Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

НАДЕЖДУ ДАРИТ НА ЗАРЕ ПАРОМЩИК ЛЮДЯМ Захват парома "Керченский" знаменует переход от пионерских "Зарниц" к напряженной антитеррористической работе Игорь Плугатарев

НАДЕЖДУ ДАРИТ НА ЗАРЕ ПАРОМЩИК ЛЮДЯМ
Захват парома "Керченский" знаменует переход от пионерских "Зарниц" к напряженной антитеррористической работе
Игорь Плугатарев

В Акватории Черного и Азовского морей прошли российско - украинские тактико-специальные учения "Азов-Антитеррор-2003", организованные Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ. Об их исключительности говорит целый ряд обстоятельств. Мероприятия развивались в три этапа, начиная с Казахстана. А на финальной стадии все происходило в реальном времени и не на каком-то полигонном объекте, а на совершенно конкретном пароме "Керченский-2", курсирующем между двумя портами 16 раз в сутки, с реальным экипажем.

Паром - это не маленькая яхточка, заложников на нем не влюбленная парочка, а террористов не двое-трое, а целая бригада. Это не "любой объект", а в своем роде "эксклюзивный". И тут, как представляется, нужны и особые подходы и выверенная ювелирность в действиях.

ИЗ ЗАМЫСЛА УЧЕНИЙ

Международные террористические организации (МТО), действующие на территории государств - участников СНГ, стремятся к созданию теократических исламских государств в Центральной Азии и на Кавказе. Несмотря на поражения в открытом противоборстве, они не отказались от своей идеи. Для этого они предпринимают попытки активизировать экстремистскую деятельность на территории государств - участников СНГ в Центрально-Азиатском (ЦАР) и Кавказском (КР) регионах…

Эмиссары МТО (совместная учебная группа "террористов") под видом мигрантов перемещаются из южных областей Казахстана по территории Российской Федерации через порт "Кавказ" Краснодарского края в направлении порта "Крым". Цель - вербовка на территории Украины, в частности, в Автономной Республике Крым наемников из числа лиц, проповедующих радикальные течения ислама.

На этом этапе против "террористов" проводились оперативно-разыскные мероприятия, причем на уровне оперативных штабов с российской и украинской сторон. Задачей же учебной террористической группы, в состав которой были привлечены сотрудники КНБ Казахстана и ФСБ России, было легендированное перемещение с целью сбора разведданных, выявления уязвимых мест проникновения на стратегические объекты в целях возможного проведения на них диверсионно-террористических актов. И паромная переправа была в этом смысле едва ли не выгоднейшим таким объектом.

В силу ряда обстоятельств (а это может быть как политическое обострение ситуации в одной или нескольких странах ЦАР или КР, так и, скажем, угроза провала вербовочной операции в результате действий органов безопасности) "террористы" приняли решение о захвате парома и экипажа и заложников на нем.

ПО СЦЕНАРИЮ "НОРД-ОСТА". ЗАХВАТ

Паром, курсирующий между портами, предназначен для перевозки пассажиров и транспорта (легковых и грузовых автомобилей). Принадлежит он Украине. Расстояние между портами "Кавказ" и "Крым" составляет около 4 км. Захватывали "террористы" "Керченский-2" по "норд-остовской" схеме. Под видом пассажиров рейсового автобуса, следующего по маршруту Темрюк - Симферополь, они въехали на борт судна, стоящего у причала в порту "Кавказ". Оружие и взрывчатка были провезены ими при содействии "сообщников". Когда на палубу въехал последний автомобиль, въездная аппарель закрылась, и паром отошел от причала.

"Террористы", по свидетельству спецнаблюдателей, очень хорошо исполняли свою роль. Через капитана выдвинуты требования о немедленном выводе войск из Чечни и о предоставлении крупной суммы денег мелкими купюрами в долларах США. После чего власти должны беспрепятственно пропустить судно для выхода в нейтральные воды.

СИТУАЦИЯ ПОД КОНТРОЛЕМ. ПЕРЕГОВОРЫ

Через группу ведения переговоров руководство операцией регулярно уточняло обстановку на борту парома. Параллельно, в зависимости от поступающих данных, шла работа по подготовке возможного силового пресечения акции.

"Террористам" было предложено поставить судно к причалу в порту "Крым": на пароме не хватает топлива, воды и пищи, кроме того, швартовка необходима, чтобы гарантированно передать им требуемые ими же деньги. Эти доводы "террористов" убедили, и они приняли решение зайти-таки в порт.

С этого момента подготовка операции по освобождению заложников и нейтрализации "террористов" на пароме вступила в решающую стадию. Переговорщики делали свое дело, спецподразделения - свое. Счет времени шел уже на минуты. Было видно, что "захватчики" нервничают. Наблюдение доложило, что судно минируется. При переноске продуктов питания и воды "террористы" велели тем, кто носит упаковки, раздеться до плавок. Поведение "террористов" стало агрессивным, угроза жизни заложников возросла. В этих условиях руководство управления операцией приняло решение на проведение силового пресечения теракта. Тем более что, по докладам, все к этому уже было готово.

Их брали или "ликвидировали" в момент передачи денег. "Террористы" потребовали-таки скинуть кофры с пачками купюр с вертолета, видимо, опасаясь, что при передаче денег "по суше" спецназовцы вместо банкнот могут положить в сумки оружие, и тогда… К этому времени по всему корпусу паром был уже окружен боевыми пловцами, которые ждали команды на штурм.

Секунда - и из открытой двери "вертушки" вылетели тросы. И еще до того, как их концы коснулись настила, четверо спецназовцев в черном уже стремительно "съезжали" по ним вниз. Вертолет тут же отваливает в сторону. Одновременно раздались выстрелы снайперов, давно скрытно занявших позиции вокруг "Керченского-2". Боевые пловцы с помощью канатов с тройными крюками и прочих специальных приспособлений уже штурмовали борта. Паром - конечно, сложный объект для такого рода операции, но и здесь все решают именно секунды.

Учение "Азов-Антитеррор-2003", по оценке профессионалов, продемонстрировало высокий уровень подготовки целого ряда спецподразделений стран Содружества, принимавших в нем участие, прежде всего спецназа Украины.

И все же реальные угрозы терроризма сейчас таковы, что для организации и проведении учений подобного масштаба должны привлекаться не только собственно спецструктуры, но и подразделения Гражданской обороны и МЧС.

Медперсонал также мог бы участвовать не в ограниченном составе, лишь на случай возможных травм. Кстати сказать, московский "Норд-Ост" показал, что необходимость в этом есть. Ибо спецназ, как опять же утверждают специалисты, сработал на Дубровке весьма профессионально, а вот медики - во многом не по своей вине - подкачали.

Жизнь заложников и людей, случайно оказавшихся в зоне проведения террористической акции, остается главной ценностью при проведении подобных операций. Спецназ, слава Богу, научился это учитывать. Те, кто осуществляет "общее руководство, также не должны отставать.

Опубликовано в Независимом военном обозрении (еженедельное приложение к “Независимой газете”) № 31 (346) от 5-11 сентября 2003 года