Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ “ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ”

РЕКОМЕНДАЦИИ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
“ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ”
 

г. Москва 27 февраля 2003 г.

Участники Конференции, рассмотрев проблемы перспектив развития взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере, единодушны в том, что потенциал Содружества как регионального экономического объединения в целом велик, и поддерживают вывод, сделанный главами государств СНГ 7 октября 2002 года в г. Кишиневе, о необходимости эффективного экономического сотрудничества в рамках СНГ на данном этапе.

Отмечено, что тесное и заинтересованное сотрудничество стран Содружества Независимых Государств, основанное на общепринятых в мире нормах и принципах, открывает перед ними новые возможности в решении всего комплекса экономических, социальных и гуманитарных проблем.

Вместе с тем Конференция констатирует явную недостаточность существующего уровня экономической интеграции, особенно использования возможностей взаимной торговли, по удельному весу которой Содружество более чем вдвое отстает от таких эффективно действующих региональных объединений, как Евросоюз и НАФТА. Это негативно сказывается на положении Содружества в мире, на темпах экономического роста входящих в него стран и СНГ в целом и, в конечном счете, на благосостоянии государств и их народов. Между тем, как показывают проведенные исследования, полное использование потенциала межгосударственной экономической интеграции позволит увеличить уровень ВВП стран Содружества примерно на 15%.

В этой связи Конференция сочла особо важным на базе выработанных в государствах - участниках Содружества стратегий развития производства сосредоточить экономическое взаимодействие в рамках Содружества на согласованном решении проблем, непосредственно связанных с его структурной перестройкой, выработкой и реализацией общей макро- и микроэкономической политики. Подчеркивалась важность незамедлительного формирования долгосрочной промышленной стратегии, базирующейся на имеющихся у стран научно-технических и технологических достижениях, совокупном потенциале и опирающейся на сохранившуюся взаимодополняемость экономик, возможности разделения труда, кооперации и специализации производства, взаимные инвестиции. Акцентировалось внимание на необходимости разработки в странах СНГ экономической политики, в которой на первый план должна быть поставлена экономическая инициатива по созданию конкурентоспособных производственных систем, развитию интеллектуального потенциала, формированию эффективной инновационной инфраструктуры, повышению инвестиционной активности, действенности лизингового механизма при одновременной адаптации административных элементов к новым условиям. При этом обращалось особое внимание на важность согласованных действий и сферах реформирования естественных монополий, создания механизма воспроизводства их производственной базы.

В целях выработки согласованной стратегии развития экономики стран Содружества участники конференции рекомендуют заинтересованным странам осуществить совместную разработку макроструктурных прогнозов интеграционного взаимодействия стран на среднесрочную перспективу, обеспечивающих максимальное использование имеющегося ресурсного потенциала для достижения основных целей социально-эконо-мического развития. Первостепенное значение при этом рекомендовалось придать ускоренному развитию комплексов топливно-энергетических и транспортных отраслей, минерально-сырьевого сектора. Назывались, в частности, пока еще не используемые возможности Содружества в согласовании действий стран-экспортеров, стран-транспортеров и потребителей нефти и газа, а также о создании межгосударственной организации СНГ в этой сфере.

Конференция констатирует, что применение в отношении друг друга различных торговых ограничений и иных санкций наносит существенный невосполнимый ущерб экономическим интересам всех стран. В целях активизации торговых связей между государствами СНГ рекомендуется в ближайшее время устранить существующие барьеры во взаимной торговле, обеспечить беспрепятственное продвижение транзитных грузов, направить совместные усилия на создание для товаропроизводителей Содружества равных условий конкуренции за потребителя. Одновременно участники Конференции предлагают воздержаться от необоснованного копирования практики тех или иных известных в мире экономических объединений. Вместе с тем очень важно использовать сформулированные мировой наукой и практикой принципы поэтапного развития интеграционных процессов. Отдавая должное усилиям государств – участников Содружества по формированию международной нормативно-правовой базы режима свободной торговли как непременного начального этапа выстраивания отношений в любом межстрановом экономическом объединении, участники Конференции вместе с тем пришли к заключению, что в первоочередном плане необходимо: во-первых, в ближайшее время завершить процесс придания зоне свободной торговли полномасштабности, за исключением ограниченного числа временных изъятий и ограничений (до 2005 г.) и оформленных по взаимной договоренности, сформировав в СНГ широкоформатный конкурентный рынок с принятыми во Всемирной торговой организации элементами и правилами его регулирования; во-вторых, предпринять активные совместные меры по преодолению имеющегося узкого подхода к взаимодействию, характеризующегося лишь применением режима свободной торговли или в лучшем случае – режима таможенного союза. На рыночном фундаменте этих режимов важно постепенно продвигаться к проведению скоординированной отвечающей национальным и общим интересам экономической политики в ряде областей, приоритетных для взаимодействия, и в первую очередь там, где экономические интересы всех государств СНГ совпадают.

