Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Ю.Г. Павленко, заместитель директора Института экономики РАН НЕКОТОРЫЕ УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ

Ю.Г. Павленко,
заместитель директора
Института экономики РАН
НЕКОТОРЫЕ УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ

Первый среди уроков более чем десятилетнего периода существования СНГ состоит в том, что формирование новой системы взаимоотношений между бывшими республиками СССР оказалось более сложным и противоречивым, - впрочем, как и переход от централизованноуправляемой к рыночной экономике. Второй урок состоит в изначальной переоценке позитивного влияния “внешнего фактора”. Становится очевидным, что экономическая помощь со стороны высокоразвитых стран Запада отнюдь не бескорыстна. На практике она зачастую имеет негативные последствия в форме роста внешней задолженности, а также экономической и политической зависимости от предоставляющих помощь стран и международных организаций. В конечном счете это ведет к ухудшению экономических условий для экономического роста. Третий урок заключается в том, что, несмотря на очевидные проблемы и противоречия объективный потенциал интеграции на постсоветском пространстве сегодня представляется выше, чем десятилетие назад.

Потенциал интеграции в рамках СНГ определяется целым рядом как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести требования, предъявляемые к странам в условиях процесса глобализации мировой экономики. Усиление взаимозависимости экономик различных стран сопровождается усилением конкуренции между ними, а также стремлением государств укрепить свои позиции на мировом рынке посредством вхождения в различные интеграционные образования. Становится все более очевидным, что стать самостоятельным субъектом мирового хозяйства, способными на равных взаимодействовать со странами ЕС, США, Японией, Китаем, страны СНГ могут лишь объединив свои экономические потенциалы. “Внутренний” потенциал интеграции основывается, прежде всего, на том, что экономика союзных республик до распада СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, формировавшийся длительное время. В силу данного обстоятельства экономики стран СНГ обладают высокой степенью комплиментарности. Положительный потенциал интеграции стран СНГ вытекает и из того обстоятельства, что, советская экономика развивалась во многом “параллельным курсом”. Более того, по целому ряду параметров и достижений она не уступала экономикам высокоразвитых стран Запада. Отсюда необходимость соблюдения, в известной степени, принципа преемственности в социально-экономическом развитии. Это предполагает всемерное сохранение и развитие в странах СНГ научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного за предыдущий период, включая десятилетия строительства “реального социализма”. Решить данную задачу возможно лишь на путях объединения (используя новые формы и принципы) разрозненных частей некогда единого народнохозяйственного комплекса.

Успешная экономическая интеграция требует выработки эффективной макроэкономической политики. Последняя, в свою очередь, опирается на соответствующую экономическую идеологию в отношении которой необходимо достижение определенного согласия. Сегодня очевидно, что политика экономического либерализма, упование на действие “невидимой руки рынка”, минимизация роли государства в экономике не оправдались в практике построения рыночной экономики на постсоветском пространстве.

Эффективная макроэкономическая политика стран СНГ должна базироваться на активном “институциональном строительстве”. Такое строительство не должно сводиться к копированию существующих на Западе институциональных форм. При этом формирующиеся на постсоветском экономическом пространстве институты рыночной экономики должны быть адекватны как евразийским цивилизационным традициям, так и положительным институциональным решениям, апробированным в период строительства "реального социализма". К последним следует отнести несомненные достижения в развитии отраслей социальной инфраструктуры, накоплении научно-технического потенциала, опыт государственного планирования и прогнозирования. В рамках "институционального строительства" следует рассматривать также формирование и совершенствование институциональной инфраструктуры экономической интеграции в рамках СНГ. Как показывает мировой опыт (в частности опыт ЕС), этот процесс может быть весьма не простым и продолжительным во времени.

Следует подчеркнуть, что в рамках “советской цивилизации” наибольшее развитие получили именно те факторы производства, которые в современном мире все более становятся определяющими в обеспечении экономического роста, а именно - человеческий капитал и знания. Сказанное дает все основания ставить вопрос о необходимости активнее изживать комплекс неполноценности перед так называемыми “цивилизованными” странами, который в лучшем случае оборачивается бесплодными попытками копировать чужой опыт и строить малоэффективную “имитационную” модель экономики.

Согласованная идеология макроэкономической политики, опора на общий положительный опыт в “институциональном строительстве”, позволят выработать и реализовать эффективный механизм экономической интеграции. Одним из важнейших его составляющих следует рассматривать создание в СНГ транснациональных корпораций (ТНК). Их деятельность должна рассматриваться в контексте прогрессирующей глобализации мировой экономики и международной конкуренции транснациональных корпораций, ТНК выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими значительную часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие таких организационных структур в России и странах СНГ требует поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Экономика стран СНГ без таких компаний обречена быть не субъектом, а объектом общемировых экономических отношений. Создание таких корпораций позволит интенсифицировать интеграционные процессы. В современной экономике товарооборот между государствами в значительной степени осуществляется в рамках ТНК. На глобальном уровне транснациональные корпорации способны служить проводниками геоэкономических интересов СНГ в третьих странах.