Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.Ф. Медведев, зав. Центром мировой экономики и международных экономических отношений Института экономики НАН Республики Беларусь П. Г. Никитенко, Директор Института экономики НАН Республики Беларусь О ПРОГНОЗИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПО

В.Ф. Медведев,
зав. Центром мировой экономики и международных
экономических отношений Института экономики НАН
Республики Беларусь
П. Г. Никитенко,
Директор Института экономики НАН
Республики Беларусь
О ПРОГНОЗИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН СНГ
ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

Работа по прогнозированию социально-экономических последствий вступления страны в ВТО подразделяется на прогнозирование экономических и социальных последствий. Под экономическими последствиями подразумевается непосредственное воздействие, которое изменение режима внешней торговли может оказать на функционирование отдельных элементов национальной экономической системы (секторов, отраслей, регионов, отдельных крупных предприятий). Прогнозирование экономических последствий означает прогноз изменений: в объемах и структуре отечественного производства (в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг); в системе рыночных цен на товары и услуги; в объемах и структуре внешней торговли; макроэкономических параметров (инфляция, конъюнктурная безработица); характеристик экономического роста.

Первые три вида прогноза в данном перечне могут быть объединены под понятием прогноза микроэкономического равновесия, к которому национальная экономическая система стремится в среднесрочном периоде. В отличие от этого, прогнозирование макроэкономических параметров относится, в основном, к краткосрочному периоду (учет цикличности развития национальной экономики). Наконец, последний вид прогноза относится к долгосрочным перспективам экспортоориентированного роста, которые открываются в связи с членством в ВТО.

Под социальными последствиями подразумевается то, каким образом данные изменения в функционировании национальной экономической системы отразятся на социальных показателях, таких как динамика и структура занятости населения, соотношение доходов различных социальных групп, доля труда в национальном доходе, работа социальной сферы и т.п. Прогнозирование социальных последствий является, таким образом, производной задачей по отношению к прогнозированию экономических эффектов.

Ключевым результатом работы по прогнозированию будет оценка социальных последствий вступления страны в ВТО в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном плане. В частности, оценке подлежат:

    • Национальный доход и уровень жизни на основе экспортоориентированного экономического роста в долгосрочной перспективе;
    • Выигрыш в социальной эффективности национальной экономики, который может быть достигнут уже в кратко- и среднесрочной перспективе за счет усиления конкурентных стимулов, снижения степени монополизации и снижения цен внутреннего рынка (как следствие либерализации национальной экономики);
    • Социальные издержки и выгоды вступления в ВТО, связанные со структурными преобразованиями и изменения в структуре занятости населения.

Следует иметь в виду, что радикальная либерализация внутреннего рынка в условиях незавершенного системного кризиса экономики стран СНГ может привести к катастрофическим последствиям, если осуществить ее ненадлежащим образом. Потери национальных производителей, абсолютно не готовых к свободной конкуренции с импортом на внутреннем рынке, могут оказаться настолько велики, что ущерб станет необратимым. Резкое ухудшение финансового состояния предприятий сделает невозможной дальнейшую модернизацию и повышение технологического уровня национальной экономики. В первую очередь ущерб понесут именно высокотехнологичные отрасли, которые наименее способны к международной конкуренции, и, следовательно, начнется процесс замещения этих отраслей производствами, в которых определяющим фактором конкурентоспособности является дешевый труд. В результате, вместо обретения выгодного места в международном разделении труда произойдет откат к более низким технологическим укладам и переход в категорию стран, отстающих в развитии. Таким образом, на первое место выдвигается проблема прогнозирования влияния либерализации импорта отдельных товаров и услуг на финансовое состояние отечественных производителей, конкурирующих с данным импортом на внутреннем рынке.

Либерализация импорта товаров после вступления в ВТО в первые 1-2 года после вступления может повлечь за собой два ключевых эффекта для промышленности: 1) снижение цен внутреннего рынка в результате расширения предложения за счет возросшего импорта; 2) сокращения сбыта на внутреннем рынке продукции отечественных производителей в результате переключения части внутреннего спроса на аналогичную импортируемую продукцию. В связи с этим отдельно исследовать:

  • Чувствительность рентабельности продукции отдельных отраслей к снижению цен при неизменном объеме производства, для чего был исследован показатель доли прибыли в стоимости реализованной продукции (эта доля показывает, какое снижение цены готовой продукции той или иной отрасли приведет к падению рентабельности до нулевого уровня, при условии, что объем производства и сбыта остается неизменным);
  • Чувствительность рентабельности продукции отдельных отраслей к сокращению объемов производства при неизменных ценах с помощью показателя запаса безубыточности, рассчитанного по двум альтернативным методикам (при различных подходах к выделению постоянных и переменных издержек промышленного производства). Величина запаса безубыточности показывает, на сколько процентов может сокращаться физический объем реализации продукции (вследствие замещения внутреннего производства импортом при вступлении в ВТО), пока при неизменных ценах рентабельность продукции не снизится до нуля.

