Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Валериу Миронеску, Заместитель Министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Республики Молдова РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГОСДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Валериу Миронеску,
Заместитель Министра сельского
хозяйства и перерабатывающей
промышленности Республики Молдова
РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
ГОСДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ:
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сравнивая нынешний этап обсуждения проблем экономического сотрудничества в рамках СНГ с аналогичными событиями недавнего прошлого, хочу отметить явно возросший уровень взаимной заинтересованности субъектов в достижении позитивных результатов.

Будучи официальным представителем Республики Молдова на этом высоком форуме, хочу подчеркнуть также, что наша страна не является исключением из выше приведенной констатации. Буквально несколько слов о тех причинах, которые обусловили подобные перемены в суждениях, ученых и практиков государств Содружества.

Первая и главная среди них - это неумолимое и довольно динамичное развитие процесса глобализации мировой экономики. Республика Молдова расположена в центральной части Европейского континента и возможно поэтому, ее экономика в наибольшей степени подвержена влиянию процесса глобализации. Вступление в ВТО, проникновение (хоть и не очень массивное) на территорию республики транснациональных компаний и корпораций представлялись как желаемые и многообещающие проявления интеграции в мировую экономику. Имея богатейшие черноземы, высокотехнологичное, обеспеченное сравнительно дешевой рабочей силой сельское хозяйство, мы естественно не опасались за свой внутренний рынок и практически были уверены в том, что удержимся на традиционных внешних рынках.

Жизнь, однако, демонстрирует совершенно противоположное. Вступление в ВТО и обусловленное этим снижение таможенных тарифов повлекло за собой значительное превышение темпов роста импорта продовольствия над его экспортом, а истинные достоинства высококвалифицированной и вместе с тем относительно, доступной рабочей силы оценили не только местные, но и иностранные предприниматели. В результате экспорт агропромышленных товаров постепенно стал замещаться экспортом рабочей силы. Естественно такое развитие событий не входило в наши планы и поэтому Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в настоящее время предпринимает все усилия для исправления ситуации и реанимации производственного потенциала АПК.

Мы намерены делать это с учетом новых реалий. В общих чертах это значит признание как существующих “де факто” и самого процесса глобализации и радикальных изменений (в результате приватизации) отношений собственности на средства производства, в том числе - собственности на землю. Принятые в течение последних двух лет меры позволили приостановить деструктивные процессы в АПК, наметились перспективы стабилизации и даже роста объемов производимой продукции, как в растениеводстве, так и в зоотехническом секторе.

В то же время уже первые положительные результаты в сфере производства вызывают у аграрников обоснованную тревогу по поводу рынков сбыта. Как и Россия, Молдова в прошлом году столкнулась с небывалым падением цен на зерно. Не желая торговать себе в убыток, крестьяне переадресовали зерновые ресурсы животноводству и теперь мы вынуждены констатировать аналогичную волну обесценивания в этой сфере. Во многих селах республики 1 кг говядины (в живом весе) реализуется по цене значительно меньшей чем 1 кг, скажем, дизельного топлива.

Выше приведенные и целый ряд других причин не вынуждают нас возвращаться к старым, проверенным и положительно себя зарекомендовавшим экономическим связям. Не вынуждают потому, что мы никогда эти связи не разрывали.

Россия была и остается важнейшим экономическим и торговым партнером Республики Молдова. Статистические данные настолько красноречивы, что не оставляют никакого сомнения на это счет. Надежными торговыми партнерами для Молдовы являются также Украина, Беларусь и другие страны СНГ.

Я уже упоминал о новых реалиях и чтобы быть последовательным должен более детально изложить позицию Республики Молдова в вопросе о региональной интеграции в рамках СНГ.

Как и на всех предыдущих форумах Содружества Независимых Государств Республика Молдова и на данной научно-практической конференции последовательно выступает за развитие и практическую реализацию таких форм Содружества как Соглашения о Свободной Торговле, как Региональные Торговые Соглашения, Таможенные Союзы и др. Мы выступали за это не только декларативно, но и на практике, базируясь как на двусторонних, так и на многосторонних договорных отношениях практически со всеми странами СНГ.

В настоящее время Республика Молдова является членом ВТО. Вхождение в эту мировую организацию принесло национальной экономике как положительные, так и ряд нежелательных результатов. В любом случае членство в ВТО не препятствует и не может препятствовать Молдове быть одновременно также и членом региональных торговых соглашений, включая членство в зонах свободной торговли.

В то же время обязательства, взятые Молдовой перед международными организациями, зачастую ограничивают свободу принимаемых нами решений. В стремлении к созданию единого аграрного рынка нам следует внимательно проанализировать эти обязательства и наметить пути решения возникающих проблем. К примеру, Молдова не имеет права на экспортные субсидии, регулирование цен на импортируемые товары. Сильно ограничены нетарифные методы защиты внутреннего рынка.

