Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Н.М. Витренко, Директор института НАН Украины ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР УКРАИНЫ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ

Н.М. Витренко,
Директор института НАН
Украины
ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР УКРАИНЫ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ

Если вынести политику за скобки. Идеология проведения рыночных преобразований в бывших республиках Союза была напрямую связана с процессами дезинтеграции. Специфика Украины состояла в том, что в составе единого народнохозяйственного комплекса 1/3 ее продукции составляла продукция передела, конечный результат которой уже получался на предприятиях других республик Союза. Утратив огромный внутрисоюзный рынок сбыта своей продукции, перейдя на резко возросшие (вплоть до мировых) цены на импортные энергоресурсы, оставшись без мощнейших научных школ, целостных научно-производственных комплексов, экономика Украины понесла тяжелейшие потери. Особенно пострадал некогда мощный военно-промышленный комплекс страны. Из высокоразвитого индустриально-аграрного государства Украина превратилась в сырьевой придаток Запада. Ныне почти 2/3 экспорта составляют сырьевые ресурсы. За годы реформ, с 1991 по 2002 г., ВВП Украины сократился на 51%, государственный бюджет в 8 раз. Ныне наша страна занимает 143 место в мире (из 208 стран) по уровню национального дохода на душу населения (720 дол.), находясь между Шри-Ланкой и Конго.

Условия восстановления потенциала Украины, как и других стран СНГ напрямую связаны с экономической интеграцией и формированием единого рынка капитала, труда и инвестиций. Кроме того, формирование единого рынка, объединение научного, технологического, производственного, культурного потенциала крайне важны для конкуренции в мире.

Украина перед выбором – ЕС или ЕврАзЭС. Европейский выбор уже успел получить название безальтернативного. Именно так названо послание Президента Украины к парламенту в 2002 г. Следовательно, официально провозглашен курс по вступлению в Евросоюз. Однако реалии таковы, что и с нынешним уровнем экономического развития Украина является нежелательным партнером в ЕС. По уровню среднедушевого ВВП она имеет лишь 16% от среднего по ЕС. Новые члены ЕС Чехия, Венгрия, Польша имеют среднедушевой уровень национального дохода соответственно в 7,3; 6,7 и 5,9 раз выше, чем Украина. Страны Евросоюза насытили свой рынок товаром со своими стандартами, особенно на военную технику. Странам Запада от Украины необходимы сырьевые ресурсы, дешевая квалифицированная рабочая сила и еще более дешевый интеллектуальный потенциал. Перспективы вступления Украины в ЕС призрачны и отдалены.

В противовес рискованным миражам в ЕС, перспективы Украины в Содружестве принципиально иные. Так, в стратегию ЕврАзЭС входит формирование к 2005 г. единого экономического, таможенного, налогового, энергетического и транспортного пространства. Проведение согласованной структурной политики незамедлительно востребует имеющиеся в Украине мощности металлургии, машиностроения, химии, нефтехимии, электронной, легкой промышленности, производства сельскохозяйственной техники. В свою очередь это создаст условия для подъема сельского хозяйства и его продукция получит устойчивый рынок сбыта. Значительный потенциал развития ЕврАзЭС обусловливает мощный энергетический комплекс, чего ЕС как раз и не имеет.

В условиях массовой безработицы в Украине, когда 40% трудовых ресурсов страны не могут найти работу в Украине и 7,5 млн. из них вынуждены искать ее за рубежом, безусловно, создание миллионов новых рабочих мест решило бы и наши острейшие экономические и социальные проблемы.

Чрезвычайно важно создать единый платежный союз. Единым платежным средством можно было бы не только защититься от разрушительной долларизации, от излишней зависимости от евро, но и ускорить товарообменные процессы между нашими странами. Колоссален потенциал взаимодоступных инвестиционных ресурсов стран Содружества.

Не конкуренция, а кооперация в производстве конечного продукта должны стать сущностью СНГ. Тогда транснациональные корпорации получат реальные возможности обеспечивать модернизацию производства, внедрение новейших технологий, смогут конкурировать на мировом рынке.

Что еще исключительно важно – так это сохранение культурной матрицы славянских народов как уникального центра мировой цивилизации.

Политика Украины – барьеры для ЕврАзЭс. Блокирование вступления Украины в ЕврАзЭС, с попыткой проамериканских сил в Украине направить интеграцию Украины на Запад очевидно. Для них Россия опасна как мощный конкурент и в экономической, и в военной сфере. Интеграционные процессы в СНГ, безусловно, удесятерят силу стран Содружества, а следовательно, и Россию. В этом отношении особую опасность для США представляет Украина.