Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

АТЦ СНГ - барьер против террора

АТЦ СНГ -
барьер против террора

Активизация усилий международных террористических организаций по дестабилизации обстановки в мире, акции террористов в Москве и Нью-Йорке, нарастание обеспокоенности в мире по поводу возможного повторения масштабных террористических актов - все это со всей очевидностью продемонстрировало необходимость объединения усилий в сфере борьбы с международным терроризмом. Для решения этой проблемы недостаточно мобилизовать имеющиеся либо специально создаваемые для этой цели отдельные антитеррористические подразделения или правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с терроризмом необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ СНГ) является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества Независимых Государств, призванным обеспечить координацию -взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство работой осуществляется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (СОРБ). АТЦ СНГ возглавляет Руководитель, назначаемый (освобождаемый) Решением Совета глав государств СНГ по представлению Председателя СОРБ СНГ В настоящее время Руководителем Центра является генерал-полковник Мыльников Борис Александрович.

Руководитель Центра имеет трех заместителей: Первый заместитель - представитель Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ, генерал-майор Сарсеков Бексултан Сарсекович, заместитель - представитель Совета министров обороны государств - участников СНГ (должность вакантна) и заместитель - представитель Совета командующих Пограничными войсками, генерал-полковник Верчагин Валерий Иванович.

Руководитель Центра, его Первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства. При исполнении своих обязанностей они соблюдают интересы всех государств - участников СНГ

В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств - участников СНГ, Советом министров обороны государств - участников СНГ; Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ (БКБОП).

Комплектование Антитеррористического центра СНГ осуществляется на коалиционной основе в соответствии с квотами должностей, предусмотренных штатом Центра. В настоящее время АТЦ СНГ укомплектован представителями органов национальной безопасности и спецслужб, министерств внутренних дел и обороны стран Содружества.

Процессы интеграции различных террористических организаций в международные структуры порой опережают дипломатические и профессиональные усилия государств, борющихся с этим транснациональным злом Для современного международного терроризма характерны формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции; отработанная тактика возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвленной нелегальной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира.

Эти организации фактически стали самостоятельной политической силой, оказывая непосредственное влияние на деятельность государств во внутренней и внешней политике. Международные террористические организации в настоящее время представляют собой мощные интернациональные структуры, оснащенные по последнему слову техники. Примеры Афганистана и Чечни, имеющиеся сведения о возможностях организаций, оказывающих донорскую помощь террористам и сепаратистам, показывают, что современный терроризм способен не только проводить одиночные акции, но и участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Основными причинами качественного роста возможностей международных террористов на сегодняшний день являются:

  • наличие транснациональной преступности (в первую очередь наркокартелей), организационно переплетенной и сотрудничающей с террористическими организациями;
  • развитие науки и техники, что повлекло за собой новые способы и объекты преступных посягательств террористов (ядерный, химический, биологический терроризм, терроризм с использованием глобальных компьютерных сетей и др.);
  • развитие средств массовой информации, которые максимально подробно и оперативно информируют общественность о любом теракте, что значительно усиливает планируемый террористами эффект, придавая ему тем самым общественный резонанс.

Специалисты антитеррористических подразделений многих стран едины во мнении о том, что ни одно государство, даже самое развитое в военном и индустриальном плане, не в состоянии в одиночку справиться с вызовом международного терроризма. Не под силу такая задача и группе высокоразвитых стран - ее решение требует объединения и взаимопонимания всех государств. Именно поэтому так важна работа по сближению их позиций в направлении достижения понимания существа проблемы представителями их антитеррористических структур. Уже сейчас по многим вопросам терроризма и как явления, и как международного преступления достигнуто определенное единство, что служит залогом успеха международной деятельности по искоренению этой угрозы для человечества.

