Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

СНГ и "солдаты удачи" Д.А. Егоров сотрудник Антитеррористического центра государств-участников СНГ

СНГ и "солдаты удачи"
Д.А. Егоров, сотрудник Антитеррористического центра государств-участников СНГ

Наемничество является одним из наиболее опасных социальных явлений, тесно связанных с преступлениями террористического и экстремистского характера и представляющих реальную угрозу безопасности государств — участников СНГ.

В настоящее время организация противодействия наемничеству перестала быть внутренним делом отдельных государств и требует объединения усилий международного сообщества. Еще в июне 1999 года на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, проходившем в г. Баку, были выработаны механизмы взаимодействия компетентных органов стран Содружества в области борьбы с данным видом преступлений.

Масштабное финансирование со стороны крупных общественных организаций экстремистского толка, крупных коммерческих структур и отдельных лиц является основой деятельности наемников, а наемничество тесно переплетается с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, фальшивомонетничеством и другими видами преступного “бизнеса”.

Однако организации эффективного международного взаимодействия и сотрудничества в данной области препятствует ряд объективных и субъективных факторов, в первую очередь, нормативно-правового характера.

В настоящее время в национальных законодательствах существуют различные подходы к определению понятий “наемничество” и “наемник”.

Так, в признанном большинством государств (закрепленном, например, в Уголовных Кодексах России, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Молдовы) определении наемничество понимается как “Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях”, а состав преступления включает также “Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях”.

В более широкой трактовке, например ст. 447 УК Украины, к данному составу преступления также отнесено использование наемников в “насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти либо нарушение территориальной целостности других государств”, а также “участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения”.

Аналогичный характер носят и различия в определении понятия “наемник”.

В узком смысле это “лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных операциях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей”.

Более расширительное толкование включает, например, не только материальное вознаграждение, но и “иную личную выгоду” (УК Казахстана).

Понимание необходимости координации усилий мирового сообщества в сфере борьбы с наемничеством нашло отражение в ряде международных правовых документов. Так, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, принятой при активном участии СССР, подчеркивается, что “каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства”.

Дополнительный протокол № 1 к Женевской конвенции 1949 г., (принят 8 июня 1977 г., Россия — участник) ввел в международную практику определение понятия наемник. Согласно статье 47 протокола, наемник – “любое лицо, завербованное для участия в вооруженном конфликте на месте или за границей и принимающее участие в военных действиях. Наемник получает за службу материальное вознаграждение, существенно превышающее выплачиваемое военнослужащим того же ранга, входящим в личный состав армии этой страны. Наемник не является гражданином страны, участвующей в конфликте, и не направлен другой страной в зону конфликта для выполнения официальных функций”.

В статье также предусмотрено, что наемник не имеет права на статус комбатанта (лица, входящего в состав вооруженных сил воюющего государства и принимающего непосредственное участие в военных действиях), а соответственно и военнопленного.

Попытка выработки универсального подхода к проблеме борьбы с наемничеством вылилась в подписание под эгидой ООН “Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников”, заключенной в декабре 1989 года (вступила в силу 20 января 2001 г.).

В силу ряда обстоятельств, в том числе весьма широкой трактовки понятия наемничества, неконкретности отдельных формулировок (например, “руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду”, “материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны”, “если это государство считает это приемлемым” и т. п.) и жесткого подхода к проблеме выдачи наемников другим государствам и их уголовному преследованию, в Конвенции не участвуют многие страны, в том числе Российская Федерация.

Кроме того, законодательство ряда государств не только допускает, но и поощряет деятельность, которая может трактоваться в соответствии с положениями Конвенции, как наемничество. Так, французский “Иностранный легион” (ФИЛ) является официальным государственным воинским формированием, в то время как попытки завербоваться в него законодательством многих государств (в том числе России) могут трактоваться как уголовное преступление.

Характерно, что в последние годы расширяется география регионов России, в которых были осуществлены вербовочные подходы с целью склонения к вступлению в Легион. Такие предложения поступали жителям городов от Москвы и Санкт-Петербурга до Петропавловска-на-Камчатке, то есть практически всех регионов России.

По имеющимся данным, в настоящее время в рядах “Иностранного легиона” уже проходят службу многие граждане Российской Федерации, а в ходе проведения спецслужбами России оперативно-розыскных мероприятий был выявлен ряд лиц, вынашивающих намерение поступить на службу в легион в качестве наемников.

В пропаганде перспектив службы в составе Легиона существенную роль играют художественные произведения (в этой связи нельзя не упомянуть культовый фильм поклонников ФИЛ “Легионер” с Жаном-Клодом Ван Даммом в главной роли), отдельные публикации и передачи в СМИ, а также государственные и частные сайты глобальной сети Интернет, например, “Русский Сайт Французского Иностранного Легиона”.

