в качестве альтернативного наказания за эти незаконные действия.

В этой связи представляется целесообразным дополнить национальные законодательства новым видом наказания в виде штрафа, который суды могли бы применять реально.

В государствах – участниках СНГ по-разному решается вопрос о категоризации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Так, общественно опасные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств без цели сбыта при наличии отягчающих обстоятельств, уголовное законодательство Республики Узбекистан (часть 2 статьи 276) признает менее тяжкими преступлениями, предусматривая соответственно за их совершение наказание в виде лишения свободы от трех до пяти лет. В то же время Уголовный кодекс Республики Таджикистан (часть 2 статьи 201) относит эти преступления к тяжким видам и устанавливает за них наказание от восьми до двенадцати лет лишения свободы, т. е. значительно строже, чем по УК Республики Узбекистан.

Квалифицирующие составы преступлений, связанные со сбытом наркотических средств, уголовное законодательство большинства государств – участников СНГ относят к категории тяжких. В то же время уголовные кодексы Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан признают их особо тяжкими. Такое различие в классификации объясняется отчасти тем, что если законодательство одних государств относит к категории тяжких умышленные преступления, за которые предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация и др.), то в других (например, Туркменистан) к ним относятся преступления с максимальным сроком наказания – до пятнадцати лет лишения свободы.

В результате максимальное наказание за преступления, связанные с наркотиками, совершенные с целью сбыта, составляет пятнадцать лет по УК Кыргызской Республики (часть 2 статьи 247) и по УК Туркменистана (часть 2 статьи 292), однако эти деяния относятся к различным категориям преступлений.

Сбыт наркотических средств при наличии особо отягчающих обстоятельств уголовные законодательства всех государств – участников СНГ, за исключением Республики Молдова, классифицируют как особо тяжкие. При этом в уголовных законах Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Узбекистан за совершение этих преступлений установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

Те же действия значительно строже наказываются в Кыргызской Республике, Российской Федерации, Республике Таджикистан, где максимальный срок наказания составляет двадцать лет лишения свободы, а в Туркменистане – 25 лет.

В упомянутом выше Федеральном законе РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования, вводится более дробная система квалификации этих преступлений (значительный, крупный и особо крупный размер), при этом устанавливаются более строгие санкции. Так, за сбыт наркотиков в особо крупном размере максимальное наказание предусматривается в виде пожизненного лишения свободы.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства государств – участников СНГ позволяет сделать некоторые выводы об отсутствии единого подхода в вопросах криминализации противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств.

В этой связи дальнейшее сближение соответствующего национального законодательства позволит создать в рамках Содружества более эффективные правовые механизмы, регулирующие межгосударственное сотрудничество в борьбе с этим наиболее опасным преступлением международного характера.

 

Мукашев С.И.,

советник информационно-аналитического департамента ИК СНГ,

кандидат юридических наук



Список использованной литературы:

1. Всемирный доклад ООН о наркотиках [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.warandpeace.ru/ru/reports/vprint/60448/ (дата посещения 12.03.2012).

2. Встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Нью-Йорк,1994. С.3

3. Доклад директора Управления ООН по наркотикам и преступности на пятой сессии Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (18–22 октября 2010 г., г. Вена) [Электронный ресурс].– Режим доступа http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=14417 (дата посещения 12.03.2012).

3. Дроздова М. А. Международно-правовые аспекты предотвращения незаконного оборота наркотиков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, 2005.

4. Курченко В. Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореферат. Дисс…д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

5. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков: Сб. документов/Сост. В. С. Овчинский, А. В. Федоров. – М.,: ИНФРА-М, 2005. – 624 с.

6. Международное право в документах: Учеб. пособие. / Сост. Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков – 5-е изд., перераб. и доп.– М.:2004–880 с.

7. Сведения о состоянии преступности в СНГ. Дело 07-03-15 Архив Исполкома СНГ.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года, одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.kremlin.ru/acts/14649 (дата посещения 12.03.2012).