Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации

О реализации государственной политики в
области условий и охраны труда
 в
Российской Федерации

Квасова Татьяна Лазаревна
заместитель начальника отдела
Департамента трудовых отношений
и государственной гражданской службы
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации

Реализация государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в условиях проводимой административной реформы, которая внесла определенные коррективы в процесс формирования системы управления и государственного регулирования трудовых отношений, в том числе охраны труда.

Положение в сфере охраны труда остается напряженным. Неблагоприятные условия труда ухудшают демографическую ситуацию в Российской Федерации; производственный травматизм и профзаболевания приводят к серьезным экономическим потерям; рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда.

В Российской Федерации проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников от сложных сочетаний профессиональных, экологических и природно-климатических рисков является особенно актуальной, так как для экономики страны характерен высокий удельный вес добывающих отраслей и отраслей первичной переработки природных ресурсов, которые в основном расположены в северных регионах с достаточно сложной экономической и климатической обстановкой.

В России ежегодно получают травмы на производстве около 200 тыс. человек; около 5 тыс. травм (в 2005 году – 4 604 травмы) заканчиваются смертельным исходом; более 14 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания; регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний.

Вредные факторы производственной среды оказывают негативное влияние на репродуктивное здоровье работающих, в том числе женщин, и здоровье потомства: каждая шестая женщина, работающая в условиях нагревающего микроклимата и под воздействием химических веществ, страдает бесплодием; у каждой седьмой женщины, работающей в таких условиях, беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем.

В результате воздействия неблагоприятных факторов условий труда у родителей появляются дети с ослабленным здоровьем. Известно, что 80-90 процентов призываемых в армию новобранцев имеют отклонения в состоянии здоровья.

По расчетам экспертов ежегодно экономика России теряет в связи с последствиями работы в неблагоприятных условиях труда, производственным травматизмом в виде различных выплат из социальных фондов свыше 124 млрд. рублей.

Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда вследствие: сокращения численности национальных трудовых ресурсов, что приводит к необходимости привлечения иностранной рабочей силы; ухудшения качества трудовых ресурсов, выражающегося в снижении квалификации и падении производительности труда; падения престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда, роста дефицита кадров по рабочим специальностям.

В последние годы наблюдается рост количества работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. С 1997 года вышеуказанный показатель увеличился с 17,1% до 22,2% в 2005 г. Наибольшая доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечается в организациях, осуществляющих деятельность по добыче каменного угля, бурого угля и торфа, металлических руд; в организациях производства и переработки табака, текстильного производства, целлюлозно-бумажного производства, металлургического производства, производства транспортных средств; в организациях производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Основными причинами сохранения неблагоприятных условий труда и профессиональных заболеваний в Российской Федерации являются:

несовершенство экономического механизма стимулирования работодателя в улучшении условий и охраны труда;

несовершенство нормативной правовой базы по охране труда и промышленной безопасности;

конструктивные недостатки, несовершенство машин, оборудования, технологических процессов;

неудовлетворительное состояние основных производственных фондов;

недостаточная эффективность деятельности надзорно-контрольных органов за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности.

Наметившийся в последние годы подъем производства после нескольких лет спада в случае использования преимущественно экстенсивных методов и форм развития неизбежно приведет к ухудшению показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда.

Высокий удельный вес работающих в добывающих отраслях и видах экономической деятельности, связанных с переработкой сырья, предопределяет повышенные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так как именно эти отрасли традиционно характеризуются неблагоприятными условиями труда.

Официальная статистика отмечает существенное ухудшение гигиенических показателей условий труда в течение последних 10 лет. Однако средний относительный показатель числа вновь регистрируемых профзаболеваний снижается с 1996 г. и не превышает 2,5 на 10000 работающих. Поскольку стаж развития профзаболеваний составляет 15 - 30 лет, можно предположить, что вновь выявляемые профзаболевания в основном регистрируются у граждан, начавших работать в период с 1965 г. по 1985 г.

Если исходить из ухудшения условий труда в истекшем десятилетии и сокращения стажа развития заболеваний до 10 - 20 лет, то можно прогнозировать рост числа случаев в связи с профзаболеваниями начиная с 2006 - 2010 гг.

