Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

С.А. Яременко, Член Правления Национального банка Украины, директор Департамента валютного регулирования НБУ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ

С.А. Яременко,
Член Правления Национального
банка Украины, директор
Департамента валютного
регулирования НБУ
НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ВАЛЮТНОЙ СФЕРЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ

После распада СССР проработка вопросов взаимодействия государств Содружества в экономической сфере осуществляются по разным направлениям. Попытки использования на постсоветском пространстве опыта евроинтеграции предпринимаются и в валютно-финансовой сфере (включая такие формы как платежный союз, механизмы согласования курсов национальных валют, валютный союз).

Идея использования на постсоветском пространстве послевоенного опыта создания Европейского платежного союза была положена в основу создания Межгосударственного банка. Однако все попытки создания аналогичной системы многосторонних межгосударственных расчетов с использованием механизма клиринга натолкнулись на существенные трудности, связанные с различиями в экономических условиях.

Однако, потребность в платежном союзе для стран СНГ, испытывавших в тот период острый дефицит свободно конвертируемой валюты, без сомнения, была. Это подтверждается и фактом использования в 1992-93 годах системы расчетов в рублях через центральные банки стран-республик бывшего СССР. Именно тогда, с нашей точки зрения, и надо было либо создать юридически оформленный платежный союз, либо немедленно вводить собственные валюты. К сожалению, ни того, ни другого сделано не было. В результате мы получили нелегитимную платежную систему, сальдо по расчетам внутри которой до сих пор не знаем как урегулировать.

Именно эта ситуация и позволяет говорить об утраченном времени. Ибо межгосударственная платежная система была целесообразна в условиях отсутствия возможности осуществления расчетов в конвертируемых валютах. На сегодня эта причина ликвидирована. Не столько вследствие наличия у наших стран достаточных валютных резервов, сколько по причине ратификации нашими странами положений восьмой статьи Устава МВФ – то есть принятие обязательств в отношении конвертируемости собственных валют по текущим операциям. Все что необходимо на сегодня – это наличие механизма взаимной конвертации валют. Но что для этого необходимо.

В сложившихся на постсоветском пространстве условиях стимулы экономической деятельности вынуждают субъектов экономической деятельности делать выбор в пользу рынков т.н. “дальнего зарубежья” с целью получения СКВ для закупки новых технологий.

В результате этих процессов сложился механизм вытеснения национальных валют из взаимных расчетов стран СНГ. Этому способствует в частности отсутствие эффективной зоны свободной торговли стран Содружества, а также координации их промышленной политики. Взаимно отказываясь от своей продукции технологических отраслей и постепенно увеличивая в структуре экспорта удельный вес сырьевых товаров и товаров первичной переработки, страны СНГ неуклонно уменьшают взаимный оборот, готовность, а в итоге и востребованность интеграции в валютной сфере.

Вхождение стран СНГ в ВТО будет способствовать закреплению этих тенденций. Кроме того, поступление иностранных инвестиций для технического перевооружения (и дальнейшей интеграции со странами ЕС) даже в случае членства в ВТО является проблематичным, о чем отчетливо свидетельствует опыт стран ЦЕФТА.

Согласно теории оптимальных валютных зон необходимым условием взаимодействия в валютной сфере является создание мобильных рынков факторов производства (в т.ч. финансовых). Мобильные рынки финансовых услуг стран СНГ с развитой инфраструктурой наряду с соответствующей торговой и промышленной политикой должны способствовать переходу от торгово-посреднической к и обеспечению реструктуризации конкурентоспособных производств, воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, созданию зоны инвестиций, прекращению “бегства” капиталов.

Только такая последовательность шагов (экономическая составляющая интеграции, финансовая интеграция, валютная интеграция) по активизации взаимодействия экономик наших стран обеспечит соответствующие инструменты для компенсации ассиметричных шоков, исходящих от реальных экономик и обеспечит условия для согласования валютно-курсовых политик стран Содружества и расширения использования национальных валют во взаимных расчетах.

В отсутствие этих предпосылок для эффективного взаимодействия в валютно-финансовой сфере происходит подмена понятий. Категория “валютная интеграция” подменяется категорией “интеграция валютных рынков”, что на практике сводится к намерениям отдельных стран обеспечить экспорт инфраструктуры собственных финансовых (в частности организованных) рынков. Для координации валютно-курсовых политик стран СНГ в таких условиях нет оснований, что затрудняет планы создания механизма взаимной конвертируемости национальных валют; собственно в таких условиях он остается невостребованным.

Выводы:

Необходимой предпосылкой для взаимодействия в валютно-финансовой сфере стран СНГ является создание эффективной зоны свободной торговли стран Содружества. Кроме того, поддержки на межгосударственном уровне требуют отрасли, в которых традиционно были сильны кооперационные связи: машиностроение, самолетостроение, судостроение, сотрудничество в космической области и т.д.

Актуальным на сегодня в сфере государственного регулирования остается создание полноценной инфраструктуры национальных финансовых рынков, способных обеспечить инвестициями техническое перевооружение национальных экономик. В частности это касается создания условий для реализации зоны свободной торговли в части рынка финансовых услуг и подписания соответствующего соглашения странами СНГ.

Следует обратить внимание также на то, что при вступлении в ВТО страны СНГ должны обусловить, что они являются участницами такого регионального соглашения, как Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 (ст. 17) (Протокол о внесении изменений и дополнений к ней от 02.04.99 (ст. 26), Соглашение о создании зоны свободной торговли между государствами-участницами ГУУАМ от 20.07.2002 (ст.17), т.к. в соответствии со статьей V ГАТС могут предоставляться участникам указанных соглашений преференции в отношении предоставления услуг, по сравнению с режимом, который применяется к странам-членам ВТО. Иначе страны СНГ потеряют возможность углубления интеграционных отношений в рамках СНГ и ГУУАМ, не ухудшая свой режим по отношению к странам-членам ВТО, или реализация вышеупомянутых региональных соглашений вообще будет невозможной.