Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информационные технологии в оказании социальных услуг населению и работодателям государственной службой занятости в Украине

Информационные технологии
в оказании социальных услуг населению

и работодателям государственной
службой занятости в Украине

Зинкевич Наталья Ивановна
первый заместитель директора
Государственной службы занятости
Министерства труда и социальной политики Украины

Прежде всего, следует отметить, что Украина не находится в стороне от влияния общей глобальной демографической проблемы, проблемы старения общества, в результате чего существенно снижается устойчивость пенсионной системы, рынка труда и экономики в целом. При этом, уменьшение в структуре занятого населения граждан в возрасте от 25 до 50 лет и замещение их численности молодежью в возрасте от 15 до 24 лет, а также в возрасте от 50 до 59 лет представляет угрозы и риски стабильного экономического развития страны, которого невозможно достичь без кардинального повышения производительности труда, развития новых профессиональных навыков и мобильности рабочей силы, а также повышения возрастного ценза выхода на пенсию.

В январе текущего года Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что мир столкнулся с “масштабным глобальным кризисом в сфере занятости”. Этот кризис по утверждению генсека МОТ вызывает все большую тревогу не только с точки зрения его влияния на рынки и доходы, но и как угроза странам демократии во всем мире. Безработица в мире достигла 192 млн. человек или 6%, почти половина – это молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Более 1,4 млрд. граждан имеют доход 2 доллара США в день. Глобальная экономика, несмотря на рост мирового ВВП 4,3%, не может обеспечить всех, кто вступает на рынок труда. Поэтому, чтобы обеспечить работой растущее число трудящихся в течение 10 предстоящих лет необходимо создавать ежегодно около 40 млн. новых рабочих мест. В Украине в 2005 году создано 1,14 млн. рабочих места. Но в Украине остается проблема рабочих мест с высокой зарплатой.

В Украине, которая является членом МОТ, осуществляется последовательная государственная политика в сфере занятости и рынка труда. Планом действий Президента Украины В. Ющенко “Десять шагов навстречу людям” и соответствующей Программой правительства вопросы регулирования сферы занятости рассматриваются сквозь призму расширения сферы приложения труда и содействия занятости. Критерием оценки исполнительной власти определено создание не менее 1 млн. рабочих мест ежегодно с достойной зарплатой. Правоотношения в сфере занятости населения урегулированы законами “О занятости населения”, “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” и другими актами.

По оценкам Всемирного банка законодательство о занятости в Украине определенно как “очень жесткое”. Основными позициями госрегулирования рынка труда являются: взаимосвязь политики занятости и экономической политики государства, консолидация усилий всех ветвей власти и социальных партнеров по решению проблем занятости, усиление ответственности центральных и местных органов власти и партнеров за реализацию этой политики.

По оценкам Всемирного банка, рынок труда в Украине является депрессивным, исходя прежде всего из структуры занятости (больше всего – в сельскохозяйственном производстве, обрабатывающей промышленности и самозанятого населения), уровня заработной платы, низкой мобильности и низкой мотивации к занятости, высокой длительности и застойного характера безработицы, высокого удельного веса длительных безработных (30 %).

Результаты выполнения Государственной программы занятости за 2001-2004 годы и позитивные сдвиги в экономике существенно повлияли на укрепления позитивных тенденций на рынке труда в Украине. Растет экономическая активность населения.

Наблюдается рост объемов и уровня занятости населения. В 2005 году он был обеспечен за счет занятых в сельской местности. Уменьшаются уровень безработицы, как в целом, так и среди городского и сельского населения.

Уровень безработицы среди населения в возрасте 15-70 лет за последние 6 лет в стране уменьшился с 12% до 7,2%. Наиболее существенно он снизился в сельской местности – на 5,7%.

В минувшем году уровень безработицы в Украине был гораздо ниже, чем в большинстве стран Евросоюза и СНГ.

При этом, национальным вопросом остается более низкий, чем в странах Европы, уровень занятости – 60% против 65%. Здесь, как известно, определенное влияние имеет фактор более низкого, чем в Европейских странах, возрастного ценза при выходе на пенсию. Поэтому, скажем, в сельской местности численность занятых растет в большей степени за счет граждан старше трудоспособного возраста.

В Украине - негативная социально - экономическая модель дешевой рабочей силы и высокий уровень экономической неактивности.

