Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств

Утверждена
Решением Совета
глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции формирования единого (общего)
образовательного пространства
Содружества Независимых Государств
от 17 января 1997 года

 

К О Н Ц Е П Ц И Я
формирования единого (общего) образовательного пространства
Содружества Независимых Государств

 

1. Общие положения

Цель настоящей Концепции - определение основных принципов, направлений, условий и этапов формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (далее - единое образовательное пространство).

Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории государств - участников Содружества.

Формирование единого образовательного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств - участников Содружества.

Государства - участники Содружества считают основной функцией образования сохранение, распространение знаний и обогащение мировой и национальной культуры.

Интеграция государств - участников Содружества в области образования должна способствовать:

сохранению исторически сложившейся духовной общности народов государств - участников Содружества;

свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур государств - участников Содружества;

созданию условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения;

формированию предпосылок для развития многогранного сотрудничества народов государств - участников Содружества;

становлению общего научно-технологического, экономического и информационного пространства государств - участников Содружества;

расширению возможностей подготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы.

2. Основные принципы формирования и
развития единого образовательного пространства

Основными принципами формирования единого образовательного пространства государств - участников Содружества являются:

сближение национальных систем образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств - участников Содружества;

согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов, требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

поддержка инициатив субъектов образования всех уровней и всех форм собственности по организации сотрудничества в области образования;

кооперация и взаимовыгодное сотрудничество при создании совместных образовательных учреждений всех уровней образования и научно-исследовательских учреждений (организаций) и осуществлении их деятельности;

открытость информации о состоянии и деятельности систем образования, подготовки, аттестации научных и научно-педагогических кадров государств-участников Содружества.

3. Основные направления формирования единого образовательного пространства

Основными направлениями формирования единого образовательного пространства являются:

разработка предложений о создании законодательной базы, регулирующей вопросы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

согласование государственных образовательных стандартов всех уровней и стандартов, требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

правовое и организационное обеспечение взаимного признания эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений в государствах - участниках Содружества;

расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

проведение национальными органами управления исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей квалификации государств - участников Содружества и прогнозированию ситуаций на рынках труда;

разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в государствах - участниках Содружества, механизмов его внутригосударственного и совместного проведения.

Первоочередными мероприятиями по формированию единого образовательного пространства являются:

создание межгосударственного органа по сотрудничеству в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств - участников Содружества;

разработка проекта межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства в государствах - участниках Содружества, проведения научных исследований, национальных и межгосударственных конференций и семинаров по теоретическим и практическим проблемам создания единого образовательного пространства.

4. Этапы формирования единого образовательного пространства

Исходя из основных целей, принципов и направлений формирования единого образовательного пространства и учитывая различные уровни состояния экономики, науки и образования, определить следующие этапы реализации настоящей Концепции:

первый этап - разработка и принятие межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, межгосударственного соглашения о формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества;

второй этап - гармонизация национального законодательства государств - участников Содружества в области образования в целях формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Предполагается разработка модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, межгосударственной и национальных программ сотрудничества, а также определение национальных координирующих центров, ответственных за их реализацию, включая информационно-аналитические и научно-методические аспекты;

третий этап - создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая согласованные принципы обмена информацией о вопросах образования, разработку согласованных определителей качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.