Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.Е.Морозов, Евразийская промышленная ассоциация, Республика Казахстан О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОДРУЖЕСТВЕ

В.Е.Морозов,
Евразийская промышленная
ассоциация,
Республика Казахстан
О МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОДРУЖЕСТВЕ

Интеграция и единый механизм европейских стран стали возможными только после обретения самодостаточности их национальных экономик. В этой связи опыт стран СНГ в какой-то степени различен, поэтому прямой перенос или какая-то проекция опыта интеграционных процессов в Западной Европе уместна, но не в той степени, в которой иногда средства массовой информации сообщают.

Ни для кого не секрет, что современные экономики стран Содружества представляют собой фрагменты единого народнохозяйственного комплекса СССР. В данном случае, если речь идет об интеграции, значит, речь идет о восстановлении прежних механизмов или же о разработке и реализации каких-то принципиально новых механизмов обмена стоимостями. Скажем, обмена конкурентных преимуществ каждой из национальных экономик. Поэтому интеграция – это не есть самоцель, а есть средство повышения эффективности национальных экономик. На этой почве уже не сверху, а от непосредственных субъектов интеграционного процесса и должны исходить практические меры, практические предложения по конкретным механизмам объединения субъектов всех стран СНГ.

При этом реальная интеграция может развиваться на базе избыточного предложения имеющихся ресурсов, по сравнению с контрагентом, с контрпартнером. Один из вариантов реальной интеграции стран СНГ – это инициатива и приоритетность прибыльных, значимых бизнес-проектов. Именно создание локальных точек роста, создание локальных центров получения прибыли и будет в какой-то степени активизировать общее развитие экономических структур стран – участниц СНГ.

В этой связи сразу возникает вопрос об экономической специализации государств. Если в рамках национальных экономик создаются закрытые экономические структуры, ни для кого не секрет, что потом интегрировать нечто общее будет намного сложнее. В этой связи, наверное, стоит задуматься о воссоздании и просто обретении более эффективных механизмов реализации, тех взаимодействий, тех реальных производственных циклов, которые существовали при экономике Советского Союза. Конкретным механизмом в этой связи должна стать активизация фондового рынка в рамках Содружества. Какие-то структуры, какие-то элементы уже созданы, но они должны быть выделены в приоритетные, потому что это напрямую будет влиять на эффективность перетока межотраслевого капитала.

Еще один момент, что касается правового поля деятельности стран СНГ. В этой связи интересен и поучителен опыт англосаксонских стран, где в основу положено контрактное право. В странах СНГ, по собственному опыту, по опыту деятельности нашей ассоциации, в данный момент, может быть, не реализуется в той степени, в которой нам бы хотелось.

Н.И. Бугаев,

Исполнительный директор

Межгосударственного совета

по выставочно-ярмарочной

деятельности СНГ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ
 
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СНГ

Остановлюсь на некоторых аспектах выставочной деятельности в СНГ.

Прежде всего, выставочная деятельность во всем мире – это фактически барометр развития экономики. И в то же время это эффективная форма продвижения товара на рынок и эффективная форма проведения маркетинга.

Что сегодня в решении этих задач, которые обсуждаются на нашем высоком форуме, что сегодня происходит с точки зрения механизма выставочного? Есть некое объединение выставочников в Международном союзе выставок-ярмарок, проводятся выставки на территориях государств. Но, к сожалению, надо сказать, что эффективность этих выставок зачастую не очень высока, с точки зрения именно решения тех задач, которые стоят перед экономикой.

Что есть сегодня дополнительно? Есть межгосударственные выставки, которые мы начали развивать. Есть успешное проведение межгосударственной выставки, посвященное 10-летию. Этот опыт дал толчок новому развитию и поиску новой стратегии, которой, к сожалению, общей стратегии выставочной деятельности на территории СНГ, к сожалению, нет. Попытка ВВЦ в течение двух лет инициативно развивать эту тему и создать на базе территории ВВЦ единый международный центр, выставочный центр стран СНГ идет пока достаточно с большим трудом.

