Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Основные направления совершенствования нормирования труда в Республике Беларусь

Основные направления
совершенствования нормирования труда
в
Республике Беларусь

Козлитинова Ирина Анатольевна
начальник отдела регламентации и
нормирования труда главного управления труда
и заработной платы Министерства труда
и социальной защиты Республики Беларусь

Дальнейший рост благосостояния белорусского народа обеспечивается устойчивым развитием экономики республики, внедрением достижений науки и техники, более рациональным использованием производственного и трудового потенциалов государства, экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы. При решении данной задачи важная роль принадлежит нормированию труда, которое является действенным средством повышения эффективности производства и мобилизации резервов роста производительности труда, обеспечения соответствия размеров заработной платы трудовому вкладу работников в конечные результаты труда.

Совершенствование нормирования труда в республике осуществляется по следующим основным направлениям:

  • обновление нормативной базы по труду;
  • тарифное нормирование;
  • международное сотрудничество в области нормирования труда.

Существовавшая до 1999 года нормативная база по труду была создана, в основном, в советский период (80-90 годы), и зачастую уже не отражает изменения в технике, технологии, организации производства и труда, произошедшие в последнее время в отраслях экономики.

Это приводит к снижению производительности, ухудшению организации труда и управления производством, утере зависимости размеров оплаты труда от конечных результатов работы, необоснованному росту цен и, как следствие, снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Нормы труда стали все больше проявлять несвойственные им функции регулятора заработной платы, и из инструмента выявления и использования резервов повышения эффективности труда стали фактором, сдерживающим повышение его производительности. На основе заниженных норм труда нельзя создать эффективные системы оплаты труда. В этой связи приработок рабочих-сдельщиков, премии, надбавки и различные доплаты стали превращаться в фиксированные гарантированные выплаты, не влияющие на результаты труда.

Для улучшения положения дел в области нормирования труда Правительством Республики Беларусь был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на активизацию работы по совершенствованию нормирования труда, замене устаревших норм трудовых затрат на прогрессивные.

Принятыми решениями Правительства Республики Беларусь государственным органам было поручено принять меры по качественному улучшению нормирования труда в подчиненных им организациях, направленного на обеспечение опережающего роста производительности труда над ростом заработной платы. При этом было введено стимулирование высокопроизводительного и качественного труда в виде повышение тарифных ставок, должностных окладов и сдельных расценок.

Считаем, что важным решением, направленным на активизацию работы по совершенствованию нормирования труда явилось введение ограничения перевыполнения норм труда (не более 200 процентов) при включении сдельного заработка в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

С введением данной нормы нанимателям стало не выгодно допускать перевыполнение норм труда рабочими свыше 200 процентов, поскольку в данном случае сдельный заработок уже полностью не будет включаться в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) и надо платить из прибыли.

Координация работы по совершенствованию нормирования труда в республике была возложена на Министерство труда и социальной защиты.

В целях упорядочения работы по совершенствованию нормирования труда в республике в отраслях реального сектора экономики с участием Министерства труда и социальной защиты были разработаны и приняты отраслевые Программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных материалов по труду на 1999-2003 гг. и 2004-2007 гг., которые явились основой при создании аналогичных республиканских программ.

В рамках республиканских и отраслевых программ в период 1999-2003 гг. было разработано 182 нормативных сборника норм и нормативов. Реализация республиканской программы на 2004-2007 гг. предусматривает обеспечение отраслей реального сектора экономики более чем 150 сборниками прогрессивных норм и нормативов.

В 2004 году в Научно-исследовательском институте труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь создан Республиканский банк норм и нормативов, который содержит разработанные нормативные сборники и методические материалы по нормированию труда.

В настоящее время этот банк представляет собой перечень более 4,5 тысяч норм и нормативов на электронных носителях, которые рекомендуются к внедрению, в том числе:

370 межотраслевых и общемашиностроительных;

свыше 2,8 тысяч отраслевых;

около 1,4 тысяч местных.

Поскольку разработанные нормы и нормативы являются интеллектуальной собственностью разработчика, в 2004 г. по инициативе Министерства труда и социальной защиты в рамках выполняемых работ по совершенствованию нормирования труда всеми руководителями отраслей экономики, участниками реализации Республиканской программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных материалов по труду, было подписано межотраслевое Соглашение о свободном использовании разработанных нормативных материалов для нормирования труда организациями всех отраслей экономики.

Многие организации испытывают большие трудности в решении этих вопросов, так как разработка нормативных материалов в каждой конкретной организации требует не только больших финансовых затрат и длительного времени, но и квалифицированных работников в этой области.

Теперь организациям не нужно самостоятельно разрабатывать все нормы, поскольку у них появилась возможность использовать нормы, которые имеются в Республиканском банке норм и нормативов.

Подписание названного соглашения расширило сферу применения научно обоснованных норм трудовых затрат и позволило создать возможности для совершенствования нормирования труда в организациях различных отраслей экономики.

Все это позволило существенно обновить нормативную базу по труду и изменить структуру применяемых норм и нормативов по возрастному фактору.

Если в 1999 году с оптимальным сроком действия (до 10 лет) применялось 16,5 процента норм труда, то в 2002 году этот показатель составил 23,1 процента, а в 2004 году – 26,2 процента. По сравнению с 1999 годом удельный вес нормативных сборников со сроком действия до 10 лет (оптимальные) увеличился на 6,6 процентных пункта, со сроком действия до 5 лет (прогрессивные) вырос на 7,6 процентных пункта, а со сроком действия свыше 10 лет (устаревшие) снизился на 6,6 процентных пункта. Таким образом, в республике наметилась устойчивая положительная тенденция к обновлению имеющейся нормативной базы по труду.

Кроме того, принимаемые меры существенно расширили сферу применения норм и нормативов.