Помимо нечеткости и противоречивости юридических определений, пробелов в уголовном законодательстве и активной пропагандистской деятельности вербовщиков широкому распространению наемничества, в том числе на территориях государств – участников СНГ, способствует ряд объективных факторов.

Сложная социально-экономическая ситуация, этноконфессиональные конфликты, многочисленные группы беженцев и вынужденных переселенцев, безработица и массовая неудовлетворенность своим социальным статусом и материальным положением в совокупности с наличием большого количества молодых людей, отслуживших в вооруженных силах, силовых ведомствах и имеющих опыт ведения боевых действий в “горячих точках”, которые не в состоянии найти себе применение в мирной жизни, способствуют постоянному притоку рекрутов в ряды наемников.

Кроме того, в отличие от жестко негативной официальной позиции мирового сообщества, ставящей наемников вне закона, общественное мнение зачастую весьма неоднозначно оценивает деятельность “солдат удачи”. Безответственная деятельность отдельных политиков, организовывавших в нарушение действующего законодательства вербовочные пункты по набору и отправке волонтеров для участия в этноконфессиональных конфликтах для защиты “братьев по вере” или “братьев по крови”, поддержанная отдельными СМИ, создавала некий героический ореол преступной деятельности наемников.

Внешнее сходство (особенно в части размеров материального вознаграждения) службы в профессиональных армиях ведущих мировых держав с наемничеством способствует снижению негативной реакции на материальные стимулы деятельности наемников.

Кстати, сами наемники весьма редко признают доминанту материальной заинтересованности в мотивации своего поведения.

Так, например, в ходе судебного процесса проходившего более года назад в Баку, двенадцать азербайджанцев обвинялись в наемничестве. Большинство осужденных к различным срокам лишения свободы свою вину не признали. “Мы совершали джихад, нам никто ни за что не платил”, — заявил один из обвиняемых. А организатор группы Кянан Шабанов (по образованию юрист, учился в Египте) на процессе неоднократно повторял, что долг каждого мусульманина — участвовать в священной борьбе с иноверцами.

Тем не менее, объективные факты свидетельствуют о том, что решающим фактором, от которого зависит степень участия наемников в том или ином вооруженном конфликте, безусловно, является материальное вознаграждение. Даже крупномасштабный этноконфессиональный конфликт не обязательно подразумевает высокую степень участия оплаченных “добровольцев”. Так, в ходе контртеррористической операции силовых структур КНР в Синцзян-Уйгурском автономном районе, по имеющимся данным, в отличие от других “горячих точек”, не отмечалось значительного числа иностранных наемников.

Масштабное финансирование со стороны крупных общественных организаций экстремистского толка, крупных коммерческих структур и отдельных лиц является основой деятельности наемников, что наиболее ярко проявилось в событиях на территории Афганистана, где наемничество тесно переплеталось с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, фальшивомонетничеством и другими видами преступного бизнеса.

Крупнейшей неправительственной организацией вербовавшей, готовившей и использовавшей наемников, является “Аль-Каида”, развернувшая свою деятельность именно на территории Афганистана. Непосредственно за вербовку наемников, их обучение, а также обеспечение вооруженных операций отвечает “Военный комитет “Аль-Каиды”. В его задачи также входят: подготовка террористических актов, включая сбор разведывательных данных с помощью внешнего наблюдения и рекогносцировки намеченных целей; проведение военного обучения; распределение вооружения, инструкторов и иных ресурсов для прямой и косвенной помощи в отдельных кампаниях; тайная деятельность за пределами страны, включая организацию специальных баз, которые занимаются получением, подделкой и переработкой под конкретного человека различных документов, в том числе паспортов и въездных сертификатов.

Объективным свидетельством масштабов деятельности “Аль-Каиды” по подготовке наемников служат данные о пленных, содержащихся на базе Гуантанамо. По данным на ноябрь прошлого года, в лагере для пленных талибов и членов “Аль-Каиды” содержалось более 600 человек из более 30 государств, включая Саудовскую Аравию, Йемен, Пакистан, Алжир, Кувейт, а также небольшое число граждан Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Австралии, Туниса, Иордании, Бангладеш, Марокко, стран Центральной Азии, курдов из Ирака, а также трое россиян.

Во многих случаях финансирование террористических и экстремистских организаций, использующих наемников, стало проводиться под прикрытием неправительственных благотворительных и гуманитарных организаций и фондов.

В качестве иллюстрации подобного подхода можно упомянуть деятельность саудовской неправительственной гуманитарной организации “Аль-Вафа”, штаб-квартира находится в г. Джидда. Официально провозглашенная в уставе цель — оказание информационной поддержки и гуманитарной помощи населению Афганистана, сбор средств в мусульманских странах. Денежные потоки, проходящие через ее счета, полностью контролировались У. Бен Ладеном и направлялись в основном на приобретение оружия и боеприпасов для группировки “Аль-Каида” и Исламского движения Талибан, а также на обустройство лагерей и подготовку боевиков в Афганистане.

