Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Т.К. Койчуев, Директор центра экономических и социальных реформ при Министерстве финансов Кыргызской Республики РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ СНГ

Т.К. Койчуев,
Директор центра экономических
и социальных реформ
при Министерстве финансов
Кыргызской Республики
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
КЫРГЫЗСТАНА В РАМКАХ СНГ

В настоящее время на углубление интеграции в СНГ влияют два фундаментальных фактора - глобализация мирового рынка и защита национальной безопасности. Первый фактор, глобализация, стал доминирующей тенденцией мировой экономики, и приносит выгоды, прежде всего развитым странам. При этом для других стран возрастает опасность остаться на задворках в качестве рынков сбыта и источников сырьевых ресурсов. Это означает, что в мировое хозяйство невозможно войти поодиночке, необходимо совместно развивать региональную интеграцию. Только объединив усилия, можно занять достойное место и перспективную нишу в глобализирующейся экономике. Второй фактор, в частности, появившиеся в современной цивилизации транснациональные опасности для национальной безопасности: международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, без военной интеграции преодолеть невозможно. Кроме того, для стран СНГ интеграционные процессы стимулируются, прежде всего, общим историческим прошлым. Экономической интеграции стран Содружества нет альтернативы, прежде всего потому, что их народнохозяйственные комплексы остаются взаимозависимыми и взаимодополняемыми. В экономике это отмечено сохраняющейся общностью используемых технологий, стандартов и технологических условий производства, систем технического обслуживания, снабжения запасными частями, подготовки и переподготовки кадров. Поэтому необходимо было найти, как использовать эти предпосылки в экономике, работающей на рыночных принципах. Полный разрыв технологических цепочек между странами бывшего Союза был невозможен, особенно для Кыргызстана. Ведь ранее Кыргызстан ввозил 33% от общей суммы потребления и вывозил лишь 16% произведенной продукции. Разрушение единого экономического пространства СССР для него имело гораздо худшие последствия, чем для других государств.

Кыргызстан проявляет приверженность идее углубленной интеграции на всем пространстве СНГ, но следует отметить, что решающую роль в этих процессах играют более крупные страны, прежде всего - Россия.

Как известно, в рамках Экономического Союза стран СНГ были подписаны сотни соглашений, направленных на интеграционное сближение стран СНГ. Однако лишь очень небольшая часть была реализована. Это означает несовершенство механизма реализации принимаемых решений, т.е. еще не созданы благоприятные условия для сближения и гармонизации механизмов функционирования национальных хозяйств.

В ходе реформ выяснилось, что и в целом в СНГ существует тенденция: отдельные страны экономически тяготеют друг к другу, а между другими экономические связи почти отсутствуют. Темпы интеграционного сближения в целом по СНГ крайне замедленны, в большинстве стран наблюдаются дезинтеграционные тенденции, ведущие к все большей переориентации интересов хозяйствующих субъектов и в целом экономик государств СНГ на рынки стран “остального мнра”. Сказывается отсутствие у некоторых правящих группировок стран, получивших суверенитет политической воли и заинтересованности обеспечить налаживание подлинных, а не декларативных, интеграционных отношений еще на начальной стадии интеграционных процессов. Так, в соглашениях по созданию Экономического Союза совершенно не оговаривалась стратегия и конечные цели предполагающегося многостороннего сотрудничества, конкретный механизм выполнения зафиксированных целей, структуры (в том числе совместные), отвечающие за реализацию провозглашенных задач, и их реальные полномочия. Таким образом, можно констатировать, что за более чем десятилетний период так до сих пор и не создано реально действующей договорно-правовой базы межгосударственного сотрудничества.

За время существования Экономического союза СНГ Кыргызстану в его рамках не удается эффективно решить чрезвычайно важные для его экономического развития задачи:

- обеспечить свободное межгосударственное перемещение товаров, услуг и капиталов;

- установить единую систему взимания косвенных налогов, в том числе - НДС;

- продолжить работу по гармонизации и унификации национальных законодательств в той мере, в какой это необходимо для эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Важно отметить, что эти и многие другие вопросы в настоящее время решаются не на многосторонней, а на двусторонней основе.

Единственным относительно успешным интеграционным начинанием, получившим развитие в рамках СНГ, остается создание в апреле-мае 1997 г. Союза России и Белоруссии, на базе которого был сделан следующий шаг в социально-экономическом и политическом сближении двух соседних стран и братских народов: подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. Благодаря заложенной правовой и институциональной базе сотрудничества, несмотря на многочисленные препятствия экономического и политического характера, торгово-экономические отношения двух стран остаются на высоком уровне.

Основной причиной свертывания взаимных экономических связей в СНГ является глубокий экономический спад во всех странах Содружества, а также различия в уровнях экономического развития, структурах экономики стран-участниц, в подходах к проведению рыночных реформ. Ослабление хозяйственных связей между странами СНГ сопровождается сырьевой переориентацией производства, снижением уровня специализации и кооперирования, повышением материалоемкости и энергоемкости производимой продукции и услуг. У всех государств Содружества растут внешние и внутренние долги. Наблюдается снижение взаимного товарооборота внутри стран СНГ. Эта же тенденция наблюдается между странами СНГ и Кыргызстаном.

