Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

А. Ф. Гуцал, Первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В СНГ

А. Ф. Гуцал,
Первый заместитель директора
Национального института проблем
международной безопасности при
Совете национальной безопасности
и обороны Украины
   
НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
КОНСОЛИДАЦИИ В СНГ

В нынешних процессах лавинообразного нарастания кризисных явлений, усиленных ростом природного и техногенного катастрофизма и угроз глобального терроризма, нет альтернативы практической реализации стратегии взаимопомощи и кооперации как основы совместного выживания. А консолидационные процессы только тогда эффективны, когда они сопровождаются созданием наднациональных или транснациональных управляющих структур с широким кругом полномочий стратегического уровня. Игнорирующий это просто окажется на задворках истории как в формате международном, так и национальном.

Однако если в сфере безопасности Содружество наращивает свой консолидационный потенциал, то, к сожалению, возможности антикризисного управления слабо используются в экономике. Сегодня это необходимо срочно выправлять. Страны СНГ располагают серьезными потенциальными возможностями: богатейшими месторождениями, развитой транспортной инфраструктурой, машиностроительными возможностями, позволяющими обслуживать весь этот комплекс (от труб до буровых и танкеров), квалифицированными кадрами. Ситуация требует максимальной мобилизации наших политических и экономических усилий. И Содружество должно проявить деятельную активность.

Заявление президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 23 февраля 2003 года о новом этапе экономической интеграции и решимости создать Единое экономическое пространство актуализировали для Содружества задачу координации интеграционных процессов в СНГ в различных форматах. Это требует от высших органов Содружества быть не столько руководящими и контролирующими, сколько аналитическими и прогностическими, способными обеспечивать руководство стран-участниц масштабным комплексным видением процессов происходящих в СНГ и мире. Необходимы не голая статистика отдельных стран, а серьезный сравнительный анализ развития экономик стран, с учетом особенностей их законодательств и социально-политической специфики национального развития. Но главное, нужны проработки перспективных направлений сотрудничества, позволяющих обеспечить мультипликативный эффект роста за счет объединения усилий.

В этой связи необходимо формировать реальное (а на формальное, как пока и происходит) экспертное сообщество Содружества, широко вовлекать в него не только аналитиков госструктур, но и представителей независимых центров. А для этого необходим целевой фонд СНГ, с которого финансировалась бы не бюрократия, а реальные исследования и действенные мероприятия. Без финансовой поддержке все подобные инициативы, к сожалению быстро угасли.

В этой связи Исполком должны в приоритетном порядке позаботиться о проведении серьезного экспертного обсуждения эффективных способов имплементации европейских принципов и норм организации экономической жизни в Содружестве, а также критической оценки последствий их формальной реализации в национальных экономиках и при формировании многостороннего сотрудничество в СНГ. В части развития экономических инициатив целесообразно было бы больше внимания уделять региональному и межрегиональному развитию и сотрудничеству, в частности в контексте опыта еврорегионов.

В странах Содружества идут сложные процессы национальной самоидентификации, формирование каждым из государств-участников собственных внешнеполитических концепций, проблемы оптимизации отношений с внешним миром. При этом отсутствие общепризнанной, объединяющей жизненной идеи привело к тому, что Содружество обросло мифами, догмами, стереотипами, с чем необходимо считаться.

В такой среде в отношении СНГ, России, самих идей интеграции на постсоветском пространстве в ряде государств Содружества сформировался устойчивый комплекс фобий, обусловленный, прежде всего боязнью утраты независимости и суверенности. Неподписание Украиной Устава СНГ - наглядное тому свидетельство. Жизнь, конечно же, указывает на иллюзорность подобных опасений. Однако они живучи, если только активно с ними не бороться. Последний тому пример, реакция определенных политических сил в Украине на возможность создания “наднациональной организации, регулирующей внешнеторговый режим” в рамках, новой интеграционной инициативы “четверки”.

В этом свете особую актуальность приобретает работа с общественностью Содружества, PR-СНГ серьезно хромает. Исполком СНГ и его структуры, конечно же, не должны быть рупором отдельных правительств. Но они обязаны стать авторитетным независимым коллективным экспертом и пропагандистом, способным доходчиво объяснять как национальным элитам, так и общественности стран - участниц реальный смысл происходящих процессов (в т.ч. и интеграционных), новые реальные перспективы, как и причины неудач, пути их устранения.

Предпосылки сотрудничества в рамках СНГ реально существуют:

традиционные рынки сбыта привычных товаров;

налаженные на протяжении многих лет кооперационные связи;

взаимная дополняемость ряда высокотехнологических научно-производственных цепочек;

единая база стандартизации;

взаимоувязанный энергетический добывающий, перерабатывающий, транспортный и машиностроительный комплекс.

