Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Ф.А. Абдуллоев, Первый заместитель Министра юстиции Республики Таджикистан ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Ф.А. Абдуллоев,
Первый заместитель Министра
юстиции Республики Таджикистан
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Роль и значение настоящей конференции трудно переоценить. На наш взгляд, речь в первую очередь должна идти о том, что сделано или не сделано, а также что необходимо делать для реальной интеграции стран СНГ в настоящий момент.

В условиях глобализационных процессов региональное и субрегиональное сотрудничество имеет исключительно важное и непреходящее значение. Положа руку на сердце, следует откровенно признать, что СНГ не смогло сыграть конструктивную роль в предотвращении или хотя бы в смягчении катастрофических результатов распада Союза. Вместе с тем, одиннадцать лет оказались достаточным сроком, чтобы подвести некоторые итоги пройденного Содружеством пути и определить перспективы его дальнейшего развития.

Перед СНГ стоит задача в ближайшей перспективе решить проблему устойчивого и поступательного социально-экономического развития. При этом особое внимание обращается на необходимость использования таких форм взаимодействия, которые могли бы привести к углублению интегрированности государств.

Речь идет, прежде всего, о развитии производственно-технологичес-ких и кооперированных связей, об инвестиционном сотрудничестве, образовании финансово-промышленных групп, а также о создании финансово-страховых объединений. В области денежного обращения, следует решать такие задачи, как увеличение доли национальных валют во внешнеэкономических расчетах между странами Содружества, гармонизация их валютного законодательства, формирование объединенного информационного пространства по финансовым рынкам и т.д.

Как известно, современная система мирохозяйственных связей способна быть эффективной лишь тогда, когда формируются взаимовыгодные интеграционные процессы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

В этом контексте СНГ является частью мирохозяйственных связей и регионального рынка со своими специфическими особенностями и внутренним историческим формированием, рациональным использованием совместного потенциала, который способен превратить Содружество в один из центров устойчивого экономического, социального и научно-технического развития.

На наш взгляд, многосторонним направлением углубления интеграционных процессов является скорейшее создание единого внутреннего рынка стран Содружества Независимых Государств, что станет материальной базой для формирования законченной интеграционной модели.

Важным этапом в формировании единого внутреннего рынка стран СНГ является создание зоны свободной торговли, главной целью которой является развитие торгово-экономического сотрудничества стран СНГ на базе обеспечения свободы движения товаров, услуг и факторов производства.

При формировании зоны свободной торговли главный акцент должен быть сделан на единый порядок регулирования внешней торговли различными экономическими инструментами, тарифными и нетарифными методами. Это, конечно, эффективное средство активизации внешнеэкономической деятельности стран СНГ, но не кардинальный путь решения интеграционных проблем.

Опыт Европейского Союза показывает, что торговля способна укрепить интеграционные процессы лишь в том случае, если к ней будут привязаны все элементы экономической политики: инвестиции, финансы, право, организационные структуры управления, методы планирования и др.

Скорее всего, зоны свободной торговли следует рассматривать как первый этап практической апробации мер для создания реального Экономического союза. Притом, поскольку эта зона может функционировать только при наличии открытых таможенных границ, унификации таможенной политики, законов, стандартов в налоговой политики, функционировании платежного и валютного союза, Межгосударственного банка, ее (эту зону) следует рассматривать как синоним, прообраз таможенного союза и предпосылку формирования реального экономического союза. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что при акценте на создание зоны свободной торговли во главу угла может выдвинуться вопрос развития интеграции и сотрудничества по классической модели, когда внешнеэкономические связи будут подменены только внешней торговлей, либо примитивными снабженческо-бытовыми поставками. Свободная же торговля на каких-то определенных территориях внутри СНГ сообразна базарной, “челночной” торговле.

Поэтому необходимо менять сегодняшнюю модель интеграции и сотрудничества. Ориентироваться на стратегические акценты. В качестве такой модели может выступать воспроизводственная, геоэкономическая модель интеграции, объединявшая всю систему элементов геоэкономической политики, сулящая долговременный стратегический эффект для всех национальных экономик.

Возможно, даже следует, не теряя времени, поскольку эта информация зоны свободной торговли, а реальный экономический союз может продолжаться десятилетиями, есть опасность, что намерения об этом так и останутся нереализованными, не находя конкретных решений. Возможно, не вдаваясь в теоретическую и терминологическую полемику и поиск малоэффективных путей развития интеграции через зоны свободной торговли, может, следует заняться созданием реального экономического союза со всеми его атрибутами. Иначе слишком много времени и средств будет потеряно на объективно необходимую перестройку создаваемых для зон свободной торговли структур, компонентов, инфраструктуры, законодательства и т.д. под экономический союз. Тем более, что сегодня уже само существование политической воли руководителей государств Содружества к формированию экономического союза является свидетельством того, что становление реального союза вполне возможно и он может быть жизнеспособным. Это подтверждает Заявление глав государств-участников СНГ по результатам Киевской встречи 29 января 2003 года. В частности, главы государств объявили безусловным приоритетом СНГ функционирование зоны свободной торговли с постепенной ее трансформацией в общее экономическое пространство. Отсюда, следовательно вытекает, что сейчас первоочередные усилия должны быть направлены на активизацию взаимовыгодного экономического сотрудничества, прежде всего, на практическую реализацию соглашений о создании зон свободной торговли, поэтапного формирования общего экономического пространства. Следует создать условия для беспрепятственного перемещения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, реализации совместных инвестиционных проектов, взаимодействия в освоении и транспортировке энергоресурсов, использования существующих и прокладки новых транспортных коридоров, функционирование единого аграрного рынка.

