Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств Б. А. Мыльникова на международной научно-практической конференции "Россия и Центральная Азия – вопросы сотрудничества и безопасност

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств Б. А. Мыльникова
на международной научно-практической конференции "Россия и Центральная Азия – вопросы сотрудничества и безопасности"

 
Уважаемые участники конференции!

Анализ опыта деятельности органов Содружества Независимых Государств подтверждает целесообразность создания Содружества как оптимальной формы развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства в рамках СНГ идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств — участников.

Центральная Азия в настоящее время представляет собой сформировавшийся в новых геополитических условиях регион, общность которого базируется на исторических корнях, экономическом сотрудничестве, духовной близости народов. Государства, входящие в него, наряду с национальными задачами и целями развития, имеют общие интересы и проблемы в сфере укрепления суверенитета, обеспечения региональной стабильности и безопасности. Особую актуальность они приобрели в сфере борьбы с международным терроризмом и политическим экстремизмом.

В этой связи, уважаемые участники конференции, хотелось бы обратить Ваше внимание на консолидацию усилий государств СНГ в борьбе с международным терроризмом.

Всплеск активности международного терроризма на рубеже третьего тысячелетия не явился новостью для руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств – участников Содружества. Спецслужбами России и ее партнеров давно уже делались прогнозы развития ситуации на данном направлении и предлагались организационные, оперативные и иные мероприятия, направленные на предотвращение возможных террористических актов.

Однако приходится, к сожалению, констатировать, что процессы глобализации и интеграции в части взаимодействия различных террористических организаций порой опережают дипломатические и профессиональные усилия государств, борющихся с этим транснациональным злом.

Началом практической консолидации усилий государств Содружества в борьбе с международным терроризмом стало утверждение Советом Глав Государств 21 июня 2000 года Программы государств – участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года и создание в соответствии с ней Антитеррористического центра государств — участников СНГ (АТЦ СНГ).

18 сентября с.г. в г. Ялте Главами государств утверждена новая Программа государств – участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003 – 2004 год. В соответствии с Программой, планируется разработать и принять Концепцию государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая должна стать основным организационно-политическим документом, формирующим антитеррористическую политику каждого государства СНГ и всего Содружества.

Антитеррористический Центр – это своего рода межгосударственный межведомственный “штаб” по обработке и координации оперативной информации, получаемой из компетентных органов и органов исполнительной власти государств-участников СНГ.

Практические результаты деятельности АТЦ СНГ позволяют сформировать и реализовать по существу единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы террористического характера, организовывать информационное взаимодействие Центра с национальными органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

В то же время, работа АТЦ СНГ по координации усилий государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, как одна из важнейших форм сотрудничества, способствует формированию гибкой межгосударственной системы безопасности, адекватной складывающейся военно-политической ситуации на их территории.

Мы постоянно анализируем поступающую информацию в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом и предлагаем наиболее оптимальные варианты для принятия решений по организации эффективного противодействия угрозам, возникающим со стороны международных террористических организаций.

С учетом складывающейся оперативной обстановки и выявленными тенденциями направленности действий лидеров “террористического интернационала” первоочередное внимание Центра было уделено положению в центральноазиатском регионе (ЦАР).

С учетом мнений руководства государств ЦАР, по предложению АТЦ СНГ, в августе 2001 года в г. Бишкеке Кыргызской Республики создано и функционирует отделение АТЦ по ЦАР, которое укомплектовано сотрудниками спецслужб Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана. Зарезервирована также должность представителя Узбекистана.

Сотрудниками отделения установлены рабочие контакты и организовано взаимодействие с национальными компетентными органами государств, осуществляющими борьбу с терроризмом в регионе, а также с Постоянной оперативной группой Штаба Коллективных сил быстрого развертывания (ПОГ Штаба КСБР). Намечен перечень основных направлений организации взаимодействия между АТЦ СНГ и вновь создаваемой Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) в г. Ташкенте.

В целях повышения эффективности противодействия угрозам международного терроризма и иным проявлениям экстремизма в центральноазиатском регионе, при непосредственном участии АТЦ СНГ, проводились командно – штабные учения (КШУ):

— в апреле 2001 г. “Юг – Антитеррор – 2001” (г. Ош, Кыргызской Республики);

— в апреле 2002 г. “Юг – Антитеррор – 2002” (на территориях Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана).

Основными целями этих учений являлось повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств – участников СНГ к быстрому и адекватному реагированию на угрозы террористического характера, а также практическая отработка алгоритмов взаимодействия участников совместных антитеррористических мероприятий.

В учениях принимали участие заместители руководителей органов безопасности и специальных служб, руководители подразделений по борьбе с терроризмом, руководство КСБР по ЦАР, представители министерств внутренних дел, обороны, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, что позволило создать выверенный механизм координации и повысить общую готовность антитеррористических структур стран Содружества.

