Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
ПРИ СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

Современный этап развития мировой экономики и международной торговли характеризуется усилением процессов экономической интеграции, либерализации и повышением степени открытости национальных экономик.

Одной из эффективных форм взаимодействия и экономической интеграции государств является зона свободной торговли.

Анализ мировой практики создания и функционирования зон свободной торговли показывает, что построение торгово-экономических отношений на многосторонней основе обеспечивает цивилизованные условия торговли, позволяет получить ощутимый эффект и выгоду для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Об этом свидетельствует опыт известных торговых группировок и региональных объединений государств

Новая научно-технологическая база развития мировой экономики изменила взгляд на сравнительные преимущества в международной торговле. Когда-то ими были главным образом дешевая рабочая сила и сырьевые ресурсы, сейчас - новизна продукции, ее информационная насыщенность, технологичность и наукоемкость.

Все это требует масштабных капиталовложений, которые могут формироваться и окупаться прежде всего, при объединении инвестиционных средств и наличии больших рынков, которые имеют тенденцию к расширению.

Интеграция, отличаясь необыкновенной остротой, приобретает в XXI столетии жизненно важную необходимость, в особенности для менее развитых стран.

Ни одно государство, столкнувшись с экономическим кризисом, его оттенками глобальности, не в состоянии справиться с ним в одиночку. То же можно сказать и о геополитическом кризисе. Среди участников СНГ наблюдаются важные расхождения их цели, связанной с социально-экономическим реформированием с не одинаковым запасом имеющихся у каждой страны материальных, финансово-технологических и интеллектуальных ресурсов. Все эти объективные факторы побуждают государства СНГ к координированному преодолению кризисов, к реализации тех или других форм и механизмов объединяющих процессов.

Сейчас на мировой карте мира разворачивается новое перераспределение мирового рынка, в соответствии с изменением размещения мировых сил после глобального геополитического шока минувшего десятилетия.

В связи с этим, перспективы развития во всем регионе СНГ, в решающей мере зависят от рационального использования этими странами преимуществ своего геополитического и геоэкономического положения на огромном массиве Евразии между двумя цивилизациями - атлантической (прежде всего европейской) и тихоокеанской, что во многом и будет определять размещение мировых сил в новом столетии.

Мировой опыт интеграции для Содружества Независимых Государств очень ценный и полезный своей комплексностью. Однако, используя этот опыт, необходимо вырабатывать собственный, оригинальный интеграционный механизм, который базируется на развитой системе правовых отношений.

Содружество Независимых Государств должно учитывать следующие уроки мирового опыта интеграции.

1. Процесс интеграции новых независимых государств требует последовательного прохождения всех стадий интеграционного процесса, без “перескакивания” через ступеньки интеграции, пока не будут достигнуты цели данного этапа интеграции.

2. Должен существовать определенный промежуток времени между отдельными стадиями интеграционного процесса. Как показывает мировая практика, проще всего создать интеграционное объединение до уровня таможенного союза, так как затем следует продолжительный период согласования интересов стран-членов объединения по единому тарифу в отношении третьих стран, который должен удовлетворять все заинтересованные стороны.

3. Стремление к более высокой степеней интеграции невозможно без достижения определенного уровня экономического развития стран, которые интегрируются, без однонаправленности экономических преобразований. Создание платежного и валютного союзов требует координации основных макроэкономических показателей, таких как уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, валютный курс, процентные ставки.

4. Необходимо создание общей правовой базы стран, которые интегрируются, а именно: сближение таможенных законодательств, устранение административных, фискальных препятствий, которые затрудняют нормальное функционирование интеграционного объединения.

5. Все государства-участники должны оговорить возможность в случае необходимости выходить за рамки общей торговой политики.

6. В правовых актах межгосударственных соглашений необходимо указывать, какие сферы внешнеэкономической политики находятся исключительно в наднациональной компетенции, а в каких случаях государства-участники могут принимать самостоятельные решения.

Переход от нижнего уровня интеграции к высшему осуществляется благодаря постепенному расширению сфер интеграционной деятельности, которые сопровождаются соответствующими институциональными преобразованиями.

Перепрыгнуть на более высокий интеграционный уровень из того состояния межгосударственного сотрудничества, в котором сейчас находятся страны СНГ, невозможно.

Реально сегодня для государств-участников СНГ может идти речь лишь о создании условий и механизмов взаимовыгодного экономического сотрудничества в рамках зоны свободной торговли, содействию ее всестороннему развитию, взаимовыгодной кооперации производства и обеспечение в связи с этим координации политики государств.

Именно это и является сегодня первоочередной целью государств-участников Содружества Независимых Государств.