Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

А.В. Юрченко, Председатель Межгосударственного совета по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ, и.о. Генерального директора ОАО “ГАО ВВЦ” О РОЛИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СНГ ЧЕРЕЗ ВЫСТАВКИ – К ТОРГОВЛЕ И СОТРУДНИЧЕСТВУ

А.В. Юрченко,
Председатель Межгосударственного
совета по выставочно-ярмарочной
деятельности СНГ, и.о. Генерального
директора ОАО “ГАО ВВЦ”
О РОЛИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СНГ ЧЕРЕЗ ВЫСТАВКИ –
К ТОРГОВЛЕ И СОТРУДНИЧЕСТВУ

Важнейшим вопросом, обсуждаемым на заседаниях Совета глав государств СНГ, требующим серьезных усилий всех стран является завершение работы по созданию в СНГ динамичных конкурентоспособных рынков товаров и услуг, обеспечивающих равные условия для товаропроизводителей и потребителей всех стран. Это существенно расширит возможности совместного рынка, на котором сегодня 300 миллионов потребителей.

Обсуждая проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие интеграции, вырабатывая определенный алгоритм организации работы и согласования приоритетов, мы должны исходить, прежде всего, из твердого убеждения в том, что у наших стран и народов общее будущее.

Развитие рыночных отношений в наших государствах привело к возрастанию роли маркетинга в деятельности предприятий, которому в период плановой экономики не уделялось практически никакого внимания.

Одной из самых динамичных и эффективных форм маркетинга является участие в специализированных торговых выставках. Из всего разнообразия форм и видов маркетинговой деятельности (реклама, директ-мейл, “роуд-шоуз” - разъездные демонстрации с одновременным проведением семинаров, всевозможные презентации, пресс-конференции и т.д.) именно выставки стали самым действенным средством доведения до субъектов рынка необходимой информации о новых товарах и услугах, так как включают в себя любые из известных форм работы с клиентом.

Как известно, особенность выставочной деятельности заключается в высокой степени ее воздействия на экономику, выставочная деятельность становится необходимым элементом инвестиционного развития предприятий.

Несколько цифр, на примере выставочной деятельности членов Международного Союза выставок и ярмарок, который объединяет ведущие предприятия сферы выставочного бизнеса в СНГ.

По итогам прошлого года членами Союза проведено более 1000 международных, национальных и региональных выставок-ярмарок с числом участников - свыше 110 тысяч. Общая площадь (нетто) составила свыше 1,5 млн. кв. м. География участников охватывает порядка 100 стран мира.

Отмечается устойчивый рост числа специализированных выставок, среди которых лидируют выставки по сельскому хозяйству, строительству, продуктам питания, легкой промышленности.

Ярким примером эффективной поддержки отечественного производителя являются такие масштабные выставки, организуемые на Всероссийском выставочном центре, как Российская агропромышленная выставка, Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности, международная выставка “Металл-Экспо” и “Цветы”.

Данные выставки аккумулируют все лучшее, что накоплено в стране за последние годы, представляют в экспозиции все регионы, ведущие предприятия своей отрасли и связанные с ней структуры других отраслей. Здесь во многом определяются пути технического и технологического развития различных сфер экономики.

Анализ выставочной деятельности ОАО “ГАО ВВЦ” в 2002 г. указывает на следующие тенденции: растет число выставочных мероприятий (в 2002 г. проведено 160 выставок, из них 37 – международных), и выставочных площадей (в 2002 г. – свыше 426 тыс. кв. м против 374 тыс. – в 2001 г.). В выставочных мероприятиях на ВВЦ приняли участие свыше 22 тысяч экспонентов, в том числе из стран СНГ – 1240 фирм; особенно активное участие принимают предприятия Украины (748), Республики Беларусь (389).

В целях дальнейшего совершенствования выставочной деятельности, создания современной материально-технической базы разработаны программа стратегического развития, которая предусматривает новое строительство и превращение ВВЦ в Международный выставочный комплекс, а также программа “ВВЦ – центр сотрудничества регионов России и стран СНГ”.