Государственная служба занятости Украины создана решением Правительства Украины в соответствии с Законом Украины “О занятости населения” в декабре 1990 года. За 15 лет произошла трансформация системы социальной защиты от безработицы в систему общеобязательного социального страхования на случай безработицы. С принятием в 2000 году Закона Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”, на государственную службу занятости возложены функции исполнительной дирекции Фонда. Мы объединили государственное администрирование и социально - экономическое регулирование в одной структуре. Это позволило, усилиями одного коллектива специально подготовленных, высокопрофессиональных кадров государственной службы занятости обеспечить оказание социальных услуг ищущим работу и работодателям, осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда и выполнять функции сбора страховых взносов. Служба занятости выполняет на территории всей страны следующие функции:

    • поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве;
    • организация профессионального обучения и повышения квалификации ищущих работу;
    • информирование, консультирование и профориентация населения;
    • начисление и организация выплат всех видов материальной помощи по безработице, с учетом установленной дифференциации материального обеспечения безработных граждан в зависимости от уплаты страховых взносов и времени работы перед наступлением безработицы;
    • подбор кадров по заказу работодателей, в том числе на временные работы;
    • содействие в укомплектовании кадрами предприятий, в том числе с компенсацией части заработной платы при трудоустройстве социально незащищенных категорий незанятого населения.

Государственная служба занятости Украины представляет собой инновационную модель поступательного развития социальной политики в Украине по всей трехступенчатой вертикали во всех 675 центрах занятости страны. В службе работают 15,7 тысяч специалистов. Более 92% специалистов службы оказывают услуги ищущим работу и работодателям в базовых центрах на местах.

Средняя нагрузка на одного работника составляет 152 ищущих работу и 80 предприятий.

Если в 1995 году за содействием в трудоустройстве обращался только каждый десятый реальный безработный, в 1997 году - каждый четвертый, сегодня – это более двух третьих реальных безработных.

Финансовой основой системы социального страхования на случай безработицы является Фонд, который формируется за счет страховых взносов предприятий, организаций, учреждений, работников и ассигнований Государственного бюджета.

Управление страховым фондом осуществляется на условиях социального партнерства и на принципах трипартизма Правлением Фонда.

Служба занятости является исполнительной дирекцией Фонда, ее рабочие органы на местах обеспечивают сбор средств Фонда от зарегистрированных плательщиков взносов.

Для управления оказанием социальных услуг создана инновационная модель на основе Единой технологии и Единой информационно - аналитической системы. Эти технологии признаны изобретениями и имеют авторские свидетельства и патенты.

Основными принципами модели являются:

    • активизация собственных усилий безработных в поиске работы и усиление взаимодействия с работодателями;
    • упорядочение деятельности работников центров занятости. Определена четкая последовательность процедур и операций при оказании услуг ищущим работу и работодателям при подборе претендентов на работу.

Вся система базируется на современных Интернет-Интранет технологиях. Составляющими системы являются:

    • пакет прикладных программных продуктов;
    • модернизированные и построенные вычислительные локальные сети во всех 675 центрах занятости;
    • единая корпоративная сеть с выделенными каналами связи от Государственного центра занятости до каждого из региональных центров и от регионального до каждого из базовых центров занятости.

ЕИАС - это глобальная информационная система, которая не только объединяет все центры занятости, но и позволяет распределить функции между ними по иерархии. Часть функций (договорная деятельность, статистика и аналитика, начисление пособий, другие управленческие решения) переходит с базового уровня на областной и выше – на государственный уровень. Это позволяет освободить рабочее время работников центров занятости для непосредственной работы с клиентами.

Основной социальный эффект от внедрения ЕИАС – обеспечение оперативного трудоустройства человека, возврат его к общественно-полезной деятельности, сокращение времени поиска роботы и времени укомплектования свободного рабочего времени.

ЕИАС позволяет обслуживать население в реальном времени, проводить поиск вакансий не только по локальной базе данных, а и по центрам занятости всей страны, в том числе в автоматическом режиме и при отсутствии клиента.

В автоматизированном режиме производится начисление пособия по безработице, расчет статистики и мониторинг различных процессов.

Для работодателей по аналогичной технологии с помощью автоматизированной системы проводится подбор необходимых специалистов.

Система работает на единых общегосударственных справочниках предприятий, организаций, учреждений и населенных пунктов.

Внедрение ЕИАС во всех центрах дало возможность:

    • иметь в реальном времени полную информацию о свободных рабочих местах и о профессионально - квалификационном составе незанятых граждан в регионах и во всей Украине в целом;
    • обеспечить оперативное управление финансовыми потоками Фонда общеобязательного социального страхования Украины на случай безработицы;
    • сократить сроки и повысить качество обслуживания клиентов службы занятости;
    • предупредить назначения пособия по безработице по недостоверным данным, поданным безработным;
    • обеспечить оказание услуг большему количеству клиентов службы занятости, в том числе работодателям, без увеличения численности работников службы занятости.

В настоящее время услугами службы пользуются более 3 млн. незанятых и безработных граждан, около 1 млн. работодателей и более 1,5 млн. застрахованных граждан, занятых в различных сферах экономической деятельности.

Увеличение числа клиентов стало возможным благодаря повышению уровня информирования граждан о деятельности центров занятости.

