Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

М. А. Королев, Председатель Межгосударственного Статкомитета СНГ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ

М. А. Королев,
Председатель Межгосударственного
Статкомитета СНГ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ В СНГ

Экономическая интеграция стран Содружества особо проявляется в сферах взаимной торговли, формировании общего рынка труда, на транспорте, в сфере коммуникаций, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, между предприятиями которых традиционно существовали достаточно тесные хозяйственные связи. Однако, уровень экономической интеграции стран СНГ недостаточно высок по сравнению с другими межгосударственными объединениями, особенно по сравнению с Европейским союзом.

Дальнейшее повышение интеграционного потенциала стран СНГ связано с приведением национальных законодательств к действующим международным стандартам и созданием единого экономического пространства со скоординированной экономической политикой, с разветвленной системой финансов, единой коммуникационной сетью, зоной свободной торговли без таможенных барьеров, согласованной валютной политикой, тесным переплетением кооперационных связей и т.д.

Эффективность интеграции национальных экономик в единое экономическое пространство во многом зависит от уровня экономического развития каждой страны СНГ, степени выравнивания их экономического развития.

За прошедшие с момента образования СНГ годы в странах произошли значительные институциональные и структурные преобразования. Эти преобразования сопровождались масштабными кризисами начала и середины 90-х годов, основным негативным результатом которых стало сужение реального сектора экономики, наибольший спад в котором наблюдался в 1996-1998 годах. В среднем по Содружеству промышленное производство в эти годы по сравнению с 1991 г. сократилось наполовину, сельскохозяйственное - более чем на треть, инвестиции в основной капитал - на две трети, перевозки грузов - на три четверти.

Результатом кризисов стали также изменения основных факторов экономического роста (трудовых, материальных и финансовых ресурсов, уровня технологического развития) во всех странах СНГ. При этом страны по-разному реагировали на кризисные воздействия. В связи с этим дифференциация в уровнях их экономического развития углубилась. О чем свидетельствуют значительные различия в производстве валового внутреннего продукта на душу населения, приватизации государственной собственности, развитии частного предпринимательства, инвестиционной активности, масштабах теневой деятельности и т.д.

Формирование в странах Содружества рыночного хозяйства открытого типа существенно изменило характер их внешнеторговых экономических связей с зарубежными государствами. Общая неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в начале и середине 90-х годов, во многом ограничивала возможности развития стран СНГ в области внешней торговли и интеграции в мировое хозяйство. Так, доля стран СНГ в мировом внешнеторговом обороте до сих пор составляет лишь около 2%, тогда как стран Европейского союза - стабильно более одной трети.

В последнее десятилетие произошла радикальная переориентация внешнеторговых потоков стран СНГ на рынки других стран мира, обусловленная конъюнктурными выгодами торговли на международных рынках по сравнению с рынками СНГ. Сложившееся с тех пор пространственное распределение внешней торговли стран Содружества достаточно устойчиво, и доля взаимной торговли стран Содружества из года в год продолжает снижаться. Так, доля экспортно-импортных операций между странами СНГ в 1995 г. составляла 34% общего объема внешней торговли стран Содружества в 1996 г. - 35%, 1998 г. - 31%. 2001 г. - 28% и в январе-ноябре 2002 г. - 26%. В странах Европейского союза этот показатель достигает двух третей общего объема внешней торговли этих стран.

Наибольший удельный вес во взаимной торговле сохраняется за Россией (в 1995 г. - 43%. в настоящее время - 41%), Украиной (соответственно - 26% и 22%), Беларусью (10% и 17%) и Казахстаном (как и 1995 г. 9%). Для многих стран СНГ основным торговым партнером остается Россия, доля которой в общем объеме торговых операций отдельных стран колеблется от 36% до 93%.

Трудности, которые переживает внешняя торговля стран Содружества, во многом определяются товарной структурой экспорта и импорта. Основные объемы в экспорте отдельных стран Содружества в другие страны СНГ приходятся на минеральные продукты, продукцию химической промышленности и недрагоценные металлы. В отдельных странах доля этих товарных групп в общем объеме экспорта в страны СНГ колеблется от 21% до 83%; в то же время машины, оборудование и транспортные средства представлены в экспорте намного скромнее (доля колеблется от 4% до 37%). Следует отметить, что в общем объеме вывоза товаров между странами Европейского союза наибольший удельный вес составляет продукция обрабатывающей промышленности (почти 80%), при этом наиболее динамичной товарной группой являются машины, оборудование и транспортные средства (более одной трети).