Такие учения, несомненно, имеют не только огромную практическую пользу, но и вызывают большой международный политический резонанс и фактически способствовали предотвращению широкомасштабных террористических акций на Юге Содружества.

Военно-политическая обстановка, складывающаяся в центральноазиатском регионе, является определяющим фактором, оказывающим влияние на процесс становления всей системы международных и региональных структур безопасности. С точки зрения геополитических устремлений ведущих государств НАТО, ЦАР является уникальным плацдармом, владение которым позволяет одновременно оказаться в глубоком тылу у тюрко-славянского сообщества, исламского мира, китайской и индийской этнических буддистских цивилизаций, и иметь возможность расширения сферы своего влияния по всему периметру Евразийского континента.

Развитые капиталистические страны привлекают и экономические возможности центральноазиатского региона, т. к. он является крупнейшим производителем хлопка и поставщиком урановой руды, располагает одной третьей частью производимых мировых запасов золота, богат нефтью, природным газом и другими полезными ископаемыми, а также энергетическими и людскими ресурсами.

По мнению западных экспертов, ЦАР перестает быть сферой влияния России, и это, в значительной степени, обуславливается тенденциями в политике как США и их партнеров по НАТО, так и Китая в отношении России и стран Центральной Азии.

Однако, преследуя свои геостратегические цели, ведущие страны Востока и Запада не могут не учитывать, что центральноазиатский регион всегда был и остается сферой жизненно важных интересов не только России, но и исламского мира, у которого здесь сложилась прочные позиции, основанные на вековых традициях. Россия волей судеб оказалась в эпицентре глобальных перемен в международных отношениях, а изменения на постсоветском пространстве стали одной из тех пружин, которые привели в движение процесс формирования многополярного мироустройства.

Политический курс Российской Федерации в отношении центральноазиатских стран должен предусматривать переход на дифференцированную модель интеграции, которая в наибольшей мере отвечает современным задачам обеспечения национальной безопасности по сохранению и укреплению интеграционных связей в финансово-экономической и военно-политической областях.

Наблюдающийся крен некоторых государств Центральной Азии в сторону усиления военного и политического партнерства с США, Китаем и некоторыми другими странами не может не настораживать Россию и требует от российских структур адекватного реагирования, в первую очередь, в военно-политической и экономической областях.

В этой связи, активное участие России в деятельности различных региональных структур должно являться одним из приоритетов внешнеполитической деятельности.

В настоящее время в Центральной Азии формируется многоформатная эшелонированная система региональной безопасности, призванная гарантировать военно-политическую, социально-экономическую стабильность региона, которая продолжает сталкиваться с определенными трудностями.

Так, создаваемая Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств обеспечивают региональный уровень системы безопасности Центральной Азии, а военно–политическое присутствие НАТО и США обеспечивает ее глобальную составляющую. Функционирование региональной системы безопасности является для стран региона существенным достижением на пути обеспечения национальной безопасности, особенно если учесть тот факт, что в ходе антитеррористической компании были подавлены основные очаги терроризма в Афганистане, ставшие в последние годы главным дестабилизирующим фактором обстановки в Центральной Азии.

В то же время необходимо отметить, что ситуация в Афганистане будет по-прежнему оказывать существенное влияние на военно-политическую обстановку в государствах ЦАР, а ее ухудшение — угрожать им новой эскалацией напряженности.

В частности, об этом свидетельствует наблюдаемая устойчивая тенденция расширения влияния религиозно-экстремистской организации “Хизб-ут-Тахрир”, существующая даже в условиях реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и пресечению ее деятельности, предпринимаемых компетентными органами государств региона.

Оценивая перспективы внутриафганского урегулирования следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры по стабилизации обстановки в Афганистане, общая ситуация в стране остается напряженной.

Переход террористических формирований к методам партизанской борьбы ставит под сомнение достижение стабильности в Афганистане, и в целях наведения элементарного порядка в стране и восстановления ее экономики, необходимо расширить зону действий международных сил безопасности за пределы Кабула и активнее поддерживать существующее законное правительство.

В то же время нельзя не отметить стремление США под предлогом проведения антитеррористической операции реализовать свои геостратегические планы и утвердить контроль над центральноазиатским регионом, в том числе с использованием вооруженных сил других государств Североатлантического альянса.

Конкретным результатом проводимого США политического курса стал тот факт, что блок НАТО полностью взял под свое управление международные стабилизационные силы в Афганистане, и фактически впервые с момента своего создания осуществляет руководство военной операцией, проводимой вне традиционной зоны его ответственности.

Готовность же США под лозунгом поддержания безопасности на всем Евразийском пространстве расширить сотрудничество со странами СНГ, в частности с государствами Центральной Азии, дает им возможность сделать постоянным американское военное присутствие на территории региона.

