Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Щит на пути экстремизма. Заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-майор Анатолий Никитин

ЩИТ НА ПУТИ ЭКСТРЕМИЗМА
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА ИМ СТАЛ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СНГ

1 декабря 2000 г. Советом глав государств-участников Содружества Независимых Государств в Минске было утверждено Положение об Антитеррористическом центре (АТЦ) СНГ. О работе и конкретных результатах этой межгосударственной организации рассказал в интервью "ВПК" заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-майор Анатолий Никитин.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО


НИКИТИН Анатолий Алексеевич

Родился 11 июля 1951 г. в поселке Лельчицы Гомельской области. В 1972 г. окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, в 1986 г. - Военную академию им. Фрунзе. В Вооруженных Силах СССР прошел путь от командира разведывательного взвода до командира дивизии. В 1992 г. принял присягу на верность народу Республики Беларусь и был назначен сначала командиром армейского корпуса, а впоследствии командующим войсками Западного оперативного командования Вооруженных Сил Республики Беларусь. В этом качестве неоднократно принимал участие в совместных командно-штабных учениях (в том числе и антитеррористических) по защите общих рубежей СНГ. В 2000 г. окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 г. назначен на должность заместителя руководителя Антитеррористического центра СНГ. Воинское звание генерал-майор. Награжден орденами и медалями. Женат, имеет двоих детей.

- Анатолий Алексеевич, с момента утверждения Положения об АТЦ минуло более трех лет. Сформировалась ли вполне структура вашей организации и что она представляет собой в настоящее время?

- Да, вполне сформировалась. Центр в том виде, в каком он сейчас существует, обеспечивает выполнение возложенных на него задач. Но, подчеркну, речь идет о настоящем, в будущем нам видится возрастание роли и уровня решаемых задач и функциональности АТЦ. Из координирующей и аналитической структуры Центр обязан перерасти в орган, способный осуществлять руководство антитеррористической деятельностью на территории всего Содружества.

Центр возглавляет руководитель, который назначается решением Совета глав государств СНГ сроком на три года. В целях более полного и оперативного взаимодействия руководителя Центра с другими силовыми ведомствами у него есть три заместителя. Соответственно от Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих пограничными войсками СНГ. Особо хочу подчеркнуть, что руководитель Центра, его заместители не являются гражданами одного государства. При исполнении своих обязанностей они соблюдают интересы всех государств Содружества.

Следует обратить внимание на тот факт, что в Центре представлены практически все силовые структуры, которые призваны бороться с терроризмом: службы безопасности государств Содружества, министерства обороны и внутренних дел, пограничники.

В структуру Центра входят два основных отдела и подразделения обеспечения.

Координационно-оперативный отдел занимается вопросами взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В его задачи входит содействие в подготовке и проведении совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю Центра. Это относится, в том числе, и к розыску лиц, совершивших преступления, подпадающие под статью "терроризм", и скрывающихся у себя дома от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.

Отдел занимается также организацией обучения и подготовки специалистов антитеррористических подразделений с участием инструкторов Центра специального назначения ФСБ России и проведением профильных командно-штабных и оперативно-тактических учений. Его сотрудниками ведется научно-методическая работа - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом. Подготовлены научно-практические пособия, такие, как "Методические рекомендации по освобождению заложников", "Тактика действий НВФ в Чеченской Республике", "Справка о международных террористических организациях в Центральной Азии" и другие.

В функции отдела ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений входит выработка предложений Совету глав государств СНГ и другим органам Содружества о направлениях развития сотрудничества по борьбе с международным терроризмом.

Отдел анализирует поступающую информацию о состоянии, динамике и тенденциях международного терроризма и экстремизма не только в рамках Содружества, но и в других государствах. На основе собранной информации формируется объединенный банк данных, включающий в себя сведения о террористических организациях, их лидерах и членах, а также структурах и лицах, оказывающих им поддержку. По запросам вся эта информация направляется заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ.

Накапливаемая и систематизируемая в отделе информация позволяет специалистам отдела готовить тематические аналитические обзоры и ряд других документов, призванных обобщать и передавать всем заинтересованным имеющийся опыт антитеррористических мероприятий. Всего за период существования Центра сотрудниками подготовлено и направлено всем взаимодействующим структурам около трех тысяч документов.

- Каковы сегодня основные задачи АТЦ СНГ?