B целях эффективного противодействия международному терроризму на пространстве СНГ была разработана Программа государств - участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, утвержденная Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, Данная программа учитывала сложившиеся политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, специальные и другие аспекты. В ней нашли отражение проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Спецслужбы государств Содружества сосредоточили свои усилия на превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических устремлений, устранении потенциальных предпосылок их формирования, укреплении границ СНГ; снижении возможностей импорта политического и религиозного экстремизма из третьих стран.

Глубокая проработка указанных вопросов предопределила решение о необходимости создания постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Таким своеобразным штабом стал Антитеррористический центр государств - участников СНГ фактически начавший функционировать с начала 2001 г. Основные усилия сотрудников Центра направлены на формирование системы координации и взаимодействия государств - участников Содружества в области предупреждения и пресечения актов международного терроризма и иных проявлений экстремизма. Деятельность АТЦ СНГ позволяет сформулировать и реализовать по существу единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы безопасности, организовывать информационное взаимодействие Центра с органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

Помимо межотраслевой и межведомственной координации, Центр старается распространить координацию в борьбе против террористической угрозы на все позитивные силы общества, на все организации - правительственные, международные и общественные, которые проявляют заинтересованность в решении этой актуальной проблемы.

Таким образом, важным условием успешной анти террористической стратегии является, в первую очередь, обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединение и координация усилий ведомств на всех уровнях, дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной и чрезвычайной обстановке, а также в условиях проведения контртеррористической операции.

Планы работы Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ (СОРБ) и АТЦ СНГ, Положение об АТЦ СНГ предусматривают в качестве главных для Центра следующие задачи:

  • формирование действенной системы координации и взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • накопление, обобщение и анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах - участниках СНГ и других государствах;
  • решение организационно-правовых, кадровых и административно-хозяйственных вопросов.

По предложению Центра, одобренному СОРБ, в 2001 г. в г. Бишкек (Киргизская Республика) создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону (ЦАР). Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 года на ее базе создано Отделение Центра по ЦАР. Его штатная численность составляет семь человек. Все должности укомплектованы представителями Республики Казахстан (один человек), Киргизской Республики (три человека). Российской Федерации (два человека) и Республики Таджикистан (один человек).

В соответствии с поручением СОРБ, в АТЦ СНГ начата проработка вопроса о создании отделения Центра по Кавказскому региону. Руководством МГБ Грузии, СНБ Республики Армения, ФСБ России принято положительное решение по данному вопросу.

Ежегодно, согласно планам СОРБ, Центром проводятся совместные командно-штабные, оперативно-тактические и тактико-специальные учения. Так, в 2001 году на территории Киргизии под эгидой АТЦ СНГ проводилось совместное командно-штабное учение “Юг-Антитеррор-2001”. В нем приняли участие органы безопасности и спецслужбы девяти государств Содружества (кроме Армении и Грузии). За их ходом наблюдали также представители Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Штаба по координации военного сотрудничества, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью.

Оперативно-тактическое учение “Юг-Антитеррор-2002” было проведено в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. В нем принимали участие восемь государств. На учении присутствовало руководство Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.

В текущем году на территории Украины прошел сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности государств Содружества, в ходе которого проводилось совместное тактико-специальное учение на Керченской паромной переправе с привлечением антитеррористических структур Службы безопасности Украины, Комитета национальной безопасности Казахстана и ФСБ России. Подобные учения, согласно планам СОРБ, проводятся Центром ежегодно. В следующем году планируется учение по разблокированию захваченного террористами объекта, опасного в техногенном отношении.

Сотрудники Центра принимают участие в подготовке и проведении ряда научно-практических конференций, международных форумов и семинаров по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Ведется работа по созданию действенного механизма установления и поддержания рабочих контактов АТЦ СНГ с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, и соответствующими специализированными структурами других государств.