Кроме того, участники Конференции, считают целесообразным отметить, что наряду с правовым оформлением зоны свободной торговли необходимо:

обратить внимание на решение задач по формированию балансов по основным видам продукции и ресурсов, на основе которых перейти к практическому регулированию экспортно-импортных операций с применением лицензирования, квотирования и других принципов, применяемых во всем мире, и в частности Европейским Союзом;

рассмотреть, имея в виду этапность этого процесса, применение принципов взаиморасчетов на базе собственных валют;

разработать механизм защиты общего рынка СНГ и интересов СНГ в системе ВТО, ЕС; формированию межгосударственного органа по управлению этим механизмом.

Отмечалась необходимость образования в СНГ инвестиционного фонда интеграционных инициатив в целях их реализации программными методами по решениям Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ.

С учетом необходимости повышения конкурентоспособности продукции в условиях стремления стран СНГ к вступлению во Всемирную торговую организацию рекомендовалось нацелить совместные действия на обеспечение соблюдения установленных правил регулирования экономических отношений между государствами, создание благоприятных институциональных условий инновационного роста в целях ускорения научно-технического развития. Немаловажным в этом направлении является гармонизация межгосударственных стандартов с международными нормами и правилами.

Конференция активно поддерживает настойчиво заявляемые требования хозяйствующих субъектов о важности создания для них равных и максимально благоприятных условий деятельности на всем пространстве СНГ в целях предотвращения неоправданного сужения внутренней торговли, потерь рынков сбыта. В частности, речь идет о противодействии таким неблагоприятным для микроэкономики тенденциям, как:

частые изменения национального законодательства стран в сфере внешнеэкономических связей, что не способствует устойчивой работе предпринимателей;

усиление регламентирования предпринимательства, при одновременном ужесточении норм и требований к хозяйствующим субъектам, причем не только в рамках отдельных государств, но и Содружества в целом, что ухудшает условия функционирования отечественных товаропроизводителей;

применение тарифных и нетарифных барьеров на пути движения товаров и услуг в рамках СНГ, препятствий в кооперационных поставках;

усиливающееся преобладание чисто фискальных подходов к предпринимательству в ущерб созданию условий для эффективного его функционирования и развития, отсутствие продуманной на длительную перспективу системы налогообложения;

отсутствие благоприятных возможностей для полноценного развития малого и среднего бизнеса в связи с противодействием проведению политики децентрализации, реструктуризации и дебюрократизации прежней экономической системы стран-участниц СНГ, что приводит к замедленному формированию малого и среднего бизнеса;

более высокая степень либерализации торгового и инвестиционного режимов для компаний и предпринимательских структур третьих стран (по сравнению с существующим уровнем для аналогичных структур государств - участников Содружества) в ходе реализации в целом поддерживаемого бизнесом движения в мировое экономическое сообщество, включая Евросоюз и Всемирную торговую организацию, несогласованность мер и сроков вступления стран Содружества в ВТО;

продолжающаяся даже на фоне наметившейся стабилизации национальных валют долларизация экономики стран СНГ.

Конференция рекомендовала развернуть процесс формирования в рамках Содружества общего экономического пространства, являющегося, как известно из мирового опыта, действенным инструментом роста экономики образовавших его стран, имея в виду обеспечить:

гармонизацию хозяйственного законодательства, прежде всего внешнеторгового, налогового, таможенного, гражданского; формирование единого правового пространства в рамках СНГ, ориентированного на стандарты Европейского союза, ВТО и других международных организаций в области взаимоотношений государств, государства и гражданина, строгое соблюдение странами ставших обязательными для них международных договоров, подписанных в рамках СНГ, установление упрощенной процедуры имплементации совместных договоренностей в национальные законодательства государств – участников СНГ;

завершение формирования общего аграрного рынка, в том числе и с учетом возможностей потребительской кооперации, общего транспортного пространства, рынков энергоресурсов, продовольствия, интеллектуальной собственности;

