Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Тезисы выступления Руководителя АТЦ СНГ перед секретарями советов безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств

Тезисы выступления Руководителя АТЦ СНГ перед секретарями советов безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств

Деятельность Антитеррористического центра государств-участников СНГ организовывается в соответствии с Планами работы СОРБ и АТЦ СНГ, Положением об АТЦ, и направлена на решение трех основных задач:

- формирование действенной системы координации и взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

- создание условий для надежного информационно-аналитического обеспечения деятельности АТЦ СНГ;

- решение организационно-правовых, кадровых и административно-хозяйственных вопросов.

  1. Координационно-оперативная деятельность

    Центром подготовлено и проведено 15-20 апреля 2002 г. на территории Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана совместное комплексное оперативно-тактического учение "Юг-Антитеррор - 2002".

    В рамках учения органами внутренних дел и пограничными ведомствами Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в реальном режиме времени, проведена совместная операция "Граница - заслон".

    Сотрудники Центра приняли участие также в оперативном сборе, проведенном Штабом по координации военного сотрудничества СНГ; совместной командно-штабной тренировке по теме: "Подготовка и применение Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в кризисных ситуациях", проводившейся с командованием и органами управления частей и подразделений КСБР по центральноазиатскому региону Коллективной Безопасности; совместном антитеррористическом учении подразделений погранвойск Кыргызской Республики и Китая.

    По предложению Центра, одобренному СОРБ, в 2001 г. в г. Бишкек создана Оперативная группа АТЦ СНГ по ЦАР, которая по Решению Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 года преобразована в Отделение Центра по ЦАР. Его штатная численность составляет 7 единиц. Все должности укомплектованы представителями Республики Казахстан (1 чел.), Кыргызской Республики (3 чел.), Российской Федерации (2 чел.) и Республики Таджикистан (1 чел.).

    В соответствии с поручением СОРБ в АТЦ СНГ начата проработка вопроса о создании отделения Центра по Кавказскому региону с местом дислокации в г. Владикавказе. Руководством МГБ Грузии, СНБ Республики Армения, ФСБ России принято положительное решение по данному вопросу. Руководство МНБ Азербайджанской Республики по вопросу регионального сотрудничества выражает особое мнение.

    Утвержден перспективный план обучения специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений государств Содружества до 2003 года включительно.

    В 2002 году АТЦ СНГ инициирована разработка предложений по защите важных промышленных объектов и объектов повышенной техногенной и экологической опасности в государствах СНГ. О принятых мерах и проведенной работе получены ответы из Украины, Кыргызстана, Грузии, Узбекистана, Таджикистана.

    Сотрудники Центра приняли участие в подготовке и проведении ряда научно-практических конференций, международных форумов и семинаров по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

    Подготовленный Центром совместно с межведомственной рабочей группой проект "Словаря основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма" одобрен СОРБ и передан в Научно-консультативный совет при АТЦ для доработки.

    Ведется работа по созданию действенного механизма установления и поддержания рабочих контактов АТЦ СНГ с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, и соответствующими специализированными структурами других государств. В этих целях, а также для оказания методической и практической помощи компетентным органам государств Содружества, и ознакомления со складывающейся оперативной обстановкой на местах, в 2002 году сотрудники Центра выезжали в 83 командировки.

    Центром установлены рабочие контакты с Управлением по наркотикам и преступности и Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН. В частности, 6 марта с. г. в Штаб-квартире ООН состоялось специальное заседание Контртеррористического комитета, в работе которого принял участие Первый заместитель Руководителя АТЦ СНГ Б. Сарсеков. На форуме было сделано сообщение о деятельности Центра, перспективах сотрудничества с КТК ООН, другими международными и региональными организациями, а также озвучен ряд предложений по согласованию совместных действий в области борьбы с терроризмом.

    Отделением АТЦ СНГ по ЦАР установлены рабочие контакты с соответствующими подразделениями КНБ, МВД и МО Республики Казахстан. Достигнуты договоренности совместно с МБ РТ, СНБ КР, КНБ РК согласовать комплекс мероприятий по перекрытию канала нелегальной миграции международных террористов в ЦАР, подписано Соглашение с ПОГ КСБР ДКБ ЦАР в Бишкеке об организации информационного взаимодействия.