Реализация программы предусматривает открытие на ВВЦ выставочно-коммерческих представительств регионов России и стран СНГ с возможностью представления на их базе научно-технического, экономического и культурного потенциала своих территорий и государств, осуществления торгово-экономических, информационных и маркетинговых функций, изучения конъюнктуры рынка, спроса и предложения на товары и услуги. Работа идет непросто, но поскольку она инициируется “снизу” и основывается на реальной потребности бизнеса, мы все-таки имеем положительный результат.

Мы говорим о необходимости формирования в рамках Содружества общего экономического пространства. Предлагаем в качестве “модели” создать такое пространство на Всероссийском выставочном центре с использованием современных форм выставочной деятельности. Всю организационную и управленческую работу ОАО “ГАО ВВЦ” берет на себя.

На территории ВВЦ осуществляют свою деятельность выставочно-коммерческие представительства Республики Армения и Украины, с 1999 года открыт павильон “Карелия”, подписаны соглашения о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной деятельности с Министерствами Грузии, Кыргызской Республики, изучаются различные аспекты взаимодействия с Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Республикой Узбекистан. В настоящее время идет концептуальная проработка создания на базе Центрального павильона современного выставочного комплекса и организации в нем выставки “Российская Федерация сегодня”, которая, как и выставочно-коммерческие представительства стран СНГ, будет работать на постоянной основе.

По схеме, принятой в настоящее время, организация выставочно-коммерческих представительств стран СНГ на ВВЦ осуществляется на основе соглашений о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной деятельности между ОАО “ГАО ВВЦ” и Министерством (ведомством) страны СНГ, в компетенции которого находится данный вопрос. С участием ОАО “ГАО ВВЦ” разрабатывается Концепция выставочно-ярмарочного центра, бизнес-план развития и выставочные программы.

Для решения организационных вопросов и ведения хозяйственной деятельности выставочно-коммерческого центра (представительства), соответствующее Министерство (ведомство) страны СНГ определяет уполномоченную организацию.

Предоставление выставочных павильонов и площадей выставочно-коммерческим представительствам стран СНГ осуществляется на основании договоров аренды с ОАО “ГАО ВВЦ”, по единым для всех стран СНГ арендным ставкам.

Мы надеемся, что в ходе реализации этой программы будет существенно расширено взаимное присутствие стран СНГ на рынках товаров и услуг, обеспечен приток инвестиций, появится объективная информация о реальной конъюнктуре.

Опыт, который получат в своей повседневной работе на российском рынке выставочно-коммерческие представительства регионов России и стран СНГ, позволит внести на рассмотрение органов Содружества практические предложения по гармонизации торгового, налогового, таможенного и гражданского законодательства государств-участников СНГ.

Наши усилия по совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности, поиску эффективных форм работы были бы не столь результативны, если бы не опирались на помощь и поддержку органов государственной власти, общественных организаций, дипломатического корпуса СНГ. Нами налажено конструктивное взаимодействие с посольствами стран СНГ в Российской Федерации, Торгово-экономическими миссиями в составе Посольств, руководителями министерств и ведомств, выставочными центрами и компаниями. Традиционным является проведение на ВВЦ ежегодных встреч с Послами стран Содружества, вниманию которых предлагается информация о планах и перспективах развития ВВЦ и выставочной деятельности, организуется посещение крупных выставочных мероприятий с последующим обсуждением возможных форм сотрудничества.

Такая же работа проводится с администрациями федеральных округов и регионов Российской Федерации, мы работаем в тесном контакте с Минэкономразвития, Минимущества, Минпромнауки РФ, Правительством Москвы, ТПП Москвы и России, Российским и международным Союзами промышленников и предпринимателей, Исполкомом СНГ и Деловым центром Содружества.