В случае непринятия мер по улучшению условий труда и осуществлению профилактических мероприятий продолжится рост числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, значительно осложнится динамика демографических показателей населения. В стране еще не созданы эффективные экономические механизмы, побуждающие работодателя принимать меры по обеспечению условий труда, безопасных для жизни и здоровья. Работодатель экономит на профилактических мероприятиях, работники рискуют жизнью и здоровьем, экономика страны теряет часть трудовых ресурсов.

Таким образом, вопросы улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения являются чрезвычайно важной многогранной проблемой и требуют поиска эффективных путей решения на государственном уровне.

Сложившаяся ситуация требует принятия мер по сохранению системы нормативного обеспечения охраны труда.

Одним из основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда является изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условий труда.

В ближайшие годы необходимо улучшить ситуацию с нормативным обеспечением охраны труда в различных отраслях экономики, возобновить выпуск межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, сформировать полную нормативную базу по охране труда для всех видов экономической деятельности, производств и работ повышенной опасности. При этом должна быть создана система своевременного пересмотра действующих правил и инструкций по охране труда в соответствии с законодательством.

Совершенствование законодательных актов по обеспечению требований охраны труда в проектной документации будет способствовать недопущению на стадии проектирования новых и реконструкции действующих объектов создания рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для создания экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды планируется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

разработка механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда;

проведение экспертизы условий труда;

совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Особое внимание будет уделено разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников малых предприятий в Российской Федерации, что должно способствовать решению как экономических, так и социальных задач, в том числе формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Много нерешенных проблем в сфере условий и охраны труда накопилось в организациях малого бизнеса. По данным Росстата, на 1 января 2006 г. в целом по стране зарегистрировано 2,2 млн. юридических лиц, из которых 979 тысяч относятся к субъектам малого предпринимательства. Средняя численность работающих в сфере малого бизнеса составила 8933,7 тыс. человек или 16,3% от численности экономически активного населения.

С учетом индивидуальных предпринимателей доля занятых в этом сегменте экономики страны составляет 25%. Наибольшее количество рабочих мест создано в торговле и сфере услуг – 4,2 млн. (47%), в промышленности и строительстве - 1,8 и 1,6 млн. соответственно (19% и 17%).

Выборочное наблюдение, проведенное Росстатом на 20% малых предприятий, свидетельствует о неблагополучном положении с состоянием производственного травматизма в малом предпринимательстве. Коэффициент частоты производственного травматизма составил в 2005 году Кч. = 4,2, при Кч в среднем по России 3,1. Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в три с лишним раза выше, чем в среднем по России (0,124) и составил в 2005 году Кч.см. = 0,392.

Проведенный мониторинг баз данных по производственному травматизму на малых предприятиях г. Москвы, где насчитывается 20% от общего количества малых предприятий в Российской Федерации, свидетельствует о том, что в 2005 году каждый десятый случай производственного травматизма – смертельный и каждый третий – тяжелый. Наиболее подвержена травматизму категория работников в возрасте от 40 до 50 лет (23,2%) и от 50 до 60 лет (21,7%).

Наибольшее количество несчастных случаев (59,4%) произошло в организациях с численностью работников до 50 человек. При этом 81,3% всех пострадавших не прошли инструктаж по технике безопасности.

Высокий уровень производственного травматизма на малых предприятиях страны связан с неудовлетворительной организацией работ по охране труда и во многом безответственным отношением предпринимателей-работодателей к созданию безопасных условий труда работников, а также отсутствием у них заинтересованности и эффективных экономических стимулов в осуществлении этой работы.

В результате на большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по вопросам охраны труда, не выделяются средства на аттестацию рабочих мест, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санаторно-курортное оздоровление работников и т.д. Такое положение во многом связано, с одной стороны, с отсутствием у работодателя необходимых средств на эти цели, с другой, неэффективностью для малых предприятий механизмов, предусмотренных законодательством, на осуществление предупредительных мер за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, реализуемых по разрешению Фонда социального страхования Российской Федерации. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2000 по 2005 год практически ни одно малое предприятие не воспользовалось вышеуказанным правом.

Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние условий и охраны труда большого числа временных и сезонных работников и, прежде всего, мигрантов из стран ближнего зарубежья, нанимаемых руководителями малых предприятий.

