Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.И. Авдийский, Заместитель генерального директора ОАО “Горно-металлургическая компания “Норильский никель” ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАЦИОННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ СНГ

В.И. Авдийский,
Заместитель генерального директора
ОАО “Горно-металлургическая
компания “Норильский никель”
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
И РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАЦИОННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ СНГ

Анализ итогов десятилетнего этапа реформирования России и других государств Содружества Независимых Государств дают основания делать вывод о том, что переход наших стран к очередному созидательному этапу развития возможен только на основе взаимовыгодного сотрудничества, направленного на укрепление наших национальных экономик.

Сегодня отрадно констатировать, что, наконец, преодолена главная проблема – это проблема политической власти. В своем заявлении от 29 января по результатам Киевской встречи, главы государств-участников Содружества Независимых Государств отметили, что наши государства обладают огромным потенциалом. Посредством объединения имеющихся у нас неисчерпаемых сырьевых и технических ресурсов, с гигантским интеллектуальным, человеческим потенциалом мы способны в короткие сроки на основе этого вывести наши государства на уровень самых процветающих стран мира.

При этом следует отметить, что впервые, за последние годы в процессе кропотливой работы по поиску и выработке прогрессивных и взаимовыгодных форм содружества, наконец, выработан и сформулирован основной, единственно верный и всеми одобренный принцип нашего содружества. Суть этого принципа можно сформулировать так: – “Создание мощного, политически и экономически значимого Содружества возможно только через политическое и экономическое укрепление каждого государства, члена Содружества”. Иными словами только на основе развития и укрепления политических и экономических позиций всего Содружества Независимых Государств в целом, могут быть созданы реальные, гарантированные условия для процветания каждого государства, укрепления его политического и экономического статуса. В свою очередь, экономически и политически сильные государства Содружества способны создать объединение, обладающее достаточным политическим и экономическим влиянием, занимающее достойное место в мировом сообществе. Объединение, которое не только может формировать свое собственное мнение по отдельным мировым политическим и экономическим процессам, но и отстаивать его в интересах каждого государства Содружества и Содружества Независимых Государств в целом.

Как показывает практика, между нашими государствами существовала и будет существовать определенная взаимозависимость, которая является объективным законом исторического развития наших стран, в основу которого положены специфические, присущие только нашим государствам различные не прекращающиеся на протяжении нескольких столетий интеграционные процессы.

Вместе с тем развитие и укрепления демократических принципов государственного устройства стран Содружества Независимых Государств, происшедшие экономические и политические изменения в мировом сообществе требуют сегодня от наших государств, как уже было сказано выше, поиска новых форм не только политического, но и, прежде всего, экономического сотрудничества. Все мы прекрасно понимаем, что только сильная и стабильная экономика является гарантом социально-политической стабильности любого общества.

В связи с этим, не копируя уже известные в мире экономические объединения, представляется целесообразным в первую очередь осуществить ряд первоочередных организационных и практических мер, которые позволили бы нам уже сегодня в полной мере использовать имеющийся экономический потенциал.

В числе этих мер, прежде всего, предлагается рассмотреть вопрос о начале строительства государствами Содружества собственной финансово-кредитной системы. Для чего в короткие сроки необходимо создать “Межгосударственный инновационный банк Содружества Независимых Государств” (МИБ СНГ). При этом акционерами этого банка могут быть, в первую очередь, национальные банки государств Содружества, что будет наиболее привлекательно и авторитетно, в том числе и для мирового финансового сообщества. Кроме того, в работе Межгосударственного инновационного банка смогут принять участие и коммерческие банки государства Содружества, коммерческие структуры, физические лица и т.д. в пределах установленной квоты для каждого государства -участника СНГ.

Создание указанного финансово-кредитного учреждения позволит в короткие сроки решить многие вопросы. Прежде всего, это позволит создать реальную, материальную базу для разработки и реализации взаимоувязанной межгосударственной инновационной политики государств Содружества. При этом в реализации этой политики, через свои вклады смогут участвовать непосредственно сами граждане государств Содружества. В работе банка могут также активно участвовать и различные фонды государств Содружества, что безусловно позволит обеспечить более эффективное использование средств. Кроме того, государства Содружества смогут вырабатывать и осуществлять согласованную валютную политику и тем самым создадут реальные условия для дедолоризации наших экономик. Согласованная валютная политика позволит также ускорить взаиморасчеты между нашими государствами, снизить финансовые издержки, а также защитит наших производителей, особенного из малого и среднего бизнеса, от потерь, связанных с инфляционными процессами.