Для создания конкурентных преимуществ при трудоустройстве социально незащищенных категорий населения в стране реализован механизм трудоустройства с предоставлением дотаций работодателю.

За счет предоставления дотаций работодателям из средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы объемы трудоустройства возросли в 3,5 раза.

При содействии службы занятости в 2005 году организовали собственное дело как субъекты предпринимательской деятельности 50,5 тыс. безработных, которые получили единовременное пособие по безработице.

За 15 лет при содействии Государственной службы занятости Украины с учетом международных рекомендаций и стандартов обучено более 1 млн. граждан. Это составило три четверти обученных всей государственной системой профтехобразования.

Подготовка и переподготовка безработных проводится по 568 профессиям. Наилучшим образом зарекомендовали себя повышение квалификации и стажировка граждан на предприятиях, которые обеспечивают стопроцентное трудоустройство.

Для трудовой адаптации граждан, которые длительное время не работали, а также удовлетворения потребности работодателей в рабочей силе при выполнении временных работ служба занятости принимает участие в организации общественных работ, в которых только в прошлом году приняли участие 419,2 тыс. человек. Такие работы, как благоустройство и озеленение территорий населенных пунктов, кладбищ, зон отдыха и туризма, ликвидация последствий стихийных бедствий, подсобные работы на строительстве и ремонте объектов социального назначения, памятников архитектуры, истории и культуры, уход за престарелыми и инвалидами могут финансироваться за счет Фонда.

Оперативная адресная помощь ищущим работу и работодателям с помощью современных технологий помогают постоянному повышению эффективности использования средств Фонда и, как следствие, уровня социальных стандартов.

Приоритетным заданием службы занятости является также сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда и рынком образовательных услуг. Поэтому особое внимание уделяется переобучению людей, которые увольняются с неэффективных рабочих мест для обеспечения их трудоустройства в сферу продуктивной занятости, формирования у незанятого населения мотивации к труду и стимулирования собственного осознанного профессионального выбора.

С целью интеграции Украины в международное сообщество постоянно изучаются перспективы развития современных компьютерных технологий.

Для повышения самоактуализации, самоопределения ищущих работу, формирования у них мотивации к труду служба занятости Украины в ближайшей перспективе будет использовать возможности регистрации услуг клиентам без помощи специалистов центров занятости. Предусмотрено использование геосистем для информирования пользователей услугами службы о потребности в кадрах в разрезе регионов. Планируется обеспечить дистанционное обучение персонала и проведение электронных семинаров для клиентов службы. Вместе с тем, ЕИАС охватывает не только все направления деятельности службы занятости и управление самой службой, но и обеспечивает взаимодействие с базами данных и информационными системами других Фондов, социальных органов Министерства труда, статистики, налоговых администраций и местных органов власти.

Поэтому, наряду с семинарами по технике поиска работы, ярмарками вакансий развиваются современные технологии информирования. Это создание телефонной системы интерактивного голосового консультирования, электронного консультационного центра занятости, информационных уголков в органах местной власти – сельсоветах, райгосадминистрациях.

Государственная служба занятости Украины осуществляет широкую программу международного сотрудничества, приоритетными направлениями которой является сотрудничество в рамках СНГ, сотрудничество с Международным Бюро Труда, с программой развития ООН (ПРООН), USAID, изучение международного опыта по вопросам занятости и социальной защиты населения. Значительное внимание уделяется изучению особенностей развития бирж труда и негосударственных пенсионных фондов в Германии и Швеции. Реализована техническая помощь, которую оказывали Украине международные проекты Аму Группен (Швеция), а также ПРООН/МОТ и Швейцария по разработке и внедрению модульной системы профессионального обучения,

Плодотворным явилось сотрудничество с Министерством международного развития и службой занятости Великобритании, службами занятости Франции, Германии, Польши, Чешской и Словацкой Республик.

В 2001 году завершилась реализация проекта Министерства Великобритании по делам международного развития “Поддержка, усиление мероприятий и местных инициатив в сфере занятости”, который осуществлялся в Львовском, Харьковском, Луганском и Донецком областных центрах занятости. Одним из основных компонентов проекта было открытие Ресурсно-информационного центра во Львове, который содействует первичной и вторичной занятости населения, созданию собственного бизнеса. В Харькове основана организация “Фонд активного содействия трудоустройству”.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Министерством труда и социальной политики Украины и Министерством труда Соединенных Штатов Америки в 2001 году было подписано Соглашение и проект “Адаптация работников, общества и предприятий в Украине”. Вследствие реализации проекта, в 2001-2003 г.г. открыты 11 районных и городских центров занятости в Киевской, Закарпатской, Днепропетровской, Донецкой и Николаевской областях.

С целью развития международного сотрудничества Государственная служба занятости Украины в августе 2003 года стала 92–м членом Всемирной Ассоциации служб занятости.