Один из факторов экономической интеграции - функционирование национальных рынков труда во взаимосвязи друг с другом и формирование на их основе общего рынка труда стран Содружества, как необходимое условие обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Масштабы рынка труда в рамках СНГ в настоящее время (в среднем за 2002 г.) оцениваются в 130 миллионов человек: около 120 миллионов занятых в экономике и 10 миллионов безработных. Для улучшения использования этого огромного потенциала экономической активности населения большое значение имеет проведение согласованной политики в области оплаты кооперации и разделения труда, контроля и регулирования трудовой миграции.

В развитии национальных рынков труда в странах СНГ характерным явилось то, что резкое сокращение числа рабочих мест в государственном секторе экономики и высокие (в разы) темпы роста безработицы в начале переходного периода сменились относительно стабильной конъюнктурой регистрируемого рынка труда, увеличением занятости. Однако по-прежнему во всех странах сохраняется проблема несоответствия профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы. В частности, в одних странах ощущается острая нехватка высококвалифицированных кадров, в других - проблема их трудоустройства. Решению этой проблемы могли бы содействовать меры по повышению мобильности рабочей силы на основе согласованной политики в области профессионального образования незанятого населения, выравнивание размеров заработной платы. За последние годы здесь наметились позитивные сдвиги (например, разрыв между странами с самой низкой заработной платой и самой высокой сократился с 13 раз в 1995 г. до 11 раз в 2002 г.), но дифференциация еще остается достаточно высокой: по отношению к заработной плате России уровень заработной платы (в российских рублях) в 2002 г. составил в Азербайджане - 46%, Армении - 33%, Беларуси - 76%, Казахстане - 94%, Кыргызстане (2001 г.) - 27%, Молдове - 36%, Таджикистане -9%, Украине - 50%.

Для развития интеграционных процессов большое значение имеет рациональное управление и движением рабочей силы по странам СНГ. В рамках формируемого общего рынка труда это направление работ становится все более важным для оценки масштабов привлечения иностранной рабочей силы и использования своих граждан в экономике других стран, а также для определения воздействия указанных факторов на экономические связи между странами.

Легальная (учтенная) форма трудовой миграции пока незначительна и оценивается в 400 тысяч человек в год. Общие размеры внешней трудовой миграции, включая нелегальную, в странах Содружества многократно превышают официальные данные.

Принимая во внимание особую важность более полной информации в данной области, необходимо продолжить работу по совершенствованию учета трудовой миграции на основе объединения усилий миграционных служб, МВД, органов по труду и других органов, ответственных за контроль и управление миграционными процессами.

В системе интеграционных мер по формированию общего рынка труда по-прежнему пристального внимания требует проблема совершенствования и анализа профессиональной структуры рабочей силы на основе национальных классификаторов занятий, гармонизированных с международными стандартами, и внутри СНГ. Такая работа проводится в сгранах Содружества и было бы целесообразным осуществлять постоянное наблюдение за этим процессом, имея в виду, что достижение сопоставимости в этой области является необходимым условием для регулирования миграции трудящихся, повышения эффективности связи между странами СНГ, поскольку согласованный комплекс определений и наименований для профессий и профессиональных групп является “общим языком” на рынке труда для стран СНГ и других стран.

Развитию интеграционных процессов, созданию интегрированного рынка, основанного на свободном перемещении людей, товаров, услуг и капитала, будет способствовать то, что в странах СНГ в последние годы наблюдалась тенденция относительной стабилизации экономики, выразившаяся в росте основных макроэкономических показателей, умеренной инфляции, сравнительно устойчивых курсах национальных валют по отношению к доллару США, росте объемов золотовалютных резервов стран, исполнении их государственных бюджетов с профицитом, либо с незначительным дефицитом.

В то же время платежно-финансовая дисциплина хозяйствующих субъектов пока не улучшается, продолжается практика проведения взаимозачетов. У большей части предприятий недостает собственных средств для развития производства, а кредиты банков по-прежнему практически недоступны, хотя процентные ставки по ним постепенно снижались. Кредитование реального сектора экономики остается преимущественно краткосрочным.

Транспортная система стран Содружества в основном справлялась с увеличивающимся потоком грузов, произошедшим в результате роста объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также увеличения экспортно-импортных операций. Объем перевозок грузов предприятиями всех видов транспорта (без трубопроводов) в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличился в среднем по странам Содружества на 4% (в 2001 г. - на 5%), грузооборот на - 4% (на 4%).

Использование установившихся за десятилетия технических и потребительских стандартов, сложившейся технической инфраструктуры (единая ширина железнодорожной колеи, типы транспортных средств, ЛЭП единых параметров и т.п.) должно позволить не только сохранить традиционные экономически обоснованные связи, но и продуктивно развивать их на качественно новой основе.