Наши предложения, которые были выдвинуты снизу, на сегодня, через два года, получили высшее признание глав государств на саммите в Кишиневе, где было сказано: рассмотреть, изучить целесообразность создания и условия для создания таких центров. Целесообразность поддержана всеми. У нас сегодня нет никаких отказов ни от одного из государств по условиям предоставления. Конечно, здесь есть правовая оценка, правовая база, в которой разбираются специалисты. Но, тем не менее, нам кажется, что компромисс в этом плане будет найден, и есть некие предложения, которые позволяют в этом надеяться.

Сегодня определенный опыт у нас есть. Открылся павильон Армении, и мы наиболее продвинуто прошли сейчас с Арменией этот путь. Идет работа по павильону Украины. Подписаны соглашения с Грузией и Кыргызстаном. Идет работа с Беларусью по целому ряду аспектов. Но с чем мы столкнулись? В чем, с нашей точки зрения методической, проблема номер один? Сегодня эти процессы носят характер замены, торговли одной, которую мы выводим из ВВЦ, на другую. Нет четко сформулированной задачи – а что государство хочет решить с помощью этого центра в общей интегральной системе? Что государство не через коммерческие фирмы, а поставь государственную задачу, на общем поле, хочет решить. Приведу простой пример.

Мы говорим о создании общего экономического пространства. Так, может быть, поставить задачу немножко по-другому? И мы подготовили сейчас такое предложение для Исполкома СНГ и, возможно, для вынесения на рассмотрение главами государств, на высоких форумах, чтобы изначально сформулировать задачи для этого центра. И, может быть, тогда ВВЦ будет некая модель свободной экономической зоны, модель экономического сотрудничества, где был бы деловой маркетинговый центр, информационный маркетинговый центр. И тот центр, который сейчас создан, наверное. в расширенном виде должен быть представлен в этом крупном комплексе. Когда будет сформулирована такая задача, тогда условия, наверное, и будут сформулированы немножко по-другому. Мы не можем допустить, чтобы шла просто замена торговли российских предприятий на торговлю предприятий стран СНГ без всякого дальнейшего продвижения.

В том, что товары эти, и в том, что возможность в выставочной деятельности позволит многим войти на российский рынок и взаимно на рынки друг друга, нет никаких сомнений. Товары, которые были представлены армянскими предприятиями, вызвали колоссальный интерес у бизнесменов, у деловых кругов и у посетителей.

Потенциал выставочной деятельности колоссален в этом. Мы видим только несколько позиций, которых надо добиться сообща. Первое. Межгоссовет внесет эти предложения, о которых я говорю. Второе. С нашей точки зрения, разработкой стратегии выставочной деятельности должны заняться ассоциации выставочников, которые мы пытаемся соединить сейчас. Она должна предложить формы, как реализовывать государством специфическую выставочную деятельность, как реализовывать те задачи, которые есть. Третье. С нашей точки зрения надо говорить и о развитии дальнейших специализированных выставок, которые должны проводиться по отдельным направлениям, интересующим сегодня и развивающемся в русле межгосударственных задач. Мы прошли такой путь, когда совершенно точно понятно, по топливно-энергетическому комплексу межгосударственная выставка готова. Мы сейчас с Межгоссоветом ведем работу по СНГЛИЗИНГ и она состоится. Агропромышленная программа СНГ – мы планируем сделать первый пилотный проект в октябре совместно с Российской агропромышленной выставкой.

Опыт, который сегодня существует, показывает, что интерес к таким специализированным выставкам есть. Это не парадные выставки. Я вам приведу только одну цифру. Только на ВВЦ в течение 2000 г. абсолютно стихийно, абсолютно по собственной мотивации приняли участие свыше полутора тысяч предприятий стран СНГ на различных выставках. Значит, что показывает наш анализ, они имеют интерес к этому. Причем, из всех государств стран СНГ. Наибольшую активность проявляют Беларусь, Украина и объединяются для этого в специальные ассоциации для того, чтобы участвовать в выставках за рубежом.

С нашей точки зрения, проблемы, которые существуют на общем поле выставочной деятельности, решаемы самими выставочниками. Проблемы, которые требуется решить совместно на уровне государств, на уровне выставочников, на уровне Исполкома СНГ - требуют дополнительного изложения, и в принципе их решение на сегодня даст новый толчок развитию и использованию механизма выставочной деятельности для решения задач экономических и торговых.