- Круг задач довольно обширен и четко определен соответствующими документами, в первую очередь, это Положение об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ и план работы СОРБ. Данные документы предусматривают в качестве главных для нас следующие задачи: формирование действенной системы координации и взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; накопление, обобщение и анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах - участниках СНГ и других государствах; участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств СНГ, разработка моделей согласованных антитеррористических операций и оказание содействия в их проведении и так далее.

- Хватает ли вам для их решения имеющихся сил и средств? Все ли государства Содружества и в какой степени участвуют в финансовом обеспечении Центра?

- Сил и средств, как говорилось уже выше, достаточно на сегодняшний день. Но перед нами постоянно возникают новые задачи, террористы совершенствуют свой арсенал, объединяются, находят все новые формы воздействия на мировое сообщество, поэтому без передовых технологий, лучших образцов техники, новейших исследований в данной области не обойтись. Конечно, для этого понадобится привлечение дополнительных финансовых средств и людских ресурсов.

На пороге третьего тысячелетия особое значение в деятельности органов безопасности и спецслужб приобретает использование новейших разработок специальных средств, техники и оборудования, а также их программного обеспечения, предназначенных для оснащения антитеррористических подразделений. Например, вы сами видите, какую значительную угрозу стал представлять так называемый "кибернетический терроризм". Для того чтобы идти в ногу со временем хотя бы в этих вопросах, конечно же, необходимо полное, а порой и дополнительное финансирование.

Доля участия каждого государства в финансовом обеспечении Центра определена соответствующим соглашением. Но в этом вопросе не все так гладко. Достаточно сказать, что в полном объеме выполняют свои финансовые обязательства только Россия и Казахстан.

- Какие командно-штабные и оперативно-тактические учения проводились в прошлом и какие намечены на этот год?

- В 2001 году, с 24 по 26 апреля на территории Кыргызстана проводилось совместное командно-штабное учение "Юг-Антитерор-2001". В нем приняли участие органы безопасности и спецслужбы девяти государств Содружества (кроме Армении и Грузии). За их ходом наблюдали также представители Координационной службы Совета командующих пограничными войсками, Штаба по координации военного сотрудничества, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью.

Оперативно-тактическое учение "Юг-Антитерор-2002" было проведено с 15 по 20 апреля на территории Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. В нем приняли участие восемь государств. Особо хочу отметить присутствие на нем руководства Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.

С 9 по 11 июня 2003 года на территории Украины прошел сбор руководящего состава антитеррористических подразделений стран СНГ. При координирующей роли АТЦ в рамках сбора было проведено совместное тактико-специальное учение; на нем антитеррористические подразделения России и Украины с участием сотрудников антитеррористического подразделения КНБ Казахстана "Азов-Антитеррор-2003" подготовили и провели специальную операцию по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте морского транспорта.

Прорабатывается вопрос о проведении очередного совместного антитеррористического учения "Запад-Антитеррор-2004" в Молдове.

По общему мнению, проведение таких мероприятий приносит большую практическую пользу руководству и личному составу антитеррористических и специальных подразделений. Учения позволяют выработать способы и формы проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом, являясь эффективным средством слаживания подразделений, задействованных в предупреждении и пресечении актов террора и иных сопутствующих проявлений. На материалах таких учений готовятся методические пособия, учебные фильмы и пр.

- Разработаны ли модели согласованных антитеррористических мероприятий в Средней Азии и на Кавказе?

- Речь не может идти о моделях. Терроризм в своих проявлениях постоянно совершенствуется, ищет новые формы и методы. Поэтому, планируя учения, обучая специалистов контртеррористических подразделений, мы должны идти впереди на несколько шагов. Только тогда борьба с этими проявлениями будет результативна и эффективна. Мы не можем вам раскрыть все формы и методы противодействия террористам, иначе это снизит эффект нашей работы.

Принятый Советом глав государств СНГ Протокол о "Положении о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий" является основным документом, который определяет организационные основы и порядок проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ. На данный момент в государствах Содружества продолжается работа по выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого документа. А конкретные способы антитеррористических мероприятий мы отрабатываем в ходе проведения совместных учений и командно-штабных игр.

- Какие экстремистские организации наиболее угрожают сегодня безопасности граждан стран СНГ?

