Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

А.Н.Барковский, Заместитель директора Центра внешнеэкономических исследований РАН О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

А.Н.Барковский,
Заместитель директора
Центра внешнеэкономических
исследований РАН
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СНГ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ

Решением CГГ СНГ от 7.10.02 (Кишинев) в целом правильно выбраны направления “главного удара” – на формирование рынка конкурентоспособной продукции, снижение доли транспортной составляющей во взаимном обмене, разработка вопросов стратегии сотрудничества в валютной сфере для формирования единых подходов к механизму взаимной конвертируемости национальных валют, разработка программ технического перевооружения до 2015 года.

Озабоченность сокращением доли взаимного товарооборота, застоем во взаимных связях справедлива. Но совершенствование и развитие взаимных связей определяется не столько торговым механизмом (здесь он вторичен), созданием условий для формирования организованного рынка на постсоветском пространстве, а наполнением его качественно новыми потребительными стоимостями, на основе Концепции инновационного развития, формированием новой, современной и обращенной в будущее товарной номенклатуры, конкурентоспособной прежде всего на рынке стран СНГ.

Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо выстроить систему последовательного и взаимоувязанного осуществления ее основных составляющих:

- программу обновления ассортимента товаров и услуг;

- схему поддержки продвижения товаров и услуг на национальные рынки на основе уже созданной системы информационно-маркетинговых центров (это особенно важно не для крупных корпоративных структур, а для малого и среднего бизнеса, ограниченного в средствах на маркетинговые исследования и операции);

- схему поддержки рыночного сегмента средств производства в условиях дефицита инвестиционных ресурсов на основе лизинговых отношений;

- правила поддержки формирования межотраслевых и вертикально-интегрированных международных корпораций как устойчивых партнеров мировых ТНК, обеспечивающих в такой связке конкурентоспособность продукции, выпускаемой в СНГ.

Особенно актуальной в последние годы стала задача регулирования движения рабочей силы между странами СНГ. По своей экономической значимости в отношениях между многими из них и для условий развития национальной экономики, решения социальных проблем населения эта задача в ряде случаев даже переросла проблему наращивания взаимного товарооборота и по динамике опережает ее. В связи с этим необходимо срочно поставить на проработку или завершить по тем направлениям, где уже имеются существенные заделы в данной области, подготовку комплекса взаимоувязанных проектов законодательных актов и соглашений, регулирующих трудовую и иную деятельность мигрантов из стран ближнего зарубежья.

Завершающим акцентом такого системного подхода должна стать многосторонняя система взаимных расчетов, сначала по отдельным товарным группам в рамках заинтересованных стран, а затем, после ее совершенствования по результатам практической проверки, может быть предложена к распространению на все рыночное пространство СНГ. И лишь после этого, с ростом реальных потребностей, можно приступать к практической реализации задачи создания общего валютного рынка и взаимной конвертируемости национальных валют, реальная ликвидность которых выявится в практике взаимных расчетов.

Что касается организационных вопросов, то напрашиваются следующие соображения:

- превращать органы СНГ в наднациональные структуры нецелесообразно и несвоевременно – слишком велики различия в приоритетах национальных экономических политик стран, а следовательно в их интересах. Пока должны сохраняться их консультативно-координационные функции;

- сами координационные структуры надо сделать более гибкими – вместо департаментов, управлений и отделов создавать временные коллективы из числа специалистов заинтересованных стран на период разработки проблемы до подписания соглашения с конкретными обязательствами сторон;

- аппарат набирать не из числа чиновников-делопроизводителей, бюрократов-управленцев – “мастеров на все руки” и на все случаи жизни, а из специалистов конкретной области науки или производства с прохождением соответствующей аттестации, а не потому, что такого от той или иной страны прислали. За работу платить по ставкам экспертов международного уровня;

- шире использовать опыт экспертно-управленческой деятельности в отраслевых органах и структурах стран СНГ, особенно в тех, где приходится тщательно, до деталей согласовывать интересы сторон технологического и технико-экономического характера.