Большую позитивную роль указанная межгосударственная финансово-кредитная система сыграет и в борьбе с криминалом, в том числе и с неучтенным оборотом валюты наших государств, стихийными рыками торговли валютой, к которым вынуждены обращаться наши граждане и т.д. С помощью средств указанного банка можно будет также организовывать финансирование больших финансово-затратных межгосударственных инновационных проектов, без привлечения средств у стран дальнего зарубежья. Особенно важным моментом является то, что впервые государства Содружества смогут создать свой собственный стабилизационный или резервный фонд государств Содружества, который можно будет использовать для локализации любых кризисных ситуаций, в том числе стихийных бедствий.

Можно много перечислять позитивных моментов, которые может дать Содружеству создание собственной межгосударственной финансово-кредитной системы. Однако, мне представляется, что в этом нет никакой необходимости, так как присутствующие прекрасно владеют данным предметом.

Следующее предложение касается вопроса, связанного с эффективностью использования научно-технического и технологического потенциала государств Содружества. Успешное решение данной проблемы имеет огромное значение для наших государств. Это вызвано, прежде всего тем, что многие производства из-за сильного износа оборудования, устаревшей технологии стали просто не рентабельными, выпускаемая ими продукция неконкурентоспособна и, в силу этого, закрываются. При этом, если учесть, что вокруг многих предприятий нередко исторически сформированы целые города, поселки, то можно себе представить какой урон может быть причинен из-за окончательной остановки такого рода производств.

В целях локализации обстановки в указанной сфере деятельности представляется целесообразным в ближайшее время создать при Исполкоме Содружества Независимых Государств специальную комиссию из числа специалистов государств Содружества. Эта комиссия должна в короткий срок составить исчерпывающий перечень имеющихся в государствах Содружества интегрированных, взаимоувязанных производств, в том числе с использованием сырьевых ресурсов. На основании полученных данных представляется целесообразным разработать конкретные межгосударственные инвестиционные программы, которые в последствие должны быть выставлены на свободные аукционы. При этом в целях обеспечения привлекательности для инвесторов заинтересованные государства Содружества должны в каждом конкретном случае разрабатывать и предоставлять инвесторам определенные гарантии или финансовые послабления, включая возможные налоговые или иные льготы.

Необходимо понять, что успешная реализация любого инвестиционного проекта, прежде всего, создания дополнительных рабочих мест, это также источник дополнительных налоговых поступлений. Но при этом должно быть соблюдено условие, что приоритет в реализации конкретного проекта отдается бизнесменам государств Содружества. Представляется также, что активное участие в реализации такого рода проектов с удовольствием примут участие и граждане государств Содружества, посредством приобретения акций вновь создаваемых или реанимируемых компаний. Кроме того, на основе этого может быть образован корпоративный фондовый рынок государств Содружества. Такая форма организации работы позволит в короткие сроки не только модернизировать целые секторы экономики, но возобновить традиционные производства, снизить нашу зависимость от импорта западных технологий.

Одной из существенных проблем для государств Содружества является обеспечение продовольственной безопасности, создание общего аграрного рынка. При этом предлагается создать специальную межгосударственную структуру, которая бы обеспечила формирование общего аграрного рынка. В этой связи, прежде всего, хочется отметить, что ничего создавать не нужно. Нужно рационально использовать то, что функционирует уже не одно столетие. Я имею в виду потребительскую кооперацию, которая была создана еще в 1831 году декабристами России. Как вам известно, аналогичные структуры имеются во всех государствах Содружества. При этом, как показывает практика, за прошедшие десятилетия они нисколько не потеряли своего потенциала.

Представляется, что эти структуры необходимо наполнить новым содержанием, включив их в межгосударственный процесс формирования аграрного рынка. При этом следует отметить, что указанные структуры обладают всем необходимым, в том числе необходимой правовой базой. Это, наверное, одна из реальных ситуаций, когда нам не нужно осуществлять длительную процедуру согласований для решения очень важной проблемы. Представляется, что государства Содружества должны разработать и утвердить согласованные объемы поставок продовольственной продукции и соответственно графики их поставок. Вовлечение потребительской кооперации в процесс формирования аграрного рынка позволит решить еще одну из важнейших проблем - это создание реальных условий по развитию сельскохозяйственного производства в каждом государстве и соответственно поднятие жизненного уровня сельского населения.

Одним из существенных факторов, который будет сдерживать развитие данного направления, безусловно, будет транспорт. Но и это может быть решено, если каждое государство Содружества обеспечит государственную экономическую защиту при организации перевозок в рамках Межгосударственной программы по обеспечению продовольственной безопасности и формирования единого аграрного рынка.

В своем выступлении мне хотелось обратить ваше внимание на ряд конкретных проблем, которые как мне представляется, могут быть решены оперативно и в тоже время это позволит создать реальную основу для решения и других, очень важных для государств Содружества проблем и в полной мере реализовать заявления глав государств СНГ.