В месте с тем нам трудно представить рыночное пространство, где действует только стихия рынка. Не мешает вспомнить ключевые моменты общей аграрной политики в ЕС. Это высокий уровень тарифной защиты, один из самых высоких в мире уровень субсидий для сельхозпроизводителей и регулирование внешнеэкономической деятельности посредством ценовой политики. Отдельное место занимают фонды, предназначенные для поддержки слаборазвитых регионов и стран в рамках ЕС. Учитывая различный уровень экономического развития стран, как в рамках ЕС, так и стран кандидатов, вполне объяснимо стремление гармонизировать развитие сообщества в целом и смягчить тяготы реформирования экономики для каждой отдельной страны.

Но ведь аналогичная ситуация складывается и на постсоветском пространстве. Сегодня уровень экономического развития наших стран различается значительно больше, чем это было до начала реформ. Следовательно, необходимо предпринять определенные меры для устранения этих различий. В противном случае трудно рассчитывать на успех в формировании общего аграрного рынка.

Хочу подчеркнуть также, что развитие товарных рынков, конечно же более оперативно и более ощутимо повлияет на рост благосостояния граждан стран СНГ. Но устойчивость региональной интеграции, ее долговременный и финансовый характер базируется все же не на простых товарообменных операциях, а на взаимной заинтересованности предпринимательских структур в получении прибыли. И это является еще одним доказательством приоритетности финансовых рынков, в то числе рынка капитала по сравнению с прочими компонентами рыночного механизма хозяйствования.

В этой связи хочу остановиться более подробно на необходимости комплексного решения проблемы региональной интеграции. Речь идет в первую очередь о рынке капитала и рынке рабочей силы. Вполне возможно, что формируя зоны свободной торговли по группам товаров и/или услуг (что вполне естественно и даже необходимо), мы можем оказаться заложниками излишнего фрагментаризма. Наряду с комплексным подходом очень важно также правильно обозначить приоритеты, наметить этапы (последовательность) процесса интегрирования.

В контексте выше изложенного очень важным элементов является процесс взаимного проникновения инвестиционных потоков в экономику стран Содружества. Конечно, инвестиции нужны всем. Но также бесспорным является и тот факт, что одни и те же (по объему) инвестиции в разных климатических зонах способны принести совершенно различные эффекты. Особенно если речь идет о сельском хозяйстве. Мы готовы предложить внешним инвесторам достаточно широкий выбор ранее материализованных ценностей в виде перерабатывающих предприятий, животноводческих комплексов и т.д. Выбор, повторяю, огромен.

Уже имеется достаточно большое количество фактических сделок, например продажа российским компаниям А.О. “Висмос” (Кишинев), А.О. “Калараш-Дивин” и др.

Было бы ошибкой ограничиваться только прямыми инвестициями в национальную экономику. Рынок капитала, как известно, очень многообразен. Мы рассчитываем на создание совместных предприятий в области агробизнеса, создание финансово-промышленных групп и других организационных формирований. Приведу еще один конкретный пример.

При всех существующих неурядицах и проблемах на уровне отдельных экономических предприятий Республика Молдова достигла значительных успехов на макроэкономическом уровне. Последнее потрясение национальной валюты имело место в 1998г. С тех пор уровень инфляции стабилизировался и в среднегодовом исчислении за 2001-2002 гг. составил всего 3,45%. Но мало кто знает, что удельный вес иностранного банковского капитала в Молдове достигает 60%. Примерно такие же пропорции между собственным и иностранным капиталом наблюдаются в страховом бизнесе, а также в некоторых других финансово-промышленных отраслях. И это один из мощных стабилизирующих факторов национальной экономики. Следовательно, финансовые ресурсы иностранных инвесторов и кредиторов давно уже освоились в Молдове.

Сожаление, однако, вызывает тот факт, что удельный вес инвестиций и кредитных ресурсов из страт СНГ и в том числе из России по-прежнему остается очень низким. И это несмотря на то, что Россия все же кредитует Молдову, поставляя ей энергетические и прочие ресурсы. Путем аппликации несложных финансовых механизмов можно было бы легко разрешить эту обоюдоострую проблему.

Полагаю, что это одно из приоритетных направлений в экономической интеграции СНГ и думаю, что найду поддержку среди моих коллег, предложив сформировать отдельную рабочую группу, в задачу которой войдет реструктуризация долгов и взаимное продвижение инвестиций на рынке стран Содружества.

Что касается рынка рабочей силы, здесь особых предложений, наверное, не требуется. Такой рынок существует, он разветвлен и весьма многообразен, но к сожалению, пока не легализован. Практически всеми странами Содружества предпринимаются попытки ввести миграционные потоки трудовых ресурсов в легитимное русло, но реальных, а тем более успешных подвижек в этой области пока не видно. Чем не искусственно созданное огромное поле деятельности для теневых структур или даже криминального бизнеса.

Республика Молдова имеет определенный положительный опыт в легализации теневого оборота рабочей силы. В то же время следует подчеркнуть, что в решении проблем миграции трудоспособного населения главную роль играет не наличие или отсутствие опыта легализации, а более конкретных шагов исходя из реальной ситуации.