Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Э.Т. Торомырзаев, Первый заместитель Министра финансов Кыргызской Республики ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СНГ

Э.Т. Торомырзаев,
Первый заместитель
Министра финансов
Кыргызской Республики
ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В СНГ

Сейчас у нас есть возможность оценить одиннадцатилетнюю деятельность Содружества и по-новому взглянуть на принципы укрепления его экономического сотрудничества.

Полагаю, что философия построения экономического сотрудничества в Содружестве должна базироваться на четырех принципах, таких как взаимопонимание, взаимовыгодность, взаимодоверие и взаимоприемственность.

И я надеюсь, что последнее новообразование построения экономического сотрудничества, возможно, даст новый толчок в интеграции.

Хочу отметить, что для таких маленьких республик, как Киргизия, вопрос о выгодах для них от членства в ВТО существует. Ответа пока на этот вопрос нет. Время покажет. И в этом, наверное, меня также поддержат мои коллеги из других маленьких республик.

В любом экономическом союзе важна роль государства- лидера. Поэтому в Содружестве большая ответственность лежит на экономиках таких крупных государств, как Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина.

На сегодняшний день складывается мнение, что экономики этих государств конкурируют. Хотелось бы, чтобы экономики наших государств друг друга дополняли.

Одной из проблем стоящих на пути активизации экономического взаимодействия стран СНГ, по нашему мнению, является большое количество принятых документов. Слабость - в отсутствии контроля за реализацией соглашений. Но мне бы хотелось с практической точки зрения предложить все-таки сделать инвентаризацию всех этих документов. Это первое предложение, которое хотелось бы вынести на ваше обсуждение.

Далее. Очень много принято программ по развитию отдельных отраслей, по созданию определенных рынков, по созданию транснациональных корпораций. Но, как вы знаете, когда инициатива создания идет сверху, такие программы, как правило, не долгосрочны. Поэтому здесь хотел бы подать предложение на поддержку инициативы предпринимателей, среднего и малого бизнеса. Сегодня на территории стран СНГ уже созданы собственные транснациональные корпорации. Очень сильны транснациональные корпорации в России, Казахстане. Я думаю, что мы должны создавать в рамках улучшения инвестиционного климата такие условия, чтобы эти транснациональные корпорации могли приходить в экономики малых государств СНГ. Чтобы они могли непосредственно работать и пользоваться теми же благоприятными условиями, которые дает экономический клуб, такой как ВТО.

К сожалению, приходится отмечать, что на сегодняшний день доля товарооборота со странами СНГ постепенно падает, а доля торгового оборота с дальним зарубежьем постепенно растет. Это говорит о том, что нам нужно пересмотреть принципы экономического стимулирования.

Я согласен с коллегой из Украины, что нам бы этого хотелось иметь рост внешнеторгового оборота. А для этого необходимым условием является отмена или, по крайней мере, исключение торговых барьеров, тарифных барьеров. К сожалению, их наличие приводит к тому, что из-за несогласованности торговой политики нам приходится испытывать отрицательное воздействие конъюнктуры рынка.

Мы хотели бы также предложить, чтобы в дальнейшей работе Исполнительного комитета СНГ участвовали представители деловых кругов, чтобы была возможность учитывать их мнение при разработке тех или иных соглашений. При этом особый упор делать на ту же проблему перетока капиталов, на создание условий инфраструктурам, как, например, синхронизация стандартов финансовой отчетности, работы фондовых или рынков капитала.

На сегодняшний день есть хорошая инициатива Содружества. Это создание делового центра СНГ. Я думаю, что ядром данного делового центра должен явиться информационно-маркетинговый центр СНГ и система соответствующих центров каждого из государств – участников Содружества. Чтобы мы через обмен информацией, через средства массовой информации, через новые технологии мы могли передавать для частного сектора, для собственных транснациональных корпораций информацию о тех выгодах, которую дает участие или работа в том или ином государстве Содружества.