Новое воспроизводство геоэкономической модели интеграции преследует главную цель - формирование единого рынка. Единой экономики стран СНГ со всеми компонентами и атрибутами. По существу речь должна идти о регенерации союзной экономики, но на новой рыночной основе.

Разработка совместных согласованных прогнозов, проектов, программ социально-экономического развития стран СНГ должна основываться, прежде всего, на учете принципа восстановления, укрепления и развития существовавших прямых горизонтальных связей между их предприятиями. На этом уровне становится возможным углубление и конкретизация интеграционных процессов, большая координация и активизация торгово-экономического сотрудничества.

На наш взгляд, Российская Федерация, Украина, Беларусь, Казахстан как наиболее развитые государства в системе СНГ призванные сыграть ключевую роль в укреплении Экономического союза, ведут слишком пассивную политику в области углубления и развития интеграционных процессов на корпоративном уровне.

К примеру, в Таджикистане можно по пальцам пересчитать совместные предприятия с ними. О финансово-промышленных группах не может быть и речи. Вместе с тем, когда в постсоветском пространстве проходят процессы, угрожающие, скажем, будущему российской государственности, связанные с сохранением влияния Российской Федерации, следовало бы все в большей степени в своей внешнеэкономической политике опираться на укрепление интеграционных процессов, главным образом, со странами СНГ. Российская Федерация, так же как и Украина, Казахстан, Беларусь должны выступать не только идейными генераторами, но и быть главными организаторами активизации углубления практического, реального торгово-экономического сотрудничества на постсоветском пространстве во все многообразии форм его управления.

И наконец, для ускорения углубления интеграционных процессов необходимы политические импульсы, и прежде всего, политическая воля глав государств Содружества, в частности, в области добровольной передачи некоторых национальных процедур принятия решений наднациональным структурам стран СНГ. В частности, о создании наднациональной структуры говорилось в Заявлении Руководителя Совета глав государств СНГ, Президента Украины Л. Кучмы по результатам неформальной встречи глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, сделанном 23 февраля 2003 года в г. Москве о создании новой региональной организации и подготовке к подписанию в сентябре текущего года Соглашения о создании Единого экономического пространства.

Возвращаясь к СНГ, следует отметить, что одним из наиболее острых вопросов деятельности Содружества является неисполнительность.

Интеграция, сотрудничество провозглашаются в документах, необязательность - существует на практике. Как показывает мировой опыт, без механизма реализации принимаемых решений международная структура обречена на безусловное отмирание.

Содружество должно основываться на праве. Право дает то, чего не удается добиться силой. В этом отношении есть прекрасный пример: Суд Европейского Сообщества. Этот орган имеет широкие полномочия как с точки зрения обеспечения должного соблюдения права Сообщества при толковании и применении учредительных договоров и законодательных актов, принимаемых Советом и Комиссией ЕС, так и в развитии права Сообщества.

Положение и эффективность деятельности этого органа разительным образом отличаются от того положения, в котором находится сегодня Экономический Суд СНГ. Степень его влияния на темпы и эффективность интеграции в рамках СНГ, мягко говоря, невелика.

Не вызывает сомнения, что судебный орган в нашем Содружестве, и с самыми широкими полномочиями, должен существовать. Нельзя умолчать и о том, что Экономический суд занимается толкованием соглашений, то есть его решения не несут обязательный характер. Давайте попытаемся сделать так, чтобы Экономический суд был бы Судом Содружества в действительности, который бы занимался не только толкованием, но и разрешением споров по определенным жизненно важным направлениям. Решения Суда должны быть обязательны для исполнения органами Содружества, правительствами и субъектами хозяйствования государств-членов СНГ.

Следует также определиться с перспективой развития Суда останется ли он только Экономическим Судом или постепенно будет трансформироваться в Суд СНГ. Больше импонирует вторая точка зрения, так как на практике разделить экономические, политические или социальные проблемы зачастую невозможно. Но в любом случае Экономический Суд СНГ должен более активно включаться в интеграционные процессы на постсоветском пространстве либо необходимо решить вопрос о целесообразности его дальнейшего существования.