Объем инвестиций в основной капитал в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом, по оценке, в среднем в странах Содружества возрос на 6% (в 2001 г. - на 12%). Несмотря на то, что темпы роста капиталовложений стали опережать темпы увеличения производства, их объемы пока еще недостаточны для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста. Почти полностью исчерпаны возможности роста производства, связанные с повышением степени загруженности устаревших основных фондов, обновление которых идет очень медленно. Дальнейший долгосрочный рост в сфере производства сдерживается вялой инвестиционной активностью внутренних и иностранных инвесторов, являющейся следствием недостаточно благоприятного инвестиционного климата, сложным финансовым положением многих хозяйствующих субъектов и относительно низким платежеспособным спросом населения. Улучшению инвестиционного климата в странах Содружества способствовало бы существенное расширение рынка корпоративных ценных бумаг, объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики, введение системы страхования инвестиционных рисков.

В последние годы продолжались позитивные восстановительные тенденции в индустриальном секторе экономики стран Содружества. Объем промышленного производства в 2001 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 7 %, в 2002 г. - на 4%. Опережающими темпами по сравнению с промышленностью в целом развивались: горнодобывающая промышленность в Казахстане; топливная - в Беларуси, России; металлургическая - в Азербайджане, Армении, Беларуси и Грузии, машиностроение - в Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане, Молдове; химическая – в Азербайджане, Грузии, Казахстане; легкая - в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане; пищевая - в Грузии, Кыргызстане, Молдове и России.

В 2002 г. практически во всех странах Содружества наблюдался рост сельскохозяйственного производства. Почти две трети валовой продукции сельского хозяйства производится в хозяйствах населения и крестьянских фермерских хозяйствах, темпы роста в которых в большинстве стран выше, чем в сельскохозяйственных предприятиях.

В последние годы наблюдалась тенденция роста реальных располагаемых денежных доходов населения, спрос на рабочую силу на рынках труда был устойчивым, уровень официальной безработицы относительно невысоким. Объем потребления населением товаров и услуг в большинстве стран СНГ вырос, но все еще был ниже уровня 1991 г. (особенно в странах, ощутивших на себе последствия финансового кризиса 1998 г.). Однако, кардинальных сдвигов в повышении уровня жизни большинства населения к настоящему времени все еще не произошло.

Процессы интеграции предполагают скоординированные действия в законотворческой деятельности, системный подход в реализации интеграционных мероприятий.

Примером интеграционного подхода в социальной сфере является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины в области пенсионного обеспечения, которое регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан стран СНГ, постоянно проживающих в Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в странах СНГ (за исключением военнослужащих и приравненных к ним лиц).

В соответствии с данным Соглашением граждане стран СНГ, выехавшие на постоянное место жительства в другую страну СНГ, имеют право на пенсионное обеспечение согласно законодательству страны проживания. При этом выплата пенсии в стране, которую они покинули, прекращается.

В то же время новое пенсионное законодательство Российской Федерации, введенное в действие с 1 января 2002 г., вступает в противоречие с ранее сложившейся практикой и требует новых подходов к интеграционным процессам в области пенсионного обеспечения граждан стран СНГ, меняющих место жительства.

Одним из значимых направлений экономической интеграции является совместная деятельность по обеспечению экологической безопасности государств Содружества (прежде всего тех из них, которые имеют пограничные экологически неблагоприятные районы, общие водоохранные объекты и т.д.), по ликвидации последствий экологических катастроф.

Деятельность Статкомитета СНГ направлена на поддержание единого статистического информационного пространства Содружества, что способствует в определенной мере повышению степени интеграции стран СНГ. К ее основным направлениям относятся:

- разработка методических рекомендаций для статистических служб стран Содружества по различным аспектам социально-экономической статистики, опирающихся на международные стандарты и адаптированных к особенностям организации экономики и статистики стран СНГ, что позволяет получать показатели, сравнимые как в рамках Содружества, так и в более широком международном плане;

- оказание консультативной помощи странам СНГ в уточнении методов определения и отражения в их статистике процессов и явлений, актуальных для стран СНГ;

- проведение совместно с международными организациями и статистическими службами стран Содружества рабочих совещаний и семинаров по наиболее актуальным проблемам, возникающим при разработке статистики стран СНГ;

- сбор, анализ и распространение среди органов управления и экономики государств СНГ, межгосударственных организаций и других пользователей статистической информацией о социально-экономическом развитии стран СНГ.