В настоящее время удельный вес работников, труд которых нормируется, составляет 62,8 процента, что на 15,5 процентных пункта выше по сравнению с уровнем 1999 года.

Охват нормированием труда рабочих-повременщиков составляет 61,7 процента от их общей численности. Около 36 процентов обследованных организаций имеют этот показатель на уровне 100 процентов.

Результаты проводимого мониторинга организаций отдельных отраслей экономики свидетельствуют о том, что в период с 1998 по 2001 гг. наблюдался рост уровня выполнения норм по всей совокупности обследованных организаций (139,4% - 1998 г., 142,2 % – 1999 г., 144,1% - 2000 г., 146,9% -2001 г.), а начиная с 2002 года по настоящее время, - незначительное, но устойчивое его снижение (2003 г. - 145,8 %, 2004 г. – 144,5 %).

Средний уровень выполнения норм свыше 100 до 150 процентов имеет 68,3 процента обследованных организаций; свыше 150 до 200 процентов – соответственно 23,5 процента, а свыше 200 процентов – только 8,2 процента.

В целях централизации функций управления совершенствованием нормирования труда и оказания методической помощи подразделениям организаций реального сектора экономики, занимающимся вопросами нормирования труда, в Научно-исследовательском институте труда нашего министерства был создан Республиканский центр нормирования труда.

Для реализации отраслевых Программ и улучшения состояния нормирования труда в ряде отраслей реального сектора экономики созданы нормативно-исследовательские подразделения (центры, отделы, лаборатории).

К сожалению, в республике была отменена ранее существовавшая статистическая отчетность по нормированию труда, что привело к потере действенного, оперативного контроля за состоянием дел в этой области и создало трудности при принятии соответствующих управленческих решений. В связи с этим, в настоящее время нами прорабатываются предложения по ее восстановлению.

Для оказания практической помощи организациям реального сектора экономики в проведении указанной работы министерством были разработаны и приняты:

Рекомендации по организации нормирования труда в отраслях экономики;

Методические рекомендации по:

установлению норм и нормативов для нормирования труда рабочих;

установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций;

определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в отраслях экономики;

Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций.

Кроме того, создана автоматизированная система проектирования и расчета микроэлементных нормативов времени на основе БСМ-1 (базовой системы микроэлементных нормативов), позволяющая, устанавливать нормативы времени на стандартные трудовые приемы (действия) автоматизировано.

Что касается тарифного нормирования, то оно осуществляется путем совершенствования Общегосударственных классификаторов Республики Беларусь “Профессии рабочих и должности служащих” и “Занятия”, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД).

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь “Профессии рабочих и должности служащих” был разработан и введен в действие в 1996 году взамен ранее действовавшего в Республике Беларусь (с 1986 года до 1997 года) Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь и предназначен для упорядочения перечня наименований профессий рабочих и должностей служащих, применяемых в Республике Беларусь.

Данный Общегосударственный классификатор систематически обновляется.

Так, только в 2000-2005 годах с учетом проводимой работы по совершенствованию квалификационных справочников в него было внесено 6 изменений.

Основными направлениями в совершенствовании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих явились:

расширение диапазона тарифных разрядов, устанавливаемых для рабочих (с 6-ти до 8-ми);

установление тарифных разрядов по профессиям рабочих, ранее не тарифицируемых по разрядам (более 70 наименований профессий рабочих было тарифицировано по разрядам);

введение новых профессий рабочих и их тарифно-квалификационных характеристик;

внесение дополнений и изменений в действующие тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих.

В течение 1997-2004 гг. министерством по согласованию с заинтересованными министерствами и организациями была завершена работа по утверждению всех выпусков ЕТКС. В настоящее время в республике применяется 68 выпусков.

За этот же период в республике была проведена большая работа по созданию Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), который в настоящее время состоит из 35 выпусков.

Понимая значение вопроса совершенствования нормирования труда в современных условиях хозяйствования в 1996 г. Консультативным Советом государств-участников Содружества Независимых Государств, была подготовлена Программа по созданию и совершенствованию межотраслевой нормативной базы по труду, насчитывающей свыше 180 сборников норм труда с долевым участием всех стран СНГ. За Республикой Беларусь была закреплена разработка 21 межотраслевого сборника.

В рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2000 Научно-исследовательским институтом труда министерства совместно с Центральным бюро нормативов по труду Российской Федерации было переработано 18 межотраслевых сборников.

Меры, принимаемые Правительством и государственными органами, по улучшению нормирования труда позволили усилить взаимосвязь уровня заработной платы с результатами труда и оказали положительное влияние на ее рост как в отраслях экономики, так и в целом по республике.

За прошедшую пятилетку номинальная заработная плата в республике увеличилась почти в 8 раз и достигла в декабре 2005 года 562,2 тыс. белорусских рублей, или 261,3 доллара США в эквиваленте, а ее реальное содержание – более чем в 2 раза.

В значительной степени восстановлены стимулирующая и социальная функции заработной платы.

Устойчивый рост заработной платы наблюдался во всех отраслях экономики.

Этому способствовало в определенной мере применение научно обоснованных норм труда.

Данные нормы являются основой для определения таких показателей, как производительность труда, фонд заработной платы, расчета необходимой численности работников, оценки результатов труда и его оплаты. Их применение способствует укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, обеспечивает социальную защиту работников, способствуют сохранению нормальной работоспособности на протяжении всего периода трудовой деятельности человека.

Таким образом, нормирование труда – важнейший источник мобилизации ресурсов производства и повышения на этой основе его эффективности.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что без нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, расширения сферы нормирования труда, определения уровня напряженности норм труда, рациональной организации труда невозможно добиться высокой эффективности производства, что является основой обеспечения устойчивого роста уровня жизни населения.