Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В. Н. ПОТУПЧИК. Гендерная и семейная политика Республики Реларусь: состояние и перспективы

Владимир Николаевич ПОТУПЧИК,
министр труда и социальной защиты
Республики Беларусь

 

Гендерная и семейная политика Республики Реларусь: состояние и перспективы

Уважаемые участники международной встречи!

Дорогие женщины!

Разрешите поблагодарить за предоставленную возможность принять участие в столь представительном женском форуме, проходящем, и я считаю это символичным, в Международный день защиты детей и в рамках мероприятий, посвященных Году матери.

О третьем тысячелетии нередко говорят как об эпохе гендерного равноправия, когда женщины, деятельность которых на протяжении большей части истории человечества ограничивалась преимущественно домом и семьей, смогут полностью реализовать свои способности и возможности применительно ко всей палитре человеческих отношений, включая бизнес, политику и государственную службу.

Концептуальную основу данного процесса составляют общепризнанные международные нормы, зафиксированные в ряде документов, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларацию и Платформу действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин, итоговые документы Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН “Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке” и др.

Эволюция общественных норм и представлений, связанных с гендерными отношениями, переосмысление места и роли женщины происходят и в белорусском обществе. И это закономерный процесс, поскольку женщины составляют свыше половины занятых в отраслях экономики. Они высокообразованны и обладают значительным потенциалом, что позволяет им быть активной силой в процессе экономических и социальных преобразований.

Женщина многолика, она — и мать, и жена, и хозяйка дома, и работница. Сегодня женщины стремятся иметь уютный дом, крепкую семью, достойных детей. Наряду с этим, они вносят огромный вклад в укрепление благосостояния нашей страны, работая в материальной и интеллектуальной сферах, на производстве и в сельском хозяйстве, в сфере услуг, занимаясь предпринимательской деятельностью. Но такая многоликость, многофункциональность приводит к определенным сложностям в жизнедеятельности женщины.

В связи с этим она нуждается в определенной поддержке со стороны общества и государства, иначе не может быть и речи о равных возможностях с мужчинами, которые не несут этой двойной нагрузки и больше ориентированы на самореализацию в профессиональной сфере, чем на семью и детей. В целях создания условий для наиболее полной реализации личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности — трудовой, общественной, личной в Беларуси целенаправленно принимаются правовые, социально-экономические, организационные, административные меры.

Осуществление принципа равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин.

Активно проводится работа по совершенствованию национального законодательства, приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами. Приняты законы Республики Беларусь о ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции Международной организации труда об охране материнства.

Подготовлены проекты законов о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс и Кодекс о браке и семье. Эти проекты в большей степени соответствуют идеологии равных прав и равных возможностей женщин и мужчин.

Процесс совершенствования Трудового кодекса в части регулирования трудовых отношений трудящихся с семейными обязанностями осуществляется с учетом безусловного сохранения общественной значимости фактора репродуктивной функции женщины в трудовом законодательстве, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.

Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что наиболее актуальным для нашей страны является повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, создание условий для оплачиваемой занятости женщин. В связи с этим основные усилия направляются на смягчение ситуации с женской безработицей и соблюдение действующего законодательства с целью недопущения дискриминации в сфере труда.

Политика равноправия и равных возможностей для женщин и мужчин предполагает, в частности, и паритетное участие женщин и мужчин в принятии решений на всех уровнях. В последнее время отчетливо проявляется тенденция к увеличению числа женщин на высоких государственных должностях.

В Национальном собрании Республики Беларусь удельный вес женщин составляет 30,3%. Свыше 10 тысяч женщин избраны в состав местных Советов депутатов всех уровней, что составляет 44,4% от численности депутатского корпуса. 11 женщин занимают должности заместителя министра (12%). На международной арене Республику Беларусь в ранге посла представляют 4 женщины.

Позитивное влияние на повышение социального статуса женщин оказывают развитие женского движения, расширение социального партнерства женских общественных организаций с правительственными структурами, информационного обмена и сотрудничества с зарубежными женскими организациями.

В настоящее время в Беларуси функционирует около 20 женских общественных объединений. Диапазон их деятельности чрезвычайно широк: от оказания помощи женщинам в трудоустройстве до профилактики насилия и торговли женщинами, реализации мер социальной поддержки.

Совершенствуется гендерная статистика, расширяются возможности сравнительного анализа положения женщин и мужчин. За последние пять лет изданы три статистических сборника “Женщины и мужчины Республики Беларусь”.

