Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.А. Густов, Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ. Совершенствование правового обеспечения экономического взаимодействия в СНГ – объективная необходимость

В.А. Густов,
Председатель Комитета Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по делам СНГ
   
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СНГ –
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Представленная на рассмотрение конференции тема заслуживает пристального внимания и, надо сказать, ко многому нас обязывает. Хотя она не раз поднималась в той или иной мере на различных встречах в рамках СНГ, однако сам по себе вопрос о перспективах экономического взаимодействия стран Содружества актуален сегодня как никогда. Более того, императивная необходимость его рассмотрения вытекает из решений Кишиневского саммита 2002 г. и итогов недавней встречи на высшем уровне в г. Киеве.

Экономический блок в общей конструкции СНГ, как известно, - это альфа и омега дальнейшей судьбы Содружества, это - вопрос вопросов для всех и каждого из государств-участников.

Мы все больше убеждаемся в объективной необходимости движения государств и целых регионов к совместным, согласованным действиям, которые помогли бы отдельным странам и межгосударственным объединениям нейтрализовать негативные последствия глобализации и в то же время максимально использовать в своих интересах ее преимущества.

Представляется, что в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, с его непредсказуемым воздействием на судьбы стран и народов, с его жесткой конкурентной борьбой и в политике, и в экономике, именно Содружеству - молодому региональному объединению государств - крайне необходима согласованность и скоординированность действий всех его участников, консолидированная линия поведения перед лицом новых вызовов и угроз.

Имея согласованную, выверенную линию на этот счет, к тому же базирующуюся на сбалансированном учете национальных и взаимных интересов, страны СНГ и структурные органы Содружества могли бы успешно решать стоящие перед ними экономические, гуманитарные и политические задачи.

Проблемы экономического взаимодействия стран Содружества довольно четко и выпукло обозначены в проекте рекомендаций, обоснованы приоритеты и перспективы взаимодействия. Это и понятно, ибо все в СНГ озабочены безрадостной картиной состояния национальных экономик наших стран и уровнем их экономического сотрудничества. Так, доля стран Содружества в мировом ВВП составляет только 1,4%, в мировом экспорте - 2,19% а в мировом импорте - чуть более 1%. Для сопоставления: доля экспорта стран-членов Европейского Союза, пример которого зачаровывает многих в СНГ, в мировом экспорте превышает 37%, а в мировом импорте - 36%.

Взаимный товарооборот, считающийся в мире основным показателем развития внутрирегиональной экономической интеграции, в странах СНГ снизился с 79% в 1991 г. до 28% в 2001 г. Вряд ли можно говорить сегодня об СНГ как интегрированном экономическом сообществе государств. И это при известном солидном экономическом и интеллектуальном потенциале Содружества. Потенциале, который в сфере взаимных поставок товаров и услуг используется только на 35-40 процентов.

Вряд ли стоит называть другие факты, другие примеры, тем более неутешительные. Наверное, не стоит акцентировать внимание и на причинах. О них также говорится много и постоянно.

Хорошо, что мы начинаем серьезно задумываться над всем этим, пытаемся наверстать упущенное время и использовать новый исторический шанс. Хорошо, что в странах Содружества и структурных органах СНГ серьезно заговорили о необходимости технического перевооружения производственной сферы, возрождения на рыночной основе кооперационных связей, создания финансово-промышленных групп, совместных предприятий, лизинговых компаний и других структур, способствующих развитию экономической интеграции в рамках СНГ.

Отрадно, что растет понимание необходимости разработки согласованной политики и в направлении ускоренного развития топливно-энергетического, аграрно-промышленного и лесного комплексов, сотрудничества в сырьевом секторе. Ведется также поиск путей решения такого непростого вопроса, как формирование нормативно-правовой базы режима свободной торговли на пространстве СНГ, усиливается внимание к проблеме совершенствования системы жизнеобеспечения в приграничных регионах.