  2. Информационно-аналитическая деятельность

В Центре создан Специализированный банк данных (СБД АТЦ СНГ), пополняемый информацией о международных террористических и иных экстремистских организациях, лицах, оказывающих поддержку международным террористам и т. д.

Совместно с ФСБ России в Центре развернуто абонентское звено Объединенного банка данных СНГ (ОБД СНГ) по проблеме борьбы с организованной преступностью. ФСБ России проведен поиск в документальном банке данных ведомства значимой информации для передачи в банки данных АТЦ СНГ.

Обеспечивается эксплуатация программно-аппаратных комплексов абонентских пунктов: ОБД СНГ, “Секорс”, Internet с использованием технических возможностей ФСБ России, ЦВК ГУИР ФАПСИ, Отдела открытой информации ФСБ России. Установлена справочная система правовой информации "Консультант Плюс".

В Центре ведется работа по изучению возможностей использования в интересах подразделений АТЦ СНГ новых перспективных программно-аппаратных средств общего и специального применения и современных компьютерных технологий обработки информации.

Обеспечивается своевременное исполнение информационных запросов заинтересованных министерств и ведомств государств - участников СНГ. Проводится постоянная работа по обработке материалов, поступающих из рабочих органов Содружества и компетентных органов государств -участников СНГ для пополнения СБД АТЦ СНГ.

В 2002 году Центром подготовлено 735 информационных, аналитических и иных документов по различным аспектам борьбы с международным терроризмом. Содержащиеся в них выводы использовались для выработки предложений по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера, и деятельности террористических и экстремистских организаций и причастных к ним лиц, а также незаконного перемещения через границы стран СНГ сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов и т.д.

Центром обобщается и анализируется опыт работы антитеррористических подразделений компетентных органов государств Содружества, результаты работы отражаются в подготавливаемых им методических рекомендациях, а также ежемесячных аналитических справках.

После окончательного согласования с государствами Содружества на 13 заседании СОРБ утвержден подготовленный Центром пакет документов по вопросу издания Информационного бюллетеня АТЦ СНГ. В компетентные органы государств Содружества направлен первый номер Бюллетеня.

Проводится мониторинг публикаций по проблемам борьбы с терроризмом и систематически пополняется перечень учебно-методических материалов, предназначенных для подготовки и повышения квалификации сотрудников антитеррористических подразделений.

Осуществляются мероприятия по использованию средств массовой информации в предотвращении пропаганды насилия и более широкому освещению мер противодействия компетентных органов террористической и иной экстремистской деятельности.

В частности, в средствах массовой информации государств Содружества и зарубежных стран широко освещались ход и результаты совместного комплексного оперативно-тактического учения "Юг-Антитеррор - 2002".

Своевременно пополняются материалами Internet-страницы Центра на веб-сервере Исполкома СНГ.

III.Организационно-правовая, кадровая и административно-хозяйственная деятельность

Осуществлен комплекс мероприятий по принятию нормативных правовых актов в АТЦ СНГ и компетентных органах государств Содружества, касающихся деятельности Центра.

Подготовлен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и АТЦ СНГ об условиях пребывания АТЦ на территории России.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является подготовка документов, касающихся различных аспектов борьбы с международным терроризмом, определения роли и места АТЦ СНГ в совершенствовании законодательной базы государств Содружества, а также формирования международно-правовой базы сотрудничества.

Центр участвовал в разработке ряда документов: Концепции деятельности АТЦ СНГ на период до 2005 года; проекта Программы государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003-2004 годы; Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ; Указа Президента Российской Федерации о компетентном органе Российской Федерации, осуществляющем официальные контакты с АТЦ СНГ; Положения об Информационном бюллетене АТЦ СНГ и др.

На 12 заседании СОРБ принято подготовленное Центром решение “О международных рабочих контактах АТЦ СНГ” и утверждено "Положение о научно-консультативном совете при АТЦ СНГ".

Штатная численность Центра составляет 60 единиц, из них зарезервировано за СОРБ – 45 единиц, СМВД – 5, СМО – 5, СКПВ – 5.

