Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О развитии взаимодействия межгосударственных органов Содружества в реализации Программы государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Б.А. Мыльников, Руководитель АТЦ СНГ, 2002)

Тезисы выступления Руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ Б.А. Мыльникова на совместном заседании Координационного совета генеральных прокуроров, Совета министров иностранных дел, Совета руководителей органов безопасности и специальных служб, Совета командующих Пограничными войсками, Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ

 


О развитии взаимодействия межгосударственных органов Содружества в реализации Программы государств – участников СНГ
по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года
 
Уважаемые участники заседания!

Обсуждаемые вопросы совместной борьбы с преступностью и международным терроризмом сегодня как никогда актуальны.

Программа государств-участников CНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, разработанная в развитие Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, стала тем документом реализация которого позволила на территориях государств – участников Содружества реально сдержать рост международного терроризма.

Правительствами многих государств – участников СНГ разработаны и утверждены планы по ее реализации, где намечены конкретные мероприятия организационно-правового, информационно – аналитического, научно – методического, кадрового и практического характера.

Антитеррористический центр государств-участников СНГ (Центр), являясь постоянно действующим специализированным отраслевым органом, предназначенным для координации взаимодействия компетентных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, также работает над реализацией этой Программы.

В 2001 году нами осуществлены мероприятия по информационно-аналитическому, научно-методическому, кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности Центра, а также по созданию механизма взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в вопросах борьбы с терроризмом.

В Центре сформирован специализированный банк данных по проблемам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, где сконцентрирована информация:

- о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;

- о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах;

- о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Значительное внимание мы уделяем вопросам формирования правовой основы сотрудничества государств Содружества по борьбе с международным терроризмом.

Так, АТЦ СНГ разработал и в установленном порядке внес на рассмотрение уставных органов Содружества проекты Положения о полномочных представителях государств-участников СНГ при АТЦ СНГ, Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств – участников СНГ, Положения о Научно-консультативном совете при АТЦ СНГ и некоторые другие документы, принятие которых значительно расширит правовое поле сотрудничества.

В апреле с.г. Центром организовано и проведено совместное командно-штабное учение “Юг-Антитеррор – 2001” в Кыргызской Республике, в котором приняли участие руководители подразделений по борьбе с терроризмом девяти государств - участников СНГ и представители Штаба по координации военного сотрудничества СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений СНГ, а также представители министерств внутренних дел, обороны, экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

Учение повысило потенциал антитеррористических подразделений Кыргызской Республики и их готовность противодействовать бандам международных террористов, которые в 1999 и 2000 годах из Афганистана совершали набеги на юг республики. Ход учения широко освещался средствами массовой информации, итоги получили положительные отзывы и, возможно, это внесло определенный вклад в профилактику, так как в 2001 году террористических проявлений международного характера в Кыргызской Республике не наблюдалось.

Антитеррористический центр СНГ намерен провести подобное учение и в этом году, все организационные документы для этого уже подготовлены.

В августе 2001 года в Кыргызской Республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону с местом дислокации в г. Бишкеке, которая осуществляет мониторинг оперативной обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах стран Содружества и работает в тесном контакте с компетентными органами по борьбе с терроризмом Казахстана, Кыргызской Республики, России и Таджикистана. В плане работы Центра стоит вопрос о создании в 2002 году на базе этой группы полноценного Филиала (отделения) АТЦ СНГ по Центрально-азиатскому региону.

Особо пристальное внимание в 2001 году наш Центр уделял оперативной обстановке, складывающейся на Южных рубежах СНГ, так как обстановка складывающаяся там сегодня является основным определяющим фактором, оказывающим влияние на процесс становления всей системы международной и региональной систем безопасности.

Антитеррористическая операция проводимая в Афганистане США и антиталибской коалицией в целом оказала положительное влияние на оперативную обстановку в сфере борьбы с международным терроризмом в государствах СНГ.

Активность террористических и экстремистских организаций действующих на территориях государств- участников СНГ в значительной степени зависела и зависит от источников и объемов их финансирования. После разгрома очага международного терроризма в Афганистане финансовая основа международного терроризма существенно сузилась.

Но, успешные боевые действия Северного альянса и антитеррористической коалиции вынудили часть наемников из государств СНГ, различными путями, используя открытость границ и несогласованность миграционной политики, возвратиться обратно в свои государства, что в долгосрочной перспективе может создать новую угрозу и подстегнуть уже существующие подпольные экстремистские и террористические организации к более агрессивным действиям.

Поэтому, убеждать присутствующих о том, что следует и далее наращивать усилия по координации совместных действий по борьбе с международным терроризмом – не стоит.

Приоритетными в этом направлении, по-прежнему, остаются вопросы создания единого правового пространства. Существенный вклад в их разрешение вносит Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ, которой за ее плодотворную деятельность признательны все межгосударственные органы Содружества, в том числе и Антитеррористический центр СНГ.

Однако, потенциал нашего взаимодействия по выполнению Программы государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года реализован пока еще не полностью.

Полагаю, что меры, предлагаемые Исполнительным комитетом Содружества по повышению этого потенциала и отраженные в проектах документов, переданных нам на рассмотрение уже сегодня следует перевести из декларативной - в практическую плоскость.

Благодарю за внимание.