С учетом тенденций развития экономики в направлении дальнейшей поддержки и развития малого бизнеса количество малых предприятий в стране в ближайшие годы будет возрастать, и к 2010 году оно должно удвоиться, их вклад в ВВП страны должен достичь 40%, в них будет занята половина трудоспособного населения России. В этой связи предстоит разработка и реализация комплекса специальных мер, в первую очередь профилактического характера, направленных на кардинальное и позитивное изменение условий и охраны труда на малых предприятиях.

Планируется создание Российского информационного центра охраны труда, основными функциями которого должны стать осуществление мониторинга и анализа состояния условий труда; создание реестра рабочих мест по условиям труда, в том числе с вредными и (или) опасными условиями труда; введение персонифицированного Паспорта здоровья (профессиональная трудовая маршрутная карта, индекс профзаболеваемости и др.); создание базовых региональных Центров по управлению профессиональными рисками для аттестации рабочих мест по условиям труда, подготовки и переобучения работников в зависимости от профессионального риска с целью перевода на другую работу для предупреждения риска возникновения профессионального заболевания; создание единой информационной системы учета и контроля несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; формирование Национального регистра профессиональных заболеваний и инвалидности вследствие профессиональных заболеваний; создание Атласа профессий, используемых для трудоустройства пострадавших от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и работников с высокой степенью профессионального риска; проведение обследований и прогнозных исследований, оказание консультационной и правовой помощи работодателям и гражданам по вопросам охраны труда, пропаганда охраны труда.

Информационно-аналитическое обеспечение позволит отслеживать ситуацию с охраной труда в стране и регионах, создавая своего рода “обратную связь” между управляющими воздействиями органов, входящих в государственную систему управления охраной труда, и фактическим состоянием дел с производственным травматизмом, профессиональной заболеваемостью, условиями труда на предприятиях страны.

Планируется создание мобильных автоматизированных рабочих мест для государственных инспекторов по труду, что позволит усилить контрольные функции инспекций труда.

Предусматривается расширение ассортимента поставляемых на российский рынок отечественных средств индивидуальной защиты, замена сертификации средств индивидуальной защиты на систему декларирования качества СИЗ, включающую в себя создание специальных испытательных лабораторий.

Планируется проведение мероприятий по совершенствованию организации и методического обеспечения обучения по охране труда, а именно:

создание и актуализация информационных ресурсов учебного назначения (учебные пособия, плакаты, методические материалы, электронная библиотека);

совершенствование материально-технической базы (компьютерная техника, манекены-тренажеры по оказанию медицинской помощи, лабораторные приборы и комплексы, экспонаты и образцы средств индивидуальной защиты и прочее).

В целях пропаганды охраны труда предусматривается разработка тематик и методов подачи агитационных материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях решения задачи обеспечения прав граждан на безопасные условия труда проводится работа по совершенствованию трудового законодательства и нормативной правовой базы по охране труда, ориентированной на создание благоприятных условий труда работников.

Проведена работа над проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 329663-3 “О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации”, принятому Государственной Думой во втором чтении 26 мая 2006 года. Проектом, в частности, предусмотрены поправки к статье 217 ТК РФ, обязывающей каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек (ранее было более 100 работников), создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. Этой же статьёй будет предусмотрено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Предусмотрено также увеличить минимальный размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226 ТК РФ) с 0,1% до 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Вносятся изменения в статьи 92, 117, 147 ТК РФ, позволяющие применять единый подход к предоставлению компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда на основе единых санитарно-гигиенических критериев оценки и классификации условий труда. Все эти поправки направлены на усиление внимания работодателя к вопросам условий и охраны труда в организации.

Трудовой кодекс дополнен статьёй 216* “Государственная экспертиза условий труда”, в соответствии с которой государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Дополнен понятийный аппарат, в частности, дано определение понятиям “требования охраны труда”, “государственная экспертиза условий труда”, “аттестация рабочих мест по условиям труда”.

Для совершенствования системы социальной защиты медицинских работников подготовлен и внесён в Правительство проект федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты, устанавливающие социальные гарантии медицинским работникам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда”.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 191 “Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью”.

Утвержден ряд приказов Министерства по обеспечению работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Для обеспечения экономической заинтересованности работодателя в снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” страховщиком проводится работа по установлению страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда на предприятиях. В связи с реформированием данного вида страхования в настоящее время подготовлен проект новых правил их установления.