- С полной уверенностью можно сказать, что основная угроза исходит от таких террористических организаций, как "Движение Талибан", "Аль-Каида", "Исламское движение Узбекистана" (ныне "Исламская партия Туркестана"). Большую активность в Центрально-Азиатском регионе проявляет также "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир"). В России и Грузии заметна активность таких организаций, как "Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа>; "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана". На территории Грузии выявлена и пресечена деятельность организаций "Аль-Харамейн", "Мировая ассамблея исламской молодежи", "Ас-салам" и "Мадли".

По мнению аналитиков Центра, в ближайшей перспективе очагом нестабильности останется Центрально-азиатский регион. Несмотря на военную победу сил антитеррористической коалиции над отрядами "Талибана", "Аль-Каиды" и "Исламской партии Туркестана", не удалось ликвидировать их финансовую базу и подполье.

В связи с этим лидеры данных формирований вынуждены были перейти от открытых вооруженных столкновений к более закрытым формам борьбы. От этого они не стали менее опасными, так как подобные формы и методы терроризма бьют прежде всего по мирному населению.

- Какими успехами на сегодняшний день могут гордиться сотрудники АТЦ СНГ?

- Пока от рук террористов гибнут люди и уничтожаются материальные ценности в мире, мы не можем в полной мере быть удовлетворены своей работой, хотя сделано много. Во-первых, реализована политическая воля руководителей государств Содружества: создан Антитеррористический Центр, межотраслевой орган, подобран и "слажен", как говорят военные, личный состав, способный решать поставленные задачи.

Во-вторых, на сегодняшний день в мире нет другой подобной АТЦ СНГ структуры, в которой сотрудники спецслужб и правоохранительных органов из 11 государств совместно работают над сбором и обработкой информации, намечают и реализуют мероприятия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение деятельности международных террористических организаций.

В-третьих, Центр признан политическим руководством и силовыми ведомствами стран СНГ, растет интерес к нашей структуре со стороны государств дальнего зарубежья и таких международных организаций, как ООН и ОБСЕ.

В-четвертых, благодаря усилиям АТЦ практически приведены к общему знаменателю подходы к проблеме терроризма со стороны государств Содружества, законодательные акты, регламентирующие борьбу с ним, унифицирована терминология.

В-пятых, сформирован и функционирует специализированный банк данных АТЦ СНГ на террористические организации и оказывающие им содействие иные структуры, их активистов и других лиц, связанных с ними.

Этот перечень далеко не полный, его можно продолжить. Обобщая результаты работы Центра, следует отметить, что АТЦ СНГ сформировался как координационная информационно-аналитическая структура межгосударственного уровня. Заложены основы системы координации и взаимодействия стран Содружества в борьбе с международным терроризмом, а также надежного информационно-аналитического обеспечения деятельности Центра.

Деятельность АТЦ СНГ позволяет сформулировать и реализовать, по существу, единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы безопасности, организовывать информационное взаимодействие Центра с органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

- Установлено ли взаимодействие АТЦ СНГ с антитеррористическими структурами стран ЕС и Восточной Европы, а также Китая, Японии и других сопредельных государств?

- Одним из важных направлений работы АТЦ СНГ является установление рабочих контактов с международными и региональными антитеррористическими организациями. Учитывая роль АТЦ СНГ как сформировавшейся региональной антитеррористической организации, Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН уполномочил его осуществлять координирующие функции по организации и проведению мероприятий во исполнение пунктов резолюции СБ ООН № 1373 (2001 г.) на пространстве Содружества. Одновременно Центром осуществляются плодотворные рабочие контакты с такими международными организациями, как Управление ООН по наркотикам и преступности и Международный центр борьбы с финансированием терроризма (МЦБФТ, Лозанна, Швейцария). Так, в ходе последних встреч с представителями МЦБФТ в октябре прошлого года Антитеррористическим центром СНГ получена и реализована уникальная информация о положении дел в области борьбы с финансированием терроризма.

В ноябре 2001 года и в июле 2002 года были проведены рабочие встречи с руководством Министерства государственной и общественной безопасности Китая по выработке совместной концепции борьбы с терроризмом. Аналогичные встречи прошли с представителями Конгресса США, а также профильных структур Германии, Австрии, Японии.

 

Опубликовано в газете “Военно-промышленный курьер” № 6 (23) 18-24 февраля 2004 года