По состоянию на 17 марта с.г. списочная численность Центра составляет 51 человек, из них: СНБ Республики Армения - 1 чел.; МГБ Грузии - 1 чел.; КНБ Республики Казахстан - 2 чел.; МВД Республики Казахстан - 1 чел.; СНБ Кыргызской Республики - 2 чел. (по линии СОРБ и СКПВ); СГО Кыргызской Республики – 1 чел. (за счет вакантной должности по линии СОРБ); МВД Кыргызской Республики - 1 чел. (за счет вакантной должности по линии СОРБ); СИБ Республики Молдова – 1 чел.; ФСБ России - 28 чел. (некомплект – 2 чел.); МВД России - 4 чел.; Минобороны России - 4 чел.; ФПС России - 4 чел.; МБ Республики Таджикистан – 1 чел.

Укомплектованность личного состава Центра составляет 85%, что свидетельствует о необходимости уделить более пристальное внимание практическому решению этого вопроса.

Из Республики Армения и Украины в АТЦ СНГ направлены Полномочные представители этих государств.

Получено согласие руководства МНБ Азербайджанской Республики и КГБ Республики Беларусь на временное замещение вакантных должностей, закрепленных за их ведомствами, за счет других государств Содружества.

Руководством СНБ Республики Узбекистан 26 октября 2001 года подтверждено участие в подборе кандидатур для замещения двух вакантных должностей, закрепленных за их Службой.

В 2002 году бюджетом органов СНГ на содержание и обеспечение работы Антитеррористического центра СНГ были предусмотрены средства в объеме 26 415 100 рублей, а фактически поступило 18 129 042 рубля. Недополучено финансирования на сумму 8 286 058 рублей.

Комитет секретарей советов безопасности государств-участников СНГ обладает существенным потенциалом в решении задач по борьбе с международным терроризмом по следующим направлениям:

- укрепление взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств Содружества и их правоохранительных ведомств как при проведении согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций в сфере противодействия международному терроризму, так и расследовании преступлений международных террористических и экстремистских организаций, в частности, информационного взаимодействия;

- совершенствование мер по предупреждению и пресечению террористических актов на объектах повышенной техногенной и экологической опасности, укрепление взаимодействия и обмена опытом в этой сфере антитеррористической деятельности, а также повышение защищённости объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность;

- совершенствование механизма взаимодействия АТЦ СНГ с Организацией Договора о коллективной безопасности, в частности, Регионального отделения Центра с Постоянной оперативной группой Штаба КСБР ЦАР ДКБ;

- налаживание рабочих контактов и выработка правовых основ сотрудничества АТЦ СНГ с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, создаваемой Региональной антитеррористической структурой ШОС и аналогичными структурами других международных организаций;

- активизация участия общественности и средств массовой информации в предотвращении пропаганды терроризма и иных проявлений экстремизма;

- полноценное финансирование Центра и укрепление его кадрового состава;

- подключение к борьбе с международным терроризмом различных институтов государства и общества, создание механизмов целевого финансирования и действенного контроля проводимых в этой сфере мероприятий.

Обобщая результаты работы Центра следует отметить, что АТЦ СНГ сформировался как координационная информационно-аналитическая структура межгосударственного уровня. Заложены основы системы координации и взаимодействия стран Содружества в борьбе с международным терроризмом, а также надежного информационно-аналитического обеспечения деятельности Центра.

Деятельность АТЦ СНГ позволяет сформулировать и реализовать по существу единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы безопасности, организовывать информационное взаимодействие Центра с органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

В то же время, работа АТЦ СНГ по координации усилий государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом может стать более эффективной, если к ней в полной мере будут привлечены все национальные силовые ведомства государств-участников СНГ.

С этой целью представляется целесообразным на всем пространстве Содружества иметь унифицированные государственные структуры – национальные антитеррористические комиссии (НАК) – определяющие политику и аккумулирующие усилия всех органов государственной власти по организации борьбы с международным терроризмом.

Задача оперативного штаба (ОШ) НАК – управление проведением (совместной) контртеррористической операцией.

Задача АТЦ СНГ – координация усилий и организация взаимодействия ОШ НАК при проведении совместных контртеррористических операций. После принятия в 2002 году Положения о проведении совместных антитеррористических мероприятий у этого направления деятельности Центра есть правовая база.