Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Г. К. АЛИАКБАРОВА. О внедрении гендерного образования

Гульбарам Касенбаевна АЛИАКБАРОВА,
главный специалист департамента
дошкольного и среднего образования
Министерства образования и науки
Республики Казахстан

 

 

 О внедрении гендерного образования В Республике Казахстан

Для достижений гендерного равенства во всех сферах жизни и деятельности страны Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 24 ноября 2005 года № 1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Респуолике Казахстан на 2006—2016 годы (далее — Стратегия). Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, обеспечивающей равенство мужчин и женщин, а также расширение прав и возможностей женщин.

Реализация Стратегии предусматривает внедрение гендерных знаний в систему образования, просвещение общества по осознанию необходимости правового и гендерного равенства.

Сегодня в сфере образования республики происходят глубокие изменения, создаются благоприятные условия для эффективного развития национальной модели системы образования, обеспечивающей широкий доступ населения к качественному образованию на всех уровнях и ступенях образования.

В соответствии с поручением Главы государства разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, определяющая образование в качестве общенационального приоритета.

Закон Республики Казахстан “Об образовании” (далее — Закон), регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой сфере и направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что одним из основных принципов государственной политики в области образования являются равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина. Девочки и мальчики (девушки, юноши) имеют одинаковое право изучать одинаковые предметы. В системе образования Республики Казахстан все учебные программы, учебники, учебные материалы по отношению ко всем учащимся одинаковы по содержанию.

Образовательные программы определяют содержание образования соответствующих уровней и их ступеней. В Республике Казахстан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Основные общеобразовательные программы разрабатываются на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования и предназначены для всех обучающихся, независимо от пола.

Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам (п.4. ст. 30 Конституции РК).

Согласно официальной статистике (Агентство по статистике РК) в Казахстане охват девочек начальным образованием является практически всеобъемлющим. На начало 2005—2006 учебного года из числа обучающихся в 1—4 классах 48,9% составляли девочки, 51% —мальчики; в 5—9 классах 49,05% учащихся — девочки; в 10—11 (12) классах — 52,5% девочки и 48% мальчики.

Концепция соблюдения гендерного равенства прослеживается на всех уровнях образования.

Во всех высших учебных заведениях республики девушки пользуются равными с юношами возможностями на получение высшего образования, стипендий и иных, установленных законодательством, льгот и пособий.

Формирование студенческого контингента вузов осуществляется через комплексное тестирование, обеспечивающее равные возможности для получения высшего образования.

Так, на начало 2005—2006 учебного года в республике из общего числа студентов, обучающихся в вузах республики (государственная собственность) за счет государственных образовательных грантов, 56,8% составляли женщины. Основным критерием присуждения государственных образовательных грантов является уровень знания абитуриентов. Обеспечение равного права на образование, независимо от пола, в Казахстане реализуется в полной мере.

В целях укрепления нравственных основ воспитания и охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения Министерством образования и науки Республики Казахстан разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2001 года № 1500 “Концепция о нравственно-половом воспитании в Республике Казахстан”.

В учебный процесс общеобразовательных организаций внедрена программа “Валеология”, включающая разделы по изучению правил личной гигиены, влияния табака, наркотических и токсических средств на здоровье и т.д. Курс “Валеология” предусматривает усвоение объема знаний по вопросам нравственного и полового воспитания юношей и девушек 15-16 лет.

В учебные планы организаций образования республики введен обязательный предмет “Этика и психология семейной жизни”. Одновременно ведется работа по возрождению этнопедагогики. Прогрессивные идеи, богатейшие традиции и опыт воспитания реализуются как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессе воспитания детей и подростков.

В соответствии с приказом министра образования и науки РК от 21 марта 2002 года № 204 в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ и дошкольных организаций республики с 1 сентября 2002 года введен курс “Самопознание”. Концептуальные основы данного предмета заключаются в философских, психолого-педагогических основах нравственно-духовного воспитания, что позволяет школьникам раскрыть свой внутренний потенциал, эмоциональное состояние и мотивы поведения.

В целях реализации гендерных подходов при организации учебного процесса уроков физического воспитания в учреждениях образования республики с 2001 года в 5—11 классах осуществляется раздельное обучение мальчиков и девочек.

