Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Ф.Н. Клоцвог, Заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Ф.Н. Клоцвог,
Заведующий лабораторией Института
народнохозяйственного
прогнозирования РАН
О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Говоря об экономической интеграции стран Содружества, нужно конкретно представлять, что может нам реально дать эта экономическая интеграция. Чтобы ответить на этот вопрос, мы разработали интеграционную модель, модель интеграционного взаимодействия трех стран – России, Украины и Белоруссии, прогнозную на период до 2005 года. И сделали ее в двух вариантах.

Что будет с нашими экономиками, если уровень интеграции останется примерно тот, который есть сегодня, и что будет, если мы действительно реально пойдем на экономическую интеграцию? Все остальное было сопоставимо, чтобы выявить эффект экономической интеграции.

Что показали наши расчеты? Что сам интеграционный фактор, сам по себе, при прочих равных условиях может дать прибавку ВВП наших стран примерно на 15 %. Чтобы понять, много это или мало, я хочу пояснить.

Если рассматривать развитие наших стран в перспективе при сложившемся уровне интеграционного взаимодействия, тогда надо сказать, что мы имеем возможность развития, в лучшем случае, на уровне примерно 3% в год. Если мы реально включим интеграционный фактор, то, как показали расчеты, темпы роста экономик наших стран могут возрасти примерно до 5,8 – 6% в год. Что это значит? Это значит, что в первом случае, то есть без дальнейшего развития интеграции, наши страны навсегда обречены на отставание от развитых стран мира. При 3% роста никакого вхождения на уровень цивилизованных стран невозможно. При 5,8 – 6% мы действительно в обозримом историческом времени можем достигнуть уровня примерно развитых европейских стран. Вот что стоит за этими процентами.

Теперь надо иметь в виду, что речь идет не только о количественных различиях, а речь идет о том, что только в случае развития интеграции мы можем преодолеть это однобокое топливно-сырьевое развитие наших стран и, прежде всего, России. Сейчас уже есть понимание, что такое топливно-энергетическая направленность нашей экономики, российской, в частности, грозит очень серьезными опасностями для страны, и понимание необходимости решения проблемы, как мы сейчас говорим, диверсификации российской экономики, а это относится в значительной степени к экономикам других стран.

Но надо прямо сказать, что без интеграции эта проблема не решается. Только создав общий рынок, трастовый общий рынок стран СНГ, мы можем существенно развить нашу обрабатывающую промышленность, дать ей достаточный простор, в частности, машиностроению, то есть создать нормальную сбалансированную экономику стран. Это относится к России, прежде всего, но и к другим странам тоже.

Что же нужно практически сделать, чтобы реализовать эти возможности интеграционного развития? Мне кажется, что, прежде всего, нужно качественно менять направленность нашей интеграционной стратегии. Если мы посмотрим нашу интеграционную стратегию сегодня, то я бы сказал так: она имеет микроэкономическую направленность. То есть большинство наших усилий на что направлено? Чтобы снять различные законодательные, таможенные, налоговые, другие барьеры с прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов. Но вот давайте представим себе, что мы решили эту задачу и сняли все эти барьеры. Я думаю, что существенно положение не изменится. Почему? Потому что существуют мощнейшие макроэкономические препятствия для развития такой интеграции. Вот одним из таких препятствий является эта однобокая топливно-сырьевая направленность российской экономики. И без изменения этой макроструктурной политики ничего не будет.

Что отсюда следует? Нам, конечно, нужно продолжать заниматься проблемами снятия барьеров с прямого взаимодействия хозяйствующих субъектов, но этого мало. Нам нужно дополнить это направление политики, я бы сказал так, макроэкономической интеграционной стратегией. Что это значит? Что нам нужно выработать такие механизмы согласованной структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики наших стран, чтобы они действовали именно в одном направлении – в направлении общих интересов и максимального использования потенциала, имеющегося в наших странах.

Каков механизм для этого? На наш взгляд, практическим механизмов могла быть совместная разработка странами Содружества, или хотя бы заинтересованными странами Содружества, согласованных макроструктурных прогнозов, которые бы определяли, что нужно сделать, согласовали бы цели нашего развития, согласовали бы, как лучшим образом использовать наши ресурсы, и согласовали бы возможные направления в нашей внешнеэкономической политике, то есть конкретные направления товарными потоками и так далее, и так далее. То, что нужно для реализации этой экономической стратегии. Чтобы мы имели возможность положить эти макроструктурные прогнозы в основу межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений. Вот это явилось бы реальным толчком, реальным фактором развития экономической интеграции.

Я хочу сказать, что эти положения в определенной степени нашли отражение в подготовленном проекте рекомендаций. Но в заключение я хотел бы высказать соображение, что нам обязательно нужно провести целый ряд практических мер, практических шагов, чтобы эти хорошие пожелания, которые мы сейчас записываем в наши рекомендации, не остались на бумаге.