Активизация выставочной деятельности в наших государствах требует от выставочников координации усилий, направленных на разработку совместной стратегии выставочной деятельности в странах СНГ, которая бы решала государственные задачи и осуществлялась при государственной поддержке. И не только организационной, информационной, но и финансовой поддержке выставок и сопутствующих мероприятий, которые нужны народному хозяйству наших стран.

Большая роль в решении этой задачи принадлежит Межгосударственному совету по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ,

На заседании Совета в ноябре прошлого года были решены организационные и кадровые вопросы. По предложению Исполкома СНГ функции Исполнительной дирекции возложены на ОАО “ГАО ВВЦ”.

Нам представляется весьма важным и необходимым в настоящее время сконцентрировать усилия прежде всего на практических шагах – организации межгосударственных и специализированных выставок стран СНГ.

Многие присутствующие в этом зале помнят Межгосударственную выставку, посвященную 10-летию СНГ (декабрь 2001 г.), которая стала ярким международным событием года.

В этом году с 14 по 17 мая в Киеве, на территории Национального комплекса “Экспоцентр Украины” должна пройти очередная Межгосударственная выставка-ярмарка промышленных технологий, средств производства, товаров и услуг стран СНГ. На данный момент подтвердили свое участие Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация и Республика Таджикистан. В Республике Беларусь вопрос об участии окончательно не решен. К сожалению, до сих пор Российская Федерация не определила своего устроителя.

Мы совместно с Исполкомом СНГ предпринимаем усилия по активизации подготовительных работ. В марте состоится заседание Оргкомитета Межгосударственной выставки, на котором должны быть приняты соответствующие решения.

Кроме того, представителям стран СНГ в Совете были направлены предложения по тематике и срокам проведения специализированных выставок. Большинство стран в порядке приоритета определили следующие темы выставок для проведения их в период 2003-2006 гг.
 

СНГ: Агропромышленный комплекс
2003 г.
СНГ: Топливно-энергетические и сырьевые ресурсы
2004-2005 гг.
СНГ: Транспорт
2004-2006 гг.
СНГ: Информационные и коммуникационные технологии
2004 г.
СНГ: Технологии природной, техногенной и пожарной безопасности.
ежегодно
СНГ: Здравоохранение
2005-2006 гг.
СНГ: Образование
2005-2006 гг.

Наши аналитики прогнозируют большую отдачу от проведения таких выставок. Выставки могли бы не только показать весь спектр достижений в этих областях, но и обозначить существующие проблемы, наметить пути их решения. Существенный вклад в развитие предпринимательства могут внести выставки малого и среднего бизнеса.

Мы надеемся, что в рамках совместной выставочной деятельности, опираясь на опыт выставочно-коммерческих представительств регионов России и стран СНГ на ВВЦ, появится возможность выделить крупномасштабные проекты производственной кооперации, представить научно-технические разработки, инновационные проекты, инвестиционные программы.

Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ планирует активизировать работу по взаимному информированию своих участников о процессах, происходящих в выставочном бизнесе стран СНГ, изучению форм и методов работы национальных выставочных центров, организации обмена опытом, методическими разработками, созданию своего рода методического центра при Совете. Будет уделено внимание развитию сотрудничества с межгосударственными отраслевыми советами государств-участников СНГ.

Таким образом, учитывая важность сотрудничества в выставочно-ярмарочной сфере для укрепления экономических связей государств Содружества, Межгосударственный совет намерен реализовать комплекс мер по обеспечению эффективности как универсальных и специализированных выставок стран СНГ, так и всей выставочно-ярмарочной деятельности в целом.

Сегодня перед Содружеством Независимых Государств стоит задача углубления экономической интеграции через создание полномасштабного общего экономического пространства. Своеобразным барометром прогресса в этой сфере могут стать - и несомненно станут - выставки товаров и услуг стран СНГ. В то же время, как отмечалось выше, выставки и сами являются инструментом расширения взаимной торговли – основной формы международного экономического сотрудничества. Поэтому важность совместных усилий по развитию в Содружестве выставочно-ярмарочной деятельности невозможно переоценить.