Но реализоваться они смогут только в рамках целевых проектов, при создании действенных механизмов, структур и условий, к каковым целесообразно отнести:

создание зоны свободной торговли;

повышение эффективности работы управляющих органов СНГ в направлении усиления информационно-аналитической и прогностической компоненты, прозрачности готовящихся решений;

усовершенствование национальной и межнациональной нормативной базы;

создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств Содружества;

развитие взаимоотношений на уровне регионов и приграничных областей;

создание транснациональных компаний.

О некоторых актуальных проблемах экономического сотрудничества:

1. Промышленная интеграция - естественный приоритет стран СНГ. Механизмом этой интеграции является кооперирование в машиностроении. Несмотря на кризис в машиностроении и стремление государств СНГ к созданию собственных замкнутых циклов, кооперация в машиностроении продолжается.

Перспективным направлением является обмен продукцией ремонтно-эксплуатационного назначения. Ремонт устаревшего оборудования еще долго будет составной частью воспроизводства основных фондов стран СНГ, что может сделать экономически выгодным производство соответствующей продукции.

Для повышения эффективности производственного кооперирования в рамках Содружества необходимо, в первую очередь, решить проблемы, касающиеся различий в системах ценообразования и налогообложения. 2. Целесообразность создания национальных и транснациональных образований (ФПГ - ТФПГ и межгосударственных ФПГ - МФПГ) сегодня общепризнанна и в научных и в политических кругах стран - членов СНГ. Однако процесс их формирования по-прежнему остается сложным и противоречивым. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в России по состоянию на 1 марта 2002г. в Государственный Реестр внесены 10 МФПГ и 16 ТФПГ, в то время, как в Украине пока что не создано ни одного транснационального образования (созданных в соответствии с Законом Украины “О промышленно-финансовых группах в Украине”).

Как показывает опыт, основными препятствиями па пути создания и функционирования этих образований в рамках СНГ являются; расхождения в национальных законодательствах; различия в экономических условиях и темпах рыночных реформ, отсутствие достаточно мощных кредитно-финансовых институтов; отсутствие единых принципов исчисления и взимания НДС; отсутствие постоянно действующего консультативного органа в рамках СНГ, который бы согласовывал предложения по созданию ТФПГ, вырабатывал общие позиции, сложное финансово-экономическое положение большинства предприятий.

Представляется, что для активизации работы по созданию транснациональных образований в рамках СНГ необходимо, в первую очередь, унифицировать соответствующие национальные законодательные акты, решить комплекс вопросов, касающихся собственности участников интегрированных структур, различий в системах ценообразования и налогообложения (в частности, на кооперированную продукцию) и ряда других проблем. Необходимо понимание (а также и активная PR-поддержка) того, что страны СНГ являются не конкурентами, а партнерами, что промышленная интеграция будет только способствовать освоению новых ниш на мировом рынке.

3. Топливно-энергетический комплекс стран СНГ имеет наиболее значительный потенциал сотрудничества. Это обусловлено тем наличием огромных запасов первичных ресурсов, сложившейся схемой их переработки и экспорта полученной продукции, сетью магистральных нефте- и газопроводов.

На наш взгляд необходимы дальнейшие более решительные шаги в этом направлении. Необходимо проанализировать целесообразность и возможность создание в рамках СНГ межгосударственного объединения по энергетике.

Транзит энергоресурсов был, остается сегодня и останется в будущем не только важным видом экономической деятельности для многих европейских стран, но и значимым геостратегическим фактором. Сегодня, учитывая географическое положение и мощности существующих энергетических систем стран бывшего СССР, прежде всего России и Украины, эти страны играют существенную роль в энергообеспечении Европы. Растет также транзитное значение государств Центральной Азии и Кавказа в связи с активным развитием нефтегазовых месторождений Каспийского региона.

Проблемы транзита нефти и газа выходят за рамки сугубо СНГ, что требует разработки и приятия унифицированных, не ограничивающихся границами Содружества, правил транспортирования углеводородов. Понимание этого вопроса нашло свое отражение в Рамочном соглашении об институциональных основах создания межгосударственных систем транспортирования нефти и газа от 22 июля 1999 года. Изначально оно было подписано 10 странами СНГ, а также Болгарией и Румынией. К концу года к нему присоединились Албания, Хорватия, Македония и Беларусь. Есть надежда и на ратификацию РФ Договора к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года. Все это дает надежду на принятие всеми без исключения странами СНГ международных правил игры.

Сегодня можно уже говорить о новом этапе активного сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе стран Содружества. Это, прежде всего создание международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины, обеспечение параллельной работы энергообъединения стран СНГ и Балтии с Трансевропейской синхронной объединенной электроэнергетической системой государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Но, по большому счету, заслуги то в этом СНГ и нет. Необходимо признать, что основе многих инициатив в пространстве СНГ стоят политические лидеры, действующие от имени своих стран.

Особый вопрос — перспективы Содружества. Потенциальные возможности СНГ перерастут в успехи, если Содружество станет не только умным, но и мудрым. Необходимо выходить на стратегический уровень мышления и с высоты Содружества видеть будущее, а не временные завалы, предлагать соответствующие ориентиры развития.