Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В СНГ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (г. Москва, 27 февраля 2003 г.)

 
В.А.Синяев, Председатель Правления Лизинговой конфедерации (союза) СНГ
 
СОСТОЯНИЕ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В СНГ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Лизинг, обладая существенными преимуществами перед другими формами капитальных вложений (прямая купля-продажа, простая аренда, прокат), во многих странах с развитой рыночной экономикой по ежегодным объемам сравнялся с прямыми иностранными инвестициями. Его объемы в этих странах достигают тридцати и более процентов общих сумм инвестиционных ассигнований.

Рынок лизинговых операций в СНГ оценивается экспертами как чрезвычайно емкий и способный принести значительные доходы его участникам и ощутимый социальный эффект

Однако темпы освоения этого рынка в государствах-участниках СНГ и в целом в Содружестве крайне низкие, а объемы лизинга предельно малы. Так, доля России в общем ежегодном объеме лизинговых операций пятидесяти ведущих государств мира (около 500 млрд. долларов США) составляет 0,28% . Для Тайваня этот показатель равен 0,3%, Польши -0,39%, Германии – 7,6%, Японии – 15,3, США – 47,7%). В списке 50 ведущих в области лизинга государств мира Россия занимает место в конце третьего десятка стран. По другим государствам Содружества показатели мирового рейтинга по лизингу еще хуже.

Главными причинами, сдерживающими развитие лизинга в государствах-участниках СНГ, являются: отсутствие собственных средств у лизинговых компаний, высокая стоимость и краткосрочность банковских кредитных ресурсов, чрезмерное налогообложение предмета лизинга, таможенные ограничения, неадекватность национальных законодательств и отсутствие в СНГ единого правового пространства для лизинговой деятельности.

В целях преодоления негативных тенденций в развитии межгосударственного лизинга в Содружестве Совет глав правительств государств-участников СНГ:

утвердил подготовленную Исполкомом СНГ совместно с СНГЛИЗИНГ Конвенцию о межгосударственном лизинге;

предусмотрел в Программе действий по развитию СНГ на период до 2005 года задания, в соответствии с которыми исполнителями (Лизинговой конфедерацией (союзом) Содружества Независимых Государств, Исполнительным комитетом СНГ, отраслевыми советами, министерствами и ведомствами государств-участников СНГ) должны быть осуществлены: разработка проектов документов, регламентирующих правовые основы, условия и механизм осуществления межгосударственного лизинга; формирование отраслевой и территориальной инфраструктур его сервисного обслуживания; подготовка предложений по государственной поддержке в СНГ развития межгосударственного лизинга.

К настоящему моменту исполнителями заданий завершена разработка основных модульных документов, в том числе: положения и генеральной схемы организации выполнения проектов и программ межгосударственного лизинга, генерального соглашения их исполнителей; положений, соглашений и других документов по банковским консорциумам, страховым синдикатам, межгосударственным лизинговым компаниям (корпорациям), основным подразделениям отраслевой и территориальной инфраструктуры обслуживания межгосударственного лизинга.

В основу разработанных модульных документов положен проектно-программный принцип развития межгосударственного лизинга в Содружестве, предусматривающий разработку и реализацию в едином организационно-правовом поле зоны свободной торговли проектов и программ межгосударственного лизинга социально и экономически значимой промышленной продукции.

В качестве важнейших и первоочередных мер по преодолению кризисных явлений в развитии межгосударственного лизинга необходимо: осуществлять выдачу банковских кредитов - стоимостью Либор плюс полтора – два процента на срок, равный сроку окупаемости предмета лизинга; принимать необходимые меры, компенсирующие банкам-участникам консорциумов упущенную выгоду из-за выдачи долгосрочных и низкопроцентных кредитов на финансирование лизинговых проектов и программ (семидесяти процентную компенсацию банковской процентной ставки, специальные значения обязательных нормативов деятельности); относить лизинговые платежи на себестоимость лизингового проекта; производить налогообложение не предмета лизинга, а продукции и услуг, выпускаемой и оказываемых с использованием предмета лизинга; обеспечивать свободное безналоговое и без ограничения по срокам таможенное перемещение предмета лизинга и связанных с ним валютных сумм в соответствии с лизинговыми контрактными графиками поставок и платежей; применять коэффициент ускоренной амортизации предмета лизинга - не менее трех; осуществлять отнесение предмета лизинга на баланс лизингополучателя или лизингодателя - по их усмотрению.

Принимая во внимание необходимость содействия преодолению негативных тенденций в развитии лизинга в СНГ, следует продолжить на период до 2005 года скоординированную деятельность вышеназванных исполнителей, сконцентрировав ее на организации с заинтересованными сторонами разработки и выполнения реальных “пилотных” проектов и программ межгосударственного лизинга промышленной продукции.

Разработку и выполнение “пилотных” проектов и программ межгосударственного лизинга осуществить с использованием вышеуказанных организационно-правовых основ, условий и механизмов лизинговой деятельности.

“Пилотные” проекты и программы должны быть направлены на организацию межгосударственного лизинга наиболее важной в социальном и экономическом плане промышленной продукции, в том числе: обеспечивающей защиту окружающей среды, энергосбережение, производство сельскохозяйственной продукции, развитие транспорта и других отраслей.

Для обеспечения успешного выполнения этих “пилотных” проектов и программ было бы целесообразно подготовить и подписать межправительственное соглашение по государственной поддержке лизинга и его конкретных проектов и программ.