Определенное количество часов отводится гендерной проблеме в процессе преподавания учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в учебных заведениях среднего профессионального образования. В частности, в процессе изучения раздела “Социальная культура” курса “Культурология” раскрываются проблемы происхождения семьи, роль женщины в семье, влияние религии на формирование семейно-брачных отношений. В учебные программы колледжей, подведомственных МВД РК, введены 10-ти часовые факультативные занятия по теме: “Гендерные проблемы и задачи органов внутренних дел”.

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования сотрудничают с общественными организациями по поддержке женщин — в частности, с Федерацией женщин “Статус” (г. Усть-Каменогорск), Центром поддержки женщин “Незабудка” (г. Ридер) — в плане проведения социологических исследований, совместных диспутов и др.

С 2001 года в Казахском государственном женском педагогическом институте преподается дисциплина “Гендер”. Учебная программа “Гендер” раскрывает проблему отношения полов, побуждает студентов(-ок) к новому видению социальных и культурно-исторических реалий, формирует гендерное самосознание.

Курсы по гендерной тематике читаются в вузах республики: Казахском национальном университете имени аль-Фараби, Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Жетысуском государственном университете имени И. Жансугурова. К данной работе приступили и в других вузах республики.

При Казахском государственном женском педагогическом институте создан научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований, объектом исследования которого является гендерное образование.

В целях реализации Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006—2016 годы и создания эффективно действующей системы гендерного образования в проект Плана мероприятий на 2006—2008 годы по реализации Стратегии Министерством включен ряд действий, предусматривающих дальнейшее внедрение гендерных знаний в систему образования, просвещение общества по осознанию правового и гендерного равенства, справедливых отношений между мужчинами и женщинами. В этой связи предусмотрена разработка методик по гендерному образованию для педагогов, организация курсов повышения квалификации по гендерному образованию, круглых столов, тренингов, разработку учебной программы для детей и молодежи по ненасильственному поведению и т.д. В частности, научно-исследовательским институтом социальных и гендерных исследований ведется разработка учебно-методического комплекса (далее — УМК) для 5—11 классов общеобразовательной школы, который включает образовательную программу “Грамматика гендера” для учащихся 5—8 классов, “Основы гендерных знаний” для учащихся 9—11 классов, учебное пособие для школьников, методические рекомендации для учителей. Использование УМК в учебном процессе обеспечит преодоление в сознании школьников гендерных стереотипов и штампов и конструирование современных моделей гендерного самосознания, ориентированного на гендерный баланс и гендерный паритет, на идеологию равных прав и возможностей. Проведен гендерный анализ обучающей среды в гимназиях № 54 и № 159 города Алматы, Казахском национальном педагогическом университете и Казахском государственном женском педагогическом институте. В Центре гендерного образования Казахского Национального университета имени аль-Фараби состоялся первый межвузовский семинар-тренинг на тему “Развитие гендерных исследований в высшей школе”. В работе семинара приняли участие преподаватели университетов города Алматы и представители НПО.

Министерством разработан проект постановления Республики Казахстан “О Национальном плане действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан на 2006—2007 годы”. Вышеуказанным Планом предусмотрено проведение круглых столов, семинаров по организации мероприятий по повышению гендерной чувствительности детей и родителей, дальнейшее внедрение гендерных знаний в области прав человека.

В рамках Года семьи предусмотрено проведение республиканского родительского собрания “Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт”, научно-практической конференции по проблемам молодых семей, регионального конкурса на звание “Лучшая молодая семья”, конкурса сочинений и рисунка “Моя семья”. На проведение данных мероприятий предусматривается выделение финансовых средств в объеме 4452,4 тысячи тенге, в том числе 1348,0 тысяч тенге из местного бюджета. Для повышения занятости женщин и поддержки семей, имеющих детей, в республике расширяется сеть дошкольных организаций.

С целью развития низкозатратных моделей дошкольного образования в регионах открыт 181 дошкольный мини-центр, в том числе в городской местности в дошкольных организациях — 10, школах — 18, других организациях образования —8. На селе на базе школ открыты 145 мини-центров.