Среди немаловажных факторов, призванных сыграть свою роль в налаживании нормального функционирования Содружества и развитии в нем динамичных процессов экономического взаимодействия, ведущее место должно занять тесное сотрудничество на правовом поле. Представляется, что нынешнее положение дел в нормативно-правовой сфере нуждается в серьезной корректировке.

Имеется в виду не только разработка и принятие документов в различных областях взаимоотношений, но и создание на юридической основе отлаженного механизма контроля за реализацией достигнутых договоренностей и даже определение ответственности за их невыполнение.

Как я понимаю, многие из упомянутых направлений экономического сотрудничества находятся пока в стадии проработки, согласования, подготовки перспективных программ и планов взаимодействия. Думаю, что уже на этом этапе следовало бы обратить особое внимание на качество подготовки документов, чтобы можно было избежать ошибок прошлых лет. Исхожу из того, что нормотворческая работа в структурах СНГ должна протекать в тесном взаимодействии с соответствующими ведомствами стран Содружества, что в подготовке документов примут активное участие представители всех государств. Конструктивный подход здесь особенно необходим.

Полагаю также, что должен быть хорошо налажен процесс обмена информацией о работе в странах СНГ над законами, влияющими на торгово-экономическое сотрудничество. К примеру, в российском парламенте сейчас идет работа над новым Таможенным кодексом, а также новым законом о валютном регулировании и валютном контроле. Уверен, что в будущем нам удастся избежать многих коллизий на правовом поле, если парламенты и правительства стран Содружества будут своевременно информировать друг друга, в том числе через структуры СНГ, об основных параметрах подобных законов.

Тесное взаимодействие стран и органов Содружества в законотворческой работе способствовало бы подготовке более добротных документов, ориентированных на международные нормы и стандарты, беспроблемному прохождению их через ратификационный процесс, установлению упрощенного порядка имплементации принятых в рамках СНГ договоров и соглашений в национальное законодательство стран-участниц. Кроме того, в будущем не пришлось бы тратить много времени на решение столь сложной проблемы, с которой мы сталкиваемся сегодня: необходимость сближения и гармонизации хозяйственного законодательства, в первую очередь во внешнеторговой, налоговой, таможенной сферах. Процесс этот проходит трудно, в том числе, из-за серьезного расхождения национальных правовых систем.

В налаживании устойчивого взаимодействия стран СНГ в производственной, инновационной, инвестиционной и внешнеторговой областях, кроме решения комплекса задач технологического и правового плана, мне видится также необходимость тщательного изучения состояния промышленных потенциалов стран, обеспеченности наукоемкими мощностями и степени конкурентоспособности выпускаемой продукции. Важно знать возможности внутрирегионального рынка, его потребности в сельскохозяйственной и иной технике, современном оборудовании для обновления производственных фондов, платежеспособность населения.

Перед планированием строительства новых предприятий важно иметь гарантированный рынок сбыта их продукции, быть уверенными в эффективности политики реструктуризации нынешнего экспортного профиля государств, которые в этом нуждаются.

Тщательной состыковки и упорядочения требует нормативно-правовая база создания ФПГ, ТНК и совместных предприятий на пространстве СНГ. Сегодня, как показали недавние парламентские слушания в Совете Федерации по проблемам российско-украинской экономической интеграции, национальные законы на этот счет существенно различаются, что, естественно, тормозит создание подобных корпораций. В правовой сфере сотрудничества, видимо, придется учитывать также фактор предстоящего расширения Европейского Союза, имея в виду, что с его новыми членами у стран СНГ уже сложились свои традиции и свои связи.

Не могу не сказать и о своей давней идее о необходимости расширения полномочных функций структурных органов Содружества, прежде всего Исполкома СНГ, Экономического совета и Экономического суда СНГ. Видимо, это сняло бы часть нагрузки с государств.

И последнее. В решении вопросов экономического взаимодействия в рамках СНГ можно добиться существенных успехов, если вся работа в этом направлении будет проходить конструктивно, при активном и заинтересованном участии в ней всех государств, которые должны четко видеть свою роль и свое место в этом деле.