“Аль-Вафа” получала финансовые средства главным образом из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Непосредственно перед терактами в США 11 сентября 2001 года эмиссары организации активизировали свою деятельность в Македонии, Туркменистане, Албании и ОАЭ. В Афганистане “Аль-Вафа” оказывала поддержку моджахедам, которая заключалась в поставках средств связи, оснащении оборудованием тренировочных лагерей и полевых госпиталей, перебросках и подготовке в лагерях наемников, в том числе чеченцев.

В сентябре 2001 года “Аль-Вафа” была внесена США в список организаций, подозреваемых в террористической деятельности и подлежащих уничтожению. Ее деятельность на территории США запрещена, а банковские счета заморожены.

Характерной чертой современного наемничества является пространственный размах действий. Так, наемники, прошедшие боевую подготовку в лагерях радикальной суннитской организации ваххабитского толка “Ахль-и-Хадитх” (базируется на территории провинции Пенджаб в Пакистане) отмечались на Северном Кавказе, в Таджикистане и Узбекистане.

Действующие на территории бывшего СССР наемники последовательно принимали участие практически во всех этноконфессиональных конфликтах от Приднестровья на Западе до Горного Бадахшана на Востоке, а также в боевых действиях и вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии.

С особой остротой проблема наемничества проявилась в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. В период боевых действий в Чечне отмечалось присутствие наемников из стран Азии, Ближнего Востока, Балтии и Закавказья, а также военных специалистов из Афганистана, Турции, США и стран Ближнего Востока, которые использовались в качестве советников. В числе иностранных наемников, убитых в ходе контртеррористической операции в Чечне были граждане Алжира, Афганистана, Великобритании, Египта, Иордании, Ирака, Йемена, КСА, Кувейта, Ливана, ОАЭ, Пакистана, Сирии, США, Таджикистана, Туниса, Турции, Украины.

“Добровольцы”, воюющие в Чечне зарекомендовали себя не только, как классические наемники, но и как обычные бандиты. Так, задержанный в конце 2002 года сотрудниками ФСБ уроженец Ирака Абд аль-Азиз Мухаммед Абд аль-Ваххаб, по словам Директора ФСБ Н. П. Патрушева, будучи приверженцем “идей ваххабизма” не только участвовал в незаконном вооруженном формировании и вел идеологическую обработку его членов, но также похитил, истязал и насиловал 4 женщин, превратив их в рабынь.

Данные российских спецслужб свидетельствуют, что режим Масхадова и его незаконные вооруженные формирования на протяжении вот уже нескольких лет также стали предметом особой опеки исламских подрывных центров. При ставке “верховного главнокомандующего” чеченскими бандформированиями и в отрядах наиболее влиятельных полевых командиров активно действовали эмиссары зарубежных “гуманитарных” организаций и фондов, через которых осуществлялось финансирование чеченских экстремистов, организуются поставки НВФ вооружения, продовольствия и медикаментов, обеспечивается лечение раненых и выплата денежного довольствия бандитам.

К сожалению, наемничество получает распространение и на территориях других государств СНГ. Так, за преступления, связанные с наемничеством привлекался к уголовной ответственности ряд иностранных граждан в Кыргызской республике, в частности за участие во вторжении бандформирований Исламского движения Узбекистана на территорию Баткенской области КР в 1999 – 2000 г.

Актуальна проблема противодействия наемничеству и для Украины. Так, с 1993 года по настоящее время к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса привлекались 7 граждан Украины и 1 иностранец, а 2 гражданам других государств был закрыт въезд.

Мероприятия по противодействию наемничеству в Грузии существенно затрудняет отсутствие соответствующей статьи в Уголовном кодексе, хотя ранее, в период вооруженного конфликта в Абхазии, ряд иностранных граждан был осужден именно по этой статье (большая часть осужденных была обменена на грузинских военнопленных).

Следственным Управлением Службы национальной безопасности Республики Узбекистан расследуется уголовное дело по обвинению ряда лиц, которые в качестве наемников принимали участие в боевых действиях в Афганистане на стороне талибов. Их действия подпадают под признаки статьи 154 УК Республики Узбекистан.

Таким образом, наемничество может рассматриваться, как опасное явление, тесно связанное с международной террористической и экстремистской деятельностью и другими видами тяжких преступлений и представляющее реальную угрозу государствам – участникам СНГ.

Повышение эффективности борьбы с наемниками, их вербовщиками, инструкторами и “хозяевами” ввиду указанных выше объективных трудностей является сложной, но вполне реальной задачей для международных и региональных организаций, решение которой предполагает, прежде всего, безотлагательное принятие мер по выработке согласованного подхода к борьбе с наемничеством.

Опубликована в журнале "Военный дипломат", декабрь 2003г.