Проблемы статуса женщин стали шире освещаться в средствах массовой информации. Продолжается формирование системы гендерного образования.

Позитивно оценивая сделанное, мы не можем не видеть, что женщины по-прежнему несут основную тяжесть неоплачиваемого домашнего труда. Для неполных семей, возглавляемых женщинами, существует высокая степень вероятности попадания в категорию малообеспеченных. Женщины сталкиваются с проявлениями дискриминации на рынке труда, они недостаточно представлены в руководящих органах. Насилие в семье в отношении женщин является широко распространенным явлением, значительную проблему представляет торговля людьми. Уровень гендерной культуры в обществе не высок.

Множество нерешенных проблем имеют и мужчины. Уменьшается влияние отцов на воспитание детей в семье. С этой проблемой тесно связана недооценка обществом отцовства, ответственности мужчин за социализацию детей. В сфере социального обеспечения мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до настоящего времени не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. В трудовом законодательстве не все льготы и гарантии, связанные с воспитанием детей, распространяются на работающих отцов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что, несмотря на существующие правовые нормы, реальная ситуация в сфере обеспечения гендерного равенства требует целенаправленного воздействия. В связи с этим разработан проект очередного Национального плана действий на 2006—2010 годы. Цель плана состоит в недопущении проявлений дискриминации по признаку пола и создании условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.

Говоря о социальной политике в условиях экономических реформ, важно выделить ряд направлений, в которых ориентация на гендерный подход представляется чрезвычайно актуальной. К жизненно важным социальным интересам женщин относятся:

создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации прав женщин на труд;

создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность женщин на рынке труда;

обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;

содействие сбалансированному распределению профессиональных и семейных обязанностей женщин и мужчин;

расширение участия женщин в принятии решений;

предотвращение насилия в отношении женщин, прежде всего в семье;

укрепление роли семьи в обществе;

трансформация традиционных стереотипов массового сознания относительно роли и места женщины в обществе.

Будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию правовых норм, способствующих обеспечению гендерного равенства, проведению гендерной экспертизы правовых нормативных актов и их проектов.

Вместе с тем, все мы прекрасно понимаем, что вопросы равных прав недостаточно урегулировать законодательными нормами. Не менее важным является осознание этой проблемы широкими слоями населения. Для этого необходимо целенаправленно воздействовать на такие регуляторы общественной жизни, как нормы культуры, обычаи, традиции, существующие стереотипы, изменение которых — чрезвычайно долгий и трудный процесс. Значительная роль в формировании взглядов и представлений на роль и место женщин в обществе принадлежит средствам массовой информации. К сожалению, до настоящего времени гендерные проблемы далеко не всегда адекватно отражаются в них.

В стратегиях по обеспечению равных возможностей особое место занимает проблематика гендерного равенства в социально-трудовой сфере. Оплачиваемый труд является одной из ключевых составляющих экономической независимости женщин.

В связи с этим следует предусмотреть систему специальных мер, направленных на обеспечение занятости женщин. В их числе — перспективное планирование рынка труда, в том числе в разрезе пола; непрерывное образование трудящихся обоего пола с учетом потребностей экономики в квалифицированной рабочей силе; включение мер, обеспечивающих благоприятные условия для сочетания профессиональных и семейных обязанностей в коллективные договоры и соглашения, а также обеспечение контроля за соблюдением трудового законодательства.

Обсуждая стратегии гендерной политики, нельзя не затронуть и проблемы семьи. Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Прочные семейные отношения приносят человеку глубокое удовлетворение и уверенность в своем будущем, поощряют его к творчеству и труду, наполняют жизнь смыслом и радостью.

Семья является естественным защитным механизмом для своих членов. Задача же государственной системы социальной защиты состоит в том, чтобы поддержать и усилить этот механизм, а не подменять его. Общая задача социальной политики в отношении семьи — способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для полноценного выполнения семьей ее основных функций.

То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями. Для женщин эта проблема стоит особенно остро.

Основными формами государственной помощи семьям с детьми являются: денежные выплаты (пособия, пенсии) семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей; материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг: медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых).

Большое внимание уделяется в законодательстве вопросам совмещения семейных и профессиональных обязанностей. Государство развивает сеть детских дошкольных учреждений, инфраструктуру быта. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, согласно законодательству, признается общественно полезным трудом.

Матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей до 16 лет, предоставляется свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

В целях повышения ответственности обоих родителей за воспитание детей и перераспределения домашних обязанностей в настоящее время прорабатывается вопрос о распространении права на свободный от работы день не только на мать ребенка, но и на отца.

В современной семье мужчины и женщины должны нести равную ответственность за воспитание детей. В связи с этим и мать, и отец должны в равной мере пользоваться правом на социальные гарантии, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. Родителям должно принадлежать право выбора, кому из них воспользоваться этими гарантиями.

Значительное внимание уделяется вопросам повышения уровня материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Мы не допустили снижения уровня социальных гарантий семьям с детьми. Более того, как бы трудно ни приходилось, государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты.

Целенаправленная материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей”. Согласно закону семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно уровня благосостояния семьи, а на детей старше 3 лет — с учетом совокупного дохода. Размеры пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума.

С 1 января 2005 года увеличен до трехкратного бюджета прожиточного минимума размер единовременного пособия в связи с рождением третьего и последующих детей, а при рождении близнецов на каждого из них в дополнение к единовременным пособиям выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.

В целях дальнейшего усиления государственной поддержки семей в феврале текущего года принят указ Президента, предусматривающий установление единого размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий женщин-матерей, независимо от того, работали они перед рождением ребенка или нет.

В настоящее время государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получает около 578 тысяч детей, или 29% от их общего количества.

Одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться обеспечение семей с детьми, особенно молодых и многодетных, жильем. В целях содействия реализации права многодетных семей на улучшение жилищных условий в 2004—2005 годах принят ряд указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих их право на внеочередное включение в списки для получения льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, а также на финансовую помощь в их погашении.

В числе приоритетных направлений государственной социальной политики были и остаются вопросы улучшения положения детей, их надлежащей социальной защиты. Подтверждением этому является реализация двух президентских программ “Дети Беларуси” на 1998—2000 и 2001—2005 годы. Их разработка и реализация явились своевременным и важным этапом в формировании государственной социальной политики в области защиты детства. Приоритетное развитие в рамках программ получили лечение, оздоровление и оказание медицинской помощи детям и беременным женщинам, проживающим на загрязненных радионуклидами территориях; профилактика детской инвалидности, реабилитация детей-инвалидов; профилактика социального сиротства и расширение семейных форм жизнеустройства детей-сирот; развитие системы социального обслуживания семьи и детей, улучшение материального положения семьи.

Создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи во многом влияет на улучшение демографической ситуации. В этих целях принята президентская программа “Дети Беларуси” на 2006—2010 годы, а также разработан проект Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на этот же период.

Данными документами предусмотрено увеличение с двух до трех бюджетов прожиточного минимума размера единовременного пособия в связи с рождением первого ребенка и с двух до четырех бюджетов прожиточного минимума при рождении второго и последующих детей, повышение размера ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет до бюджета прожиточного минимума к 2009 году, а также пересмотр условий предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни.

Кроме этого, в перспективе будут реализованы меры, направленные на расширение спектра, повышение эффективности и доступности услуг, предоставляемых семьям и детям территориальными центрами социального обслуживания населения.

В течение ближайших двух лет будут проработаны вопросы:

1) предоставления молодым семьям финансовой поддержки для погашения задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья:

  • в размере 20 бюджетов прожиточного минимума в случае рождения первого ребенка или при наличии одного ребенка,
  • в размере 40 бюджетов прожиточного минимума в случае рождения второго ребенка или при наличии двоих детей,
  • в размере 50 бюджетов прожиточного минимума в случае рождения третьего и последующих детей;

2) увеличения размера финансовой поддержки в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья:

  • с 30 до 50% в случае рождения третьего ребенка или при наличии троих детей,
  • с 50 до 70% в случае рождения четвертого ребенка или при наличии четверых детей.

Осуществление всемерной поддержки семьи, реализация мер, направленных на охрану материнства, отцовства и детства, повышение рождаемости — ключевые направления, которые определены в выступлении Президента страны на третьем Всебелорусском народном собрании, в его Послании Парламенту и белорусскому народу. В деле поддержки семьи, материнства, отцовства и детства не может быть незаинтересованных. Государство, общественные объединения, благотворительные фонды направляют сегодня свое внимание и усилия на поддержку семьи.

Уважаемые участники встречи!

Дорогие женщины!

В завершение своего выступления хочу пожелать вам плодотворного обмена мнениями в ходе данной встречи и приятного пребывания на гостеприимной белорусской земле.