Одно из основных направлений международного сотрудничества АТЦ СНГ связано с работой специального Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН (КТК СБ ООН или КТК). Комитет создан в соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1373, принятой 28 сентября 2001 года. В его функции входит осуществление мониторинга выполнения данной Резолюции, предусматривающей обязательное принятие и реализацию всеми государствами широкого набора практических мер по предупреждению и пресечению международного терроризма. При этом акцент делается на блокировании финансовой подпитки террористов. Основная задача КТК заключается в том, чтобы обобщать и анализировать предоставляемую государствами информацию о предпринимаемых ими антитеррористических мерах и выносить соответствующие рекомендации. 22 ноября 2002 года АТЦ СНГ представил в КТК информацию о проводимой в рамках Содружества работе по противодействию терроризму.

6 марта 2003 года состоялась Специальная встреча КТК с представителями международных, региональных и субрегиональных антитеррористических организаций. АТЦ СНГ принял в этой встрече самое активное участие. На заседании был заслушан доклад Первого заместителя Руководителя Центра, в котором был высказан ряд предложений по интенсификации установления и поддержания рабочих контактов с региональными и международными организациями, а также озвучен ряд предложений по согласованию совместных действий в области борьбы с терроризмом.

Одновременно Антитеррористическим центром государств - участников СНГ установлены рабочие контакты с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП). В частности, в 2001-2002 годах был проведен ряд важных встреч с руководством как самого УНП ООН, так и его структурного подразделения по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в Центре создан Специализированный банк данных, пополняемый информацией о международных террористических и иных экстремистских организациях, лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Центром обобщается и анализируется опыт работы антитеррористических подразделений компетентных органов государств Содружества; результаты работы отражаются в подготавливаемых методических рекомендациях, а также ежемесячных аналитических справках. В ближайшей перспективе работа Центра будет строиться по следующим направлениям:

  • укрепление взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств Содружества и их правоохранительных ведомств как при проведении согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций в сфере противодействия международному терроризму, так и расследовании преступлений международных террористических и экстремистских организаций, в частности, информационного взаимодействия;
  • совершенствование мер по предупреждению и пресечению террористических актов на объектах повышенной техногенной и экологической опасности, укрепление взаимодействия и обмена опытом в этой сфере антитеррористической деятельности, а также повышение защищенности объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность;
  • совершенствование механизма взаимодействия АТЦ СНГ с Организацией Договора о коллектив ной безопасности, в частности, Регионального отделения Центра с Постоянной оперативной группой Штаба КСБР ЦАР ДКБ;
  • выработка правовых основ и налаживание рабочих контактов АТЦ СНГ с КТК СБ ООН, создаваемой Региональной антитеррористической структурой ШОС и аналогичными структурами других международных организаций;
  • активизация участия общественности и средств массовой информации в предотвращении пропаганды терроризма и иных проявлений экстремизма;
  • подключение к борьбе с международным терроризмом различных институтов государства и общества, создание механизмов целевого финансирования и действенного контроля проводимых в этой сфере мероприятий.

В текущем году разрабатывается Концепция государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая призвана стать главным организационно-политическим документом, формирующим антитеррористическую политику каждого государства СНГ и всего Содружества. При разработке этого документа будут учтены международные конвенции и иные договоры в сфере борьбы с терроризмом, а также специфика формирования и развития тех негативных процессов в наших странах, которые инспирируют экстремизм и его крайнюю форму - терроризм, создавая угрозы для безопасности граждан и самих государств. Центр прилагает усилия к тому, чтобы в разработке Концепции принимали заинтересованное участие представители всех силовых структур, от слаженного взаимодействия которых будет и впредь зависеть эффективность борьбы с терроризмом. Каждый из субъектов антитеррористической деятельности должен четко представлять свою роль в решении общей задачи.

На сегодняшний день Антитеррористический центр является уникальной в своем роде структурой, призванной обеспечить координацию усилий правоохранительных органов и спецслужб государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом на значительной части Евразийского континента.

Опубликована в журнале "Военный дипломат", выпуск сентябрь 2003г. Стр.46-51