Дальнейший процесс формирования системы безопасности в ЦАР может быть существенно осложнен взаимопротиворечащими устремлениями России, США, Китая доминировать в Центральной Азии. Однако с учетом нынешнего характера угроз безопасности не только данного региона, но и всего мирового сообщества трудно предположить, что эти страны вступят в новое противостояние, так как на сегодняшний день их объединяет борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Борьба с этими явлениями, вероятнее всего, окажется доминирующим фактором в российско-американо-китайских отношениях, в том числе и в центральноазиатском регионе.

Продолжающиеся силовые акции антитеррористической коалиции в Афганистане неизбежно приведут к изменению расстановки сил в арабо-мусульманском мире. В частности, деятельность ряда исламских движений и групп будет приобретать все более радикальный характер, ожидается дальнейшее усиление антиамериканских настроений в Центральной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке. Как следствие, это может спровоцировать новую волну терактов против объектов и граждан США.

Министерство внутренней безопасности США фактически прогнозирует повторение событий 11 сентября 2001 года и призывает авиаперевозчиков, полицию и службы спасения находиться “в состоянии повышенной готовности к возможным терактам против объектов на территории США”. В качестве исполнителя терактов указывается “Аль-Каида”, а также подчеркивается связь между террористическими актами на Ближнем Востоке, в Ираке и Южной Азии и возможными ударами по американской территории.

Одновременно американская администрация распространила предупреждение об угрозе терактов против американцев и американских объектов в Саудовской Аравии и Джибути, а также рекомендовала своим гражданам воздержаться от посещения стран Африканского Рога.

Расширение круга деятельности исламистских экстремистских организаций, включая теракты против американских объектов в различных арабских странах, в первую очередь, касается Ирака, где с легкостью могут быть найдены группировки, жаждущие поучаствовать в нападениях на оккупационные силы.

Пользуясь несогласованной миграционной политикой в государствах Содружества, могут также начать возвращаться на территорию центральноазиатских стран СНГ их граждане, участвовавшие в качестве наемников в боевых действиях в различных "горячих точках", что вероятно подстегнет подпольные экстремистские организации к более агрессивным действиям.

Существует также вероятность эскалации ряда "вялотекущих" региональных конфликтов и их переноса из ЦАР на территорию России, что объясняется наличием оставшихся от СССР социально-экономических и родственных связей, существованием высокоорганизованных этнических диаспор, в том числе интегрированных в “теневую экономику”, а также существенными миграционными потоками части населения региона в Россию.

С учетом изложенного можно сделать выводы:

— в центральноазиатском регионе под влиянием сил Международной антитеррористической коалиции происходит формирование новой системы региональной безопасности. Данная система будет включать в себя структуры, противостоящие деятельности международных террористических организаций, радикальных религиозных и этнических группировок, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия и наркотиков. При этом одним из компонентов данной системы может стать и вероятное военное присутствие сил Североатлантического альянса;

— наличие натовских и американских военных баз в странах региона и быстро развивающиеся военно-технические отношения с указанными государствами делает возможным вариантом развития военно-политической обстановки реализацию "третьего этапа" расширения НАТО с участием не только европейских, но и центральноазиатских государств – участников СНГ;

— активная трансформация Европейского союза из экономической структуры в военно-политическую, в том числе с появлением надгосударственных элементов, может привести к появлению самостоятельной, отличной от позиции США, "европейской" составляющей геополитического "пасьянса" в центральноазиатском регионе;

— в случае, если дислокация войск НАТО и США в странах ЦАР сохранится надолго, регион может столкнуться с новыми вызовами безопасности и, в этом случае, Центральная Азия может стать ареной межрегионального и глобального соперничества с участием США, России, Китая, а в перспективе – возможно и единой Европы;

— исходя из складывающейся ситуации в центральноазиатском регионе необходима организация эффективного взаимодействия региональных антитеррористических структур – в частности РАТС ШОС, ОДКБ и АТЦ СНГ, а также продолжение работы по дальнейшему укреплению взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств Содружества и их правоохранительных ведомств, как при проведении согласованных межгосударственных и межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций в сфере противодействия международному терроризму, так и при расследовании преступлений террористического характера. Важными элементами сотрудничества остаются также вопросы информационного взаимодействия, а также розыска, задержания и передачи правоохранительным органам соответствующих государств-участников СНГ лиц, находящихся в международном розыске.

В заключение хотелось бы отметить, что укрепление и развитие Содружества Независимых Государств отвечает жизненным интересам Российской Федерации. При этом главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономического и политического объединения государств, занимающего достойное место в мировом сообществе, с сохранением за собой политического лидерства.

Ключевым понятием при выработке общего понимания целей и задач Содружества на перспективу для Российской Федерации является прагматизм, а главной целью СНГ представляется реализация совпадающих интересов государств — участников путем развития их многостороннего взаимовыгодного сотрудничества. При этом межгосударственное взаимодействие должно являться не самоцелью, а инструментом совместного решения конкретных проблем, критерием результативности которого служит практическая польза, получаемая участниками.

Благодарю за внимание.