Одной из основных задач является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В Федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002, 2003, 2004, 2005 гг. была определена возможность направления до 20% страховых взносов на финансирование предупредительных мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В 2005 году, по предварительным данным, на эти цели работодателями было израсходовано из средств Фонда социального страхования Российской Федерации 2 111,2 млн. руб. (для сравнения в 2004 г. - 1 396 млн. руб., в 2003 году – 1 165 млн. руб., 2002 году – 967 млн. руб.).

В последнее время Минздравсоцразвития России подготовлены:

постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска” от 1 декабря 2005 г. № 713; постановление Правительства Российской Федерации “О финансировании в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами” от 20 апреля 2006 г. № 225; приказ Минздравсоцразвития России “Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска” от 10 января 2006 г № 8; приказ Минздравсоцразвития России “Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда” от 29 мая 2006 г. № 413. Подготовлен проект приказа Минздравсоцразвития России “Об утверждении Правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами”.

В настоящее время ведётся разработка нового Положения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, Перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы).

В 2005 году на средства Фонда социального страхования Российской Федерации обучено 236 607 человек.

Ведется работа по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями федерального закона “О техническом регулировании”, что позволит активизировать нормотворческую деятельность в сфере охраны труда и привести российское законодательство в соответствие с европейским и международным. Планируется принять участие в разработке проектов технических регламентов для включения в них государственных нормативных требований охраны труда, предусмотренных к выходу в 2006 году согласно “Программе разработки технических регламентов на 2004-2006 гг.”. Ведется работа по разграничению областей действия законодательства о техническом регулировании и законодательства социально-трудовой сферы путем исключения из проектов технических регламентов требований социального характера. Рассмотрено 8 проектов технических регламентов, среди которых общий технический регламент “О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования”, специальные технические регламенты “О безопасности продукции деревообработки”, “О безопасности машин и оборудования”, “О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ” и ряд других.

Предстоит разработать проект Концепции, технического задания и федерального закона “Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации”.

С целью пропаганды и информационного обеспечения охраны труда ведётся работа по научно-методическому сопровождению интернет-портала Российской информационной системы охраны труда, в котором содержится наиболее полная информация по вопросам охраны труда, в том числе принятые Минздравсоцразвития России нормативные правовые акты в этой области.

Ежегодно совместно с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации Министерством готовится Доклад о состоянии условий и охраны труда в Российской Федерации, который представляется в Правительство Российской Федерации.

В рамках средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации, проводятся мероприятия по развитию и совершенствованию процесса обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных. В каждом федеральном округе ежегодно на конкурсной основе выбирается ведущая обучающая организация, организующая обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных во входящих в федеральный округ субъектах РФ. Отчетные данные по субъектам поступают в обучающую организацию федерального округа, а после обобщения – в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Важнейшим инструментом государственной политики в сфере охраны труда является деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ведущаю роль здесь отводится деятельности органов Федеральной инспекции труда. Наиболее значительные результаты ее работы за 2005 год выражены следующими показателями:

    • по вопросам охраны труда проведено 147 тыс. проверок организаций, выдано около 149 тыс. обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений;
    • приостановлена работа 4,5 тыс. производственных подразделений, где существовала опасность для жизни и здоровья работников, запрещена эксплуатация 52 тыс. единиц производственного оборудования;
    • запрещено использование 44,5 тыс. единиц средств индивидуальной и коллективной защиты;
    • 127,5 тыс. работников отстранены от работы в связи с непрохождением обучения по охране труда, установленных инструктажей и стажировок на рабочих местах и проверки знаний по охране труда;
    • на должностных лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда, наложено 46,6 тыс. административных штрафов на общую сумму около 84 млн. рублей.
    • в органы прокуратуры направлено более 19,5 тыс. материалов для привлечения виновных в нарушениях требований охраны труда к уголовной ответственности.

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 гг. предусмотрен раздел “Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность”, содержащий конкретные меры, направленные на улучшение условий и охраны труда.

Сложившаяся ситуация с состоянием условий и охраны труда в России требует выработки новых концептуальных подходов к решению этой проблемы, отвечающих реалиям времени. Наиболее предпочтительным инструментом государственного управления в сфере охраны труда является программно-целевой метод, который позволит существенно повысить эффективность работы органов государственной власти в области охраны труда.