Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.Р. Сиденко, Директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

В.Р. Сиденко,
Директор экономических программ
Украинского центра экономических
и политических исследований
имени Александра Разумкова
ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО И РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Важным условием для эффективного развития интеграционного процесса в рамках СНГ является его открытость и подчиненность задачам интеграции в мирохозяйственные и общеевропейские экономические структуры. Ошибочными представляются попытки формировать на основе СНГ некое обособленное образование, принятие на вооружение таких моделей развития интеграционного процесса, которые бы:

преследовали цели противопоставления СНГ Европейскому Союзу;

внедряли принципы коллективного протекционизма посредством введения тарифных и нетарифных барьеров, отгораживающих рынок Содружества от мирового;

формировали внутри СНГ отличный от принятых в рамках международной экономической системе принципов механизм регулирования взаимных связей.

Следует учесть, что те трудности, с которыми сталкивается интеграционный процесс внутри СНГ, во многом предопределяются наличием у стран-участниц достаточно отчетливо различающихся национальных интересов. Без их гармонизации, нахождения общего знаменателя вряд ли возможна эффективная реализация далеко идущих планов интеграции. Сегодня достаточно очевидным является то, что для Украины, как и для ряда других стран-членов, СНГ объективно не является единственным и безальтернативным выбором. “СНГ-центричная” модель интеграции в мирохозяйственные структуры ставит перед Украиной много сложных и трудноразрешимых стратегических дилемм, а следовательно, гармонизация интересов стран-участниц требует преодоления узкого регионального подхода к интеграции на постсоветском пространстве. Интеграция внутри СНГ должна протекать в более широком контексте, в который были бы органически вмонтированы элементы, содействующие:

повышению потенциала включению в мирохозяйственную систему на справедливой, недискриминационной основе;

более высокий уровень отношений со странами ЕС, который, однако, для разных государств - участников Содружества может иметь несколько различное содержание - в диапазоне от стремления получения полноправного членства до простого расширения и углубления связей в избранных областях общеевропейского и евразийского сотрудничества;

совместное укрепление позиций стран - членов СНГ на рынках стран “третьего мира”, прежде всего в регионе Центральной и Восточной Азии (в отношении Китая, Индии и других стран указанного региона).

Важным компонентом любой модели развития региональной экономической интеграции всегда выступает необходимость гармонизации национального законодательства государств, входящих в интеграционное содружество. СНГ в этом смысле не является исключением. Вместе с тем, следует учесть, что ряд стран, и в том числе Украина, сегодня имеют четкие международные обязательства относительно адаптации своего национального законодательства к нормам права Европейского Союза. Возникает также необходимость имплементации в национальном законодательстве норм соглашений ВТО и ряда других международных организаций. Поэтому процессы гармонизации внутри СНГ должны развиваться с учетом (а лучше - на основе) обязательств отдельных государств - участников СНГ относительно Европейского Союза, ВТО и других международных организаций. Более того, сама система действующих и будущих соглашений внутри СНГ должна быть адаптирована к нормам ВТО и Европейского Союза.

Особо следует подчеркнуть необходимость полностью адаптировать к действующим нормам ВТО такие соглашения, как Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (в редакции от 2 апреля 1999г.). В частности, создание на территории СНГ зон свободной торговли или таможенных союзов требует того, чтобы они были направлены на содействие торговле между странами - членами СНГ, а не на создание дополнительных барьеров в торговле с другими странами. При этом создание зоны свободной торговли или таможенного союза не должно вести к повышению в отношении третьих стран уровней тарифов и прочих средств регулирования торговли. А отклонения от этого принципа должны предусматривать соответствующие компенсации странам-нечленам (например, в виде частичных уступок в других областях).

В этом плане представляется, что заключение полноценного соглашения о зоне свободной торговле внутри СНГ актуализирует вопрос о зоне свободной торговле в отношениях с Европейским Союзом, что в принципе предусмотрено действующим Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. Однако в условиях действия многостороннего соглашения о свободной торговле внутри СНГ создание такой зоны с ЕС уже вряд ли будет возможным лишь в ограниченном формате “Украина-ЕС”, а, очевидно, потребует скоординированного решения в формате “ЕС-СНГ”.

В процессе создания региональных зон свободной торговли и таможенных союзов в соответствии с нормами ВТО страны обязаны не только осуществлять уведомление стран-членов этой организации об их создании и вести консультации с ними по данному вопросу, но и возникает обязанность периодических отчетов перед Советом по торговле товарами ВТО о действии заключенных соглашений.

Присоединение к ВТО стран - участниц соглашения о зоне свободной торговли СНГ объективно ставит вопрос о гармонизации некоторых регулятивных механизмов этого соглашения с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. В частности, речь может идти о внедрении в него положений о возможности применения:

механизмов специальных защитных мер в сфере поставок сельскохозяйственных товаров, предусмотренных статьей 5 Соглашения о сельском хозяйстве;

применения механизмов регулирования торговли в целях обеспечения равновесия платежного баланса (статья XII ГАТТ 1994 и Договоренности о положениях ГАТТ 1994 относительно платежного баланса);

последовательного применения правил применения в строго оговоренных случаях количественных ограничений (статьи XI, XIII и XIV ГАТТ 1994), валютного регулирования, касающегося торговли (статья XV ГАТТ 1994), антидемпинговых процедур, правил применения субсидий, параметров процедур автоматического и неавтоматического лицензирования, а также правил осуществления государственных закупок, предусмотренных соответствующими соглашениями ГАТТ/ВТО.

Важным параметром перспективной модели интеграции внутри СНГ является режим осуществления внешнеэкономической политики государств-участников в отношении третьих стран. Обоснованная координация внешнеэкономической политики государств - участников СНГ в ряде областей, видимо, могла бы укрепить позиции каждого из государств в процессе интеграции в мировое сообщество. Вместе с тем следует учитывать имеющиеся различия в национальных интересах отдельных государств -участников СНГ, заметные отличия в механизмах проведения их экономической и внешнеэкономической политики. Поэтому сегодня вряд ли рационально проявлять максимализм в этом вопросе и ожидать полного единства.

Видимо, речь должна идти о конкретных сферах скоординированного выступления, например, в сферах развития отношений с Евросоюзом и другими региональными экономическими объединениями, решения проблем устойчивого развития, формирования нового, более соответствующего национальным интересам всех стран Содружества формата отношений с международными финансовыми институтами.

Среди них проблема режима присоединения и дальнейшего участия в деятельности в рамках ВТО является на сегодня, пожалуй, наиболее актуальной. Взаимодействие в этой сфере может быть сконцентрировано на таких направлениях:

Интенсифицировать обмен опытом в сфере ведения переговоров о вступлении в ВТО, содействовать рациональному сближению формата будущих договоренностей об условиях членства в ВТО.

В процессе присоединения к ВТО должны быть легализованы преференции, предоставляемые внутри СНГ его членам на основе статьи XXIV ГАТТ 1994.

Необходимо принять меры к формированию скоординированной политики стран-членов СНГ не только в процессе присоединения, но и в рамках членства в ВТО, особенно в связи с ходом нынешнего раунда многосторонних торговых переговоров - “Раунда развития”, и возможному институциональному оформлению такой скоординированной деятельности (возможен аналог известной “Группы 77” развивающихся стран).

Желательным является также усиление обмена опытом и формирование согласованной позиции в вопросах развития сотрудничества с Европейским Союзом, согласованное формирование предпосылок для формирования в перспективе единого европейского экономического пространства.