условия для свободного движения капитала и интегрированного фондового рынка, являющегося непременным условием достижения высоких темпов роста капитализации национальных компаний;

формирование цивилизованного рынка рабочей силы, включая скоординированное создание новых рабочих мест;

выработку согласованных принципов осуществления валютной политики в целях постепенного продвижения к свободной взаимной котировке национальных валют, единой расчетной системе, а в перспективе - к применению общего платежного средства (резервной валюты);

создание информационного и научно-технологического пространства, что позволит нарастить производство высокотехнологичных и интеллектуально насыщенных товаров в сферах, наиболее эффективных для развития внутренних рынков СНГ и продвижения на рынки третьих стран;

проведение согласованных жестких мер по вытеснению криминальной и теневой экономики;

систематическую организацию межгосударственных и специализированных выставок и ярмарок в Содружестве;

создание условий для последовательной либерализации рынка услуг в рамках формирования зоны свободной торговли и подписание с этой целью государствами СНГ соответствующего соглашения.

Участники Конференции выразили тревогу в связи с усилением процесса фрагментации пространства СНГ, особенно в таких жизненно важных для Содружества сферах, как торговля, энергетика и транспорт.

Конференция, отметив не скоординированное включение государств СНГ в мировое сообщество, рекомендует проявить в государствах – участниках Содружества политическую волю и создать действенный механизм координации внешнеэкономической политики, в частности, при присоединении и дальнейшем участии в деятельности ВТО, вхождение в общее европейское экономическое пространство, что облегчит условия интеграции СНГ в мировую хозяйственную систему.

На Конференции отмечалось, что только объединение усилий в рамках общего экономического пространства позволит успешно конкурировать с другими странами и регионами и занять достойное место в мировом разделении труда.

Конференция считает также необходимым: существенно ускорить в СНГ процесс создания и функционирования партнерств с мировыми компаниями национальных и транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других форм сотрудничества предпринимательских структур, включая, прежде всего, формирование партнерств, альянсов, сетей; целенаправленно реализовывать согласованные с прямым участием делового сообщества меры по стимулированию вложений частного капитала в проекты и сферы, наиболее эффективные для развития внутренних рынков СНГ и продвижения наших товаров на рынки третьих стран, всемерно развивать межгосударственный лизинг высокотехнологичных машин и оборудования.

Кроме того, выявлена необходимость усиления действенности судебных и арбитражных процедур в рамках уже имеющихся постоянно действующих арбитражных судов разного уровня в государствах Содружества, либо в рамках постоянных или временных третейских судов с обеспечением указанным судебным институтам эффективных механизмов взаимодействия между собой. Этим целям способствовало бы повышение роли Экономического Суда СНГ путем расширения его юрисдикции в сфере разрешения споров и разногласий относительно толкования и применения межстрановых соглашений, а также споров по исполнению конкретных обязательств, выдачи заключений по правовым вопросам экономического взаимодействия стран

Особо важным моментом участники Конференции сочли усиление правоспособности функций интеграционных структур Содружества в целях создания четких алгоритмов механизмов, обеспечивающих реализацию достигнутых договоренностей и принятых решений. Основой для этого могли бы послужить совместно выработанные и правовым образом оформленные принципы стратегического взаимодействия стран Содружества, базирующиеся на обобщении, систематизации и уточнении уже вырисовавшихся направлений развития и взаимодействия, имеющихся документов перспективного плана. Рекомендовано также практиковать аккредитацию при структурах Содружества участие представителей ассоциаций предпринимателей СНГ, рассмотреть вопрос создания совета регионов СНГ, включая приграничные.

На Конференции вносилось предложение об обращении к Межпарламентской Ассамблее СНГ с просьбой рассмотреть целесообразность формирования парламента Содружества.

Участники Конференции считают, что заявление президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины о намерении создать региональное объединение с целью ускорить формирование в его рамках единого экономического пространства может стать основой активизации взаимодействия государств СНГ в экономической сфере.

Участники Конференции выразили убежденность, что прошедшее в ее рамках обсуждение конкретных направлений взаимовыгодного и эффективного развития взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств, проблем структурных преобразований в реальном секторе экономики, инвестиционной и инновационной политики, правового регулирования социальных и экономических процессов и ряда других не менее жизненно важных для государств – участников СНГ задач является значительным шагом по пути дальнейшего развития сотрудничества в Содружестве.