Динамика товарооборота Кыргызстана со странами СНГ,

 

млн. долл. США

Годы
Товарооборот
Экспорт
Импорт
Сальдо
1995
623
269
354
-84
1996
880
393
487
-93
1997
755
319,3
435,8
-116,5
1998
671
230,5
440,7
-210,2
1999
443
183,3
259,2
-75,9
2000
506,5
207,4
299,1
-91,7
2001
379,3
168,5
210,8
-42,3
2002
491,4
168,7
322,7
-154,0

Темпы роста экспортно-импортных операций республики со странами Содружества после подъема в 1996 г. стали снижаться. Причиной тому служит переориентация торговли со стран ближнего зарубежья на торговлю со странами остального мира.

Со многими странами СНГ у Кыргызстана обороты внешней торговли минимальны. Почти отсутствуют иные формы внешнеэкономических связей и не только по объемам экспорта и импорта, но и по использованию для производственной кооперации, научно-технического сотрудничества, потенциала совместных инвестиционных проектов, транспортных связей. В последние годы в товарообороте Кыргызстана доминирующее место занимают Россия, Казахстан, Узбекистан, на долю которых приходится около 90% товарооборота республики со странами СНГ.

Большую роль в активизации сотрудничества и увеличении объемов товарооборота может сыграть происходящее формирование “секторальных” рынков в рамках СНГ - рынка аграрной продукции, рынка металлопродукции, рынка труда и др.

Для того чтобы сотрудничество было продуктивным, необходимо осуществить правильный выбор приоритетов, определение конкретных направлений взаимодействия партнеров по Содружеству. В “Комплексной Основе Развития Кыргызской Республики до 2010 года”, разработанной Правительством Кыргызстана, заложены прогнозные данные по развитию экономических связей в рамках СНГ. Целесообразно систематически в рамках СНГ разрабатывать согласованные совместные макроструктурные прогнозы социально-экономического развития. На сегодняшний день совместные прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу создаются Россией, Белоруссией, Молдавией и Украиной. Кыргызстан также крайне заинтересован в разработке таких прогнозов, имеющих больший эффект для успешного сотрудничества стран СНГ будет иметь согласование и гармонизация основных направлений интеграционного развития стран Содружества.

Для сохранения и развития высокотехнологичных производств и промышленности стран СНГ, в том числе военно-промышленного комплекса, целесообразна регулярная разработка программ сотрудничества с отраслями и хозяйствующими субъектами заинтересованных стран. В частности, Кыргызстан обладает специализированными мощностями производства поликристаллического кремния и монокристаллического кремния, заинтересован в организации производства фотоэлектрических преобразователей электрического тока с использованием полупроводниковых материалов на АО “Нур” и завершении строительства оловянно-вольфрамового комбината в Иссык-Кульской области на базе “Сарыджазского месторождения “Трудовое” для удовлетворения спроса государств СНГ.

В области использования природных ресурсов взаимный интерес имеет вопрос о комплексном использовании водно-энергетических ресурсов р. Нарын и строительство в ближайшей перспективе Камбаратинских электростанций. Вырабатываемая электроэнергия может быть использована на энергетическом рынке СНГ, Китая, Центральной Азии, Пакистана. Также заслуживает внимания вопрос об освоении крупнейшего Джетымского месторождения железа в Нарынской области Кыргызстана, запасы которого исчисляются в 10 млрд. тонн.

Для расширения взаимодействия хозяйствующих субъектов стран СНГ необходимо ввести систему налоговых и таможенных льгот тарифного и нетарифного характера, стимулирующих взаимные поставки в рамках заключенных соглашений.

Возможным решением проблемы неплатежей может стать постепенное расширение использования национальных валют во взаимных расчетах заинтересованных государств. В этой связи нужно развитие банковских, компенсационных, лизинговых операций в рамках СНГ.

Начало реальной экономической интеграции откроет широкие перспективы для совершенствования деятельности Содружества и дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества.

Для осуществления реальной экономической интеграции стран Содружества и дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества:

- целесообразно систематически в рамках СНГ разрабатывать согласованные совместные макроструктурные прогнозы социально-экономи-ческого развития;

- необходимо четко определить приоритеты, сконцентрировать усилия на оптимальном использовании всех ресурсов, в том числе и природных ресурсов.

- в целях увеличения объемов товарооборота продолжить работу по формированию “секторальных” рынков в рамках СНГ (рынка аграрной продукции, рынка металлопродукции, рынка труда и др.).

И, наконец, хотелось бы поприветствовать решение президентов Белоруссии, Казахстана, России и Украины о создании единого экономического пространства. “Двери” для вхождения в это пространство, как заявил президент России В. Путин, открыты для других стран СНГ. Надеюсь, руководство Кыргызстана безусловно воспользуется этой возможностью.