На основании данных расчетов может осуществляться многомерная классификация отраслей промышленности по степени чувствительности их финансового состояния к либерализации импорта. Выполненные расчеты применительно к Республике Беларусь позволяют выделить четыре группы отраслей промышленности:

1) отрасль с наименьшей чувствительностью (топливная промышленность);

2) отрасли с низкой чувствительностью (машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность);

3) отрасли со средней чувствительностью (химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность);

4) отрасли с высокой чувствительностью (электроэнергетика, промышленность строительных материалов, черная металлургия, легкая промышленность).

На основании анализа чувствительности формируется оптимальная структура уступок в области тарифных и нетарифных барьеров при вступлении в ВТО:

- для отраслей с низкой чувствительностью допустимо значительное снижение ставок импортных пошлин и ослабление нетарифных ограничений; это поможет достигнуть требуемого снижения среднего уровня таможенного тарифа и приведет к снижению цен на данную продукцию для отечественных производителей;

- отрасли, неспособные эффективно конкурировать с импортом на внутреннем рынке, должны быть в перспективе реструктуризованы, однако для них необходимо предусмотреть достаточно длительный переходный период, в течение которого в рамках ВТО будет позволено сохранять высокий уровень таможенной защиты по данным отраслям;

- высокую чувствительность к конкуренции с импортом имеют также производства, находящиеся в стадии развития и модернизации (отрасли новых и высоких технологий) и в перспективе составляющие основу экспортной специализации страны, однако на период их развития также необходимо предусмотреть возможность их защиты через таможенный тариф.

В отношении сферы услуг исследуется оценка степени закрытости национального рынка финансовых услуг и, соответственно, чувствительности показателей работы данного сектора к возможной либерализации. Для этого был использован индекс закрытости – количественное выражение величины реальных и потенциальных барьеров, существующих на том или ином секторе рынка услуг для иностранных конкурентов. Так, для банковского сектора Республики Беларусь индекс закрытости составил 0,195. Результаты межстрановых сопоставлений на основании данного индекса показывают, что нетарифные барьеры в белорусском банковском секторе не являются слишком высокими на фоне развивающихся стран. На основании опыта вступления в ВТО стран, имевших аналогичную величину индекса закрытости, можно сделать вывод о том, что либерализация банковского сектора в Беларуси должна привести к снижению цены банковских услуг для отечественных потребителей на 21-25%. При этом 8-9% от этого снижения может быть обусловлено устранением ограничений доступа на рынок, 7-8% - устранением ограничений текущих операций банков с иностранным капиталом и 6-10% - повышением внутренней (организационно-технологической) эффективности банков вследствие усиления конкуренции. Однако следует иметь в виду, что подобная либерализация на первоначальном этапе ухудшит финансовое состояние отечественного банковского сектора и потребует затрат на его реформирование.

Аналогичные расчеты чувствительности выполняются и для сельского хозяйства. Нормы ВТО предусматривают существенное ограничение мер государственной поддержки сельхозпроизводителей. Конкретная структура этих ограничений (в разрезе отдельных типов поддержки) варьируется от страны к стране и подлежит согласованию в процессе переговоров. Поэтому необходимо произвести оценку чувствительности сельского хозяйства к различным мерам государственной сельскохозяйственной политики. Это позволит определить, какие конкретно виды поддержки могут составить предмет уступок на переговорах.

Отдельную проблему при прогнозировании последствий вступления в ВТО представляет учет особенностей, вытекающих из формирования зоны свободной торговли стран СНГ, которое планируется завершить в 2003 г. Правила ГАТТ/ВТО позволяют сохранить вступающей стране преференции, основанные на зонах свободной торговли и таможенных союзах, в качестве исключения из принципа наибольшего благоприятствования. Однако при этом значительный объем внешнеторгового оборота оказывается частично исключенным из сферы действия правил ВТО, что в определенной мере сглаживает последствия вступления стран СНГ в эту организацию.

Мы считали бы целесообразным создать в рамках СНГ рабочую группу по прогнозированию социально-экономических последствий присоединения стран содружества к ВТО.